Актуальные вопросы метапредметного обучения английскому языку в старших классах
презентация урока для интерактивной доски по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс) на тему
В предлагаемой презентации представлены разноообразные приемы и методы работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из стадий:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_voprosy_metapredmetnogo_obucheniya_angliyskomu_yazyku.pptx | 860.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.
Понятие « метапредметность » Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА ... (от греч. meta — между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому. Термины « метапредмет », « метапредметность » имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель.
Определение метапредметности Метапредметность (в узком смысле) – способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности; Метапредметность (в широком смысле) – средство формирования целостной картины мира в сознании учащихся.
Метапредметный подход в образовании Метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов . Обособленность разных научных дисциплин и учебных предметов друг от друга досталась нам в наследство еще от XVII века, когда началось бурное развитие научного знания, возникли образовательные модели, которые были ориентированы на воспроизводство и закрепление результатов развития отдельных научных дисциплин и подготовку специалистов под конкретные области знания .
Метапредметный подход в образовании В отличие от Нового времени XXI век характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие. Введение метапредметного подхода в образовании – это попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам, вызовам уже не XVII , а именно XXI века .
Технологии Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий: развивающее обучение Эльконина -Давыдова; мыследеятельностная педагогика; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смысловое моделирование; технология критического мышления (Э. де Боно ); авторская школа М.Щетинина ; технология «аквариум» и др.
Метапредметный урок Метапредметный урок – это урок, целью которого является: формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании ; ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся.
Методические принципы Для осуществления дидактики нового типа были разработаны соответствующие ей методические принципы педагогической работы: Основной единицей, с которой приходится иметь дело во время сценирования , является не предметная тема, как то происходит при планировании урока, а ситуация учения-обучения. Ситуация учения-обучения предполагает организацию такого взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит преобразование как способа работы учащегося, так и способа работы учителя, другими словами – предметом преобразования становится сама форма организации совместной работы учителя-ученика. Учитель , реализуя сценарную технологию, работает не с передачей информации и не с умениями-навыками, но со способностями учащихся. Основным механизмом, позволяющим дотянуться до пласта способностей, являются специально создаваемые ситуации учения-обучения. УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН УМЕТЬ СЦЕНИРОВАТЬ УРОК
Сценирование метапредметного занятия ПАМЯТКА «Основные подходы к проведению метапредметного занятия» 1 . Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер, интеграция; 2 . Целеполагание – формулирование обучающимися целей урока по схеме : 3 . Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности ; вспомнить узнать уметь
Сценирование метапредметного занятия 4. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании занятия; 5. Деятельность обучающихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием; 6. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. 7. Системная работа со способом «Задача»: например, если ученик освоил решение задач на три параметра в одной теме, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из другого раздела; 8. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение того, чему научился и каким способом действовал.
Практическая часть На примере фрагментов уроков английского языка в старших классах можно проиллюстрировать некоторые стратегии технологии развития критического мышления, которые используются на современном уроке иностранного языка , а также какие личностные и метапредметные умения отрабатываются на занятиях. Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Практическая часть I стадия II стадия III стадия Вызов: актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения Реализация смысла: получение новой информации; учащиеся соотносят старые знания с новыми Рефлексия: размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения
Практическая часть Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий : составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров , схем « фишбоун », графические модели знания, прием «Тонкие и толстые вопросы », приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема ).
Ментальные карты Ментальные карты (от англ. mind maps – карты ума или интеллект-карты) – это разработка Тони Бьюзена – английского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. В системе образования ментальные карты было предложено использовать американскими педагогами Б.Дерпортер и М.Хенаки .
Ментальные карты Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться. Ментальные карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Этот прием можно использовать, чтобы: «застенографировать» те мысли и идеи, которые приходят в голову, когда обучающиеся размышляют над какой-либо задачей; оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга ».
Ментальные карты
Ментальные карты
Денотатный граф Денотатный граф (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятии, либо как итог, обобщение на заключительном уроке.
Денотатный граф Методика построения денотатного графа: Выделение ключевого слова или словосочетания; Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку; Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать; глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществлять; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – «веточки». Соотнесение каждого слова – «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий и противоречий.
Денотатный граф
Денотатный граф
Схемы « фишбоун » Схемы « фишбоун » (от англ. f ishbone – кость рыбы или рыбий скелет) были придуманы профессором К. Ишикава , поэтому часто называются диаграммы Ишикава . Они представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов.
Схемы « фишбоун » Схема фишбоуна представляет собой «рыбью кость», в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.
Схемы « фишбоун »
Схемы « фишбоун »
Кластеры Кластеры (от англ. cluster – рой, гроздь, груда, скопление) – способ выделения смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.
Кластеры Методика создания кластера: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.
Кластеры
Результаты метапредметного обучения Метапредметный подход : обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
Результаты метапредметного обучения МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка преемственность всех ступеней образовательного процесса организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания
Заключение Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, мотиватором , учить детей «учиться».
Заключение О бразование – это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса профильного обучения по английскому языку в старших классах Space Exploration
Данная программа может использоваться в преподавании элективных профильных курсов английского языка в 10-11 классах общеобразовательных школ и гимназиях с углубленным изучением иностранных языко...
«Элективный курс «Деловой английский» как один из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов основной школы»
Использование английского языка в области делового общения предполагает наличие у участников коммуникации достаточного запаса знаний об особенностях и стратегии реч...
Методика обучения монологической и диалогической речи при изучении английского языка в старших классах
Эта статья представляет собой краткий обзор методических принципов преподавания монологической речи и далогоческой речи в старших классах, с учетом подготовки к ГИА и ЕГЭ. Статья содержит фрагменты мо...
Особенности профильного обучения английскому языку в старших классах. Статья.
Данный материал может быть полезен учителям, работающим в старших классах школ, лицеев, где есть профильное обучение....
Актуальные вопросы в преподавании английского языка в условиях реализации ФГОС
Данный файл содержит полное раскрытие темы актуальности в преподавании иностранных языков в условиях реализации ФГОС...
Мотивация в обучении английскому языку на старшем этапе обучения.
В современных условиях развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения отношения к обучению иностранным языкам в российской общеобразовательной школе. Обучение иностранным языкам расс...