Методика обучения монологической и диалогической речи при изучении английского языка в старших классах
статья по английскому языку (9 класс) на тему
Эта статья представляет собой краткий обзор методических принципов преподавания монологической речи и далогоческой речи в старших классах, с учетом подготовки к ГИА и ЕГЭ. Статья содержит фрагменты моего личного преподавательского опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения монологической и диалогической речи при изучении английского языка
Проблема обучения монологической и диалогической речи английского языка является одной из самых главных проблем методики обучения английскому языку.
Поскольку важность английского языка, как лидирующего средства международного общения, все более и более усиливается, задача эффективного создания коммуникативной компетенции является одной из важнейших сторон деятельности учителей, особенно при обучении вне среды носителей языка.
Монологические высказывания.
До сих пор содержание обучения говорению определяется кругом так называемых разговорных тем, обозначенных в различных программах, в том числе и при подготовке к сдаче ОГЭ или ЕГЭ. Но как неоднократно отмечалось в литературе и как показала практика, организация материала в традиционные темы недостаточно эффективна. Если придерживаться подобного «тематического» подхода, то очевидно, что лучшим форматом тематического высказывания является монолог в течение двух-трех минут по заранее составленному плану, что и стало основной формой сдачи первой части устного экзамена ОГЭ.
Первичным по последовательности действий при этом остается отбор лексического материала (языковых клише), которые становятся опорой при изучении разговорного языка вне среды носителей. В практике можно использовать систему так называемого «двойного перевода», когда обучаемым предлагается перевести на родной язык страницу оригинального художественного текста, обращая основное внимание при этом на реалии разговорной речи, а не на их литературное оформление. Следующим этапом является перевод итогового текста с родного языка на английский, максимально сохраняя при этом точность разговорных форм.
Это позволяет во многом обогатит вокабуляр обучаемых, который в значительной степени ограничен стандартами разговорных тем.
При обучении монологическим высказываниям следует помнить основные параметры этих высказываний, которые отражают их сущность:
1. Относительно непрерывный характер высказывания, который не является рядом ответов на вопрос
2. Последовательность и логичность высказываний. Это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих
3. Смысловая законченность высказывания, его коммуникативная направленность.
При составлении монологических высказываний важную часть составляют опоры как словесные так и изобразительные. К ним можно отнести серию рисунков, фотографий, видеофильмы, а также диаграммы, схемы, карикатуры и т.д.
Диалогическая форма общения
В этом виде работы ученик должен четко знать, чего он хочет достичь : уговорить, убедить, проинформировать или узнать мнение по какому-либо вопросу.
Важным также является умение планировать ход беседы. Для каждой речевой задачи необходимо наличие логически-рациональных цепочек, сохраняя при этом общую логику решения речевой задачи.
В реальном диалогическом общении реплика партнера может в большей или меньшей степени соответствовать прогнозируемой. Это вынуждает говорящего к частичной спонтанной перестройке своей программы по ходу общения. Инициатива ведения диалога при этом может переходить от одного партнера к другому.
Весьма распространённым упражнением, к сожалению, остается заучивание диалогов, которое кроме совершенствования произношения ничего не дает. Поэтому логичнее использовать в процессе обучения короткие диалоги, состоящие из 4-6 реплик. При этом желательно отходить от готового образца, в зависимости от ситуации.
Среди проблем, теоретически-экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из самых актуальных.
Овладеть разговорными навыками английского языка, не находясь в среде носителей, задача весьма сложная. Поэтому важную роль в формировании коммуникативных навыков играет использование аутентичных материалов, в особенности видео и аудио материалов.
При работе учеников с опорой на видео ряд помощь может оказывать даже такой элемент как артикуляция носителей языка.
Подводя итог изложенного, можно утверждать, что лишь совокупность всех выше перечисленных методов может помочь учителю и обучаемым в формировании речевых навыков и делают процесс овладения иностранным языком интересным для учеников.
Список литературы:
1. Brumfit S. , Johnson K. “ The Communicative Approach to Language teaching” Oxford, 1981, 234 p.
2. Widdowson H.G. “ Teaching Language as Communication”
Oxford, 2003, 273 p.
3. Современная теория методики обучения иностранным языкам. / под ред. Л. М. Федоровой, Т. И. Рязанцевой – М.: издательство «Экзамен», 2004. – 266-267 стр.
4. Иностранные языки в школе. /под ред. – М. П. Каменецкой : номер 5, научный методический журнал, 2008 – 53/57 стр.
5. Бим И. Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы// иностранные языки в школе, номер 5, 2002. – 3 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методика обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка"
Введение. Проблема обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучен...
Личностно – ориентированный подход при обучении устной (монологической и диалогической) речи на уроках английского языка.
Актуальные проблемы иноязычного образования в современном социокультурном контексте....
Облако слов как средство мотивации монологической и диалогической речи на уроках английского языка.
Одним из инструментов социальных сервисов Web 2.0 являются Облака слов (Wordclouds). Как показывает практика, облако слов может применяться на уроках для решения различных учебных задач. Облако с...
Облако слов как средство мотивации монологической и диалогической речи на уроках английского языка.
Одним из инструментов социальных сервисов Web 2.0 являются Облака слов (Wordclouds). Как показывает практика, облако слов может применяться на уроках для решения различных учебных задач. Облако с...
Нетрадиционные методы обучения монологической и диалогической речи на уроках английского языка в старших классах
Актуальность работы состоит в том, что на современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улу...
Обучение монологической и диалогической речи на уроках английского языка
Обучение монологической и диалогической речи на уроках английского языка в свете ФГОС....