ИКТ как необходимый элемент современного образовательного процесса
статья по английскому языку на тему

Зайнутдинова Земфира Амирзяновна

В данной статье говорится об информационно-коммуникационных технологиях, а точнее о необходимости их использования в современном образовательном процессе. Выдвигается пять аспектов, в которых отражается актуальность и потребность применения ИКТ на любом этапе обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии как необходимый элемент современного образовательного процесса.

Зайнутдинова З.А.

МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа»№174», г.Казань

Далеко не секрет, что XXI век – это век информационных технологий. То, что в недалеком прошлом казалось абсолютно нереальным, сегодня уже вполне обыденное явление. Мы живем в эпоху революционных научных открытий и глобального освоения космоса. Наше столетие – это время информационного прогресса и современных технологий, которые стремительно развиваются с каждым днем. Поэтому представить процесс обучения без использования информационно-коммуникационных технологий, на сегодняшний день, крайне тяжело. Можно даже сказать почти невозможно.

В чем же это отражается? Я выделила пять основных аспектов.

Во-первых, в реализации принципа наглядности. Здесь происходит обогащение учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения материалом. Согласитесь, что в современном мире наглядный материал воспринимается эффективнее на информационном «носителе»  нежели на бумажном. Ведь он намного ярче и красочнее. Плюс ко всему,  его количество  может быть неограниченно одним или двумя изображениями. Подача материала может быть разнообразной: фотографии, картинки, схемы,  презентация и т.д. Тем самым можно решить проблему однотипности визуальной наглядности. Любой материал можно подстраивать под возрастные особенности учащихся и учитывать их индивидуальные потребности.  Немаловажную роль играет и время поиска необходимого материала. Очень просто зайти в интернет и найти все требующиеся картинки, либо загрузить свои фотографии, или создать изображения в специальных компьютерных программах.  Естественным образом время поиска и создания будет очень сильно сокращено, что позволит сакцентировать внимание на более важных аспектах при подготовке к обучающему процессу.

Во-вторых,  использование разнообразных интерактивных эффектов делает познавательные моменты  яркими, интересными и незабываемыми. В чем же это проявляется? Например, в возможности приобщить к делу разнообразные шумовые, звуковые и анимационные эффекты. Подача материала становится более динамичной и увлекательной. Такая форма проведения урока повышает его  эффективность и поддерживает интерес учеников к изучаемому предмету. Наблюдается лучшее усвоение программного материала.

В-третьих, появляется дополнительный ресурс активизации детей в обучающем процессе. Создается такая благоприятная атмосфера обучения, при которой учащиеся  активно работают совместно с учителем, сознательно размышляют над процессом обучения, а также подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, плюс обретают новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Это происходит благодаря умению педагога создавать разнообразные задания  в специальных компьютерных программах. При выполнении  учениками  данных дидактических игр и упражнений происходит   и установление обратной связи в усвоении познавательного материала, что помогает педагогу судить об уровне  восприятия необходимых знаний.

В-четвертых, появляется уникальная возможность систематизировать все занятия, а именно внести их в свою, так сказать, «электронную медиатеку».  Впоследствии можно спокойно использовать её  на уроках и делиться опытом со своими коллегами. Так осуществляется принцип мобильности педагога. Это отражается:

-  в подготовке и планировании занятия. Уже, имея собственную «медиатеку»,  учителю легче построить предстоящий урок. А  остаток времени можно затратить на разработку очередного внеклассного мероприятия.

-  в помощи молодому специалисту. Если в коллективе есть вновь пришедший учитель, то с ним можно поделиться опытом и показать уроки из существующей «медиатеки».

- в  дальнейшем совершенствовании учебно-познавательного процесса. Ведь посмотрев на свои занятия некоторое время спустя можно внести дополнительные корректировки. А сделать это в электронном виде не является трудоемким процессом.

Благодаря этому повышается общее качество образовательного процесса.

В-пятых, это возможность развития творческих способностей, как педагога, так и детей. Педагог проявляет себя при подготовке к нетрадиционным формам обучения, где  огромную помощь  оказывает ему использование информационно-коммуникационных технологий. Дети же открывают свои творческие возможности во время этих самых нетрадиционных уроков. Здесь складывается положительная  эмоциональная атмосфера, при которой развивается интерес учащихся к изучаемому предмету и раскрывается творческая самостоятельность.

 Использование информационно-коммуникационных технологий в   процессе обучения  помогает  достигнуть основные цели урока, такие как:

- обучающие, а именно овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками;

- развивающие – то есть содействие формированию общеучебных и специальных умений, а также совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической и диалогической речи учащихся, общей  коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, и в целом — становлению и развитию личности.

- воспитательные – способствующие  воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, мнений, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Таким образом, информационные технологии оказывают неоценимую помощь в современном процессе обучения детей. А также облегчают труд педагога. С компьютерной поддержкой можно создать интересное и эмоционально-насыщенное занятие. Данные технологии могут быть использованы как на протяжении всего урока, так и на его отдельной части. Они подходят для всех типов обучения и любых видов деятельности.

На мой взгляд, использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности в просторах образования, остается только дерзать!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаобразование как элемент модернизации образовательного процесса

Медиаобразование как элемент модернизации образовательного процессав средней общеобразовательной школе. ...

Роль ЭОР и Интеренет-ресурсов в современном образовательном процессе

В данной статье представлен материал о роли в ЭОР в обучении немецкому языку...

Программа развития слушательских навыков, необходимых педагогу в образовательном процессе

Данная программа способствует развитию слушательских навыков педагогов...

Санитарно-гигиенические условия, необходимые для организации образовательного процесса в школе

Санитарно-гигиенические условия, необходимые для организации образовательного процесса в школе...

Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.

Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...

Лекция для педагогов и специалистов образовательных организаций : "Инновационные технологии в современном образовательном процессе".

   В рамках  проведения курсов повышения квалификации педагогических работников  Калининградской области, организуемых специалистами  Государственного автономного...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...