Программа развития слушательских навыков, необходимых педагогу в образовательном процессе
рабочая программа по теме
Данная программа способствует развитию слушательских навыков педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_slushatelskih_navykov_1.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждено
На педагогическом совете
Протокол №_________
«_____» ______________20_____г. «____»________________20____г.
Программа развития слушательских навыков
«Азбука общения»
Составитель Лысяк Валентина Владимировна,
учитель Макеевской ООО I-III ступеней № 37
Макеевка 2016 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1.Актуальность программы
2. Цель и задачи программы
2.1.Цель программы
2.2.Задачи программы
3. Содержательный раздел программы
4.Приложения
Пояснительная записка
Научись любить и понимать людей,
и рядом с тобой всегда будут друзья.
Конфуций
1. Актуальность
Программа «Азбука общения» предназначена для развития навыков общения педагога, необходимых в образовательном процессе. Программа служит установлению взаимоотношения между детьми и педагогом. Профессор Тим Бригхаус на конференции, посвященной проблемам образования, проходящей в Германии 25 октября 2000 года, назвал несколько основных профессиональных качеств, присущих эффективно работающим педагогам, среди которых (вторым по списку!) стоит умение хорошо слушать. К сожалению, пока не у всех это хорошо получается.
"Лучший способ помочь человеку почувствовать его значимость - это активное слушание, сфокусированное на его проблеме".
Внимательное слушание поможет получить важную информацию об ученике, которая в дальнейшем даст возможность грамотно и целенаправленно строить отношения с ребенком и реализовать его потенциал в учебном процессе.
2. Цель и задачи программы
2.1.Цель программы: формирование эмоционально-мотивационной установки по отношению к себе, окружающим, средствами специально разработанных методик.
Знания, полученные на занятиях, дадут слушателям представления об искусстве человеческих взаимоотношений, будут способствовать приобретению навыков, умения и опыта, необходимых педагогу в образовательном процессе.
Программа должна убедить слушателей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, что является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца детей.
2.2. Задачи программы :
- Обучение пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
- Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
- Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях с учащимися, родителями и другими окружающими людьми, ориентируясь на метод сопереживания;
- Формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику;
- Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
3.Содержание программы
№ | Темы занятий | К-во часов |
1. | Специфика слушания как вид речевой культуры | 1 ч. |
2. | Функции слушания | 2 ч. |
3. | Механизмы слушания (механизм слуховой памяти, механизм адаптации, механизм выделения смысловых блоков в процессе компрессии содержания) | 2 ч. |
4. | Этика слушания : осознание цели слушания; предварительная ориентировка в ситуации слушания | 2 ч. |
5. | Этика слушания: восприятие текста и его осмысление; контроль и оценка деятельности | 2 ч. |
6. | Виды слушания: глобальное, детальное, критическое | 1 ч. |
7. | Способы слушания: рефлексивное, нерефлексивное, критическое | 2 ч. |
8. | Культура слушания | |
9. | Умение слушать как профессионально значимое умение | 1ч. |
10 | Учебные ситуации, связанные с умением учителя слушать | 2ч. |
11 | Основные приёмы совершенствования умения слушать | 1 ч. |
12 | Тренинг | 1 ч. |
13 | Итоговое занятие | 1 ч. |
.
.
4. ПРИЛОЖЕНИЕ
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В арсенале любого педагога – психолога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них. Игры, которые помогут педагогу научить детей:
- устанавливать доверительный контакт между детьми;
- чувствовать состояние и настроение сверстников;
- использовать мимику и пантомимику в общении;
- согласовывать свои действия с партнером по общению;
- сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации;
- быть наблюдательными;
- проявлять эмпатию.
ЗАКОЛДОВАННАЯ ТРОПИНКА
Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам
Один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды — спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
ВЕТЕР ДУЕТ НА ТОГО...
Цель игры: развитие умения выделять индивидуальные особенности сверстников
Дети стоят в кругу. Ведущий, начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того...» Продолжение фразы может быть таким:
- У кого светлые волосы.
- Кто в красной одежде.
- Кто любит смеяться.
- Кто высокого роста.
- И т. д.
После фразы все, кто у кого есть такие качества, должны собраться в одном месте.
ПУТЕШЕСТВИЕ
Цель игры: развитие умения договариваться, подчинять свои желания общим интересам
Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение.
Варианты продолжения игры:
- Мы возьмем с собой в путешествие...
- Этот предмет (...) цвета.
- По дороге мы встретили...
Примечание .Когда дети хорошо освоят умение работать в парах, можно разбивать их на более многочисленные группы (по 3, 4, 5 человек).
ЗАКОЛДОВАННАЯ ТРОПИНКА
Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам
Один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды - спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО
Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении
Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.
Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Цель игры: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для
эффективного общения
Из числа участников выбирается водящий. На какое-то время он выходит из комнаты. В этот момент в классе производится несколько изменений: в одежде или прическе детей, можно пересесть на другое место. Задача водящего - правильно под- ? метить происшедшие изменения.
Каждый ребенок по очереди становится водящим.
Примечание. Делать нужно не больше 2-3 изменений за один раз. Все изменения должны быть заметными.
ОБЪЯТИЯ
Цели: позволяет детям физически выражать свои положительные чувства, тем самым способствуя развитию в классе групповой сплоченности. Стеснительным детям эта игра помогает более близко общаться с другими.
Упражнение вполне годится для "разогрева" класса в начале учебного дня. Проводя его, вы показываете свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех учеников класса, независимо от уровня их общительности.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Естественно, иногда можно и поспорить друг с другом, ведь когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным ученикам, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.
Проверьте, хочет ли сидящий рядом с вами ребенок участвовать в упражнении. Вы можете определить это по некоторым невербальным признакам. Но иногда вы можете спросить его и открыто: "Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?" Большинство детей ответит вам: "Да". После этого начинайте первый кон игры, нежно и мягко обняв сидящего рядом с вами ребенка. Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре, и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по кругу, пока не вернется к Вам. Мы надеемся, что, дойдя до Вас, оно станет более крепким и будет сделано с большим энтузиазмом.
Анализ упражнения:
— Понравилась ли тебе эта игра?
— Почему хорошо обнимать других детей?
— Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?
— Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?
ПОЧЕСАТЬ СПИНКУ
Цели: повысить уровень групповой сплоченности. Эта игра нравится и маленьким детям, и подросткам, и взрослым, потому что предоставляет играющим в нее возможность приблизиться друг к другу, пережить чувство общности с группой, расслабиться и вновь сосредоточить свое внимание. Вы можете проводить это упражнение в начале или в конце урока, можно проводить его как отдых между сложными учебными заданиями.
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого — внешнего или внутреннего круга... Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника.
Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж. (Назовите имена двух школьников из разных кругов, стоящих друг рядом с другом.) Пусть Олег и Ольга начнут растирать ладонями плечи стоящих перед ними учеников. Когда Олег и Ольга завершат массаж, те двое сделают такой же массаж двоим следующим — стоящим перед ними. И так далее по кругу, пока массаж не "вернется" к тем, кто его начал — к Олегу и Ольге.
МЕЧТЫ
Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу
Материалы: бумага и маркеры.
Предложите участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый из них видит свое будущее. Затем обменяйтесь мыслями о своих мечтах или даже изобразите их на бумаге. Далее пусть каждый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди ... могут помочь, а какие три — помешают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать/сделать, чтобы мечта сбылась.
Примечание: это упражнение проходит очень хорошо, если к обмену мечтами подойти творчески. Если участникам трудно рассказать или нарисовать свою мечту, то можно предложить изобразить мечту в виде сценки. Пусть участники сами пофантазируют, каким образом они могут изобразить свою мечту. Любые средства выражения при творческом подходе предпочтительнее, чем устный или написанный текст.
КРУГ ЗНАКОМСТВ
Цель: сплотить и раскрепостить участников тренинга
Материалы: не требуются.
Участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается снова в круг. Все игроки повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников продемонстрирует свое движение или жест.
ПОСТРОЙТЕСЬ ПО РОСТУ!
Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение
Материалы: не требуются.
Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание ( как себя чувствовали участники) или нет.
Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных — естественно, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т. д.
Приложение № 2
Тренинг для детей "Мой коллектив и я"
Тема: Мой коллектив и я!
Цель: ознакомить с этапами развития коллектива; формировать дружеское отношение друг к другу; развивать творческое мышление;
воспитывать культуру общения между людьми.
Тип проведения: Коллективное творческое дело, тренинг
Оборудование: презентация, плакат острова, карточки, рисунок корабля, ленты, бижутерия.
Ход занятия
Так уж повелось, что человек не может жить один. Люди общаются между собой, постоянно образуя группки, компании, коллективы.
- А что такое коллектив?
- Можем ли мы считать себя коллективом?
Тема нашего занятия "Мой коллектив и я". И мы сегодня попытаемся узнать достаточно ли мы дружны и крепки, и каков наш коллектив. Вместе с нами коллектив тоже растет и развивается.
А давайте заглянем в будущее! Что будет с нашим коллективом?
- Мы с вами отправимся на большом и красивом корабле в путешествие под названием «Жизнь». Мы будем жить как одна команда – знающие и надежные товарищи, которые живут по принципу один за всех и все за одного! Вы сможете организовать любое дело, не только в своем коллективе, но и в других. Наш коллектив превратиться в горящий факел. Светить можно не только для себя. Настоящий коллектив это тот, где люди сами видят, когда другим плохо, и приходят на помощь, не замыкаясь только в своем коллективе, а общаясь и помогая другим группкам и коллективам.
Коллективное творческое дело «Жизнь на необитаемом острове»
А сейчас я приглашаю вас немного пофантазировать и представить, что мы оказались на необитаемом острове. На этом острове живут два племени: племя мальчиков и девочек.
1. Выбор название племени и вождя
Необходимо придумать название племени и выбрать вождей.
Карта с изображением острова. Вожди племени, разместите флажок на карте там, где будет находиться ваше племя и напишите на доске его название.
2. «Украшение племени»
Племенам предлагаются ленты, бижутерия для украшения жителей племени. Пофантазируйте и расскажите, как живет ваше племя, какие в нем правила и законы, какие жители тут живут, чем они занимаются. (рассказывают все участники по - очереди, 1-2 предложения).
3. «Приветствие»
Оба ваших племени живут на одной земле и рано или поздно вы обязательно встретитесь.
- А знаете ли вы, что приветствовать друг друга можно по–разному:
кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный
поцелуй, просто «добрый день» и здравствуй» и т.п.
Прошу обговорить, как будут здороваться жители вашего племени, а затем вожди первыми поприветствуют друг друга. Жители племени, последуйте примеру ваших вождей.
4. «Язык жестов»
Как водится, разные племена общаются на разных языках. Однако понять друг друга нам поможет язык жестов.
- Один из команды получает слово, которое нужно показать соседнему племени так, чтобы они его отгадали. (река, обед, слон, пожар и т.д.)
5. Тренинг «в одной связке»
Все жители племени связаны лентой. Нужно нарисовать крепость одним маркером, передавая его от участника к участнику, при этом рисуя только связанной рукой.
- Для чего нужна крепость?
- Можно ли построить крепость, когда между жителями нет согласия.
- Получилось ли у вас «построить» крепость?
- Были ли у вас разногласия? Как вы разрешили ситуацию?
6. Тренинг «разрушение стены»
Два племени стоят друг напротив друга. Каждый получает карточку.
Нужно продолжить выражение. Например:
Я обижаюсь, когда…
Если высказывание правдиво, то противоположное племя делает шаг навстречу.
7. «Собери пазлы»
Племенам раздаются пазлы, но целую картину они могут собрать, только объединившись вместе.
- Вот наш коллектив и объединился! Скажите, можно ли наш класс назвать крепостью? В чем сходство, если оно есть. Обоснуйте свое мнение.
8. «Прощание»
Все становятся вкруг вместе с ведущим. Нужно обнять рядом стоящего человека, прощаясь, передавая прощание по кругу, пока оно не вернется человеку, который начинал прощание.
Наше занятие подходит к завершению, но жизнь продолжается, и наш коллектив продолжает расти и развиваться.
- И я вам предлагаю отправиться в путешествие навстречу новому этапу развития нашего коллектива на корабле с алыми парусами (рисунок корабля) под названием «Мечта». А какие качества возьмем мы с собой?
На столе лежат карточки с названиями качеств. Каждый выбирает одну из карточек и прикрепляет возле рисунка корабля.
Наш корабль отправляется в плаванье, а вы не забывайте, что отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон; лишь в сообществе с другими он может сделать многое…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" для 1 и 2 года обучения
Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях» (1 год обу...
Информация о педагогах, осуществляющих образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий в 2012 – 2013 учебном году
Информация о педагогах...
Программа развития школы как инструмент повешения качества образовательного процесса
Программа развития школы как инструмент повешения качества образовательного процесса...
ИКТ как необходимый элемент современного образовательного процесса
В данной статье говорится об информационно-коммуникационных технологиях, а точнее о необходимости их использования в современном образовательном процессе. Выдвигается пять аспектов, в которых отражает...
Санитарно-гигиенические условия, необходимые для организации образовательного процесса в школе
Санитарно-гигиенические условия, необходимые для организации образовательного процесса в школе...
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...
Роль педагога в образовательном процессе с учетом развития цифровых инструментов
Данная работа была необходима для участия в конкурсе "Учитель года"...