Использование технологии развития критического мышления для саморазвития интеллекта учащихся на уроках английского языка в основной школе.
статья по теме

Александрова Наталья  Равхатовна

Опыт основан на идеях технологии критического мышления, использование которой позволяет учителю формировать у учащихся умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом  пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на первом. Все это способствует достижению целей обучения, которые ставятся новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Качественно новый результат, который можно получить при использовании предлагаемого опыта, выражается в формировании у учащихся  познавательных универсальных учебных действий, включающих в себя общеучебные универсальные учебные действия, логические универсальные учебные действия, а также постановку и решение проблем. Это позволяет научить ребят работать с текстами, а не угадывать ответ.  Овладев  приемами работы с текстами на основе усвоенного материала, школьники  показывают достаточно высокие результаты на ЕГЭ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

 Опыт основан на идеях технологии критического мышления

I. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта (сектор применения, масштаб изменений, предмет изменений)

Сектор применения - основная школа; масштаб изменений – локальный; предмет изменений – методы и формы организации учебного процесса в рамках перехода на   новые Федеральные Государственные Образовательные стандарты.  

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Представленный опыт направлен на решение проблемы повышения качества выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку раздела «Письмо» часть С2 (написание эссе с элементами рассуждения) и раздела «Чтение» часть B3 (задание повышенной сложности на установление соответствий) и часть А15  -  А21 (задание повышенной сложности с множественным выбором ответа).

Опыт основан на идеях технологии критического мышления, использование которой позволяет учителю формировать у учащихся умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом  пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на первом. Все это способствует достижению целей обучения, которые ставятся новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Качественно новый результат, который можно получить при использовании предлагаемого опыта, выражается в формировании у учащихся  познавательных универсальных учебных действий, включающих в себя общеучебные универсальные учебные действия, логические универсальные учебные действия, а также постановку и решение проблем. Это позволяет научить ребят работать с текстами, а не угадывать ответ.  Овладев  приемами работы с текстами на основе усвоенного материала, школьники  показывают достаточно высокие результаты на ЕГЭ. 

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость  освоения представленного опыта, определяется  требованиями, предъявляемыми к материально-техническому обеспечению: наличие компьютера и систематизированного дидактического материала.

 

II. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Тема инновационного педагогического опыта

Использование технологии развития критического мышления  для саморазвития интеллекта учащихся на уроках английского языка в основной  школе.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Выбор технологий  «Критического мышления» обуславливается  переходом на новые Федеральные Государственные Образовательные стандарты.  Технология «Критического мышления» является средством формирования познавательных универсальных учебных действий, которые включают в себя общеучебные универсальные учебные действия, логические универсальные учебные действия, а также постановка и решение проблем и формирует такие  речевые навыки, как  чтение,  слушание и письмо, которые  являются фундаментом для формирования способности учиться, что обеспечивает успешную подготовку учащихся к ЕГЭ по английскому языку.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование методов и приемов технологии «Критического мышления»: «хочу всё знать», «знал, узнал, хочу ещё узнать», «кластер», «учимся вместе», «ажурная пила», «зигзаг», «инсерт», «5-“w”», «бриллиант» позволяют  формировать у учащихся  познавательные  универсальные учебные действия, совершенствуя тем самым все виды речевой деятельности (говорение,  аудирование, чтение, письмо).

4.Концепция изменений (способы реализации идеи)

На каждой из стадий урока используются свои методические приемы технологии «Критического мышления».

Метод “Mind-Map”(Карта памяти)

  • Является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро,  ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
  • Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей

Возможности использования “Mind-Map”

  • При систематизации, повторении материала;
  • При работе с текстом;
  • При повторении в начале урока;
  • При введении в тему;
  • При сборе необходимого языкового материала;
  • При контроле.

Example: Text “Means of transport”

Cluster-Method (гроздь) — служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.

Технология составления:

  • Ключевое слово;
  • Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
  • Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
  • Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Возможности использования

  • Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; на стадии рефлексии
  • исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально и в группах) так и стратегией урока в целом

Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.

Правило написания синквейна

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме
  5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:

Название (обычно существительное) ————————
Описание (обычно прилагательное) ————————
Действия ————————————————————
Чувство (фраза) ————————————————
Повторение сути ————————————————

Пример: 8-кл.  “It’s a Wonderful planet we live on”.

  • Earth
  • Earthquake
  • Beautiful, blue
  • Violent, destructive
  • Live, produce, pollute
  • Damage, destroy, break
  • Can be kind, can hurt
  • may be awful
  • Planet
  • Disaster

Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Метод “Знаем /хотим узнать / узнали”

Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: “Знаем /хотим узнать / узнали”. Такая же таблица находится и на доске.

  • В колонку “Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
  • В колонку “ Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
  • В колонку “ Узнали” учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

Пример:

We know

We want to know

Now I know how to

The symbols of Easter are

  • painted eggs

How to paint and decorate eggs

paint and decorate eggs

  • spring cakes

to bake springs cakes

bake springs cakes

  • paskha

to make paskha

make paskha

“Учимся вместе” (Learning Together)

Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.

Возможности использования:

  • При работе с текстом;
  • При изучении грамматики.

Как это делать при работе с текстом

Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, “ учитель” делает следующее:

  • Суммирует содержание абзаца;
  • Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
  • Растолковывает то, что для других осталось неясным;
  • Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;
  • Даёт задание на чтение следующего абзаца.

Как это делать при работе с грамматическим материалом

Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами:  “Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”.

Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.

  • Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;
  • Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;
  • Вторая — находит указатели, слова-помощники;
  • Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.

Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.

Ажурная пила (Jigsaw)

Возможности использования:

  • При работе с текстом;
  • При изучении грамматики.

Как это делать при работе с текстом

  • Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников;
  • Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал);
  • Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе;
  • Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией;
  • По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов;
  • Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, поскольку это отразится на общей итоговой оценке.

Как это делать при работе с грамматическим материалом

Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: “ Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”.

Класс делится на три группы. Все группы заполняют таблицу целиком. В каждой команде есть эксперты по “случаям употребления”, “указателям”, “схемам”. Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме.

Зигзаг

Класс делится на четверки, которые меняются на каждом уроке с тем, чтобы возникли неожиданные новые комбинации. Затем ребятам предлагается рассчитаться на 1,2,3,4, таким образом, у каждого члена группы появляется свой номер.

После этого учитель предлагает школьникам обратиться к материалу урока.

Кратко обсуждается тема, ставится задача — разобраться в данном материале, к концу урока каждый член группы должен понять тему. Однако растолковать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом.

Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые — за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и так далее. Теперь это уже экспертные группы, их задача: изучить материал, обсудить его и досконально разобраться, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам в кооперативной группе. По завершении работы экспертных групп они расходятся по своим “родным” кооперативным группам и принимаются обучать своих друзей.

Метод - Инсерт (INSERT)

Этот приём работает на стадии осмысления содержания

I — interactive — интерактивная
N — noting — размечающая
S — system — система для
E — effective — эффективного
R — reading and — чтения и
T — thinking — размышления

Это маркировка текста значками по мере его чтения.

“ V” — уже знал
“+” — новое
“-” — думал иначе
“?” — не понял, есть вопросы

  • Во время чтения учащиеся делают на полях пометки;
  • Заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф;
  • В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Приём - таблица “ Кто? Что? Когда? Где? Почему?

“5-W” — Method

Возможность использования

  • Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией

Пример:  Text “The Lost World”. Read and fill the table.

Who?

What?

When?

Where?

Why?

Professor

Challenger,

Professor

Summerlee,

Reporter Edward Malone,

Hunter Lord John Roxton

During the

expedition

they

encountered

prehistoric

animals

August

28 th

The Amazon Rainforest In

South

America

They invented Time Machine

Метод- Diamond

При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём “ Даймонд”. В переводе с английского — бриллиант, алмаз. Важный момент в задании — встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.

Оставьте за мной последнее слово

Прием для стимулирования размышления после чтения текста.

  1. Учащиеся находят отрывки, которые они считают интересными.
  2. Выписывают цитату на карточку, обязательно указав страницу.
  3. На обратной стороне карточки учащийся пишет свой комментарий.
  4. Затем цитата зачитывается перед классом, и учащиеся высказывают свои суждения.
  5. В заключении учитель просит учащегося, который выбрал цитату, прочитать собственный комментарий. За ним последнее слово.

И т.д.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Учителем должен быть освоен  методический инструментарий (совокупность методов и приемов, характерных для технологии «Критического мышления»)

6.Результат изменений

1)Позитивная динамика итогов учебных достижений  обучающихся за последние три года (увеличение среднего балла по всем классам с 4 до 4,2 баллов).

2) Высокий средний балл по результатам  ЕГЭ (78 баллов).

3)Наличие победителей областного этапа Всероссийской олимпиады школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии проблемного обучения

Опыт работы  Гукасян Людмилы Гургеновны, учителя английского языка МОБУ СОШ №4 по теме «Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии п...

Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии проблемного обучения

Опыт работы  Гукасян Людмилы Гургеновны, учителя английского языка МОБУ СОШ №4 по теме «Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии п...

Статья "Использование технологии развития критического мышления при подготовке учащихся к ОГЭ/ГИА"

Материал адресован учителям осуществляющим подготовку обучающихся к ОГЭ по предметам гуманитарного цикла. Представленная технология позволяет развить способность обучающихся критически мыслить, что яв...

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации учащихся на уроках английского языка

В статье раскрываются вопросы использования проектной деятельности в обучении в современной школе, которая становится все более актуальной. Так при помощи проекта можно реализовать все воспитательные ...

ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Выступление на ШМО с докладом «ТРИЗ технология как средство развития критического и творческого мышления учащихся на уроках английского языка»

laquo;ТРИЗ технология как средство развития критического и творческого мышления учащихся на уроках английского языка»...

Применение ТРИЗ технологии как средство развития критического и творческого мышления учащихся на уроках английского языка.

Разработка по реализации цели самооразования на тему :Применение ТРИЗ технологии  как средство развития  критического  и творческого мышления  учащихся  на уроках английского ...