Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)
| Представленный опыт направлен на решение проблемы повышения качества выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку раздела «Письмо» часть С2 (написание эссе с элементами рассуждения) и раздела «Чтение» часть B3 (задание повышенной сложности на установление соответствий) и часть А15 - А21 (задание повышенной сложности с множественным выбором ответа). Опыт основан на идеях технологии критического мышления, использование которой позволяет учителю формировать у учащихся умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на первом. Все это способствует достижению целей обучения, которые ставятся новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Качественно новый результат, который можно получить при использовании предлагаемого опыта, выражается в формировании у учащихся познавательных универсальных учебных действий, включающих в себя общеучебные универсальные учебные действия, логические универсальные учебные действия, а также постановку и решение проблем. Это позволяет научить ребят работать с текстами, а не угадывать ответ. Овладев приемами работы с текстами на основе усвоенного материала, школьники показывают достаточно высокие результаты на ЕГЭ. |
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)
| Использование методов и приемов технологии «Критического мышления»: «хочу всё знать», «знал, узнал, хочу ещё узнать», «кластер», «учимся вместе», «ажурная пила», «зигзаг», «инсерт», «5-“w”», «бриллиант» позволяют формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия, совершенствуя тем самым все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо).
|
4.Концепция изменений (способы реализации идеи)
| На каждой из стадий урока используются свои методические приемы технологии «Критического мышления». Метод “Mind-Map”(Карта памяти) - Является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
- Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей
Возможности использования “Mind-Map” - При систематизации, повторении материала;
- При работе с текстом;
- При повторении в начале урока;
- При введении в тему;
- При сборе необходимого языкового материала;
- При контроле.
Example: Text “Means of transport” Cluster-Method (гроздь) — служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке. Технология составления: - Ключевое слово;
- Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
- Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
- Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Возможности использования - Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; на стадии рефлексии
- исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально и в группах) так и стратегией урока в целом
Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию. Правило написания синквейна - В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
- Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме
- Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать: Название (обычно существительное) ———————— Описание (обычно прилагательное) ———————— Действия ———————————————————— Чувство (фраза) ———————————————— Повторение сути ———————————————— Пример: 8-кл. “It’s a Wonderful planet we live on”.
Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Метод “Знаем /хотим узнать / узнали” Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: “Знаем /хотим узнать / узнали”. Такая же таблица находится и на доске. - В колонку “Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
- В колонку “ Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
- В колонку “ Узнали” учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.
Пример: We know | We want to know | Now I know how to | The symbols of Easter are | How to paint and decorate eggs | paint and decorate eggs | | to bake springs cakes | bake springs cakes | | to make paskha | make paskha |
“Учимся вместе” (Learning Together) Общеизвестно, что легче научиться, обучая других. Возможности использования: Как это делать при работе с текстом Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, “ учитель” делает следующее: - Суммирует содержание абзаца;
- Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
- Растолковывает то, что для других осталось неясным;
- Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;
- Даёт задание на чтение следующего абзаца.
Как это делать при работе с грамматическим материалом Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: “Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”. Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию. - Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;
- Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;
- Вторая — находит указатели, слова-помощники;
- Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.
Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. Ажурная пила (Jigsaw) Возможности использования: Как это делать при работе с текстом - Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников;
- Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал);
- Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе;
- Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией;
- По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов;
- Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, поскольку это отразится на общей итоговой оценке.
Как это делать при работе с грамматическим материалом Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: “ Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”. Класс делится на три группы. Все группы заполняют таблицу целиком. В каждой команде есть эксперты по “случаям употребления”, “указателям”, “схемам”. Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме. Зигзаг Класс делится на четверки, которые меняются на каждом уроке с тем, чтобы возникли неожиданные новые комбинации. Затем ребятам предлагается рассчитаться на 1,2,3,4, таким образом, у каждого члена группы появляется свой номер. После этого учитель предлагает школьникам обратиться к материалу урока. Кратко обсуждается тема, ставится задача — разобраться в данном материале, к концу урока каждый член группы должен понять тему. Однако растолковать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом. Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые — за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и так далее. Теперь это уже экспертные группы, их задача: изучить материал, обсудить его и досконально разобраться, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам в кооперативной группе. По завершении работы экспертных групп они расходятся по своим “родным” кооперативным группам и принимаются обучать своих друзей. Метод - Инсерт (INSERT) Этот приём работает на стадии осмысления содержания I — interactive — интерактивная N — noting — размечающая S — system — система для E — effective — эффективного R — reading and — чтения и T — thinking — размышления Это маркировка текста значками по мере его чтения. “ V” — уже знал “+” — новое “-” — думал иначе “?” — не понял, есть вопросы - Во время чтения учащиеся делают на полях пометки;
- Заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф;
- В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
Приём - таблица “ Кто? Что? Когда? Где? Почему? “5-W” — Method Возможность использования - Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией
Пример: Text “The Lost World”. Read and fill the table. Who? | What? | When? | Where? | Why? | Professor Challenger, Professor Summerlee, Reporter Edward Malone, Hunter Lord John Roxton | During the expedition they encountered prehistoric animals | August 28 th | The Amazon Rainforest In South America | They invented Time Machine |
Метод- Diamond При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём “ Даймонд”. В переводе с английского — бриллиант, алмаз. Важный момент в задании — встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.
Оставьте за мной последнее слово Прием для стимулирования размышления после чтения текста. - Учащиеся находят отрывки, которые они считают интересными.
- Выписывают цитату на карточку, обязательно указав страницу.
- На обратной стороне карточки учащийся пишет свой комментарий.
- Затем цитата зачитывается перед классом, и учащиеся высказывают свои суждения.
- В заключении учитель просит учащегося, который выбрал цитату, прочитать собственный комментарий. За ним последнее слово.
И т.д.
|