Методическая разработка "Метод проектов"
методическая разработка по английскому языку ( класс) на тему

Методическая работа "Метод проектов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов

Проект - дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы или задачи путем решения задач, вытекающих из нее при рассмотрении  в определенной ситуации;

              -   деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Проектирование – самостоятельная работа учеников, основной целью которой является развитие и закрепление теоретических знаний и различных навыков при решении практических задач с использованием различных технологий.

Метод проектов – совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, решения определенной проблемы, значимой для учеников и оформленной в виде конечного продукта.

Проектная методика – совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

Типология проектов

1. доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. д;

         2.  предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

         3.  характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

         4.    характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, или региональный, и международный;

         5.     количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

         6.  продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности,  долгосрочный).

  1. Исследовательские проекты

Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности, принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки учащихся определенного этапа обучения. Обычно исследовательские проекты бывают предметными, в ряде случаев - межпредметными.

1.2 Творческие проекты

Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим, при выделении данного типа проекта исходили из доминирующего принципа. Предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о  планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т. п.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, жизненной ситуации. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

1.3 Ролево-игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

1.4 Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); Результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео); презентация.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

1.5 Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий; словарь обиходной лексики).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна  хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов  и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.    

  1. Монопроекты

Такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по занятиям с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы, форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

  1.  Межпредметные проекты

Эти проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два - три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников («Единое речевое пространство», «На рубеже веков»). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.        

3.1 Проекты с открытой, явной координацией

В таких проектах координатор участвует в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные).

3.2 Проекты со скрытой координацией

В таких проектах координатор выступает как полноправный участник (один из...).

 

4.1 Внутренние, или региональные, проекты.

Эти проекты, организуемые или внутри одной организации, на занятиях по одному предмету, или междисциплинарные, или между институтами, группами внутри региона, одной страны (это относится только к коммуникационным проектам).

  1.  Международные проекты.

Участниками проекта являются представители разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.

5. По количеству участников проектов можно выделить такие: личностные (между двумя партнерами); парные (между парами участников); групповые (между группами).

В последнем случае очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих студентов, так и в объединенной группе участников проекта из различных групп, стран). Роль педагога-координатора в этом случае особенно важна.

Основные принципы организации и работы с группой:

  1. группы учащихся формируются преподавателем  с учетом психологии совместимости участников, при этом в группе должны быть сильные, средние, слабые студенты;
  2. группе достается одно задание, при его выполнение возможно разделение ролей между участниками;
  3.  оценивается работа не одного учащегося, а всей группы;
  4.  преподаватель может сам выбирать члена группы, который должен отчитаться за задание, иногда это может быть слабый студент, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым участником группы.

6. По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на занятиях по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Что касается проектов средней продолжительности и долгосрочных, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой целостную программу. Такие проекты проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на занятиях.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки разных видов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому следует иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Требования к использованию метода проектов

1.   Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы \ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3.  Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей (учителем или самими учениками).

5.   Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающие из нее задачи исследования, оформление конечных результатов, их анализ; подведение итогов и т. п.

Этапы работы

I. Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

1. Планирование проекта в соответствии с: планом и темой, возрастом и опытом участников, их интересами, доступностью и посильностью информации, лексикой из темы, параграфа, книги, реальностью ситуаций;

Необходимо учитывать такие факторы, как: вовлечение всех учеников, их работа дома и на занятиях, использование всех видов речевой деятельности  (написать статью, сделать запись на кассете...), возможности класса, группы, каждого школьника отдельно.

         2.   Выдвижение идеи преподавателем на занятии.

         3. Обсуждение идеи участниками проекта; выдвижение ими своих, новых; аргументирование мнения ( этот этап имеет место, если речь идет о большом, то есть длительном проекте).

II. Организация работы:

1. Формирование микрогрупп. Важно учесть, что все группы создаются на основе личных симпатий и общности содержательного интереса.

  1.  Распределение заданий в микрогруппах (если в этом есть необходимость).
  1.  Практическая деятельность участников  в рамках проекта (сбор информации и ее анализ).
  1. Завершающий этап:

1. Промежуточный контроль  (при длительном проекте ).

2. Обсуждение способа оформления проекта..

3.  Документирование проекта.  

4. Презентация результатов проекта всей группе.

 5. Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок.

  1. Этап практического использования результатов проекта.
  2. Рефлексия

В помощь студенту

Актуальность исследования определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью в новых методах; потребностью практики. Обосновать актуальность - значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию.

Предмет  исследования - это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.

Цель исследования  - это его желаемый конечный результат. Наиболее типичны следующие цели:

  1. определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;
  2.      выявление взаимосвязи явлений;
  3.      изучение динамики явлений;
  4.      описание нового эффекта, явления;
  5.      открытие новой природы явления;
  6.      обобщение, выявление общих закономерностей;
  7.      создание классификаций, типологий;
  8.      создание методик;
  9.      адаптация методик.

Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причине явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.

Методы - основные способы, с помощью которых проводится исследование.

Этапы исследования - основные периоды работы исследователя.

Структура исследования - количество глав, таблиц, исследуемых источников, приложений.

Научная новизна - впервые полученные результаты, материал, не исследованный другими.

Теоретическая значимость - на какую область науки могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы  перспективы прикладных работ.

Практическая значимость - определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов.

Структура проекта включает следующие элементы

Титульный лист

  1. Полное наименование образовательного учреждения
  2. Предмет
  3. Название
  4. Автор(ы)
  5. Руководитель
  6. Год

Второй лист

Развернутый план проекта

Третий лист

  1. Краткое обоснование актуальности выбранной темы
  2. Цель, задачи, объект, предмет, направления исследования
  3. Гипотеза
  4. Методы исследования
  5. Практическая значимость

Текст

Оформляется как курсовая/дипломная работа

Литература/библиография

Приложение(я) 

Презентация

Могут быть представлены:

 - текст презентации

 -  тезисы выступления

 -  ключевые понятия

 -  краткое изложение содержания каждой главы с обязательным указанием ее названия

 - основные выводы по работе

При работе над проектом преподаватель

  • рассматривает себя прежде всего как организатора и руководителя учебно-воспитательной проектной деятельности;
  • использует индивидуальную и коллективную работу во взаимосвязи и взаимодействии, чтобы не только активизировать каждого, но и способствовать сплочению коллектива;
  • ставит перед участниками проекта проблемные вопросы, чтобы стимулировать их интеллектуальную активность;
  • помогает в поиске источников, способных помочь в работе над определенной темой;
  • учит добывать знания, обращаясь к таблицам, схемам, грамматическим справочникам, словарям;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поддерживает и поощряет;
  • поддерживает непрерывную связь, чтобы помогать  продвигаться  в работе  над  проектом;
  • обеспечивает «видение» участниками проекта своего продвижения в овладении языком;
  • помогает учиться самим.

Критерии оценки проекта

Соответствие содержания заявленной теме.

Значимость и актуальность выдвинутых проблем.

Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

Логика изложения.

Активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей.

Коллективный характер решений.

Творческая самостоятельность авторов проекта

Соблюдение требований к избранному жанру.

Использование дополнительной (по отношению к базовому учебному  курсу) информации.

Доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

Оформление результатов проекта.
Форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.

Владение материалом, грамотность, эмоциональность…

Форма отзыва научного руководителя по проекту

Ф.И.О. ученика/ученицы_______________________________________________________________

Ф.И.О. научного руководителя___________________________________________________

Тема на русском языке_________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Тема на английском языке______________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

№№

Criteria of assessment

Content of assessment

Grades

1.

Structure/ organization of synopsis

1. структура работы грамотно выстроена и логически прочно обоснована;

отл.

2. структура работы грамотно выстроена, однако присутствуют отдельные дефекты логики;

хор.

3. структура работы в целом выстроена правильно, однако существует ряд серьезных дефектов в ее логическом обосновании;

удовл.

4. структура работы выстроена неправильно, полностью отсутствует ее логическое обоснование

неуд.

2.

Range of relevant  issues analyzed

 1. в работе рассмотрен полный круг   вопросов, позволяющих глубоко раскрыть ее тему;

отл.

 2. в работе рассмотрен полный круг вопросов, позволяющих в достаточной степени раскрыть ее тему;

хор.

3. в работе рассмотрены лишь отдельные вопросы, имеющие отношение к ее теме;

удовл.

4. в работе рассмотрены вопросы, не позволяющие раскрыть ее тему.

неуд.

3.

Quality of the analysis

1. работа представляет собой яркое творческое произведение самостоятельного характера;

отл.

2. работа представляет собой творческое произведение самостоятельного характера;

хор.

3. работа представляет собой произведение компиляционного характера;

удовл.

4. работа представляет собой заимствование чужого труда.

неуд.

4.

Development of a coherent argument

1. работа демонстрирует высокую способность автора логически развивать свою аргументацию;

отл.

2. работа демонстрирует способность автора логически развивать свою аргументацию;

хор.

3. работа демонстрирует недостаточно проявленную способность автора логически развивать свою аргументацию;

удовл.

4.работа демонстрирует полное отсутствие способности автора логически развивать свою аргументацию.

неуд.

5.

Critical awareness of the literature

1. в работе отражен полный перечень источников, относящихся к ее теме;

отл.

2. в работе отражен в достаточной мере перечень источников, относящихся к ее теме;

хор.

3. в работе отражен ограниченный перечень источников, относящихся к ее теме;

удовл.

4. в работе не отражен необходимый перечень источников, относящихся к ее теме.

неуд.

6.

Recommendation to presentation

1. рекомендовать к защите проект с оценкой ____________________

Да

2. не рекомендовать к защите проект

Нет

7.

Style of writing

1. excellent

отл.

2. good

хор.

3. poor

удовл.

4. weak

неуд.

8.

Literacy

1. excellent

отл.

2. good

хор.

3. poor

удовл.

4. weak

неуд.

9.

Accuracy

1. excellent

отл.

2. good

хор.

3. poor

удовл.

4. weak

неуд.

10.

Recommendation to presentation

1. project can be recommended to presentation with a grade ___________

Yes

2. project can not be recommended to presentation

No

Научный руководитель

«_______»________________________20__ г.

Требования  к результатам учебных проектов


     Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

  • представляются в виде конкретного продукта (доклада, альбома, сборника, плана-карты, фильма и др.)
  • выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.)
  • содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации
  • содержат обзор литературы и электронных источников;
  • предполагают поиск необходимой информации, обсуждение научных проблем;
  • рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
  • защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
  • должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

 Требования к мультимедийной презентации результатов проектной работы

   Подготовка мультимедийной презентации включает в себя следующие этапы (помимо относящихся ко всем видам проектов):

  • практическая работа в библиотеках, моделирование;
  • разработка структуры презентации (уточняется в процессе работы);
  • использование дополнительных ресурсов и эффектов в презентации;
  • создание презентации (как правило, с применением программы Power point);
  • демонстрация и защита.

Методический паспорт учебного проекта

Адресация (кому предназначен, когда можно использовать - для определения места в учебно-тематическом плане - учебно-воспитательные характеристики учебного проекта)

  1. Тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов
  2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие…
  3. Задача учебно-педагогическая (на группу, каждого учащегося)
  4. Группа
  5. Время работы над проектом
  6. Режим работы

Обеспечение

  1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение
  2. Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы)
  3. ЗУН и обще учебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы
  4. Мотивация к познанию, работе

Предполагаемые приращения:

  1. Новое содержание по каждой теме
  2. Новые практические приемы
  3. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта
  4. Развитие навыков:
    • самостоятельной работы с:  источником информации, инструментами и технологиями, самостоятельное принятие решения, коммуникативности в, информационном обмене, в ролевом взаимодействии

• мыслительной деятельности при: проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании и др.,  самоанализа и рефлексии

  1. Воспитание толерантности
  2. Расширение кругозора

Статус учебного проекта

• Автор-разработчик
• Опыт использования (апробация)


Состав учебно-методического пакета

1. Визитная карточка учебно-методического пакета:

  • название учебно-методического пакета;
  • автор (авторы);
  • полное наименование образовательного учреждения;
  • e-mail автора (авторов);
  • предмет, по которому выполнен проект, или предметы, если проект носит межпредметный характер;
  • группас;
  • время проведения проекта (количество часов);
  • подробная аннотация всего проекта;
  • основополагающий вопрос;
  • проблемные вопросы;
  • вопросы учебной темы.

2. Работы участников, содержащие список использованной литературы.
3. Дидактические и методические материалы преподавателя.
4. Список использованной литературы.
5. План организации проекта.
6. План проведения проекта.
7. Сайт проекта, объединяющий все перечисленные работы.
 

Критерии оценки учебно-методического пакета

-  полнота представленных материалов;

-  работы «от имени участников»;

-  работы студентов носят исследовательский характер;

-  методическая ценность и дидактическая грамотность;

- возможность использования учебно-методических пакетов педагогами других образовательных учреждений в повседневной работе;

-  корректная работы гиперссылок.

      Следует учесть, что в проекте должны быть использованы соответствующие лексико-грамматические конструкции английского языка, соблюдены его фразеологические особенности и употреблены адекватные идиоматические структуры. Работа должна соответствовать стилистическим особенностям профессионального языкового контекста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта для 3 класса "Поговорим о любви"

Определение моделей любви (человека к окружающему миру, человека к человеку и тд.);Формирование понятийных форм взаимоотношений, присущих любви(взаимная,преданная,неразделенная,агрессивная,эгоистическ...

Методическая разработка "Проекты в начальной школе"

Представленная разработка урока составлена на основе проблемного обучения. Использованы нетрадиционные задания с практической направленностью. Особенностью данного урока является использование информа...

Методическое сопровождение проекта "Интернет: ЗА и ПРОТИВ", 8 класс

Данный проект может быть реализован в рамках изучения учебного модуля "Коммуникационные технологии" в курсе "Информатика и ИКТ" основной школы по УМК Н. Д. Угриновича....

Театрализованный концерт? Это возможно! Методические рекомендации (проект)

Государственное общеобразовательное  учреждение Центр образованияСанкт-Петербургский городской Дворец творчества  юных Театрализованный концерт? Это возможно!методические рекомендациидл...

Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")

Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были  использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...

Методическая разработка проекта "Театр&Country" в рамках Всероссийского проекта "Школа волонтерев чтения"

Идея проекта основана на сочетании лингвокульторологии и литературы. Изучать литературу необходимо в тесной связи с историей, традициями, менталитетом и языком страны, выходцем из которой, является то...