Театрализованный концерт? Это возможно! Методические рекомендации (проект)
методическая разработка по теме
Государственное общеобразовательное учреждение Центр образования
Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных
Театрализованный концерт? Это возможно!
методические рекомендации
для не имеющих профессионального
режиссерского образования
(проект)
Автор - составитель:
педагог-организатор
высшей категории
отдела Художественного воспитания
ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ»
Цветкова О.Ю.
Санкт - Петербург, 2010 г.
Аннотация
Данные методические рекомендации адресованы педагогам-организаторам школ, домов детского творчества, воспитателям детских садов, не имеющим профессионального режиссерского образования, которые занимаются организацией концертов. В основу методических рекомендаций положен опыт работы на базе ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ». На сцене КЗ «Карнавал» ежегодно проходят традиционные концерты по линии ГМО разных направлений: хореографии, хоровых коллективов, духовых оркестров, отчетные концерты коллективов ГДТЮ и районных Домов творчества. Более десяти лет практикуется подача этих концертов через театрализацию или необычную форму подачи материала. Мною, как режиссером и педагогом-организатором были реализованы такие большие проекты: «Портрет на фоне Петербурга» (к 65-летию ГДТЮ в БКЗ «Октябрьский»), концерт ГМО хореографических коллективов- «Танец на рубеже веков или монолог времени», «Мама, папа. ты и я- танцевальная семья!», «Путешествие из века 20 в век 19 Аничкова Дворца», «Круг светлых дней» (о праздниках на Руси»), хоровых коллективов- «Рождество. Картинки русской жизни», ГМО духовых оркестров- «Мир вашему дому», концерт ансамбля песни и танца им. И.О. Дунаевского «Весна идет!» ( к 110-летию композитора), театрализованный концерт к 75-летию театра «Куколки» и др.
Автор - составитель:
педагог-организатор
высшей категории
отдела Художественного воспитания
ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ»
Цветкова О.Ю.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………
2. Что такое театрализованный концерт………………………
3. Особенности театрализованного концерта………………
4. Технология создания театрализованного концерта…
5. Проблемы подготовки театрализованного концерта и способы их решения…
6. Сценарий для анализа с комментариями………………
7. Приложение……………………………………………………
8. Список литературы…………………………………………
Введение
Время стремительно летит вперед, современным детям часто не хватает внимания взрослых, а компьютер заменяет им человеческое общение и чтение книг. Поэтому форма театрализованного концерта (ТК) сегодня востребована и позволяет в ненавязчивой, увлекательной форме знакомить зрителей с культурой и искусством, вплетая в концерт художественную литературу, поэзию, визуальный ряд.
Необходимо подчеркнуть актуальность такого необычного подхода к обычному концерту. Такой концерт позволяет формировать эстетический вкус, повышать общекультурный уровень у подрастающего поколения и их родителей. В том числе, это и хороший способ отдыха всей семьей, а семья - это современная, актуальная тема и приоритетное направление политики нашего государства. Для самих юных участников в таком концерте есть большое пространство для творчества: они исполняют роли, произносят текст, осваивают язык мизансцен, действие в декорациях и т. д.
В данных методических рекомендациях описан технологический процесс, инструментарий создания ТК и особенности его подготовки.
Если Вы человек творческий, а это именно так, то любое мероприятие Вы стремитесь провести по-новому, не повторяясь, применяя нестандартные решения. Вам всегда важно, чтобы зрителю было интересно, познавательно, неожиданно то, что он увидит на концерте. Как же сделать так, чтобы концерт получился бы цельным произведением, таким же, как спектакль в театре? Конечно же, концерт отличается по многим аспектам от спектакля, но применение законов театра нам иногда просто необходимо.
Искусство – это отображение жизни, поэтому законы строения всех материй, их духовное содержание, эмоциональный заряд питают искусство и помогают ему развиваться. Так же и наше творчество подчинено определенным законам, а их истоки кроются в вечных истинах нашей разнообразной жизни.
Для начала в Вашей душе возникнет маленькая искорка чувства, которую Вы будете оберегать, согревать, взращивать своими добрыми помыслами и фантазией. Чувством, в данном контексте, можно назвать Вашу мысль, которую Вы хотите воплотить в жизнь. Тема мероприятия для чувства неважна. Любовь должна быть во всем, что Вы выносите на суд зрителя. Тогда зритель Вам обязательно поверит, потому что любовь не может солгать. Известная фраза из Ильфа и Петрова - «Ваше политическое кредо? Всегда!» - очень подходит к девизу, под которым работает неравнодушный постановщик или организатор: «Чувство, душевность, любовь, профессионализм – всегда!»
Часто можно услышать такое суждение о мероприятии:
« …решено в едином стиле», «…единство стиля и слова». Вот это самое ЕДИНСТВО не дает «рассыпаться» нашему произведению. Оно, как каркас, держит в себе все разнообразие, которое мы придумали, чтобы раскрыть тему. Нам всегда хочется, чтобы концерт имел начало и конец и чтобы они были взаимосвязаны. Все события, происходящие от начала и до конца, в любой подаче, должны « работать на идею», которая сохраняет ЕДИНСТВО, заданное нами в начале. В идее фокусируются все Ваши чувства, ощущения и та самая любовь, о которой мы говорили в начале. Идея стоит выше всего технологического процесса создания мероприятия. Главное, чтобы Вы знали, о чем хотите сказать зрителю.
Необходимым составляющим для достижения ЕДИНСТВА является и художественное оформление сцены, зала, площадки. В нем должно прослеживаться Ваше творческое решение, раскрывающее главную мысль мероприятия. Пространство, реквизит, свет, звук, музыка помогают Вам в этом, а зритель через все свои органы чувств погружается в атмосферу, и это вызывает необходимые Вам эмоции, настроение и зрительскую отдачу. Она, как резонанс, возвращается на сцену и происходит взаимообмен на уровне мысли и чувства. Атмосфера - вот главное в художественном оформлении, дополняющем ЕДИНСТВО.
Итак, мы договорились, что Любовь движет всеми мыслями и процессами на земле и наше творчество – не исключение. Разнообразие форм внутри мероприятия - это наш «конек», который отличает праздник от урока. И главное - Единство, к которому мы стремимся, чтобы избежать эклектики и хаоса в наших мыслях и их воплощении.
В приложении к данной работе можно будет найти пример сценария и некоторые выводы и сравнения по процессу подготовки и воплощения.
1. Что такое театрализованный концерт?
Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем. Театрализованный концерт всегда тематический. Бывает в 1-м или 2-х отделениях с антрактом (используется закон времени – влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя). Максимальное время концерта в одно отделение 1 час 10 мин. – 1 час 30 мин, концерт в 2-х отделениях делится на 1 час – 1 час 10 минут, 2-е 55 мин – час.
Помещениями для концертов могут быть:
- театр
-концертный зал
- гостиница
- зеленая зона города
- филармония
- капелла
2. Особенности театрализованного концерта
Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены), создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно – смысловые блоки (поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль). Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Четкой идейной выразительности и художественной образности, можно добиться театрализацией номеров. Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым). Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость формы. В ТК используется метод театрализации и выразительные средства театра. Особенностью ТК является разновозрастная аудитория, в которой могут соединяться взрослые и дети, или только определенный возраст детей. Поэтому важно учитывать адресность Вашей программы.
Номер – это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включает в себя выступления одного или нескольких исполнителей.
Эстрадный номер – доступен для восприятия зрителям, отличается краткостью и лаконичностью.
Момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости.
Концертная программа – это последовательное чередование номеров в определенном порядке.
Существуют определенные закономерности при составлении концертных программ:
1. Разнообразие номеров.
2. Сопряженность номеров, гармоничность сочетания.
3. Контрастность, переключение внимания с одного на другое.
Виды концертных программ:
Классический концерт
Тематический концерт (новогодний, юбилейный, гала – концерт, на открытии и закрытии фестиваля и т.п.)
Театрализованный концерт
Моно – концерт
Театрализованный концерт подразумевает тесную связь между артистом и зрителем. Основной партнер для артиста – зритель (публика). Подразумевается диалог между сценой и залом. Главное в театрализованном концерте - сделать зал своим союзником.
3. Технологический процесс создания театрализованного концерта
Форма театрализованного концерта востребована и в школе, и в детском саду и в Домах творчества. В этом заключается его актуальность. Попробуем раскрыть особенности этой формы мероприятия и методику профессионального подхода.
С чего же начинается и что содержит в себе технологический процесс подготовки ТК? Давайте разберем инструментарий, который поможет нам правильно организовать этот процесс.
проектный период
подготовительный период
период реализации
Проектный период.
Все наше творчество начинается с нашего отношения, с нашего чувства, с того, какой «задел» мы сможем «сплести» из нашего внутреннего содержания и сможем ли напитать этот узор светом и любовью.
1. Разработка темы и идеи ТК.
Тема - определяет содержание и отвечает на вопрос - «О чем?»
Идея – Основная мысль автора, которая раскрывается в кульминации, выражается в виде утверждения. Все, о чем Вы хотите сказать зрителям, заключается в теме, а то чем хотите закончить Ваше произведение - в идее.
2. Отбор номеров или работа с готовым репертуаром.
Помните, что концертные номера - это главное. Они вплетаются в сюжет, не теряя своей музыкальной ценности. Сюжет дополняет номера, а номера - сюжет. Такой взаимообмен создает целостность произведения.
Принципы составления номеров КП:
1. Нарастание зрелищности.
2. Контраст (массовые и сольные, подвижные номера, статичные – на слух и на зрение).
3. Отношение к каждому номеру как к самодостаточной единице.
4. Жанровая совместимость (предыдущие номера не должны отвергать рядом стоящий номер)
5. Техническая совместимость.
6. Принцип непрерывности концертного действия.
Способы обеспечения непрерывности концертного действия:
1. Занавес и система суперзанавеса.
2. Использование сценического круга, бегущей дорожки, любой движущейся конструкции.
3. Дополнительные места действия (балкон, терраса)
4. Предварительная зарядка инструментов, станков, стульев.
5. Совмещение нескольких, а иногда и многих коллективов на сцене
6. Ведущий, связывающий действие на сцене и зрительный зал. Своим мастерством создает «энергетическое поле» между зрителем и сценой, которое взаимообогащает творческий процесс в концерте.
3. Поиск сюжетного (сценарного) хода ТК.
В этом параграфе Вам необходимо подключить всю Вашу фантазию, придумать героев, их историю, все перипетии (события), которые будут происходить с ними. Декорации и оформление сцены помогут в воплощении вашего замысла, создадут атмосферу. Возможно, Вы используете для сюжета известных героев из художественной литературы. Все это уложится в сюжетный ход, объединяющий все эпизоды ТК.
4. Композиционное построение ТК
Оно позволяет упорядочить материал и логично изложить события, расположить составные части праздника в последовательности: экспозиция-завязка - ход борьбы – кульминация – развязка – финал.
Схема построения действия:
Экспозиция (Завязка основного конфликта) -------------- момент действия, Кульминация (Развязка основного конфликта)------------новое положение
после развязки,
Финал
5. Первая проба сценария (набросок)
Сценарий – литературное произведение с подробным описанием действия. Важно сохранить композиционное построение (п.4) и расположение кульминации в этом построении, т.к. именно там фокусируется идея – Ваша основная мысль. В театре сценарист и режиссер работают в тесном творческом союзе. В нашем случае сценарист и режиссер часто одно и то же лицо – в этом также состоит особенность ТК.
Учитывайте при написании сценария временные рамки действия. Чаще всего это 2-2,5 ч., уложенные в 2 отделения.
6. Работа с художником, световые и звуковые решения.
Расскажите художнику Вашу идею, познакомьте с наброском сценария, героями, с Вашим вариантом решения пространства. В художественном оформлении важна атмосфера. Соблюдайте в оформлении и музыке историческую эпоху, в которой живут и действуют Ваши герои. Избегайте эклектики, стремитесь к единству слова и стиля.
7. Составление плана подготовки мероприятия и назначение ответственных за определенные этапы подготовки.
Срок Что сделать Ответственный
Подготовительный период:
1. Рабочий вариант сценария
2. Написание свето - звуковой партитуры для технических служб.
3. Репетиции с ведущими по тексту. Проработка образов. Постановка актерских задач.
4. Репетиции эпизодов с ведущими.
5. Репетиции с ведущими на сцене. Постановка мизансцен.
6. Репетиция концертных номеров творческих коллективов на сцене.
7. Разработка и подготовка экспозиции, кульминации и финала
8. Оформление и монтировка сцены. Техническая репетиция
9. Сводная репетиция концерта.
10. Работа над оформлением фойе.
Быть готовым к репетициям - Ваша задача. Придумайте и «проиграйте» заранее в мыслях то, что будет происходить на сцене между героями и почему. Сделайте пометки на сценарии по действию. На репетициях Вы объясните ведущим их действия и мизансценические перестановки. Мизансцена - это язык режиссера, пространственное решение смысловых кусков. Не бойтесь применять смелые решения по сценическому пространству. Придумывайте интересные, «говорящие» мизансцены, используйте разный уровень в декорациях - ступеньки, лестницы, «ломайте пространство». На репетициях концертных номеров необходимо обратить внимание на драматургическую выразительность исполнителей – солистов или оркестрантов. Ребятам следует рассказать тему, идею концерта и объяснить их музыкальный вклад в развитие действия. Если есть чтецкие номера – репетируйте их отдельно, с микрофонами и очень тщательно. Большая сцена может «поглотить» звук или исказить внешнее впечатление от этого камерного жанра.
«Три кита», на которых держится любое действие - экспозиция, кульминация и финал. Экспозиция готовит нас к предстоящему действию, погружает в сценическую атмосферу. Эта увертюра, в которой дается лейтмотив и проводится через весь концерт. Экспозиция и финал всегда взаимосвязаны. Интрига, заданная в экспозиции разрешается в финале. В кульминации соединяются все борющиеся силы. Это точка наивысшего напряжения, самый эмоциональный момент праздника. Финал в ТК всегда яркий, выразительный, объединяющий и примиряющий все стороны. Сводную репетицию желательно проводить в готовых декорациях или частично готовых. Обязательно ведущим надо дать в руки микрофон. Обратите внимание еще раз на чтецкие номера в контексте общего прогона и исправьте возможные недочеты. Техническим службам необходимо выставить свет и проверить звук. Фойе может стать частью действия, а может просто создавать праздничное настроение. Продумайте его оформление, музыку на вход гостей, проведение тематической массовки.
Постановочная группа и организация репетиционного процесса ТК:
- обсуждение сценария ТК с постановочной группой;
- сводные репетиции;
- прогонные;
- монтировочные;
- генеральные;
Когда готов окончательный сценарий, иногда бывает необходимо «заказать» у педагогов конкретные номера, которые бы помогали развитию действия и работали на идею. Особенно бывает это необходимо в экспозиции и в финале.
В основе организации репетиционного процесса ТК лежит встреча с руководителями коллективов, обсуждение необходимых деталей (отбор готовых номеров из репертуара, в случае необходимости заказ конкретного номера из репертуара, просьба о внесении коррективов в зависимости от замысла, корректировка номеров, при необходимости сведение в один номер). Встреча режиссера с реальными героями ТК и обсуждение важных аспектов.
Итак, подготовительный период состоит, в основном, из репетиций и проработки художественного оформления мероприятия. Особо тщательно надо подойти к выбору ведущих. Они должны соответствовать соей роли по типажу, владеть своим телом, речью и не бояться сцены.
Для удобства работы техническим службам необходимо написать свето - звуковую партитуру по следующей схеме:
Реплика Свет Звук
Период реализации:
В день концерта необходимо провести следующие действия:
Технический прогон без ведущих, технический прогон с ведущими, репетицию начала, финала и кульминации с участниками, оформление фойе.
Особенностью прогона является репетиция массовых сцен, где на сцене собирается большое количество участников. Здесь важно правильно расположить их, сохраняя смысловое содержание концерта. Чаще всего массовыми сценами становятся начало и финал. Они должны быть эмоциональными, яркими, музыкальными. От вашего настроения на генеральной репетиции зависит весь ход репетиции. Ваша уверенность, положительный эмоциональный заряд, доброжелательность, позитивный настрой поможет всем справиться с волнением. Не забудьте поблагодарить в конце вечера все службы, педагогов, детей. Через некоторое время будет целесообразно и очень полезно собраться с педагогами на обсуждение состоявшегося мероприятия. Важно посмотреть со стороны на удачи и ошибки, высказать свои ощущения и
т. п. Для будущих программ это очень полезное дело!
Итак, театрализованный концерт – это не только возможно, а очень интересно и перспективно для Вашего творческого роста, развития коллективного творчества и демонстрации художественных достижений коллективов.
4. Проблемы подготовки театрализованного концерта и способы их решения
Трудности, с которыми мы сталкиваемся в нашей работе, чаще всего одни и те же у всех: это отсутствие материальной базы, декораций, сводных репетиций, современного технического оборудования (видео, свет и т.д.) Нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор. Иногда можно столкнуться с непониманием, с нежеланием педагогов внести «свежую струю воздуха» в их концерты. Проблемой является и оторванность коллективов в одном учреждении друг от друга. Если коллектив выступает в 1-ом отделении, то он редко остается посмотреть на своих коллег во 2-ом. От этого возникает разобщенность и невозможность порой в больших концертах создать единый стиль, чтобы все и всё работало на одну идею не только набором исполняемых произведений, но еще и духовно сопереживая друг другу, что и создает эту неповторимую атмосферу и единство. Часто невозможно заказать нужный репертуар и приходится использовать то, что есть. Поэтому нам так необходимо терпение и опыт, чтобы получить ожидаемый результат.
Чтобы решить эти проблемы можно прибегнуть к следующим методам:
- Проводить творческие круглые столы перед концертом, чтобы педагоги знали, когда и в чем они участвуют. Им будет легче довести информацию до своих воспитанников и настроить на нужный лад.
- Использовать декорации из подбора или ограничиться символическим оформлением, деталями, любыми художественными средствами (шарики, плакаты и т.п.)
- Использовать костюмы из подбора и возможно реквизит брать напрокат в творческих коллективах своего ДДТ (театральном коллективе)
- Привлекать родителей к помощи в организации технического обеспечения мероприятия, (взять напрокат компьютер, видеоаппаратуру, экран и т.п.)
- Провести творческий круглый стол после концерта. Подвести итоги, разобрать ошибки и поблагодарить всех участников.
- Интеллигентность, «творческое горение» и самоотдача – вот Ваши помощники в достижении результата
И помните, что Вы все равно будете сильнее любых ситуаций и вопреки всему доведете дело до конца, потому что Вас ждут зрители и вам есть, что им сказать.
5. Сценарий для анализа с комментариями
Государственное образовательное учреждение Центр образования
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Весна идет!
Сценарий театрализованного
концерта Ансамбля песни и танца им. Дунаевского
«Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных»
( к 110-летию композитора)
Авторы:
Педагог - организатор высшей категории
Ольга Цветкова
Художественный руководитель
Ансамбля песни и танца им. Дунаевского
Кирилл Кузьмин
Апрель 2010
Пояснительная записка
Жанр театрализованного концерта используется в Ансамбле редко из-за масштабности действа и сложного периода подготовки. Появление такого театрализованного концерта особенно ценно потому, что появилась возможность объединить участников Ансамбля и педагогов в едином творческом деле, помочь ребятам научиться проживать на сцене жизнь персонажей и сопереживать им. На сцене представлены все коллективы Ансамбля: три хора, студия художественного слова, хореография, симфонический оркестр.
Педагогические задачи : сохранение традиций Ансамбля и исторического репертуара, обращение к истории нашей страны и к истокам создания Ансамбля, воспитание толерантности и уважительного отношения к творческому наследию Ансамбля, педагогам и своему коллективу.
Тема – О вечных чувствах на все времена.
Идея - Дружба и любовь "гибнут" от равнодушия.
Музыкальный материал взят из далекого времени 50-х годов прошлого века, сценография и костюмы, максимально приближенные к тем годам, помогают раскрыть замысел авторов и органично вплетаются в действие, которое рассказывает историю любви и дружбы, современную на все времена, и в этом состоит актуальность постановки.
Выразительные средства - оформление сцены, декорации, реквизит создают атмосферу романтики, где переплетены волшебство и реальность. Использование современной мультимедийной техники (видеоряд вплетен в канву концерта) и помогает в достижении педагогических и творческих задач театрализованного концерта «Весна идет!»
Действующие лица:
Современные дети - (учащиеся студии художественного слова)
Мальчик и девочка – 3 пары (в детстве, в школьном возрасте, в юности - хореография)
Фея - (хореография)
В концерте заняты: хор «Капельки», хор «Смена», концертный хор, хореография, студия художественного слова, класс сольного пения, в яме – симфонический оркестр
У порталов обозначены комнаты девочки и мальчика. На заднем плане сцены, за хором - балкон.
Тексты стихов и песен, обозначенные в сценарии, см. в конце сценария.
Пролог.
Позывные на зал. Гаснет свет в зале. Из боковых входов, ведущих в партер, на сцену выбегают девочки и мальчики.
-Привет!
-Привет!
1 –я девочка: Что делать будем?
1-й мальчик: Не знаю…Жаль, что холодно на улице…
1-я девочка: Да, сейчас особо не погуляешь…
2 –я: Не то, что летом - можно купаться, загорать, бабочек ловить …
2-й: Каких бабочек? Чем ты их ловить будешь? Раньше сачки специальные были, а теперь и бабочек меньше стало- им теперь не интересно без сачков летать –играть-то не с кем.
1-й: Нет, лучше в футбол…
1-я: Размечтались… лето им подавай! Все равно без весны лето не наступит!
2-й: А пойдемте в кино!
Все: Пойдемте!
(убегают за кулисы)
Поднимается тюль. На экране- видео (начальные титры фильма « Весна идет») За экраном хор поет мелодию «Лирической песни» без слов. После видео поднимается экран - на балконе стоят юноша и девушка. Хор поет песню со словами. После песни пара уходит.
Номер «До чего же хорошо кругом» (танец , после танца на 4 куплете выходит хор «Капельки» и допевают песню вместе со всеми , младшая пара главных героев остается на сцене и пантомимой договариваются друг с другом пойти на рыбалку, потом убегают)
Номер «Марш юннатов» (исп. Хор «Капельки»)
На песне младшая пара главных героев выбегает на сцену с удочками, ведерком и садятся на край ямы ловить рыбу. Поймав рыбу, они встают, мальчик достает из ор - ра цветок и дарит девочке, целует ее в щеку и они о т смущения разбегаются в свои комнаты.
«Капельки уходят»
Дети в своих комнатах.
Стихи «Хорошая девочка Лида». ( чтецы на сцене. Музыка синтезатора)
Наступает вечер.
Номер «Сон приходит на порог» ( хор, соло-вокал, на первом куплете- танцует мама с мальчиком, на втором- мама с девочкой. После танца мамы укладывают детей спать. ЗТМ. Подмена детей на средний возраст )
Волшебный сон мальчика. На небе зажигаются звезды, луна.
Номер «Лунный вальс» ( на втором повторении на сцену выходит фея, танцует, на финале поднимается на балкон. Музыка синтезатора)
Фея: (мальчику) Здравствуй!
Мальчик : (просыпается) Кто Вы такая?
Фея: Я - фея. Я знала тебя еще 7 лет назад. Но как ты вырос и окреп, дитя мое. И до чего же ты стал красив! Не будь я феей, я бы тебя не узнала… Весной все дети кажутся взрослее. А потом то, что мы видим, не имеет никакого значения… Миром правит невидимое…
Мальчик: А как это?
Фея: Чувства невидимы… , но без них не может жить ни один человек! Береги свои лучшие чувства, чтобы не упустить самую главную и единственную любовь в своей жизни!
Мальчик: А как узнать ее? Спрашивать про нее неудобно…
Ф: Кто живет в мире истины, тем это видно сразу… Достаточно взгляда- взгляд не слукавит, а вот слова… слова обычно прикрывают то, что говорит сердце. Ну что ж, прощай… помни о чем мы говорили и учись главному- быть человеком!
(мальчик засыпает. Фея уходит)
Утро. Набирается свет. Сигнал «подъем» в оркестре. Девочка и мальчик просыпаются и убегают на футбольный матч)
Номер «Вот это и есть футбол» ( танец. Хор «Смена»- болельщики, у них в руках « мочалки». Девочка рядом с хором тоже болеет, мальчик танцует. После номера девочка поздравляет мальчика - дарит ему медведя. Они смешиваются с хором «Смена», который выходит вперед. В толпе происходит подмена детей на старший возраст. Когда все разбегаются – старшая пара остается на сцене)
Номер «Вспомним игры школьные» (пара садится на ступеньки в центре сцены, загорается костер, хореография исполняет сюжетные сценки)
После номера пара проходит на авансцену, за ними выходит концертный хор, за ними опускается экран.
Юноша: Знаешь, однажды в детстве мне приснился сон…как будто пришла ко мне фея, прямо как в сказке про синюю птицу… Сказала, что знает меня давно, и сказала, чтобы я учился быть человеком… А разве можно этому научится?
Девушка: Этому учатся всю жизнь…
Юноша: Не хотел тебя огорчать. Но завтра я уезжаю… В другой город, а может быть еще дальше - колесить по свету… Сама понимаешь- учеба, спортивные сборы…я буду искать свой путь в жизни…
Девушка: А как же я?
Юноша: Я напишу…(уходит под экран. Девушка смотрит на экран)
Видео (поезда и дороги)
Номер «Пути-дороги» (хор выходит на авансцену. После номера - экран поднимается. Хор возвращается на свое место)
Номер «Не забывай» (танец писем)
После номера. Юноша возвращается в свою комнату после тренировки. Находит на столе письмо, на которое забыл ответить.
Стихи на сцене «Я девушки этой, наверно, не стою…» (чтецы на сцене)
Приходит команда, видит расстроенного друга. Он показывает письмо. (Все вместе собираются домой)
Номер «Домой, домой» (Выход «Смены» на сцену. Танец. Возвращение команды. Встреча юноши и девушки. Они поднимаются на балкон. Хор – вокализ «Лирическая песня»)
Юноша: Ты прости, я не ответил на твое письмо…
Девушка: (отвернулась) Учеба, спорт… я понимаю…
Юноша: Я не смог стать счастливым без тебя…(берет ее за плечи и поворачивает к себе лицом) Посмотри на меня - твой взгляд это и есть истина! (или ты для меня моя истина!) А вот слова…
Девушка: Слова обычно прикрывают то, что говорит сердце!
Юноша: Я не хочу потерять единственную любовь своей жизни!
Девушка: Я тоже!
«Лирическая песня» 2-ой куплет
Интермедия вниз. Перед ней выбегают современные дети
Девочка: Фильм-то оказался музыкальный!
Мальчик: Я вообще в первый раз такие песни слушал…
Девочка: А весело тогда жили и от безделья не мучились.
Мальчик: И футбол у них был и сачки для бабочек!
Девочка: Да не грустите , до лета недолго осталось!
(интермедия вверх)
Вместе: Хорошо, когда в город приходит весна!
Номер «Хорошо, когда в город приходит весна!»
(Все участники выходят на сцену)
Тексты стихов и песен
Лирическая песня
Музыка: И. Дунаевский Слова: В. Лебедев-Кумач
Дорогой широкой, рекой голубой
Хорошо нам плыть вдвоём с тобой.
Мы любим, мы вместе,
И день - молодой,
И ласточка-песня
Летит над водой.
И плыть легко,
И петь легко!
Друг с друга не сводим мы ласковых глаз, -
Не найдёшь нигде счастливей нас!
И солнце нам светит,
И птица поёт,
И дружеский ветер
Прохладу даёт.
И плыть легко,
И петь легко!
Нельзя нашу радость в словах передать,
Мы хотим с тобой весь мир обнять!
Высокие горы,
Большие поля,
Степные просторы -
Родная земля!
И плыть легко,
И петь легко!
Багряное солнце идёт на закат,
Золотым огнём глаза горят.
Весёлые вёсла,
Как крылья, легки,
Смолистые сосны
Стоят у реки.
И плыть легко,
И петь легко!
Часов не считая, плывём и поём,
Хорошо нам плыть с тобой вдвоём!
Мы любим, мы вместе,
И мир - молодой,
И ласточка-песня
Летит над водой!
И плыть легко,
И петь легко!
Текст песни "До чего же хорошо кругом"
Слова: Л. Некрасова Музыка: И. Дунаевский
До чего же хорошо кругом!
Под деревьями густыми – светлый дом
И дорожка золотая,
Ярким солнцем залитая,
По которой мы идем, мы идем, мы идем.
До чего же хорошо кругом!
До чего же хорошо кругом!
Над рекой с крутым зеленым бережком
До обеда загораем, ловим рыбу и ныряем
Прямо в воду кувырком, кувырком, кувырком!
До чего же хорошо кругом!
До чего же хорошо кругом!
Земляника покраснела под кустом.
Так и просится в корзинки
И манит сойти с тропинки:
Скрыться в ельнике густом, под кустом, под кустом!
До чего же хорошо кругом!
До чего же хорошо кругом!
Мы с гимнастикою дружим и с мячом.
Здесь на воздухе на чистом
Каждый станет футболистом,
Прыгуном и бегуном. Бегуном, бегуном!
До чего же хорошо кругом!
До чего же хорошо кругом!
Мы друзей веселых в лагере найдем.
Мы подружимся за лето,
Много песен будет спето
Тихим летним вечерком, вечерком, вечерком.
До чего же хорошо кругом!
Марш юннатов
И. Дунаевский, М. Матусовский
До чего интересно, ребята,
С котелком и мешком за спиной
Нам шагать от зари до заката
По дорогам Отчизны родной!
Словно книга открыта большая,
Перед нами родные края.
И читать эту книгу, мечтая,
До чего интересно, друзья!
Припев:
Мы идем, как следопыты:
Все пути для нас открыты!
Все дороги нам видны!
Мы — юннаты, мы — счастливые ребята
Нашей солнечной страны!
Хорошо ночевать нам в палатке,
Через лес проходить напрямик,
Знать до тонкостей птичьи повадки,
Понимать их веселый язык.
Нас приветствуют звонкие птицы,
Шум листвы и журчанье ручья.
Так шагать по земле и учиться
До чего интересно, друзья!
Припев.
Если очень стараться, ребята,
Если очень хотеть и мечтать,
Мы из школьных кружковцев-юннатов
Можем завтра учеными стать.
Подчинять человеку природу,
Чтоб земля расцветала твоя,
И трудиться на благо народа
До чего интересно, друзья!
Припев.
СОН ПРИХОДИТ НА ПОРОГ
(Из к/ф "Цирк")
Слова В.Лебедев-Кумач, музыка И.Дунаевский
Сон приходит на порог,
Крепко-крепко спи ты!
Сто путей, сто дорог
Для тебя открыты,
Все на свете отдыхает:
Ветер затихает,
Небо - спит, солнце - спит
И луна зевает.
Спи, сокровище мое,
Ты такой богатый, -
Все - твое, все - твое.
Звезды и закаты.
Завтра солнышко проснется,
Снова к нам вернется.
Молодой, золотой, (2раза)
Снова день начнется.
Чтобы завтра рано встать
Солнышку навстречу,
Надо спать, крепко спать,
Милый человек!
Спит зайчонок и мартышка,
Спит в берлоге мишка,
Дяди - спят, тети - спят, (2раза)
Спи и ты, малышка!
Лунный вальс
Музыка И.Дунаевский сл.В. Лебедев – Кумач
В ритме вальса все плывет,
Весь огромный небосвод.
Вместе с солнцем и луной
Закружился шар земной,-
Все танцует в этой музыке ночной.
В ритме вальса все плывет,
Весь огромный небосвод,
Все танцует, скользя,
Удержаться нельзя -
В ритме вальса все плывет!..
Светят звезды далеко,
Все и просто и легко...
Этой пляской голубой
Заражается любой,-
В ритме вальса мы закружимся с тобой!
Вот это и есть футбол
Музыка: Исаак Дунаевский Слова: Михаил Матусовский
Словно даль голубеет морская,
|
ВСПОМНИМ ИГРЫ ШКОЛЬНЫЕ
Музыка Исаака Дунаевского
Слова Агнии Барто
Вместе с другом до заката
Мы сидели у реки,
И сияли нам когда-то
Каждый вечер огоньки.
С другом мы не расставались,
Пели песни у костра,
А теперь, мой друг-товарищ,
Распрощаться нам пора.
Припев:
Вспомним игры школьные,
Отметки в дневнике,
Площадки волейбольные
И лодку на реке,
И школьные экзамены -
Ты помнишь эти дни? -
/И наставленья мамины:
"Смотри, не утони!"
Вместе с другом до заката
Мы сидели у реки,
И сияли нам когда-то
Каждый вечер огоньки.
У костра любили греться,
Бегать в дождик босиком,
Но промчалось наше детство
Тёплым летним ветерком...
Припев.
Вместе с другом до заката
Мы сидели у реки,
И сияли нам когда-то
Каждый вечер огоньки.
С другом мы не расставались,
Пели песни у костра,
А теперь, мой друг-товарищ,
Распрощаться нам пора.
Припев.
Пути-дороги
Музыка: Исаак Дунаевский Слова: Сергей Алымов
Мы стоим, мы глядим на дымок паровоза, |
Не забывай
Музыка: И. Дунаевский Слова: М. Матусовский
Когда умчат тебя составы
Золотая звезда
|
Домой, домой
Музыка: И. Дунаевский Слова: М. Матусовский
Домой, домой! Над бухтой чайка вьется,
ХОРОШО!
|
Хорошая девочка Лида
Я. Смеляков
Вдоль маленьких домиков белых
акация душно цветёт.
Хорошая девочка Лида
на улице Южной живёт.
Её золотые косицы
затянуты, будто жгуты.
По платью, по синему ситцу,
как в поле, мелькают цветы.
И вовсе, представьте, неплохо,
что рыжий пройдоха апрель
бесшумной пыльцою веснушек
засыпал ей утром постель.
Не зря с одобреньем весёлым
соседи глядят из окна,
когда на занятия в школу
с портфелем проходит она.
В оконном стекле отражаясь,
по миру идёт не спеша
хорошая девочка Лида.
Да чем же она хороша?
Спросите об этом мальчишку,
что в доме напротив живёт.
Он с именем этим ложится
и с именем этим встаёт.
Недаром на каменных плитах,
где милый ботинок ступал,
«Хорошая девочка Лида», -
в отчаянье он написал.
Не может людей не растрогать
мальчишки упрямого пыл.
Так Пушкин влюблялся, должно быть,
так Гейне, наверно, любил.
Он вырастет, станет известным,
покинет пенаты свои.
Окажется улица тесной
для этой огромной любви.
Преграды влюблённому нету:
смущенье и робость - враньё!
На всех перекрёстках планеты
напишет он имя её.
На полюсе Южном - огнями,
пшеницей - в кубанских степях,
на русских полянах - цветами
и пеной морской - на морях.
Он в небо залезет ночное,
все пальцы себе обожжёт,
но вскоре над тихой Землёю
созвездие Лиды взойдёт.
Пусть будут ночами светиться
над снами твоими, Москва,
на синих небесных страницах
красивые эти слова.
Театрализованный концерт
Ансамбля песни и танца им. Дунаевского
«Весна идет!»
(Сценарный план)
2 апреля 2010 г
- Позывные на зал
- Гаснет свет зале. Высвечивается авансцена за ямой перед интермедией.
- Пролог перед интермедией.
Ведущие. Диалог.
Мальчик :«… А пойдемте в кино!»
- Интермедия вверх. На экране- видео
Номер «Лирическая песня» (Исп. Конц.хор и хор «Смена» за экраном)
- После видео- экран вверх
- Номер «До чего же хорошо кругом» (Конц. хор, хор «Смена», хореография)
Через 3 куплета- уходит хореограф. , вых. «Капли» на авансцену допевают со всеми песню.
- Номер «Марш юннатов» («Капли»)
На авансцену выходит младшая пара с удочкой и садится ловить рыбу на край сцены. В финале номера мальчик дарит девочке цветок и они разбегаются в свои комнаты к порталам.
Капли уходят.
- Ведущие на сцене. Стихи «Хорошая девочка Лида» (музыка на синтезаторе в оркестре)
- Номер «Сон приходит на порог» (Конц.хор , хор «Смена», вокалисты, хореография)
- После номера ЗТМ. (Подмена детей в комнатах на средний возраст)
- Номер «Лунный вальс» (Конц.хор , хор «Смена», хореография)
- После номера диалог феи и мальчика (Текст из-за кулис, музыка на синтезаторе в оркестре )
Фея : «…Учись главному - быть человеком!»
- Утро. Номер «Вот это и есть футбол!» (Конц. хор , хор «Смена», вокалисты, хореография)
- После номера средняя пара детей встречается на авансцене. За ними хор «Смена», хореография, как болельщики после матча, смешиваются на сцене, поздравляют друг друга. Средняя пара смешивается вместе с ними. Подмена средних детей на старший возраст.
Все разбегаются –пара остается в центре на ступеньках.
- Номер «Вспомним игры школьные» (Конц.хор , хореография) Горит костер. На финале номера пара идет на авансцену, за проходит конц. хор, за хором опускается экран
- Диалог пары на авансцене.
Юноша: «… Я напишу» - уходит под экран
- Номер «Пути-дороги» (Конц.хор , хореография)
После номера –притемнение. Экран вверх, хор уходит под экран.
- Номер «Не забывай» (Конц.хор , хореография)
- Ведущий. Стихи на сцене. «… моя золотая звезда»
- На сцену выбегают юноши, подбегают к главному герою. «…Пора домой». Все убегают в кулисы
- Номер «Домой, домой!» (вых. «Смена» на ступеньки в центре)
- Музыка синтезатора. Встреча юноши и девушки. Диалог на балконе
Юноша: Я не хочу потерять единственную любовь своей жизни!
Девушка: Я тоже!
23. «Лирическая песня» - хоры, солистка, хореография
Интермедия вниз.
24. Финал. Ведущие –диалог на сцене
«… Хорошо, когда в город приходит весна!»
Интермедия вверх
25. Номер «Хорошо, хорошо, когда в город приходит весна!»
(Хоры, хореография)
Комментарий
Премьера театрализованного концерта «Весна идет!» прошла на сцене КЗ «Карнавал» в 2010 году. Второй раз концерт был представлен на международном хоровом фестивале на сцене Александринского театра. Концерт получил положительные отзывы зрителей, педагоги и участники были удовлетворены своей работой.
Конечно же, мы столкнулись с некоторыми проблемами – это нехватка сводных репетиций и звуковое техническое обеспечение.
Сводные репетиции просто необходимы для таких концертов. На них «ставится» свет, проверяется звук, примеряются костюмы, выстраивается все оформление сцены и декорации. Без этого процесса невозможно свести воедино все слагаемые театрализованного концерта. Только так можно избежать «накладки» на сцене и для артистов и для технических служб. Если этот этап пропущен, то неизвестно как сложится жизнь концерта.
Всегда сложен процесс обеспечения микрофонами такого большого концерта. Хоры, симфонический оркестр, солисты – вокалисты, ведущие – все должны были быть подзвучены. Это трудоемкий процесс и требует большого времени на его реализацию. Поэтому, в некоторых номерах были «провалы» в озвучании. Однако это не испортило впечатления от концерта.
Когда же через год данный проект был отдан другому режиссеру для реализации его в концертном варианте - последствия переделок отрицательно сказались на его воплощении на сцене. А именно:
1. Мы задумывали этот концерт, как художественно – театральную постановку, театрализованный концерт. Концертов в исполнении Ансамбля мы видели множество, а вот спектакль состоялся спустя много лет после последних экспериментов. Поэтому, грамотное сохранение театральных приемов первоначальной постановки не обеднило бы действие, а только украсило бы его.
2. К сожалению, в последнем варианте, в новых декорациях не было организовано и выстроено действие – основа режиссерской работы. Это повлекло за собой потерю атмосферы спектакля, выстроенной под советское время, и это заложено в первоначальном сценарии. Повлекло потерю событийного ряда (исходное, основное, центральное, финальное и главное событие) – основу построения действия. Потерю темы и идеи, внутренних монологов актеров. И главное, потерю кульминации – встречи и объяснения главных героев. От этого потерялся смысл происходящего.
3. Появились скомканные, механические входы и выходы главных героев.
А именно из сцен мам и детей ушла теплота и камерность мизансцен. Новое световое решение также этому не способствовало в этих сценах и в сцене с Феей. Бутафорский костер был заменен на скамейку. От этого сцена потеряла действие, стала статичной.
Изъятие в последний момент микрофонов у старшей пары и их открывание рта под голос из – за кулис – просто свело их сцены к глупому и неудобному для актеров поведению. Тем более, что микрофон в одной сцене не был включен.
Таким образом, мы ставим детей в стрессовую ситуацию, меня на ходу или в последний момент мизансцены, давая новые тексты, но не давая при этом возможности репетировать. Репетиционный процесс должен идти заранее в классе, педагог и режиссер работают в связке и доводит свои мысли до актеров, погружает их в атмосферу, ставит конкретные актерские задачи.
4. Грубейшей ошибкой режиссера стала отмена номера «Пути – дороги» (по неизвестным причинам). А хореографический коллектив узнал об этом только в процессе концерта и был не готов к следующему номеру. Таким образом, с отменой номера, потерялся целый кусок жизни главных героев и был ничем не поддержан следующий номер «Не забывай!». Потерялась логика действия всего концерта.
5. В номере «Вот это и есть футбол!» солисты – вокалисты в первоначальном варианте пели на авансцене, с мячом в руках, в футбольной форме. Во втором варианте солистов посадили на скамейку и их сидячие позы забрали динамику номера, азарт, боевой дух. Ребята остались вокалистами, а не участниками процесса.
6. Невозможность связаться с режиссером концерта, чтобы установить творческий контакт и вместе найти решение, сохраняющее целостность действия, сыграло в минус театрализованному концерту «Весна идет!»
Таким образом, работая с детскими коллективами, мы всегда должны помнить, что это не профессиональные артисты. Мы должны строить свою работу так, чтобы детям было удобно и интересно выполнять наши грамотные режиссерские задачи и воплощать наши фантазии и замыслы. Так они смогут научиться чему – то полезному и узнать что-то важное для себя.
6. Приложение
Хочется привести пример концерта - спектакля из собственного опыта. Несколько лет подряд ГМО хоровых коллективов ДДТ СПб проводило Рождественские концерты на сцене КЗ «Карнавал» ГДТЮ. Каждый раз мы старались сделать их особенными. Однажды родилась идея приблизить сценарий к семейному празднику. Таким образом, тема концерта стала «Праздник Рождества», а идея – «Только вместе, только дружно праздник отмечаем мы». Конфликт или проблема была вполне современна: напомнить зрителям, папам и мамам о домашних праздниках, объединяющих все поколения семьи. За основу была взята книга И. Шмелева «Лето Господне», где удивительным русским и проникновенным языком были описаны семейные праздники, которые обязательно отмечались на Руси по временам года. Рождеству была посвящена отдельная глава. Преемственность поколений, уважение старости, обычаи, традиции - все это необходимо было переписать в диалогах и выстроить на сцене. Нельзя было забывать о том, что главное в концерте - это хоры с рождественским репертуаром. Сценическое решение было многоплановым. С художником мы встречались заранее, обсуждали возможные декорации. На первом плане, справа, располагалась детская комната с игрушками, маленькая елка с огоньками. На заднем плане - окна, за окнами – звездная ночь, луна. В кульминационный момент на небе загоралась рождественская звезда и опускалась большая елка по центру задника. Хоры выстраивались в центре на ступеньках и когда они менялись, то их перекрывали интермедией с изображением зимнего леса. Таким образом, оформление было решено в одном стиле и «работало» на главную идею и раскрывало содержание. На сцене мама, папа, дочь и сын готовились встречать Рождество. Тексты Шмелева были сохранены. Разыгрывались несколько эпизодов – разговор о Рождестве и вертепном театре, встреча Рождественской звезды, знакомство с обычаями русского Рождества, разыгрывание рождественской сценки. Все это в сочетании с пением и музыкой соединялось в непрерывное действие- спектакль, где все было взаимосвязано. Для исполнения ролей были приглашены дети и педагоги Театра юношеского творчества ГДТЮ. Заранее проводились репетиции, придумывалось действие, драматургическая подача материала. Концерт получился душевным, добрым, познавательным. Все это объединяло единство темы, идеи, оформления и режиссерского решения подачи концертного и литературного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. Для учителей.- М.: Просвещение, 1987.- 144 с.
2. Баранов А.А. Путеводитель по режиссуре и актерскому мастерству: Учебное пособие для студентов режиссерских отделений / Санкт - Петербургский гос. Ун-т культуры и искусств.- СПб, 2001.-200 с.
3. Богданова Р.У., Добрецова Н.В. Что такое досуговая программа, 1999.
4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.: Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.- 288 с. (Управление образованием)
5. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выгодский // Вопросы психологии.- 1996.- №6.- с. 62-76.
6. Дж. Родари. Граматика фантазии. М., Прогресс, 1978.
7. Игровое действие в драматургии праздника. В. Панфилов Учебно – метод. пособие – М.: АПРИКТ, 2004.-103 с.
8. Памятка по созданию методических материалов/ под. ред. С.М. Платоновой, С-Петербург, 2005 г.- 12 с.
9. Праздник под созвездием Игры: Сборник сценариев игровых программ и праздников/ Ред. – сост. И.М. Карелова.- Вып. 2. СПб : Специальная Литература, 2004.- 126 с.:илл.
10. Методические рекомендации по оформлению сценария, ГОУ « Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», кабинет научно-методического сопровождения досуговых программ
11. Сценарное мастерство: Методическое пособие в помощь начинающему автору.- М.: ВЦХТ, 2002, -160 с.
12. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия / Ред.-сост. О.А. Толченов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 272 с.
13. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учеб. для студентов высш. театр. Учеб. заведений.- М.: Просвещение. 1986.- 46
14. Шмелев И. Лето Господне. СПб «Политехника»., 1995.- 310 с.
Консультант-
Руководитель Городского методического объединения педагогов – организаторов УДОД,
Заведующая кабинетом научно-методического сопровождения досуговых программ ГДТЮ - Карелова И. М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект 5 А класса. Театрализованная композиция на тему:"Свадебный обряд: Народные обрядовые и религиозные традиции моего края"
Свадебный обряд 45 мин. В древние – древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, напевая песни.. У каждого ...
Методические рекомендации по педагогической практике по"практике наблюдений и пробных зантий" по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности для специальности 050704 Дошкольное образование.
Методические рекомендации представляют собой первый раздел методичекой разработки по педагогичекой практике по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности состоящей из двух разде...
Сценарий театрализованного костюмированного проекта "С днём рождения, Весна!" (на немецком и русском языках)
Сценарий театрализованного костюмированного проекта «С днём рождения, Весна!» (на немецком и русском языках)Подобные мероприятия можно проводить для под...
Педагогический проект. Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. «В гостях у сказки» (кружковая работа).
Педагогический проект.Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности....
Проект спортивных соревнований с элементами театрализованного выступления: "Спорт против наркотиков!"
Спортивные соревнования с элементами театрализованного действа, где принимают участие не только дети в командах, но и болельшики.Мероприятию предшествует большая подготовительная работа: создание плак...
Сценарий интегрированного театрализованного проекта "Поющий поэт". Памяти Булата Окуджавы.
Интегрированный проект, включающий предметы: литературу,мировую художественную культуру и информатику, как нельзя лучше позволяет участникам проекта и зрителям не только прочувствовать творчество вели...
Методические рекомендации "Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста"
Данная статья поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям организовать работу по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения могут быть ...