Развитие грамматических навыков
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему
Данное учебно-методическое пособие ориентировано на аудиторию учащихся, владеющих базовыми речевыми, грамматическими и другими навыками и умениями английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uhfvvfnbrf.docx | 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Система упражнений, направленная на формирование
грамматических навыков
В основу комплекса упражнений был положен материал из учебника “Enterprise 2” издательства Express Publishing, авторами которого являются Вирджиния Эванс и Дженни Дули.
В ходе своей исследовательской работы, я обратил внимание на ряд упущений в рабочей программе по грамматическому материалу в данном учебнике.
Данное учебно-методическое пособие ориентировано на аудиторию учащихся, владеющих базовыми речевыми, грамматическими и другими навыками и умениями английского языка. Несмотря на то, что грамматический материал разбит на тематические модули, содержащие несколько уроков-юнитов и все разнотипные виды упражнений, представленных в Enterprise 2, я убедился, что этого не достаточно для полноценного процесса обучения, формирования и развития грамматических умений и навыков, так как грамматика затрагивается поверхностно, в ознакомительном плане. Компрессия всех типов упражнений на говорение, лексику, грамматику и чтение в рамках одного урока вызывает очевидные сложности в восприятии и понимании учебного материала.
В связи с этим в данной работе я разработал комплекс упражнений, направленный на более полное и продуктивное усвоение учащимися грамматического материала, формирование, развитие грамматических умений и навыков, их автоматизацию, контроль и, что немало важно, самоконтроль.
Комплекс разработанных нами упражнений основан на коммуникативном подходе, как наиболее актуальном и результативном в обучении английскому языку. Среди основных характеристик, активно примененных мной в процессе обучения на уроках английского языка, можно выявить следующие:
1. Предваряющее слушание (аудиозапись или чтение преподавателя) подлежащего к усвоению материала в конкретной речевой ситуации.
2. Имитация в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое, бездумное повторение.
3. Группировка схожих по смыслу/форме фраз, одновременная отработка однотипных фраз, создание структурного образа речевой ситуации.
4. Разнообразие обстоятельств.
5. Действия по аналогии в схожих ситуациях общения.
Выбор данного подхода был обоснован его явными преимуществами перед другими, а именно:
· высокая степень мотивации учащихся;
· речевая направленность отработки;
· разнообразие контекстов использования.
Система упражнений по формированию грамматических навыков ставила целью овладение устной и письменной речью английского языка. Она была направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке.
Языковые упражнения были направлены на выработку у учащегося первичных умений и навыков пользования отдельными элементами изучаемого языка, и их целью являлась подготовка ученика к дальнейшей речевой деятельности.
Известно, что навык, выработанный на сознательной основе, отличается особой прочностью и гибкостью. Поэтому упражнения, использованные в обучении, способствовали тому, чтобы учащиеся хорошо уяснили себе особенности прорабатываемого языкового материала. В связи с этим характерной чертой языковых упражнений было многократное предъявление речевого образца и разнообразие типов и видов этих упражнений.
Не секрет, что главная трудность в обучении грамматическим умениям и навыкам состоит не в запоминании отдельных фактов языка, а в овладении действиями с ними. Поэтому основное назначение грамматических упражнений заключается в том, чтобы обеспечить обучающимся овладение действиями с грамматическим материалом как в рецептивном, так и в репродуктивном плане.
Грамматические упражнения в данной системе отвечают следующим основным требованиям:
1. Обучать действиям с грамматическим материалом;
2. Отражать психофизиологические и лингвистические закономерности развиваемых видов речевой деятельности;
3. Иметь коммуникативную направленность;
4. Располагаться в порядке от более легких к более трудным;
5. Активизировать умственную деятельность обучающихся (ставить проблемные задачи);
6. Содержать разнообразные задания.
Для овладения любой деятельностью требуется тренировка, однако она не дает надежного эффекта, если не дополняется достаточно всесторонней практикой.
Отсюда следует, что для овладения речью требуются: речевая практика и предшествующая ей целеустремленная и тщательная тренировка.
По мнению некоторых методистов, языковые упражнения должны быть направлены на выработку у учащегося первичных умений и навыков пользования отдельными элементами изучаемого языка, и их целью является подготовка ученика к дальнейшей речевой деятельности.
Методисты подчеркивают, что особое внимание следует обратить на подбор языкового материала. Этот материал не должен объединяться определенной лексико-грамматической темой. Грамматические или лексические явления должны повторяться в текстовом материале достаточное количество раз, чтобы дать возможность учащимся наблюдать и обобщать эти явления.
В рамках классификации "тренировка - практика" в языковых упражнениях, которой мы придерживались в ходе нашей работы, авторы различают разные виды упражнений с точки зрения развития процесса становления речевых умений.
Первичные упражнения следуют непосредственно за объяснением и имеют своей целью выработку первичных умений, а затем и навыков.
По характеру операций с речевым материалом, осуществляемых учащимися выделяются элементарно-рецептивные упражнения. Они состоят в опознавании бывших в опыте учащихся единиц речи при слушании и чтении.
Лизенин С.М., автор статьи "Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы", указывает, что необходимо придерживаться следующей последовательности в методических действиях при ознакомлении обучаемых с рецептивным грамматическим материалом:
1. Предъявление нового грамматического явления на доске (карточке).
Например:
a) Read the sentences and find the difference.
2. Установление значения нового грамматического явления на основе анализа нескольких письменных контекстов.
Например:
a) Translate into Russian.
b) What does the Present Tense consist of?
3. Формулировка правила, включающего указания на формальные и смысловые признаки нового грамматического явления.
Например:
a) We use many, few/a few with countable nouns, nouns that we can count, and we use much, little/a little with uncountable nouns, those that cannot be counted.
Элементарно-рецептивным упражнениям сопутствует противопоставление усваиваемого материала уже усвоенному в целях различения того, что может быть ошибочно отождествлено.
Репродуктивные упражнения состоят в устном и письменном (или только устном) воспроизведении бывших в опыте единиц материала для речи или их комплексов.
Например:
a) Compare the usage of few and a few and find the difference.
b) Determine the meaning of much/many/a lot of, few/little, a few/a little.
c) диалог к теме «Countables/Uncountables»:
Peter: Hi, John. Do you need anything to buy in the shop?
John: Yes, we’re short of bread.
Peter: I’ll buy some. Anything else?
John: I think you should buy also a carton of milk and some coffee.
Peter: Do we have any meat?
John: I don’t know. A kilo of it would be enough.
Peter: OK. See you soon.
Как видно, элементарно-рецептивные операции здесь тесно связаны с репродуктивными и наоборот.
Вторичные предречевые упражнения предназначены для дальнейшей автоматизации первичных умений путем применения вырабатывающихся навыков в процессе реализации вторичных умений.
Основные усилия учащихся и их произвольное внимание и мышление все еще сосредоточены на преодолении тех или иных трудностей, в силу чего данные упражнения все еще относятся к области тренировки, а не речевой практики.
Например:
a) Write the third person singular.
1) I buy – he …
2) We cook – she …
3) They live – he …
4) You eat – she …
5) I walk – she …
6) You use – she …
7) They carry – he …
8) We wash – he …
9) I break – it …
b) Put the verb in the Past Tense.
1) be - …
2) take - …
3) go - …
4) forget - …
5) grow - …
6) teach - …
7) buy - …
8) shine - …
9) see - …
Комбинаторно-рецептивные упражнения состоят в соотнесении опознанных элементов и знаков речи между собой и с ситуацией при слушании и при чтении с целью понимания высказываний.
Методисты Маслыко Е.А., Бабинская П.К. отмечают, что тренировка рецептивного грамматического материала предполагает выполнение ряда дифференцировочных, подстановочных и трансформационных упражнений.
Например:
a) Listen and make a sentence.
have / I / eaten / already / morning. / this
b) Listen and choose.
I … for it to happen all my life.
- have been waiting
- waited
- have waited
c) Use the sentence in the Passive voice.
I witness the incident.
Продуктивные упражнения состоят в воспроизведении и сочетании в соответствии с речевой ситуацией усвоенных единиц речи для устного или письменного выражения мыслей.
Например:
a) Listen and repeat.
b) Tell, please, what did you do?
Подстановочные упражнения.
Например:
a) Make the phrase, using the table.
b) Make the sentences, using the verbs in brackets.
c) Answer the question, using the model.
Трансформационные упражнения.
Например:
a) Listen and say the phrases in other way.
b) Write the story in Present Simple Tense.
c) Ask politely for some biscuits.
d) Work in pairs. Tell your classmate where the man is going. He/she must show it on the map. Than change the roles.
Упражнения игрового характера.
Например:
a) Repeat the phrase and make the step on each word.
b) Describe any of the rooms to your classmate. Your classmate must draw the room. Then compare the picture and the drawing.
Речевые упражнения, как отмечают методисты, направлены на выработку у учащегося нового сложного умения – умения мобилизовать усвоенный языковой материал в целях осуществления языковой коммуникации.
Упражнения постепенно становятся все более творческими и все больше приближаются к естественному акту речи.
Комбинаторно-рецептивные упражнения, по мнению авторов, состоят в непосредственном (без анализа и перевода) понимании устных и письменных высказываний, построенных на знакомых структурах и содержащих в основном знакомую лексику.
Например:
a) Listen the stories and find the difference.
b) Listen the text and remember for life how to be the safe on the road.
c) Read and compare these school uniforms with your school uniform.
Продуктивные упражнения состоят в устном и письменном выражении мыслей с использованием усвоенного материала для речи в доступных учащемуся речевых ситуациях.
Например:
a) Complete the text.
b) Interview your classmate about his/her hobby (favourite subjects).
c) Write a plan of a holiday. Advertise the programme. Whose programme and advertisement are the best?
Такова в общих чертах принципиальная схема системы упражнений, рассчитанной на овладение иностранной речью.
Салистра И.Д. считает, что, соотношение удельного веса тренировки и речевой практики весьма динамично в этой системе. На начальном этапе обучения речевая практика еще не доминирует, много внимания приходится здесь уделять произношению и технике чтения, отработке отдельных структур и т.д.
Следует заметить, что деление упражнений на языковые и речевые является условным и ценным лишь в чисто методическом плане. Одни и те же упражнения могут выступать как языковыми, так и речевыми, в зависимости от этапа обучения.
Для успешного освоения грамматики английского языка мы, как и многие учителя, использовали разнообразные техники презентации, что помогло во многом устранить проблему незаинтересованности учащихся и их мотивации. В ходе работы я придерживался презентационных техник, выделенных английским методистом Скотом Торнбери.
1. Использование текста песни.
Преимуществом данной техники является то, что материал легко запоминается, предъявляется в ясном контексте, усиливает мотивацию и развивает навыки аудирования.
2. Чтение.
Эта техника реалистична, развивает навыки чтения, кроме того учащиеся самостоятельно выводят правило.
3. Использование наглядности.
Данная техника идеальна для учащихся и повышает мотивацию.
4. Использование реалий.
Преимущества данной техники в том, что она реалистична, легко запоминается и повышает мотивацию.
5. Персонализация.
Преимущества данной техники в том, что легче говорить о человеке, которого все знают, а также учащиеся сами используют грамматическую форму.
6. Прямое объяснение.
Эта техника экономит время и имеет ясную форму.
Чтобы повысить интерес учащихся к изучению такого сложного раздела языка как грамматика, прежде всего, необходимо было поставить четкие цели. Ученики должны знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила.
Теперь приведем все упражнения в систему, которая будет способствовать эффективному развитию грамотной речи.
В ходе учебного процесса я постепенно в течение нескольких занятий вводил и отрабатывал новую грамматическую тему “Countables/Uncountables” на основе лексического материала по теме “Food”.
Целью 1 урока было введение лексического минимума, формирование и развитие грамматических навыков, а также навыков говорения и произношения.
В начале урока “Food, Glorious Food” была проведена речевая разминка, дана необходимая лексика для усвоения грамматического материала, после чего было дано рецептивно-коммуникативное упражнение, предворяющее объяснение нового грамматического материала.
1. Look at the words and underline the odd word out.
1 a bar of chocolate, soap, bread
2 a carton of orange juice, bacon, milk
3 a slice of bread, butter, cake, ham
4 a cup of coffee, meat, tea
5 a jar of honey, jam, potatoes, mustard
Немало важным аспектом при проведении урока является применение наглядности, чтобы поддерживать интерес у учащихся на протяжении всего занятия, не только на этапе ввода новой лексики, но и при объяснении нового грамматического материала, что и было нами учтено при объяснении темы Countables/Uncountables и правил употребления слов-детерминантов.
После этого были даны упражнения на закрепление нового материала.
2. Which of the words go with a, an, some? Which are countable? Which are uncountable? In pairs act out short dialogues as in the example.
apple, sweets, hamburger, cherries, peach, water, potato, milk, chocolates, coffee, biscuit, hot dog, grapes, banana, beef, chips, fish, cake, jar of juice, apricot, melon
A: Would you like some bacon?
B: Yes, please. And can I have some chips, too?
A: Of course. Do you want a banana?
B: No, thanks. I’d rather have an apricot.
3. Fill in some, any, much, many, a few or a little. Then act out similar dialogues using the prompts below.
- Spanish omelette: eggs, onions, cheese, milk, ham
- pizza: mushrooms, tomatoes, ham, butter, cheese
A: Have we got what we need for cheeseburgers?
B: Let me see. Well, there are 1) … burgers, but there aren’t 2) … rolls at all.
A: How 3) … rolls do you need?
B: Just 4) … . I need 5) … cheese, too.
A: How 6) … cheese is there in the fridge?
B: Not 7) …, but I only need 8) … .
A: Is there 9) … ketchup left?
B: Only 10) …, but we don’t need much. So don’t buy 11)… . we haven’t got 12) … mustard at all.
A: I’ll buy 13) …, then.
Так же, чтобы стимулировать интерес учащихся, я выполнил подвижное упражнение игрового характера, чтобы сменить вид деятельности. Учащимся было предложено заучить маленький стишок, повторяя движения учителя.
4. Now it’s high time to have a snack.
It is time for us to have some snack,
Please sit down, hands on your lap,
Take a sandwich and juicy fruit
Then eat your snack, yum, yum,
It’s good.
Учитывая психо-физиологические особенности учащихся данного возраста на среднем этапе обучения, я комбинировал рецептивные и продуктивные формы упражнений, прибегая к творческим видам деятельности, чтобы мотивировать и заинтересовать учащихся.
5. Speak to your partner.
What is your favourite dish? What do you need to make it?
What do you like to eat for breakfast / lunch / dinner?
6. Work in pairs. Describe what you see in the picture to your classmate. Your classmate must draw it. Then compare the picture and the drawing.
На дом были заданы правила и упражнения из рабочей тетради (unit 6, ex.7,9,12) на закрепление и повторение грамматического материала и лексики, т.к. для развития грамотной устной речи необходимо не только знание грамматики, но и лексики.
Нужно отметить, что при проведения урока использовалось мультимедийное оборудование, что стимулировало работу учащихся и способствовало лучшему усвоению материала.
Следующий урок начался с проверки домашнего задания, в ходе которого были выявлены ученики, которые справились с заданиями, не допустив ни одной ошибки, и те, кто допустили ошибки. Домашняя работа проверялась с комментариями и объяснением самих учащихся, при необходимости контролируемыми преподавателем.
Целью 2 урока было расширение лексического запаса, развитие грамматических навыков, а также навыков аудирования, говорения и произношения.
Вводилась дополнительная лексика по заданной теме, были задания на аудирование, закреплялась тема Countables/Uncountables.
На закрепление грамматического материала, было дано упражнение, где ученики должны были разыграть диалог и суметь при этом прокомментировать употребление слов-детерминантов:
7. Сomplete the conversations with: how much/how many/ some/ any, and act out the dialogue:
John: Would you like ____ help with your shopping list?
Mary: That would be lovely. Thank you. I need milk.
John: ____ milk do you need?
Mary: Take 3 litres, it will be enough.
John: Do you need ___ eggs?
Mary: Yes, please take ___ eggs.
John: ____ eggs do you need?
Mary: I think 6 will be OK. I also need flour!
John: And ____ flour do you want?
Mary: I don’t know. I think I’ve got some left in fact.
John: Don’t forget, Mary, that ____ friends are coming for supper tonight!
Mary: I remember! ____ friends are coming?
John: I think there will 3 of them.
Mary: Should we bake ____ cakes?
John: I suppose it’s a good idea! Now I’m going shopping. Call me if you need anything else!
После того, как было проверено и это упражнение, последовала командная игра, которая способствовала активизации лексики и закреплению грамматики, а также развитию мышления и сотрудничеству. Был дан образец.
Game
Учащиеся разбиваются на команды. Им предлагается написать список проблем, с которыми люди сталкиваются в нашем городе, а также то, как бы они смогли им помочь. Затем каждая группа рассказывает о своих идеях, и учащиеся голосуют за наиболее интересные и удачные.
There isn’t enough…
There is few /a few /little /a little …
There are too many/ not many…
There aren’t any…
There are some…
Not much/many … , but …
Nowadays a lot of … , meanwhile …
I suppose …
To my mind …
As for my point of view …
As I know …
На основе этого упражнения был виден уровень развития речевых навыков учащихся, их умение грамотно задавать вопросы и отвечать на них. Таким образом, был осуществлен контроль навыков говорения.
Далее шел подготовительный этап, в ходе которого ученики активизировали лексику прошлых уроков и изученную грамматическую тему, готовясь к проверочной работе.
Проверочная работа содержала ряд заданий, направленных на выявление уровня усвоения пройденного материала. (Приложение)
В начале следующего урока с учащимися была проведена работа над ошибками, в ходе которой индивидуально была рассмотрена каждая ошибка, повторялся и закреплялся изученный грамматический материал. Также в ходе урока были даны задания на развитие навыков аудирования, чтения и говорения.
Таким образом, применяя все виды грамматических упражнений, выстроенных в порядке «от простого – к сложному», от элементарно-рецептивных – до продуктивных, я способствовал тому, чтобы учащиеся хорошо поняли особенности прорабатываемого грамматического материала. В связи с этим связано многократное предъявление речевого образца и разнообразие типов и видов упражнений, которые также способствовали развитию грамотной устной речи и автоматизации грамматических умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие грамматических навыков у школьников
Данная работа включает в себя не только теоретическую, но и практическую часть, обясняя всю сложность и важность развития грамматических навыков у школьниковю...
Развитие грамматических навыков на уроках английского языка.
В данной статье я остановлюсь на одном из аспектов изучаемого языка — грамматике....
Методы и приемы развития грамматических навыков на уроках английского языка.
Методика преподавания иностранного языка в школе. Методы и приемы работы....
Система упражнений, способствующая развитию грамматических навыков на уроках английского языка.
При обучении грамматике, разрабатывается система упражнений для каждого этапа изучения грамматического материала.Например, при ознакомлении с The Рresent Perfect Tense можно пр...
Методические разработки по немецкому языку: развитие грамматических навыков в 3-м классе - притяжательные местоимения
Немецкая грамматика представляет собой довольно трудное явление. Одним из сравнительно сложным для понимания русскоговорящими учащимися разделом являются притяжательные местоимения. Если с место...
Методические разработки по немецкому языку: развитие грамматических навыков и умений - временные формы глаголов
Грамматика является важнейшей частью обучения иностранному языку. Однако именно она представляет значительные трудности для обучающихся иностранному языку. Немецкая грамматика содержит в себе значител...
«Игрушки, Животные, Семья, Дом, Одежда, Еда» (совершенствование лексических навыков, развитие грамматических навыков речи, развитие навыков монологической и диалогической речи)
Информационно-технологическая карта урока английского языка во 2 классе...