Развитие грамматических навыков у школьников
методическая разработка по теме
Данная работа включает в себя не только теоретическую, но и практическую часть, обясняя всю сложность и важность развития грамматических навыков у школьниковю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_moey_raboty.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие грамматических навыков у школьников
Тема моей работы – «Развитие грамматических навыков у школьников».
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, да и не только в настоящее, грамматика занимает важное место в обучении иноязычному говорению, это, своего рода каркас, но котором базируется говорение. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.
Усвоение грамматики вызывает много трудностей, особенно у младших школьников, которые не совсем во втором классе понимают, что такое глагол, чем прошедшее время отличается от настоящего и что такое артикль. Большое количество терминов затрудняет обучение. Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике.
Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны.
В истории методики обучения иностранным языкам вопрос о роли грамматики решался по-разному. Одни ученые (представители грамматико-переводного метода) считали, что иностранные языки следует изучать только через грамматику. Другие (представители прямого метода) полагали, что при обучении иностранным языкам не следует заниматься грамматикой. Они «изгоняли» грамматику из процесса обучения. Обучение грамматике сводилось к механическому, интуитивному подражанию. Мне кажется, что это лишало учащихся нужных ориентиров, опор для правильного осуществления речевой деятельности, что порождало обилие ошибок.
Мной уже сообщалось, что грамматика вызывает наибольшие затруднения у младших школьников. И это неслучайно.
Младший школьный возраст - первая крупная перемена в жизни ребенка, решительные изменения в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения с окружающими. Познавательная деятельность возникает преимущественно в процессе обучения. Ребенок учится осознавать свою деятельность и управлять ею под руководством взрослого.
Внимание непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему.
Мышление развивается от наглядно - образного к абстрактно - логическому. Это надо использовать в обучении грамматики.
Память имеет по преимуществу наглядно - образный характер. Запоминается интересный, конкретный, яркий материал. Однако учителю необходимо обратить внимание на выработку самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, рациональной организации учебного труда.
Программа по иностранным языкам для школы предусматривает следующее: учащиеся должны освоить минимум грамматических явлений, обеспечивающий устное общение. Учащиеся должны часть грамматического материала усвоить для оформления своих устно-речевых высказываний. Другую часть распознавать при аудировании и чтении. Первая часть грамматического материала усваивается в 2-4-х классах обучение со 2 класса). Вторая часть материала усваивается в 5-11 классах.
При обучении иностранным языкам выделяют активный и пассивный минимум материала. Под активным грамматическим минимумом понимаются те грамматические явления, которые предназначены для употребления в говорении и письменной речи.
Под пассивным грамматическим минимумом понимаются те явления, которые учащиеся могут узнавать и понимать в тексте.
Активный грамматический минимум отбирается на основе следующих принципов:
- принцип распространенности в устной речи,
- принцип образцовости,
- принцип исключения синонимических грамматических явлений.
Пассивный грамматический минимум отбирается с учетом:
- принципа распространенности в книжно-письменном стиле речи,
- принципа многозначности грамматического явления.
Процесс формирования грамматических навыков проходит несколько этапов.
Подготовительный этап. Ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого перед ними с самого начала ставится цель. Учитель старается заинтересовать учащихся, возбудить их внимание и активность. Предпосылкой к использованию грамматических средств речи является знание лексики, наполняющей соответствующие модели. Кроме того, учащиеся должны повторить и тот грамматический материал, с которым новое грамматическое явление будет сочетаться или сопоставляться. На этом этапе происходит формирование первичного умения. Показателем усвоения является безошибочность сознательно сконструированного образца, с применением усваиваемой грамматической формы.
Элементарный этап. В него входит усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции или формы слова. В содержание элементарного этапа входят упражнения в употреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы по одному образцу. Здесь проводятся механические упражнения, в которых многократное повторение действия производится в облегченных условиях.
Показателем успешности овладения этим этапом усвоения можно считать уменьшение осознаваемости частных грамматических операций и увеличение самостоятельности в выборе содержания речи при выполнении грамматических действий.
На совмещающем этапе продолжается закрепление серии действий в условиях координации с другими действиями. Новое грамматическое средство на этом этапе сочетается или перемежается с другими средствами. В упражнениях преобладают элементы творчества, механические упражнения отходят на задний план.
Показателем достижения результата на этом этапе можно считать самостоятельное творческое использование отрабатываемой грамматической формы наряду с другими.
Этап систематизирующего обобщения необходим при усвоении обобщений и систематизации усвоенного при помощи упражнений в анализе, сравнений и классификаций. Наглядными пособиями служат схемы и таблицы.
Последний этап – включение грамматических навыков в речевую деятельность, использование и повторение их в речевых упражнениях.
При усвоении грамматических явлений в школе учащиеся испытывают определенные трудности.
Даже после продолжительной отработки некоторые учащиеся не могут узнать или вспомнить форму того или иного времени, способа образования сравнительной степени прилагательных и т.д. Грамматические явления в сравнении с соответствующими родного языка могут совпадать. Такие явления могут легко переноситься из системы родного языка в иностранный, то есть в этом случае наблюдается положительный перенос навыков (трансференция). Часть грамматических явлений в иностранном языке, по сравнению с родным, имеют определенные отличия. При изучении таких явлений учитель должен обращать внимание на эти отличия и дать к ним соответствующий комментарий. В противном случае возможен отрицательный перенос из родного языка в систему иностранного (интерференция). Наиболее трудными будут грамматические явления, которые не характерны для родного языка (например, артикль).
Трудно проанализировать все причины, лежащие в основе подобного состояния знаний, но в каких-то ситуациях причина кроется в действиях учителя по ознакомлению с грамматическими явлениями и их тренировке. Часто во время ознакомления с тем или иным грамматическим явлением учитель забывает или не успевает:
· Зафиксировать все формы данного явления на доске;
· Показать не только утвердительную, но и отрицательную и вопросительную формы, полную или усеченную, если они возможны в данном случае;
· Сравнить форму данной грамматической структуры с частично похожей формой другой структуры;
· Сделать учащихся активными участниками учебного процесса, а не пассивными наблюдателями за действиями учителя, бездумными роботами, хором повторяющими или механически записывающими мало значащие для них фразы.
Для того, чтобы правильно организовать ознакомление с грамматической структурой и ее тренировку, предвосхитить и максимально сократить появление возможных ошибок, учитель старается проанализировать трудности, которые данное грамматическое явление может представлять для учащихся.
Технология обучения грамматическим навыкам в школе должна опираться на следующие основные положения:
1. Деятельностный характер в овладении грамматической стороной и коммуникативная направленность обучения ей.
2. Учет первичности слухо-моторных связей при работе над грамматическими явлениями.
3. Опора на образец, на действие по аналогии.
4. опора на сознательность, учет важности сочетания сознательности с грамматическими действиями.
5. Стимулирование речевой активности и самостоятельности учащихся в поиске и выделении существенных признаков единиц грамматического материала и действий с ними.
6. Опора на принципы наглядности, доступности, прочности и систематичности.
7. Учет принципа аппроксимации при обучении грамматической стороне иноязычной речи (И.Л. Бим).
Предъявление грамматического материала может осуществляться двумя путями: - практическим (лексическим), - теоретико-практическим путем.
Практический путь предусматривает, что грамматическое явление усваивается как лексика. Этим путем усваиваются грамматические исключения из правил, три формы глаголов, суплятивные формы степеней сравнения прилагательных и др.
При теоретико-практическом пути ознакомления с новым грамматическим материалом может осуществляться двумя способами: а) индуктивно, б) дедуктивно.
Изучение, при котором ученики сами выводят правило, называется индуктивное изучение.
При дедуктивном способе ознакомления с грамматическим явлением учащимся сообщается правило, а затем они переходят к выполнению грамматических упражнений.
При практическом пути введения грамматического материала можно использовать следующие приемы:
- демонстрация речевого образца,
- имитация,
- выполнение действия по аналогии с образцом, с опорой на таблицу.
При теоретико-практическом пути введения грамматического материала используются следующие приемы:
- объяснение с опорой на речевой образец и правило-конструкцию,
- сравнение грамматического явления в родном языке,
- сравнение внутри языка, опора на сходные элементы ранее изученного материала,
- анализ грамматического явления,
- перевод грамматического явления на родной язык.
Совокупность упражнений на формирование речевых и языковых грамматических навыков, называется комплексом. Здесь целесообразно выделять: а) языковые упражнения, б) условно-речевые упражнения, в) подлинно речевые упражнения.
Языковые упражнения могут быть: - языковые аналитические упражнения (Перепишите предложение, поставив глаголы в нужном времени, дополните предложения соответствующими глаголами и т.д.),
- языковые упражнения (Перепишите предложения в вопросительной форме, образуйте из двух предложений одно сложное),
- языковые упражнения с некоторой речевой направленностью (Задайте вопрос в указанном времени, превратите повествовательное предложение в вопросительное).
Условно-речевые упражнения направлены на отработку грамматической формы в упражнениях, имитирующих речь. Этот тип упражнений является наиболее эффективным для целенаправленного формирования речевых грамматических навыков во всех видах деятельности. (Ответьте на вопрос положительно или отрицательно, возразите своему собеседнику, согласитесь с мнением учителя и др.)
Под подлинно речевыми упражнениями понимаются такие, которые повторяют процесс естественной коммуникации в разных видах речевой деятельности. Этот тип упражнений самый сложный для выполнения школьниками. Неслучайно, что эти упражнения завершают систему упражнений. К ним можно отнести: опишите ситуацию, изображенную на картинке, как бы вы поступили, если… и другие.
Большое значение придается контролю усвоения грамматического материала.
Примеры грамматических упражнений
Для младших школьников (множественное число существительного)
Посмотри на картинку и послушай рифмовку:
One doll-two dolls,
One ball-two balls,
One car-two cars,
One star-two stars.
(Повторите и составьте похожие рифмовки).
Отработка выражений Has got/Hasn’t got
Clown Bim has got big brown eyes. He has got a long red nose. He has got long red hair, red lips and big pink ears.
Clown Bom has got small green eyes, pink lips and short yellow hair. He has got small red ears and a short blue nose.
(Сделайте предложения отрицательными).
Вставь many или much:
a. Peter can eat ______ apples.
b. Miss Chatter has got ______ books.
c. I would like to eat ______ jam.
d. You can see ______ cheese in the White Shop.
Выбери и обведи нужное слово:
1. Tim __ slim and sad.
a) am b) is c) are
2. They__ good friends.
a) am b) is c) are
3. I __ a pupil.
a) am b) is c) are
4. ___ you lazy?
a) am b) is c) are
5 класс
1. There is ….. nice park near our school. | |||||
A) | an | B) | a | C) | - |
2. There is an old tree in our park. ….. tree is tall. | |||||
A) | The | B) | A | C) | - |
3. Tom has five grey …… | |||||
A) | mouse | B) | mouses | C) | mice |
4. The ..... cat is ugly. | |||||
A) | girls | B) | girl’s | ||
5. They eat …. sweets. | |||||
A) | much | B) | a | C) | many |
6. Pete and I can skate. …… skate in the park. | |||||
A) | We | B) | He | C) | They |
7. Ann has a cat. ……. cat is black. | |||||
A) | Our | B) | His | C) | Her |
8. My sister ….. a pupil. | |||||
A) | is | B) | am | C) | are |
9. Jack can’t ……. well. | |||||
A) | run | B) | runs | C) | to run |
10. I like … a bike. | |||||
A) | ride | B) | rides | C) | to ride |
11. Tim would ….. to have a new bike. | |||||
A) | likes | B) | like | C) | to like |
12. She must ……. the apples. | |||||
A) | eat | B) | eats | C) | to eat |
13. We …. a big grey dog. | |||||
A) | has | B) | have | C) | to have |
14. There are …. in the dining-room. | |||||
A) | a table | B) | table | C) | tables |
15. ….. on the shelf. | |||||
A) | There is no book | B) | No book is | C) | No book there is |
16. Tom ..... on a farm. | |||||
A) | live | B) | to live | C) | lives |
17. My friends …….. in the park. | |||||
A) | does not skate | B) | do not skate | C) | not skate |
18. ….. you like to ride a bike? | |||||
A) | Are | B) | Does | C) | Do |
19. Does Ann like to play computer games? – No, …. . | |||||
A) | she does | B) | she doesn’t | C) | she don’t |
20. She ……..there last week. | |||||
A) | go | B) | goes | C) | went |
21. ……. the present? | |||||
A) | Did she like | B) | She liked | C) | Did she liked |
22. We …… the window tomorrow. | |||||
A) | clean | B) | cleaned | C) | shall clean |
23. Ben ….. in the park next weekend. | |||||
A) | will not skate | B) | not will skate | C) | will skate not |
24. It is ………. interesting story in the book. | |||||
A) | more | B) | most | C) | the most |
25. The jacket is ….. than the coat. | |||||
A) | good | B) | better | C) | godder |
6 класс
1/ I usually …my Granny on Saturday
a) visits b) visited
c) visit d) will visit
2/ There…30 pupils in our class last year
a) were b) was
c) are d) will be
3/ I can … English very well.
a) Spoke b) speaks
c) speak d) will speak
4/ … they go to the Zoo with us next week?
a) shall b) will
c) do d) did
5/ I … to my friend’s place yesterday.
a) goed b) went
c) goes d) will go
8 класс
Where are you from?
A I’m France. B I’m from France. C French. D I’m French.
1 How old are you?
A I have 16. B I am 16. C I have 16 years. D I am 16 years.
2 Are you having a nice time?
A Yes, I’m nice. B Yes, I’m having it. C Yes, I am. D Yes, it is.
3 Could you pass the salt please?
A Over there. B I don’t know. C Help yourself. D Here you are.
4 Yesterday I went __________ bus to the National Museum.
A on B in C by D with
5 Sue and Mike __________ to go camping.
A wanted B said C made D talked
6 Who’s calling, please?
A Just a moment. B It’s David Parker. C I’ll call you back. D Speaking.
7 They were __________ after the long journey, so they went to bed.
A hungry B hot C lazy D tired
8 Can you tell me the __________ to the bus station?
A road B way C direction D street
9 __________ you remember to buy some milk?
A Have B Do C Should D Did
10 - Don’t forget to put the rubbish out.
- I’ve __________ done it!
A yet B still C already D even
11 You don’t need to bring __________ to eat.
A some B a food C many D anything
12 What about going to the cinema?
A Good idea! B Twice a month. C It’s Star Wars. D I think so.
13 - What would you like, Sue?
- I’d like the same __________ Michael please.
A that B as C for D had
14 __________ people know the answer to that question.
A Few B Little C Least D A little
15 It’s not __________ to walk home by yourself in the dark.
A sure B certain C safe D problem
16 __________ sure all the windows are locked.
A Take B Have C Wait D Make
17 I’ll go and __________ if I can find him.
A see B look C try D tell
18 What’s the difference __________ football and rugby?
A from B with C for D between
19 My car needs __________ .
A repairing B to repair C to be repair D repair
20 Tim was too __________ to ask Monika for a dance.
A worried B shy C selfish D polite
21 I haven’t had so much fun __________ I was a young boy!
A when B for C during D since
22 Sorry, I don’t know __________ you’re talking about.
A that B what C which D why
23 I’m afraid you __________ smoke in here.
A could not B don’t have to C are not allowed to D can’t be
24 Everyone wanted to go out __________ John.
A apart B unless C however D except
25 Honestly! I saw a ghost! I’m not __________ it up!
A having B laughing C making D joking
26 Eat everything up! I don’t want to see anything __________ on your plate!
A left B missing C put D staying
27 Take the A20 __________ the roundabout, then turn left.
A right B as far as C along D heading north
28 I really hope you can find a __________ to this problem.
A result B way C conclusion D solution
29 Could you watch my bag while I go and get a cup of tea?
A Of course! B Never mind. C If you don’t mind. D It doesn’t matter.
30 In my country, it is __________ the law to watch an X-rated film if you are under eighteen.
A under B against C over D beyond
31 Rebecca had to __________ the invitation, as she was busy studying for her exams.
A take off B put back C turn down D get away
32 Police __________ that a terrorist group might be behind the kidnapping.
A suppose B fancy C suspect D accuse
33 When Christopher smiles, he __________ me of his grandfather.
A remembers B recalls C rethinks D reminds
34 The wonderful smell of freshly __________ coffee hit us as we entered the store.
A crushed B smashed C ground D pressed
35 Mike’s dad wouldn’t __________ him go to school with a red streak in his hair.
A allow B permit C accept D let
36 If only I __________ made that phone call!
A wasn’t B didn’t C hadn’t D haven’t
37 I like Mary for her friendly smile and her __________ of humour.
A sense B manner C way D impression
38 These shoes are very __________ for walking in the mountains.
A practical B functional C realistic D active
39 __________ of the credit for our success has to go to the Chairman, Peter Lewis.
A Several B Much C Enough D Sufficient
40 We were surprised that over 500 people __________ for the job.
A wrote B applied C enquired D requested
41 The children watched in excitement as she __________ a match and lit the candles.
A scratched B struck C rubbed D scraped
42 Sorry about Kate’s strange behaviour, but she’s just not used to __________ lots of people around her.
A had B have C having D has
43 Ivan kept running very hard __________ none of the other runners could possibly catch him.
A even though B however C despite D as
44 ‘I did this painting all __________ my own, Dad,’ said Milly.
A by B with C for D on
45 You __________ better check all the details are correct before we send it off.
A would B had C should D did
46 This game is __________ to be for five year-olds, but I think a two year-old could do it!
A expected B required C obliged D supposed
47 Just put this powder down, and it should __________ any more ants from getting in.
A prevent B avoid C refuse D forbid
48 When Jonie __________ to do something, you can be sure she’ll do it, and do it well.
A gets on B takes up C sets out D brings about
49 __________ we get to the top of this hill, the path gets much easier.
A At the time B Eventually C Once D Finally
50 Fifty-seven? No, that __________ be the right answer!
A can’t B mustn’t C wouldn’t D needn’t
51 __________ happens, I’ll always be there for you!
A However B What C Whatever D No matter
52 Can you __________ to it that no one uses this entrance?
A see B deal C ensure D get
53 A __________ debate ensued, with neither side prepared to give way to the other.
A warm B heated C hot D boiling
54 I’ve drunk milk every __________ day of my life, and it’s never done me any harm!
A particular B individual C single D one
55 The version of the film I saw had been __________ censored.
A strongly B deeply C great D heavily
56 He promised to phone me at nine o’clock exactly, and he was as __________ as his word.
A true B good C right D honest
57 There has been so much media __________ of the wedding that I’m completely fed up with it.
A circulation B attention C broadcasting D coverage
58 If I were you I would __________ clear of the area around the station late at night.
A stick B steer C stop D stand
59 Turning back now is out of the __________ .
A agenda B matter C question D possibility
60 Joe’s fear of enclosed spaces __________ from a bad experience he had when he was a child.
A stems B leads C starts D flows
1 B
2 C
3 D
4 C
5 A
6 B
7 D
8 B
9 D
10 C
11 D
12 A
13 B
14 A
15 C
16 D
17 A
18 D
19 A
20 B
21 D
22 B
23 C
24 D
25 C
26 A
27 B
28 D
29 A
30 B
31 C
32 C
33 D
34 C
35 D
36 C
37 A
38 A
39 B
40 B
41 B
42 C
43 A
44 D
45 B
46 D
47 A
48 C
49 C
50 A
51 C
52 A
53 B
54 C
55 D
56 B
57 D
58 B
59 C
60 A
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие грамматических навыков на уроках английского языка.
В данной статье я остановлюсь на одном из аспектов изучаемого языка — грамматике....
Методы и приемы развития грамматических навыков на уроках английского языка.
Методика преподавания иностранного языка в школе. Методы и приемы работы....
Система упражнений, способствующая развитию грамматических навыков на уроках английского языка.
При обучении грамматике, разрабатывается система упражнений для каждого этапа изучения грамматического материала.Например, при ознакомлении с The Рresent Perfect Tense можно пр...
Методические разработки по немецкому языку: развитие грамматических навыков в 3-м классе - притяжательные местоимения
Немецкая грамматика представляет собой довольно трудное явление. Одним из сравнительно сложным для понимания русскоговорящими учащимися разделом являются притяжательные местоимения. Если с место...
Методические разработки по немецкому языку: развитие грамматических навыков и умений - временные формы глаголов
Грамматика является важнейшей частью обучения иностранному языку. Однако именно она представляет значительные трудности для обучающихся иностранному языку. Немецкая грамматика содержит в себе значител...
«Игрушки, Животные, Семья, Дом, Одежда, Еда» (совершенствование лексических навыков, развитие грамматических навыков речи, развитие навыков монологической и диалогической речи)
Информационно-технологическая карта урока английского языка во 2 классе...
« Игрушки, Животные, Семья, Дом, Еда, Выходной» (совершенствование лексических навыков, развитие грамматических навыков речи, развитие навыков монологической и диалогической речи )
Информационно-технологическая карта урока английского языка в 3 классе...