Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка.
статья по английскому языку по теме
В статье содержится описание некоторых приемов, котрые можно применять на уроках английского языка с целью развития критического мышления у учеников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Существует и более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия».
Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно, среди которых Д. Халперн выделяет ряд качеств, которые учащиеся должны развить в себе:
- Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
- Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
- Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
- Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
- Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
- Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Структура урока с использованием технологии развития критического мышления
1 этап вызов. На этом этапе определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.
2 этап осмысление. На данном этапе происходит поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией её с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.
3 этап рефлексия – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. На данном этапе происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.
На стадии вызова можно использовать следующие приемы:
- составление списка «известной информации»;
- верные и неверные утверждения;
- «толстые» и «тонкие» вопросы;
- мозговой штурм.
На стадии осмысления –методы активного чтения:
«фишбоун», «пирамидная история»; «денотатный граф», «концептуальное колесо»;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
На стадии рефлексии - заполнение кластеров, таблиц;
ответы на поставленные вопросы;
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
организация устных и письменных круглых столов;
написание творческих работ;
исследования по отдельным вопросам темы.
Приём фишбоун (от англ. fishbone — рыбная кость) позволяет обучающимся через наглядный систематизатор выявить и обсудить проблему. В «голове» рыбы формулируется проблема, «косточки скелета» по одну сторону представляют аргументы «за», по другую — «против». В «хвосте» рыбы формулируется вывод.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые дети сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы.
В основе пирамидной истории лежит особая структура, где номер строки обозначает количество слов, вписываемых в «пирамиду»:
1) имя героя (темы);
2) характеристика или описание;
3) место действия (использования);
4) проблема;
5) описание развития ситуации;
6) что предпринимается для решения проблемы;
7) решение проблемы или предположение того, что будет дальше.
Прием «Денотатный граф»
1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет строиться денотатный граф.
2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки.
3 этап – подбор существенных признаков ключевого понятия, которые имеют с ним связь через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.
Таким образом , технология критического мышления дает учителю большие возможности в развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроке иностранного языка, как в основной, так и в начальной школе. Необходимо только адаптировать приемы данной технологии к возрастным особенностям учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические приемы технологии критического мышления на уроке английского языка в старшем звене
Использование приема Insert на практике...
"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....
презентация "Повышение эффективности уроков английского языка с помощью приемов технологии критического мышления"
Приемы и технологии развития критического мышления...
Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Критическон мышление - умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить...
Презентация на тему: Повышение эффективности уроков фнглийского языка с помощью приемов технологии критического мышления.
Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология кр...
Использование элементов и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.
описание некоторых элементов и приемов технологии критического мышления...
Повышение эффективности уроков английского языка с помощью приемов технологии критического мышления
Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология развития...