Использование элементов и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
описание некоторых элементов и приемов технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
критическое мышление | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.
- Русский язык – 6 класс.
Тема урока: « Орфограммы корня».
Этап урока: мотивационно- целевой.
Приём мотивации: «Удивляй!»
Обыденные и повсеместные явления могут быть странными, если посмотреть на них с другой точки зрения. Возьмем глаголы «обуть» и «разуть». В них чётко осознаются приставки об- и раз-, показатель неопределённой формы –ть. Где же корень?
(Корень –у. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется без приставок).
- Литература - 9 класс.
Тема урока: «Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Этап урока: мотивационно- целевой.
Приём мотивации: «Фантастическая добавка».
Реальная ситуация добавляется элементами фантастики.
Беседа ( разыгрывается по ролям):
а) Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегины и Ленским за день до дуэли.
а) Что бы вы сказали им? Какие аргументы бы вы привели, чтобы они отказались от дуэли и помирились?
б) Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы.
Литература – 9 класс.
Тема урока: «Русская проза 19 века» (обобщающий урок).
Этап урока: мотивационно- целевой.
Приём мотивации: «Узнай меня!»
А).Вариант 1.
Можно предложить учащимся выступить от имени героя (например, Печорина из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»), при этом не называя его, но описывая его характер, поступки, размышления:
-противоречивость характера (смелость и честность- безверие, скептицизм и индивидуализм, ведущий к презрению и враждебному отношению к людям (отношение к Грушницкому);
- стремление самому решать свою судьбу и отвечать за свое поведение – неверие в дружбу и любовь (история с Бэлой и княжной Мери).
Б).Вариант 2.
Ученик описывает портрет литературного героя ( в данном случае, портрет Печорина).
- Литература – 6 класс.
Тема урока: «Главная идея произведения Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Этап урока: мотивационно- целевой.
Свой приём – «Сравни!».
Ученикам предлагается сравнить поведение своего одноклассника на уроке и главного героя рассказа Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
- Чем похоже и чем отличается их поведение на уроке? (например, при невыполненном домашнем задании);
- Смогли бы вы поступить так (обмануть учителя), как поступил мальчик?
- Какими вы видите товарищей рассказчика? (Например, ученик Авдеенко – пример списывания контрольной, футболисты, не умеющие решить задачу). Есть ли такие ребята в нашем классе?
(Это в дальнейшем поможет правильно сформулировать главную идею произведения, пробуждает интерес к анализу черт характера героя рассказа, а также формирует оценку и самооценку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, у...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства об...
Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Критическон мышление - умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить...
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...