Современные технологии в процессе формирования лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся
статья по английскому языку на тему
Современные средства и методы преподавания иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_inostrannyy_yazyk.docx | 40.37 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Доклад подготовила
учитель английского языка МБОУ СОШ №55
Пахольченко Валентина Дмитриевна
2015-2016 уч. год
Государственный стандарт по иностранному языку определил цели общего образования на современном этапе , направленные не только на создание условий для усвоения учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, представляющие современное качество образования по иностранному языку: коммуникативную, речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно – познавательную»
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам
Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий ) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки для того, чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения , правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение , адекватное аутентичной ситуации общения. Другими словами, основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Сформированность коммуникативной компетенции проявляется в процессе общения.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые средства и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранными языками. Современные педагогические технологии такие, как
- обучение в сотрудничестве,
- технология организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
- игровые методы обучения,
- использование новых информационных технологий и электронных образовательных ресурсов,
-технология сотрудничества,
-метод создания портфолио
помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их степени обученности.
Каждый учитель выбирает те или иные технологии, в зависимости от ступени обучения школьников, изучаемой темы, уровня владения иностранным языком, сформированных умений и навыков.
Каждая технология ценна сама по себе и представляет набор определенных действий учителя и учащихся, направленных на реализацию лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.
Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Интеграция современных образовательных технологий помогает создать необходимые условия для оптимизации процесса обучения, сделать его более интересным и эффективным.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество; активизировать познавательную деятельность ученика в процессе обучения иностранным языкам.
Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса, аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся.
Мне бы хотелось кратко остановиться на некоторых приемах и методах, которые помогают учителю сделать процесс изучения иностранных язык более
результативным.
Итак,
Игровая технология
помогает увлечь детей учебной работой, организовать различные режимы общения, работу в парах и группах,
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению английского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Технология организации проектной и
учебно-исследовательской деятельности учащихся
Одной из технологий обеспечивающей личностно – ориентированное обучение является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности, тот метод, который позволяет школьникам применить накопленные знания и опыт.
Проекты могут делиться на:
-моно-проекты
-коллективные
-устно - речевые
- видовые
-письменные
-Интернет - проекты.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Кроме этого, работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, способствует благоприятному психологическому климату.
На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что оно предусматривает естественную взаимосвязь всех четырех видов речевой деятельности: письма, чтения, аудирования и говорения, учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.
Особое место занимает технология исследования, где учащиеся выходят на высокий уровень познания, самостоятельной деятельности и развития нового проблемного видения, освоение исследовательских процедур. Обобщенной базовой моделью в рамках исследования является модель обучения как творческого поиска: от видения и постановки проблемы – к выдвижению гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания. Вариантами модели исследовательского характера являются игровое моделирование, дискуссия, интервьюирование, решение проблемных задач и т. д.
Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно.
Технология развития критического мышления учащихся
предполагает постановку вопросов учащимися и понимание проблемы, которую нужно решить. Критическое мышление носит индивидуальный самостоятельный характер, каждый генерирует свои идеи, формулирует свои оценки и убеждения независимо от остальных, находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумной, обоснованной и убедительной аргументацией. Критическое мышление носит социальный характер, так как всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Собственная активная жизненная позиция ученика особенно проявляется при сравнении имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными. Существует различные формы работы, предусматривающие развитие критического мышления учащихся: эссе, сочинение-рассуждение, дискуссия, диалог, ролевая игра и т. д.
ПОРТФОЛИО
Экспериментальная технология создания портфолио является способом наглядной презентации своих достижений за определенный период обучения, возможностью продемонстрировать способности и практически применить приобретенные знания и умения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности-учебной, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, действительного подхода в образовании. Учащиеся видят свой рост, сознательно пополняя не только багаж знаний, но и формируя банк данных о своих достижениях за весь период учебы (проекты, сертификаты, рецензии, отзывы об индивидуальной творческой деятельности), что несомненно будет востребовано при поступлении в высшее учебное заведение.
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЯ
Работа с модулем.
Модуль – это особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий. Учить работать с модулем лучше начинать непосредственно на уроке, когда ученик может сразу обратиться за помощью к учителю.
Технология сотрудничества
Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им дается одно и то же задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы,но и результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильныхто, что им не понятно, а сильные учащиеся стремятся,чтобы слабые досконально разобрались в задании.И от этого выигрывает весь класс, потому что ликвидируются проблемы.
Практика показывает, что вместе учиться не только интереснее, но и эффективнее. И это касается как академических успехов по предмету, так и интеллектуального и нравственного развития детей. Помочь друг другу, вместе дойти до истины, вместе решить проблему, вместе разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества пригодятся ребятам в школе и в жизни.
Учителю же эта система дает колоссальные возможности для творческого подхода и к предмету, и к ученикам. Идея обучения в сотрудничестве гуманна по своей сути. Она получила развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира и поэтому довольно разнообразна в своих вариантах.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Высокий уровень компьютеризации общества и рост значения сети интернет как средства хранения и передачи информации требуют от современного учителя иностранного языка внедрения в свою образовательную практику информационно-коммуникационных технологий .
Их использование способствует совершенствованию лингвистической и
межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности учащимися. Благодаря возможностям информационно-коммуникационных технологий, в том числе использования сети интернет, любой проект выходит за рамки школы и становится национальным или международным проектом.
Находясь на стажировке в г.Липецк нашему вниманию был представлен достаточно большой объем как теоритической, так и практической информации о современных подходах в преподавания иностранных языков и о способах, повышающих мотивацию и интерес учащихся к овладению иностранным языком.
Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
Далее хотелось бы остановиться на некоторых , я считаю, интересных приемах, которые помогли бы сделать урок более интересным.
Пять видов учебных Интернет-материалов
Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио - и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного содержания и разного качества, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет. К учебным Интернет-ресурсам относят хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа хант, сабджект сэмпла, вебквест. В отличие от Интернет-ресурсов телекоммуникации учебные Интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей.
Рассмотрим подробнее каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов.
хотлист (hotlist),
трежа хант (treasure hunt),
сабджект сэмпла (subject sampler),
мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), и
вебквест (webquest).
Хотлист от английского "hotlist” – «список по теме» представляет собой список Интернет сайтов по изучаемой теме . Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации.
Мултимедиа скрэпбук от английского "multimedia scrapbook” – «мультемедийный черновик» представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В скрэпбуке содержатся ссылки на текстовые сайты, фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть легко скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определенной темы .
Трежа Хант от английского "treasure hunt” – «охота за сокровищами» – во многом напоминает хотлист. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисковую деятельность учащихся. В конце трежа ханта учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы . Развернутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.
Сабджект сэмпла - от английского "subject sampler” стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио - и видеоклипы, графическую информацию). После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на вопрос. Главной особенностью ресурса сабджект сэмпла является то, что получение информации должно строиться на эмоциональном уровне. Необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому вопросу . Активность учащихся здесь довольно велика. Возможно обсуждение мнений с другими учащимися группы.
Вебквест от английского "webquest” – «Интернет поиск» – самый сложный тип учебных Интернет-материалов. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся.
Отмечая все положительные стороны использования информационных технологий, хочется подчеркнуть,однако, что никакие самые новейшие технологии не смогут заменить учителя на урокею, Компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет его. А применение информационных технологий следует рассматривать, как одно из основных эффективных способов организации учебного процесса, и одно из основных тоебований к профессиональной деятельности учителя – информационной компетентности.
Технология рефлексивного обучения
дает возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, психологического состояния (тревожность, утомляемость, заинтересованность), отношение к изучаемому материалу, уроку, участникам урока при помощи обратной связи. Позволяет значительно повысить педагогическую эффективность УВП.
Общий результат: приоритетными на уроке становятся взаимопонимание, взаимоуважение, взаимообогащение, взаимоподдержка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занимаясь интегрированием современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции школьника, на протяжении ряда лет тщательно изучая, апробируя и адаптируя инновационные идеи современных российских и зарубежных преподавателей, можно прийти к выводу, что именно данная педагогическая система способствует раскрытию субъективного опыта ученика, формированию личностно-значимых для него способов учебной работы, воспитанию нравственных идеалов, развитию критического мышления, адекватной оценки и самооценки, самосовершенствованию каждого ученика и возможности реализовать себя как личность.
Применение инновационных технологий обучения иностранному языку помогает решать проблемы речевого общения школьников с различным уровнем способностей, эффективного использования времени урока, повышения мотивации к изучению иностранных языков.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Развитие личности – смысл и цель современного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...
Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы.
В докладе описана работа с клоуз-тестом на уроках русского языка....
Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....
Формирование информационной и коммуникативной компетенций учащихся в процессе подготовки к единому государственному экзамену по истории и обществознанию
Из опыта работы...
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...
Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.
Язык – это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи, - всё, что делает язык живым, призвано вызвать у учащихся интерес, ...