Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС
статья по английскому языку на тему

Рахманова Татьяна Викторовна

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС

        Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Одна из главных функций универсальных учебных действий включает: — обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

 «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,  вовлеки меня – и я научусь».   (Китайская мудрость)   

При  переходе  на  ФГОС  нового  поколения  выявились  следующие  проблемы:

1)    отсутствие  у  некоторых  участников  образовательного  процесса 

приоритета высших ценностей, позиционируемых в ФГОС второго поколения в  качестве  ключевых  результатов  обучения  и  воспитания,  таких,  как  труд,  здоровье и др.; 2)  слабая  включённость  родителей  и  общественности  в  управление 

образовательным процессом; 3)  недостаточное  овладение  формами  взаимодействия  и  проектной 

деятельностью, навыками коллективного планирования; 4)  слабая  оснащенность  классов  школы  современными  техническими 

средствами;

 5) низкая мотивация учеников к изучению предмета.

      Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.

     Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной  деятельности – он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций.  Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

      Информационная социализация, к которой быстро приобщаются современные дети, вынуждает нас – педагогов – все чаще обращаться к вариативной, мотивирующей педагогике. Связано это также с тем, что ребенок сегодня знает и умеет, но НЕ ХОЧЕТ. Поэтому без системы мотивации к познанию обучение не будет результативным. В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.

      Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности.

      И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Можно определить следующие требования к современному уроку:

- четкое формулирование цели;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

- выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- создание условий успешного учения учащихся.

      Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

Выделяются следующие пять типов уроков:

·        уроки изучения нового учебного материала;

·        уроки совершенствования знаний, умений и навыков;

·        уроки обобщения и систематизации;

·        комбинированные уроки;

·        уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.

     На основе психологического анализа, проводящегося по таким параметрам, как новизна, эмоциональность, связь с потребностями и интересами учащихся, объем материала, его доступность и так далее, современный урок английского является интересным для слушателей, может привлечь их внимание и направить мысли учащихся в нужное русло. К сожалению, на сегодняшний день далеко не все преподаватели способны адекватно оценить степень заинтересованности класса в их предмете и поддержать интерес учеников на нужном уровне. Соответственно качество обучения существенно снижается.

     Одной из последних тенденций является использование в обучении английскому языку современных информационных технологий – обучающих компьютерных игр, электронных учебников и прочего подобного. Такие меры позволяют существенно повысить интерес учащихся к процессу работы над усвоением новой информации, сделать урок увлекательным и несколько увеличить его темп. Впрочем, последнее далеко не всегда является положительным моментом.

     Также современный урок английского языка включает в себя по возможности индивидуальный подход к каждому из учащихся. Важно подобрать соответствующий комплекс упражнений для людей с разными ведущими каналами информации (аудиалы, кинестетики, визуалы). Наряду с этим, если члены учебной группы владеют английским языком на разном уровне, необходимо применять разноуровневые упражнения. Здесь оптимальны компьютерные программы, выдающие упражнения для работы с постепенно повышающимся уровнем сложности.

      Неплохие результаты демонстрирует и работа учащихся в сотрудничестве друг с другом. При использовании такого метода слабые ученики имеют возможность подтянуться за счет более сильных товарищей. Работа ведется в микрогруппах, где каждый из участников делает свой, посильный вклад в получение общей на всю группу оценки. Рекомендуется включать в состав группы как минимум одного сильного, и одного слабого ученика. При участии же в проекте каждому учащемуся достается своя часть задания, и как сильные, так и слабые ученики имеют возможность проявить свои реальные знания и умения.

    Современный урок, наряду со всем вышесказанным, должен постоянно включать в себя что-то новое. Ведь однообразные действия врятли смогут удержать интерес учащихся любого возраста. Преподаватель должен постоянно внедрять в процесс обучения новые моменты, которые с интересом будут восприниматься его подопечными. 
    Стоит обратить внимание и на разницу в литературном и разговорном языке. Ведь впоследствии учащимся скорее всего придется не только читать и переводить тексты, написанные традиционным литературным языком, но и общаться с реальными носителями языка, использующими некоторые специфические выражения, молодежный либо профессиональный сленг и тому подобное. К тому же обучение разговорным особенностям языка наверняка вызовет у школьников или студентов гораздо больший интерес. Таким образом, современный урок английского языка предполагает применение новых технологических решений, а также внедрение новых преподавательских методик, ломающих старые стереотипы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС

        Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Одна из главных функций универсальных учебных действий включает: — обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

 «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,  вовлеки меня – и я научусь».   (Китайская мудрость)    

При  переходе  на  ФГОС  нового  поколения  выявились  следующие  проблемы:

  1. отсутствие  у  некоторых  участников  образовательного  процесса 

приоритета высших ценностей, позиционируемых в ФГОС второго поколения в  качестве  ключевых  результатов  обучения  и  воспитания,  таких,  как  труд,  здоровье и др.; 2)  слабая  включённость  родителей  и  общественности  в  управление 

образовательным процессом; 3)  недостаточное  овладение  формами  взаимодействия  и  проектной 

деятельностью, навыками коллективного планирования; 4)  слабая  оснащенность  классов  школы  современными  техническими 

средствами;

 5) низкая мотивация учеников к изучению предмета.

      Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.

     Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной  деятельности – он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций.  Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

      Информационная социализация, к которой быстро приобщаются современные дети, вынуждает нас – педагогов – все чаще обращаться к вариативной, мотивирующей педагогике. Связано это также с тем, что ребенок сегодня знает и умеет, но НЕ ХОЧЕТ. Поэтому без системы мотивации к познанию обучение не будет результативным. В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.

      Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности.

      И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Можно определить следующие требования к современному уроку:

- четкое формулирование цели;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

- выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- создание условий успешного учения учащихся.

      Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

Выделяются следующие пять типов уроков:

  • уроки изучения нового учебного материала;
  • уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
  • уроки обобщения и систематизации;
  • комбинированные уроки;
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.

     На основе психологического анализа, проводящегося по таким параметрам, как новизна, эмоциональность, связь с потребностями и интересами учащихся, объем материала, его доступность и так далее, современный урок английского является интересным для слушателей, может привлечь их внимание и направить мысли учащихся в нужное русло. К сожалению, на сегодняшний день далеко не все преподаватели способны адекватно оценить степень заинтересованности класса в их предмете и поддержать интерес учеников на нужном уровне. Соответственно качество обучения существенно снижается.

     Одной из последних тенденций является использование в обучении английскому языку современных информационных технологий – обучающих компьютерных игр, электронных учебников и прочего подобного. Такие меры позволяют существенно повысить интерес учащихся к процессу работы над усвоением новой информации, сделать урок увлекательным и несколько увеличить его темп. Впрочем, последнее далеко не всегда является положительным моментом.

     Также современный урок английского языка включает в себя по возможности индивидуальный подход к каждому из учащихся. Важно подобрать соответствующий комплекс упражнений для людей с разными ведущими каналами информации (аудиалы, кинестетики, визуалы). Наряду с этим, если члены учебной группы владеют английским языком на разном уровне, необходимо применять разноуровневые упражнения. Здесь оптимальны компьютерные программы, выдающие упражнения для работы с постепенно повышающимся уровнем сложности.

      Неплохие результаты демонстрирует и работа учащихся в сотрудничестве друг с другом. При использовании такого метода слабые ученики имеют возможность подтянуться за счет более сильных товарищей. Работа ведется в микрогруппах, где каждый из участников делает свой, посильный вклад в получение общей на всю группу оценки. Рекомендуется включать в состав группы как минимум одного сильного, и одного слабого ученика. При участии же в проекте каждому учащемуся достается своя часть задания, и как сильные, так и слабые ученики имеют возможность проявить свои реальные знания и умения.

    Современный урок, наряду со всем вышесказанным, должен постоянно включать в себя что-то новое. Ведь однообразные действия врятли смогут удержать интерес учащихся любого возраста. Преподаватель должен постоянно внедрять в процесс обучения новые моменты, которые с интересом будут восприниматься его подопечными. 
   Стоит обратить внимание и на разницу в литературном и разговорном языке. Ведь впоследствии учащимся скорее всего придется не только читать и переводить тексты, написанные традиционным литературным языком, но и общаться с реальными носителями языка, использующими некоторые специфические выражения, молодежный либо профессиональный сленг и тому подобное. К тому же обучение разговорным особенностям языка наверняка вызовет у школьников или студентов гораздо больший интерес. Таким образом, современный урок английского языка предполагает применение новых технологических решений, а также внедрение новых преподавательских методик, ломающих старые стереотипы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад выступления на РМО на тему «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в рамках реализации ФГОС в образовательных учреждениях района»

В докладе рассмотрены актуальные проблемы психологического, административно-технологического и учебно-практического характера, препятствующие качественному преподаванию иностранных языков в рамках реа...

Статья "«Актуальные проблемы преподавания истории России в условиях реализации ФГОС в РТ».

Статья о реализации ФГОС в рамках преподования предмета история России....

Презентация на тему Актуальные вопросы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС

В презентации отражены принципы отбора грамматического материала при обучении иностранному языку, взаимосвязь между письменной и устной речью, методы и приемы обучения....

Актуальные вопросы в преподавании английского языка в условиях реализации ФГОС

Данный файл содержит полное раскрытие темы актуальности в преподавании иностранных языков в условиях реализации ФГОС...

Технологии активного обучения и методика преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС

Интерактивые методы обучения в сравнении с традиционными, психолого-педагогические условия их эффективности, основные характеристики игросистемы....

"Актуальные проблемы преподавания предмета "Технология" в условиях реализации ФГОС"

Ориентиром образования сегодня является технология. Поэтому и важен переход к технологическому образованию для подготовки учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний....

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

А.А. СафарянМБОУ СОШ № 11г. Байкальск АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются основные проблем...