Использование принципа метапредметности на уроках
статья по английскому языку на тему
В статье даны приёиы работы с информацией на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredm.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование принципа метапредметности на уроках английского языка
Великий русский педагог К.Д. Ушинский еще в 19 веке писал: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет …». Сам того не подозревая, К.Д. Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала актуальной в свете направлений ФГОС второго поколения.
В наши дни мы задаем себе вопрос: «Как сделать так, чтобы все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось, как необходимое для жизни знание?» И ответом может стать реализация принципа метапредметности на уроках. Формирование метапредметных результатов – одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом. Метапредметные результаты - это обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Именно метапредметные результаты являются мостами, связывающими все предметы.
В связи с этим целью педагогической деятельности становится реализация принципа метапредметности. Для обеспечения достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- отбор технологий, подходов, средств и форм обучения;
- разработка и апробирование заданий метапредметного характера, направленных на формирование метаумений.
Для реализации принципа метапредметности можно использовать следующие средства и формы обучения:
А) метапредметы – это самостоятельные учебные предметы в учебном плане. Они являются предметами нового типа, выстраиваются поверх традиционных учебных предметов. В их основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Эти метапредметы называются «Знание» (способность работать с понятиями как особой формой знания, осваивать универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале), «Знак» (формирование способности схематизации, умение выражать то, что необходимо с помощью схем), «Проблема» (развитие способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.), «Задача» (знание о разных типах задач и способы их решения). Однако перегруженность образования не всегда позволяет включить в учебный план эти предметы.
Б) метакурсы (элективные, краткосрочные и т.д.), семинарские занятия, исследовательская и проектная деятельность.
В) метапредметный компонент в содержании учебного предмета: предметный урок + метапредметная тема. Эта форма позволяет работать на уроках по обычным школьным программам за счет отбора тем и способов деятельности, которые в итоге помогают получить желаемый матапредметный результат.
В таблице приведены примеры метапредметных тем и их соотнесение с программным материалом уроков английского языка.
Метатема | Предметная тема |
Движение | Спорт. Здоровый образ жизни |
Изменение и развитие | Великобритания – страна, люди, события |
Порядок и хаос | Распорядок дня. Место, где мы живем. Дом. Квартира |
Постановка проблемы | Защита окружающей среды. Проблемы экологии |
Рисунок и схема | Секреты английской грамматики |
Позиция и роль | Профессия. Магазины и покупки |
Общество и среда | В аэропорту. Семья |
Принцип метапредметности состоит в обучении учащихся общим приемам, образцам мыслительной деятельности, которые лежат над предметами и которые воспроизводятся практически с любым предметным материалом.
Одним из важных метаумений являются навыки переработки информации (анализ, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).
Принцип метапредметности на уроках английского языка помогают реализовать следующие технологии:
- развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
- эвристическое обучение;
- технология критического мышления;
- ТРИЗ;
- кейс-технология и др.
Метапредметные технологии преобразуют обучение английскому, делая его более творческим. Для реализации принципа метапредметности на уроках английского языка можно использовать такие эффективные приемы работы с информацией, как составление ментальных карт, кластеров, денотантных графов, схем «фишбоун», приемы сворачивания информации (таблицы, схемы, конспекты) и пр.
Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает разнообразие возможных ассоциаций.
На уроке по теме “Seasons” при составлении ментальных карт учащимися были предложены задания дифференцированного характера: вписать названия времен года и соответствующих месяцев или слова, ассоциирующиеся с тем или другим временем года.
Прием «Кластер» в переводе с английского языка означает «гроздь». Для использования этого приема нужно применить следующие формы работы
- обсуждение в парах;
- дополнение друг друга;
- работа в группах.
Прием «Пенсил», в переводе с английского языка означает «карандаш». Данный прием не что иное, как чтение с пометками. То есть изучение материала с карандашом в руках.
Рассматриваемый прием заставляет учащегося внимательно читать текст. Полностью этот прием применяется при выполнении домашнего задания.
Можно придумать свою систему пометок. Например:
- + (то, что знаю);
- * (новая информация);
- ? (об этом хочу узнать больше);
- ! (то, что вызвало эмоциональный отклик).
Чтение с остановками – это прием, который также можно применять по любой теме. Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.
Задача учителя:
1) заранее разделить текст на несколько частей;
2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ);
3) подготовить задания по каждому из фрагментов.
Технология работы с приёмом «Фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания. В «голове» скелета находится проблема. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. (Простой вариант – прием «за» и «против»). В «хвосте» - вывод.
На уроке обобщения и систематизации знаний по теме “Meals”, метатема «Вред и польза», учащимися обсуждается тема правильного питания. Она обозначается в «голове». На верхних «косточках» учащиеся записывают названия полезных продуктов, на нижних – вредных.
Использование таких приемов и технологий на уроках английского языка позволяет сформировать умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных на этих уроках, на другие учебные ситуации и задачи; повысить мотивацию к изучению английского языка; обеспечить достижение метапредметных результатов:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами;
- построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- готовность слушать собеседник и вести диалог, признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;
- умение работать в информационной среде в соответствии с конкретным содержанием;
- развитие социальных умений необходимых для общения на английском языке в пределах соответствующих возрасту;
- использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ.
В заключении можно сделать вывод, что реализация принципа метапредметности, который заключается в переходе от школы информационного потока к школе жизни, позволяет научить школьников находить знания и умело их использовать. «Мозг наполненный стоит дешевле, чем мозг обустроенный», - сказал французский писатель и философ Мишель де Монтень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нового содержания урока английского языка на основе принципов метапредметности.
статья...
Использование принципа наглядности на уроках математики в школе.
Описаны особенности применения принципа наглядности на уроках математики....
Использование принципов построения современного урока на примере изучения темы "Проценты" в 5 классе
Зачетная работа по итогам курсов повышения квалификации "Развитие профессиональной компетенции педагога в условиях непрерывного образования". Построение современного урока в соответствии с Ф...
Принцип метапредметности на уроке русского языка
Из опыта работы ТГ МО учителей гуманитарного цикла МОУ «СОШ №5 УИМ», руководитель МО Еремеева И.АЧто общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?...
Реализация принципа метапредметности на уроках английского языка
Принцип метапредметности...
Использование принципа текстоцентризма на уроках словесности
Использование принципа текстоцентризма на уроках словесности(на примере произведения И.Бунина `Роман горбуна`)...
Использование принципа метапредметности на уроках английского языка
Данный файл содержит статью по теме "Метапредметность на уроках"....