Использование принципа текстоцентризма на уроках словесности
учебно-методический материал (9 класс) на тему
Использование принципа текстоцентризма на уроках словесности
(на примере произведения И.Бунина `Роман горбуна`)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_printsipa_tekstotsentrizma_na_urokah_slovesnosti.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук
Использование принципа текстоцентризма на уроках словесности
(на примере произведения И.Бунина `Роман горбуна`)
Автор: Козлова И.П.,
учитель русского языка и литературы
При смысловом чтении художественного текста важно дать учащимся понятия «значение» и «смысл» слов.
Смысловое чтение предполагает владение читателем ключевыми словами.
Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем - определять их точное значение в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, нужно понять, в каком значении его употребляет автор. Как находить в тексте ключевые слова? Это те слова, которые важны и для автора и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, читатель испытывает затруднение в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. Значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте.
Значения слов бывают:
- подтекстовое
-концептуальное
-фактическое
Смысловое чтение формирует конкретные УУД на бинарных уроках русского языка и литературы при подготовке, например, к исследовательской работе.
Смысловое чтение предполагает диалоговое общение, то есть постановку вопросов согласно данному тексту и нахождение ответов на них.
-О чём\о ком этот текст?
-Сколько героев в произведении?
-Соотнесите слова, совпадающие по цвету. Проанализируйте их.
-На чьей стороне автор?
-На чьей стороне читатель?
-Почему герои не счастливы?
-Определите кульминационный момент.
-Какова идея произведения? Чему оно учит?
РОМАН ГОРБУНА
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование принципа наглядности на уроках математики в школе.
Описаны особенности применения принципа наглядности на уроках математики....
Использование принципов построения современного урока на примере изучения темы "Проценты" в 5 классе
Зачетная работа по итогам курсов повышения квалификации "Развитие профессиональной компетенции педагога в условиях непрерывного образования". Построение современного урока в соответствии с Ф...
Использование принципа метапредметности на уроках
В статье даны приёиы работы с информацией на уроках английского языка...
Использование инновационных технологий на уроках словесности
Доклад на заседании Методического совета школы. Содержит сравнительный анализ традиционного урока и урока с элементами инноваций. Доклад содержит перечень используемых автором на уроках сл...
Методическая разработка урока по теме «Gesundes Essen» «Здоровая еда» в 5 «В» классе с использованием здоровьесберегающих принципов образовательного пространства урока. УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова
На своих уроках для организации благоприятного климата, для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддерживая мотивацию обучающихся использую элементы здоров...
Статья "Методика использования на уроках словесности и во внеурочное время информационных технологий".
Статья содержит информацию для учителей - предметников о пользе использования информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Создана в помощь учителям....
Использование принципа метапредметности на уроках английского языка
Данный файл содержит статью по теме "Метапредметность на уроках"....