Формирование нового содержания урока английского языка на основе принципов метапредметности.
статья по английскому языку по теме

Вагнер Елена Сергеевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vagner_e.s.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вагнер Елена Сергеевна,

учитель английского языка МАОУ «СОШ №56 УИМ»

г. Магнитогорска  

 Формирование  нового содержания урока английского языка на основе принципов метапредметности.

Современный урок, какой он? Мы работаем в то время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет, необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником.

Современная школа должна в первую очередь учить "детей мыслить - причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей." Несмотря на то, что накопление знаний является лишь начальным этапом познания мира, именно этот этап наиболее важен, и именно на этом этапе важна роль педагога как проводника опыта человечества, где учитель постепенно,для каждого ученика индивидуально,превращается в педагога, а процесс учения- в совместное творчество.

Логика конструирования таких  уроков  представлена в различных современных педагогических теориях.

Остановимся на особенностях организации проблемного обучения английскому языку в современной школе, где
основная цель  уроков - показать на разном учебном материале, каково строение и основные принципы процесса проблематизации (интеллектуальной технологии, обеспечивающей выявление отсутствующих знаний в различных научных и практических областях). Основными шагами таких уроков являются постановка проблемы (в этом технология преподавания метапредмета «Проблема» близко смыкается с методом образовательных проектов) и  подборка культурных образцов, то есть текстов, на основании которых будет выстраиваться урок

  Вот несколько вариантов проблемных уроков:

 Допустим, изучение истории англоговорящих стран в форме игры-" Что? Где? Когда?" позволяет учащимся в игровой форме (отгадывание слов) рассказать о многих аспектах истории Англии:

Слово"Viking": "Наводящие вопросы может задавать ведущий или «телезритель»:

- They were brilliant sailors and had the fastest boats. They crossed the Atlantic and founded a colony in North America 500 years before Columbus. By the middle of the ninth century almost all the English kingdoms were defeated by them.

Участники называют слова, ведущий открывает их на доске. Победители  выходят в финал.  Также дается задание для зрителей- назвать достопримечательности Англии, Австралии и т.д. Может быть и «Черный ящик» в  суперигре - "Кому принадлежат слова": I know I have the body of a weak and feeble woman, but I have the heart and stomach of a King" (Queen Elizabeth I.)
     Итак, метапредмет позволяет свободно выходить за рамки отдельно взятой учебной дисциплины. Это расширяет кругозор школьника и делает урок более эффективным.
   Еще одна способность, которую развивает метапредмет «Проблема», - способность понимания.  Условие одно: культурные образцы должны представлять порой совершенно разные точки зрения, противоречащие друг другу, однако вполне обоснованные и доказанные. Например, урок «Социальная защита населения» в 11 классе выстраивается на основе анализа системы соцобеспечения России, Великобритании и США (различие в государственном управлении приводит к различным пониманиям и ценностям  общества). Знание, а главное, понимание чужой культуры позволяет формировать свою собственную. Здесь очень важно правильно подобрать источники, культурные образцы, а также сформулировать к ним вопросы, ответы на которые окажутся совершенно противоположными.

  Для того чтобы эти столкновения были плодотворными, учащимся необходим высокий уровень понимания друг друга в живой коммуникации. Этот навык чрезвычайно важен для процесса социализации школьника и, вне всякого сомнения, пригодится ему в повседневной жизни, это одна из важнейших, на мой взгляд, задач, которую должна решать современная школа.

 Приведу ещё один пример.Занятие по теме «Ecology of Chelyabinsk  Region», метапредмет  « Проблема», в 8 классе проходила в форме buhs , где учащиеся решали задачи, связанные с проблемами загрязнения г.Магнитогорска, Челябинской области. Основываясь на фактах, полученных при самостоятельном исследовании проблем данной территории, они не только пытались найти пути их решения, но и активизировали знания специфической лексики в ситуации, приближенной к жизни в форме написания сценария фильма о природе родного края.

Хотелось бы подчеркнуть,что групповая форма работы резко увеличивает объем мыслительной и коммуникативной активности, самостоятельно осуществляемой детьми на занятиях, при этом активизируются процессы рефлексии. Однако все это может существовать, если с учащимися идет постоянная работа по обучению их коммуникации в условиях коллективной постановки проблемы. Без этого групповая работа оказывается фиктивной, так как, даже сидя в группе, учащиеся фактически работают индивидуально. От учителя полностью зависит эффективность управления процессом работы в детской группе, поскольку учитель должен работать с множеством различных версий, показывать школьникам принципиальные логические различия между ними.

 При выборе метапредметной темы не забываем учитывать возраст, ступень обучения учащихся.

 Так  метапредметная тема  «Рекламный проспект» учебного занятия «Общество и среда» раскрывается на уроке в 10 классе при изучении темы  «Выбор профессии» в 9 классе Рекламные брошюры учебных заведений в России и за рубежом предполагают в выпускнике способность  воспользоваться информацией, представленной на них на английском языке, имеющим статус международного.   Поэтому кроме лексико-грамматических навыков, отрабатываемых на уроке,  учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы  общения в реальной языковой ситуации.
   Методические особенности преподавания метапредмета «Проблема» существенно меняют профессионализм учителя. Что касается ученика, то наиболее заметный антропологический результат обучения работе с проблемами на метапредмете - развитие рефлексивности и многомерности мышления ребенка, а также усиление процессов его самоопределения.

Таким образом, перед нами встаёт очень сложная задача: добавить новые идеи в старую систему методов, не ломая её сразу и кардинально. Начнём с ответов на вопросы, поставленные перед нами методикой. На вопрос "чему учить" мы отвечаем: учить мыслить, предполагать, ошибаться, не боясь ошибок; спорить, не уходя в схоластику, доказывая свою точку зрения; умению слушать и слышать; использовать в своих интересах весь опыт человечества; сохранять, приумножать и творить культуру, основываясь на метазнаниях, видеть "целостную картину мира".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение иностранному языку на основе принципа метапредметности

тема урока английского языка "здоровый образ жизни", проводимого в 9 классе...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

Стендовый доклад на тему "Проектная деятельность на уроках английского языка как средство достижения метапредметных результатов"

Данная работа выполнена в форме стендового доклада и может быть использована на пед.советах , конференциях или пед.чтениях. Посвящена работа проблеме использования проектной деятельности на уроках ...

Статья "Методы и приемы работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов".

В данной статье говорится о методах и приёмах работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС....

Методическая разработка урока английского языка на тему «Принципы здорового питания»

Методическая разработка направлена на освоение и закрепление учащимися нового лексического материала по теме "Здоровое питание". Разработка рассчитана на групповую форму урока, предполагает ...