"Формирование исследовательской культуры школьников" - статья
статья по английскому языку на тему

Бурень Ирина Валентиновна

Статья "Формирование исследовательской культуры школьников" была представлена на Образовательном Форуме, проходившем в апреле 2014 года в Санкт-Петербурге. Статья посвящена опыту работы над учебно-исследовательским проектом в системе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forum_aprel2014.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательской культуры школьников

Из опыта работы над проектом в системе дополнительного образования

Бурень Ирина Валентиновна

Центр технического творчества и информационных технологий

Санкт-Петербург – Пушкин

bureniv@cttit.ru

Формирование исследовательской культуры школьников представляет собой длительный и сложный процесс, который требует целенаправленного и систематического подхода. Приобщение обучающихся к базовым понятиям исследовательской работы слагается из нескольких компонентов. Это, прежде всего, формирование аналитического подхода к теме исследования, то есть навыков обобщения и систематизации информации; формирование навыков работы с различными источниками информации; развитие навыков успешного делового общения, позволяющих грамотно представить результаты исследовательской работы [1; 3]. Одним из самых эффективных инструментов формирования исследовательской культуры школьников является работа над творческим проектом, включающим элементы самостоятельной исследовательской работы. Самостоятельная исследовательская деятельность  в работе над проектом представляет собой образовательную технологию, которая включает решение актуальной и интересной творческой задачи, в ходе которой реализуются определенные, независимые от области изучения этапы.

Целью исследовательской работы является формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности, то есть умения работать с информацией, получаемой из различных источников. Проводя целенаправленной поиск, обучающиеся анализируют собранную информацию, отбирают наиболее соответствующую теме и задачам исследования, интерпретируют полученные результаты, делают выводы и представляют полученные результаты. В ходе проведения исследовательской работы формируются навыки самостоятельного анализа и аргументированного отстаивания своей точки  зрения по изучаемой тематике. Таким образом, происходит углубление полученных знаний, формирование самостоятельного творческого подхода  к обучению, овладение  навыками исследовательской работы, пробуждение интереса к научному творчеству, что способствует становлению профессионального мышления [5]. Такой подход был выбран для работы над проектом по истории Царскосельской Императорской Николаевской гимназии. Целью проекта было привлечение внимания подростков к забытым страницам истории Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Школьники Пушкинского района, занимающиеся в «Ассоциации юных переводчиков» Центра технического творчества и информационных технологий, провели самостоятельную исследовательскую работу по изучению истории Царскосельской Императорской Николаевской гимназии для мальчиков. Работа над проектом была вдвойне интересна ребятам, так как, в настоящее время, Центр располагается  в возрожденном здании Императорской гимназии, в которой когда-то учились поэт и путешественник Николай Гумилев; историк искусств Николай Пунин; профессор, геолог Владимир Павлов, а возглавлял гимназию замечательный русский поэт, переводчик и педагог – Иннокентий Федорович Анненский. В результате работы над проектом были подготовлены два буклета «Царскосельская Императорская Николаевская гимназия: страницы забытой истории» на русском и английском языках.

Организация самостоятельной исследовательской деятельности во время работы над проектом осуществлялась по определенному алгоритму. На первом этапе была сформулирована тема исследовательской работы и цели ее выполнения. На этом этапе необходимо было точно поставить задачи исследования. Несмотря на то, что исследовательская работа являлась самостоятельной, и сам процесс обучения носил интерактивный характер, предполагающий более «свободный», демократичный стиль прохождения занятий,  на этом этапе был необходим особый интерес и помощь преподавателя в формулировке целей и задач исследования. При интерактивном режиме обучения, участвуя в дискуссиях, «мозговом штурме», обсуждении альтернатив выполнения исследовательской работы, активном привлечении компьютерных технологий получения информации, ребята делились  знаниями, опытом и, конечно,  «блестящими» идеями.

Следующим этапом было планирование исследовательской деятельности, то есть определение источников информации, степени ее надежности, а также обсуждение способов сбора и анализа информации. В группе были распределены обязанности, что способствовало формированию навыков работы в научном коллективе, пусть и учебном. Формулируя задачи и вырабатывая план совместных действий, обучающиеся также обсудили способы представления результатов и критерии их оценки. Формы представления результатов проекта варьировали от устного до письменного отчета, или создания комбинированной формы. В результате, были выбраны устные презентации по отдельным разделам и общая форма представления результатов – в виде буклета. На этом этапе, в ходе самой исследовательской деятельности, то есть в процессе сбора необходимой информации с использованием всевозможных источников, решения промежуточных задач, анализа добытой информации, ее обсуждения и формулировки выводов, роль преподавателя была не такой очевидной. На этом этапе происходило формирование метакогнитивных стратегий, касающихся мониторинга проведения самостоятельной исследовательской работы [7].

Заключительный этап исследовательской работы – отчет –  дал возможность ребятам представить полученные в результате самостоятельной  работы данные в виде устной презентации. Здесь в полной мере проявились степень сформированности навыков общения на английском языке. Презентация полученных результатов и их интерпретация явились показателем степени усвоения умений и навыков исследовательской работы, то есть навыков анализа, систематизации теоретических знаний, в том числе и на английском языке. Оценивая результаты исследовательской деятельности, особое внимание было уделено оценке самостоятельности выполнения работы и творческого подхода при ее выполнении. Исследовательская работа должна была и носила аналитический характер и содержала собственные выводы обучающихся.

Несмотря на самостоятельный характер проведения исследовательской работы и на интерактивные образовательные технологии, делающие процесс обучения более демократичным, роль педагога на различных этапах   исследовательской работы серьезная, хотя и должна варьировать. Если на начальном этапе, при знакомстве с алгоритмом проведения исследований, педагог  может активно  вмешаться и помочь в постановке целей, то на этапе определения темы, целей и постановки задач, а также этапе выполнения работы –  стиль педагога более демократичный, а его роль – консультативная. Наблюдая, советуя, возможно обращая внимание на нюансы, упускаемые начинающими исследователями, педагог косвенно «руководит», но не вмешивается в сам процесс исследовательской работы.  Обучающиеся должны быть максимально самостоятельны. На этапе представления и защиты результатов исследования ученики и педагог являются равноправными партнерами, делящие как успехи, так и анализирующие возможные недостатки и неудачи, а также перспективы дальнейшего самостоятельного исследования.

Таким образом, являясь одним из важнейших методов интерактивного обучения [4; 6], который соответствует алгоритму проведения самостоятельной исследовательской работы, метод проектов на занятиях в системе дополнительного образования, в том числе и по английскому языку, очень результативен. Комплексный характер проекта дает возможность учащимся проявить инициативу в выборе темы, проводить самостоятельные исследования, учиться анализировать, представлять и отстаивать результаты своих изысканий. Он также способствует формированию культуры общения. Организация проекта предполагает, прежде всего, личную инициативу учащихся и важность выбранной ими темы. Исследовательский характер работы над проектом обуславливает необходимость решения творческой задачи, что включает в себя этапы изучения теоретического материала, постановку интересующей проблемы, сбор и  анализ собственного материала, а также его презентацию.

Проводя весь комплекс работ, связанных с успешным осуществлением проекта, подростки учатся самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из различных областей, используя современные источники информации. Прагматическая направленность проекта на результат, который можно оценить, применить и развить, представляет еще одну составляющую удовлетворения начинающих исследователей от проведенной ими самостоятельной работы. Являясь комплексной образовательной технологией – самостоятельная исследовательская работа способствует развитию логического мышления, навыков целенаправленного нахождения и анализа изучаемого материала. Более того, она формирует навыки самостоятельной постановки проблемы и формулировки гипотезы, навыки грамотного представления результатов исследования – навыки, необходимые для будущих профессионалов [2]. Овладевая метакогнитивными стратегиями в результате проведения исследовательской работы, обучающиеся становятся более мотивированными на сам процесс познания. Таким образом, совместная работа над исследовательским проектом способствует формированию  и развитию профессиональных компетенций, их стремлению к дальнейшему самообразованию и профессиональному росту.  Система современного образования должна готовить выпускника  к жизни в информационном обществе, которому нужны не только высококвалифицированные, но и постоянно повышающие свой профессиональный уровень специалисты.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под. Ред. А.Г. Асмолова. –  М.: Просвещение, 2010. – 159с.
  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.
  3. Макарова Е. Л. Интерактивные образовательные технологии в компетентностно-ориентированном учебном процессе: монография/ Е.Л. Макарова. – Москва: Спутник+, 2010. – 156 с.
  4. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
  5. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под. ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.
  6. Harmer J. The Practice of English Language Teaching / J.Harmer. – Pearson/ Longman, 2012. – 447 c.
  7. Learning Strategies Instructions [Электронный ресурс] // National Capital Resource Center. – 2013. – Режим доступа: http://www.nclrc.org/guides/HED/. – Загл. с экрана. Дата обращения 14.01.2014.

Сведения об авторе:

Бурень Ирина Валентиновна, методист, преподаватель английского языка

Центр технического творчества и информационных технологий, Санкт-Петербург – Пушкин

Buren Irina Valentinovna,  Educational Center, Saint-Petersburg – Pushkin

Контактная информация:

bureniv@cttit.ru

тел. 414-54-68

mob. 7-921-757-9720


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской культуры школьников

статья содержит характеристику исследовательских навыков школьников, их возрастные ососбенности, методику их формирования...

использование уровнего обучения в формировании исследовательской культуры школьников

статья содержит классификацию исследовательских навыков, методику работы по их формированию в условиях уровнего обучения, характеристики  исследовательских проектов....

Использование технологии уровневого обучения в формировании исследовательской культуры школьников

статья содержит характеристики исследовательских навыков, приемов и методов их формирования на  разных возрастных этапах....

Использование исследовательской деятельности как метода формирования экологической культуры школьников

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт - полученное знание о технологии исследования, интеллектуальные умения....

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Научно-исследовательский проект по русскому языку "Особенности формирования речевой культуры школьника"

Первостепенной задачей в воспитании ребенка является формирование нравственных навыков поведения, что, несомненно, впоследствии перерастет в нравственные привычки. Происходящие в нашем обществе переме...