Научно-исследовательский проект по русскому языку "Особенности формирования речевой культуры школьника"
проект по русскому языку (5 класс) на тему
Первостепенной задачей в воспитании ребенка является формирование нравственных навыков поведения, что, несомненно, впоследствии перерастет в нравственные привычки. Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в следующем: к сожалению, многие из современных школьников не приучены к элементарным правилам поведения в обществе: не здороваются при встрече, не приносят извинений в случае необходимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по русскому языку "Особенности формирования речевой культуры школьника" | 54.35 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ГОРОД ПОКАЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Конкурс
учебно-исследовательских и творческих работ
«Юность в науке»
Направление: социально-гуманитарные и
экономические науки
Секция: филология
Особенности формирования речевой культуры школьника
Автор: Ваделова Аза Алиевна
ученица 5 «Б» класса
Научный руководитель:
Абучова Майрам Мамедгасановна
учитель русского языка и литературы
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Аннотация……………………………………………………………………………………3
2. План исследования.................................................................................................................6
3.Описание работы……………………………………………………..………………………8
3.1.Теоретическая часть………………………………………………………………………..8
- Как влияет слово на живые организмы…………………………………..…………8
- Из истории некоторых слов…………………………….…………………………...8
3.2. Учебно-исследовательская работа………………………………………………..….......9
4.Заключение …………………………………………………………………………………..12
5.Список используемой литературы и интернет ресурсов……………………………….....13
6.Приложение…………………………………………………………………………........I – IХ
Особенности формирования речевой культуры школьника
Ваделова Аза Алиевна
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
5 «Б» класс
- Аннотация
Первостепенной задачей в воспитании ребенка является формирование нравственных навыков поведения, что, несомненно, впоследствии перерастет в нравственные привычки. Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в следующем: к сожалению, многие из современных школьников не приучены к элементарным правилам поведения в обществе: не здороваются при встрече, не приносят извинений в случае необходимости. Анализ сложившейся ситуации показывает, что на современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильность экономики, политическими сложностями, которые разрушают нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточенности людей, разрушает внутренний мир личности. Рост социальной напряженности и агрессии отражается в детях, проявляется в детской агрессии и враждебности.
Актуальность проекта заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Современное общество заинтересованно в воспитании любознательной, активной, интересующейся новым, неизвестным в окружающем мире, высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в детстве. Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными. Все люди проходят свою дорогу жизни и каждый из нас, когда идёт по ней, оставляет свой след на этой дороге. А рядом с нами по своим жизненным дорогам идут другие люди и очень часто наши дороги пересекаются, и следы, которые мы оставляем, проходят через души и сердца других людей.
Идея проекта возникла у меня тогда, когда я перешла в новую школу. Я боялась, что одноклассники не примут меня, будут плохо ко мне относиться. И для того, чтобы влиться в коллектив, я стала с добротой относиться к новым друзьям, помогать им делать уроки, говорила вежливые слова и стала замечать, что это помогло мне достучаться до каждого. Одноклассники приняли меня, у меня появилось много новых друзей.
Я решила узнать, все ли мои ровесники знают о том, что добрые дела и вежливые слова помогают нам в жизни, делают её лучше.
Цель проекта: выяснить, какие факторы влияют на формирование речевой культуры школьника.
Задачи проекта:
- Изучить литературу по теме.
- Узнать этимологию слов «Доброта», «Вежливость».
- Расширить и углубить знания учащихся о вежливом и добром отношении друг к другу.
- Провести анкетирование среди учащихся пятых – шестых классов;
- Проанализировать и обобщить полученную информацию.
- Развивать нравственные качества подростков: доброту, гуманизм, уважение.
Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, работа со словарем, анкетирование, анализ, классификация и эксперимент.
Объект исследования: учащиеся пятых и шестых классов МАОУ СОШ № 4
Предмет исследования: уровень знаний и умений в вежливом и добром отношении друг к другу; знание этимологии вежливых слов.
Теоретическая значимость исследования в том, что его результаты позволяют:
1. расширить и углубить знания детей о нравственном, добром отношении друг к другу;
2. формировать у детей положительное отношение ко всем людям;
3. развивать уверенность в себе и своих возможностях;
4. воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу;
5. закреплять знания правил вежливого общения;
6. совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей);
7. поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
8. способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию;
9. углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
Практическая значимость моего проекта состоит в том, что его результаты помогут нам в общении; они могут быть использованы на уроках русского языка, на классных часах и для дальнейшей научной работы. Работа послужит средством освоения толерантного поведения в межнациональном общении, будет формировать терпимое отношение друг к другу.
Новизна проекта состоит в том, чтобы помочь подросткам осознать значимость вежливого и доброго отношения друг к другу.
Срок реализации проекта: 2 месяца (с 1.12.2015 г. по 29.01.2016 г.).
Участники проекта: учащиеся пятых классов.
Проблема: Если человек добрый, то он всегда говорит вежливые слова
Особенности формирования речевой культуры школьника
Ваделова Аза Алиевна
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
5 «Б» класс
Какое ты слово скажешь,
Такое и в ответ получишь.
Древнегреческий философ Гомер
- План исследования
Во время работы над проектом я предложила и выдвинула гипотезу: Вежливые слова и добрые поступки помогают нам сделать жизнь лучше и добрее.
План проекта
- Подбор методической литературы.
- Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта.
- Работа со словарём
- Анкетирование учащихся 5-6 классов, с целью выяснить причины использования в речи ругательных слов и уровня знаний вежливых и добрых слов.
- Обобщение и анализ полученных данных.
- Подготовка памяток по данной теме в электронном и бумажном носителях.
- Оформление исследовательской работы в электронном и бумажном носителях.
- Защита исследовательской работы.
Продукты реализации проекта:
2.Полезные советы и рекомендации для первоклассников.
3. Классный час: «Путь к доброте и вежливости».
4.Подборка пословиц и поговорок о доброте и вежливости.
5. Альбом «Вежливые слова и добрые поступки».
Библиография
- Толковый словарь Ожегова
- Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. JT.: Лениздат, Социально- коммерческая фирма «Человек», 2001.
- Психология социальной одаренности. Под редакцией Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год.
- Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь / Авт. Зимин В.И. и др. М. :Школа-Пресс, 2000.
- Словарь афоризмов русских писателей / Королькова А.В., Ломов А.Г.; под рук. д-ра филол. наук, проф. Тихонова А.Н. - 2-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз.- Медиа, 2005.
Особенности формирования речевой культуры школьника
Ваделова Аза Алиевна
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
5 «Б» класс
3. Описание работы
3.1. Теоретическая часть
Как влияет слово на живые организмы.
Какую же силу имеет наше слово по отношению к людям? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей.
Притча о слове.
Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой. Но не каждый верил Мастеру.
Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:
-Ты говоришь чепуху! Ерунда эта твоя сила Живого Слова!
-Сядь на место, глупец! – грубо ответил Мастер. Человека охватила ярость, он стал ругаться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум.
Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:
-Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя. И ученик тут же успокоился.
-Вот всем вам и ответ, - подытожил Мастер. - От одного слова человек пришел в ярость, а от другого - успокоился.
Итак, словом можно спасти и исцелить. Но словом же можно и посеять зло, отравить душу, ранить. А сколько мы знаем примеров, когда спасительное слово поддержки, любви, заботы, доброты, придавало сил больным и вело к выздоровлению. Доброе слово может помочь избавиться от комплексов, психологических барьеров или душевной боли, рассмешить и развеселить.
Из истории некоторых слов
Слова, которыми мы пользуемся в повседневной жизни - это интересный и своеобразный мир, имеющий свои законы, тайны и загадки, свою историю. Слова, как люди, рождаются, живут и служат нам, старятся, и даже умирают.
Что обозначает слово «добро»?
- Это слово многозначное: 1) Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу. 2) Хорошее дело, поступок. 3) Личное имущество, вещи.
- Синонимы к слову «доброта».
Милосердие, благотворительность, сердечность, душевность, благодушие, человечность, отзывчивость, ласка, мягкость.
Что же самое главное в жизни? Главное, может быть, в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.
И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. Как редко можно услышать приятные слова от людей на улице, в общественных местах или от друзей. Зато разговорная речь «богата» на обидные слова. В чем «секрет» популярности подобных слов? Рассмотрим стилистические и семантические особенности наиболее часто встречающихся в речи обидных слов.
3.2. Учебно – исследовательская работа
Из огромного списка обидных слов я выбрала слова, которые часто приходится слышать в школе или на улице: «негодяй», «дурак», «идиот», «лох», «коварный тип» и решила раскрыть тайны их происхождения. Я обратились к разным источникам. И вот, что я выяснила:
Почему «негодяй» уже не негодяй?
Повстречались как-то на бумаге «Негодяй» с «Негодяем». Познакомились, разговорились.
- У меня неприятности, - говорит один. Ввели в России в XIX веке рекрутский набор. И рад бы Родине послужить, да не годный я. Здоровье не то. Раз в армии не служил, значит, «негодяй».
- И я - «негодяй», - говорит другой. Вот уже два века я - черствый, равнодушный, бесчеловечный субъект. И заметь, армия тут ни при чём. А в современном языке значение слова «негодяй» забыто, хотя само слово активно используется. Таких примеров, когда первоначально слово не содержало даже намека ни оскорбление, много.
Сколько лет «дураку»?
В документах XV-XVII вв. слово «дурак» встречается в качестве второго нецерковного имени, его использовали, чтобы обмануть злых духов - мол, что с «дурака» взять. Истории известны Князь Федор Семенович Дурак Кемский, московский дьяк Дурак Мишурин. С тех же времен начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии - Дуров, Дураков, Дуринова. Согласно другой версии, первого родившегося в семье ребенка называли «Первак», следом шли «Вторак» и «Третьяк». Четвертый по счету ребенок - «Другак». Но выговаривать слово было сложно, и, «Другака» переименовали в «Дурака».
Хорошо ли быть «идиотом»?
Греческое слово «идиот» не содержало даже намека на психическую болезнь. Древние греки относились к общественной жизни ответственно и называли себя «политэс». Тех, кто не ходил на голосование, граждане не уважали и называли «идиотэс». Вскоре слово обросло новыми пренебрежительными оттенками - ограниченный, неразвитый, невежественный человек. В этом значении дошло слово и до наших дней.
Почему «лоха» берут голыми руками?
«Лох» - популярное сейчас словечко. У жителей Севера оно относилось к рыбе - лососю, сёмге. Каждый год, через крутые каменистые пороги, идет лосось к месту нереста. Отнерестившись, рыба теряет последние силы и израненная, сносится вниз по течению. А там ее уже ждут хитрые рыбаки и берут лоха буквально голыми руками.
Со временем «лохом» стали называть человека, которого легко обмануть. Рассчитанные на доверчивых людей - «простофиль» образовались слова и выражения: «лохонуться», «лохупса», «развести лохов», «лохотрон».
Мог ли почтальон Печкин на Руси быть «коварным типом?»
Слово «коварный» имело прямое отношение к работе кузнеца и произошло от слова «ковать». Полное тайн и секретов, особенно, при изготовлении оружия, ремесло кузнеца считалось «коварным», хитрым. В настоящее время слово «коварный» относится к замышляющему зло человеку.
Итак, чтобы приблизиться к цели своего исследования, я провела анкетирование в пятых и шестых классах. Участвовали 110 человек. (Приложение 1). Вот, что я выяснила.
На вопрос: «Употребляете ли вы обидные слова в адрес друг друга?» 82% учащихся ответили утвердительно.
На вопрос: «Что вы чувствуете, когда слышите в свой адрес обидные слова?» 49% детей чувствуют обиду, 21 % злятся и в ответ сами обзываются, 9 % лезут в драку, 18 % стараются не показывать вида, что им больно, а 3% опрошенных стараются никак не реагировать на оскорбления.
На вопрос: «Откуда вы узнаёте грубые, обидные слова?» 53% учащихся ответили, что от сверстников и старшеклассников, а 24% постоянно слышат их в семье. 9% опрошенных узнают грубые слова от героев компьютерных игр, 8% от соседей, 6% детей слышат их по телевидению.
Последний вопрос в анкете был – «Почему люди говорят друг другу обидные слова?» 37% ответили, чтобы обидеть и унизить человека; 20% потому что некоторые люди не знают, что обозначают эти слова; 20% написали, чтобы отомстить за подобное оскорбление в свой адрес; 10% ответили, чтобы казаться современным и модным человеком; и потому что плохо воспитаны, ответили 13% учащихся.
Таким образом, я вижу, что на формирование речевой культуры школьника большое влияние оказывают сверстники, семья и школа. Слышать в свой адрес грубые и обидные слова не хочется никому. Никто не испытывает от них приятных чувств. Но, тем не менее, мы продолжаем обижать и унижать друг друга. Порой, только из-за того, чтобы казаться современным человеком.
Эксперимент
Вот бы было здорово обходиться в речи без обидных слов! Мы часто говорим об этом на классных часах. Но многие дети по-прежнему обзываются и обижают друг друга. Тогда наш учитель русского языка и литературы подсказала, что есть такие слова, которые приятно слышать каждому и их огромное количество. Так появилась идея провести эксперимент по поиску добрых слов.
Как показала практика, многие учащиеся согласны, что наша речь загрязняется, и согласились поучаствовать в эксперименте по поиску добрых слов. Мы предложили обсудить следующие вопросы:
1. Какие добрые слова ты слышишь или говоришь сам чаще всего?
2. Что нужно делать для того, чтобы люди поменьше говорили друг другу обидные слова?
Для того, чтобы проверить уровень использования учениками добрых слов, мы записывали их в специальном уголке. Чаще всего ребята писали такие слова, как: спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, дружба. А так же: поздравляю, молодец, очаровательно, выздоравливай, благодарю. Таких слов оказалось около 50.
А мы, просмотрев словари, выяснили, что в русском языке более 500 добрых слов. А мы ничего о них не знаем!
Чтобы исправить ситуацию, мы решили пополнять свой словарный запас. Все одноклассники и родители поддержали нас, и мы стали собирать добрые и вежливые слова и записывать их в словари по русскому языку. Я разработала памятку для первоклассников, которая научит их правильно вести себя в школе. Я составила подборку пословиц и поговорок о добрых и вежливых словах. Вместе с науным руководителем я разработала конспект классного часа на тему: «Путь к доброте» (Приложение 2).
3.3. Заключение
Таким образом, моя гипотеза полностью подтвердилась. Действительно, вежливые слова и добрые поступки помогут сделать нашу жизнь лучше.
Представленные в работе исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Некоторые ругательные слова были раньше довольно безобидными
словами, а оскорбительный смысл приобрели в современное время.
2. Стилистически ограниченная лексика оказывает негативное влияние на формирование словарного запаса младших школьников.
3. Источником формирования речевой культуры является семья, сверстники, старшеклассники, компьютерные игры, телевидение.
4. Как показало анкетирование, дети используют ругательные слова, потому что слышат их вокруг себя, произносят их, часто не вникая в смысл слова.
Вот несколько советов, которые я хочу дать:
1. Игнорируй оскорбления.
2. Не говори другим таких слов, которые не хочешь услышать сам!
3. Если возникают конфликты, старайся разрешить их мирным путем.
4.Самый эффективный способ общения - обращение по имени. Можно и по фамилии, но это не очень принято, и уж совсем не следует по прозвищу, особенно, если оно обидное.
4. Дарите всем только прекрасные слова.
3.4. Список используемой литературы
1.Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2001
2. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М., 1998.
3. Психология социальной одаренности. Под редакцией Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год.
4. Словарь афоризмов русских писателей / Королькова А.В., Ломов А.Г.; под рук. доктора филол. наук, проф. Тихонова А.Н. - 2-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз.- Медиа, 2005.
Используемые Интернет-ресурсы:
- Сайт МААМ.РУ http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-kniga-dobryh-slov.html
- Сайт О ДЕТСТВЕ http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/12269.html
- Сайт УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-kotova/pedagogicheskii-proekt-volshebnye-slova.html
(дата обращения на сайты 20.02.2016г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления
Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....
Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)
Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной орга...
Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы в межаттестационный период по теме "Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы на межаттестационный период по теме «Формирование речевой культуры как средство л...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Моя педагогическая деятельность направлена не только на обучение школьников на уроках, но и на создание условий по организации внеурочной деятельности. Таким образом, школьники не просто расширяют и у...
обобщение собственного педагогического опыта 4.6.Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников» Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться л
обобщение собственного педагогического опыта Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников»...