Тема самообразования
план-конспект урока по английскому языку

Салчак Алдынай Алексеевна

 

Самоанализ педагогической деятельности учителя.

     Важнейшая цель современного образования и   одна из приоритетных  задач общества и государства  -   воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.  Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично  включено в него.

Обучение иностранному языку является одним из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, то есть в сочетании языкового/иноязычного образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической). Таким образом, в нем реализуются самые разнообразные межпредметные связи (с родным языком, литературой, историей, географией).

Современное  общество требует полного развития личности, в том числе ее коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем. Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, умениями и навыками, осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Язык, будь то родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействие людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни. Культура общения – это сложное, многогранное и многоплановое образование. Культура общения формируется в процессе воспитания и продолжается непрерывно в течение жизни и деятельности человека. Школа играет огромную роль не только в образовании, но и в воспитании общей культуры, формировании культуры общения, коммуникативной культуры личности. Иностранный язык выступает как инструмент общения в диалоге культур современного мира. Английский, как и другие иностранные языки, предполагают овладение учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В развитии и воспитании способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с ее помощью, ведущая роль, на мой взгляд, должна отводиться сегодня формированию и развитию языковой, речевой и социокультурной компетенций, так как: чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также языковую компетенцию, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

Работаю учителем английского языка 6 лет.

Эффективно использую в своей профессиональной деятельности законодательные и другие нормативно-правовые документы органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Целью моей педагогической деятельности является:

1. Развитие   у   обучающихся   иноязычной   коммуникативной   компетенции  в совокупности всех ее составляющих, а именно: 

речевой  компетенции  (коммуникативных умений  в  четырех  основных видах речевой   деятельности   (говорении,   аудировании,   чтении,   письме);

языковой    компетенции    (овладение    новыми    языковыми          средствами (фонетическими,   орфографическими,   лексическими,   грамматическими)     в соответствии   c   темами   и  ситуациями общения, отобранными для основной школы;   освоение   знаний   о языковых   явлениях  изучаемого  языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;

социокультурной  компетенции   (приобщение к культуре,  традициям, реалиям стран  изучаемого  языка  в  рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту,  интересам,  психологическим особенностям учащихся основной школы на  разных  ее  этапах;  формирование   умения   представлять  свою  страну,  ее культуру в условиях межкультурного общения;

 компенсаторной  компетенции  (развитие умений  выходить   из   положения   в условиях  дефицита языковых средств при получении и передаче информации);  учебно-познавательной     компетенции     (дальнейшее    развитие    общих    и специальных     учебных     умений,     универсальных     способов деятельности; ознакомление         с      доступными      учащимся   способами     и      приемами  самостоятельного  изучения языков  и  культур, в  том  числе  с использованием новых информационных технологий.

2. Развитие   личности   учащихся   посредством    реализации   воспитательного потенциала иностранного языка.

3. Формирование   у   учащихся  потребности  изучения иностранных языков и овладения   ими   как   средством   общения,     познания,     самореализации   и социальной  адаптации  в   поликультурном, полиэтническом мире  в условиях глобализации  на  основе осознания важности изучения иностранного языка   и родного языка как средства общения и познания в современном мире.

4. Формирование    общекультурной    и    этнической     идентичности         как составляющих     гражданской     идентичности    личности; воспитание качеств гражданина, патриота;  развитие  национального   самосознания, стремления   к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного  отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной  культуры;

5. Развитие стремления к овладению основами  мировой  культуры  средствами иностранного языка.

6. Осознание       необходимости      вести      здоровый     образ     жизни  путем  информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек

Для реализации поставленных целей использую новые методические идеи, достижения по психологии и педагогике, публикации по проблемам преподавания иностранных языков и иные источники в области методики преподавания для построения современных занятий с обучающимися.

Осуществляю эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулирую учебную проблему различными информационно-коммуникативными способами.

Работаю по программе М.З.Биболетовой «Английскийс удовольствием» для общеобразовательных школ. Целью обучения английскому языку по данной программе является формирование межкультурной компетенции как компетенции особой природы, основанной на знаниях и умениях, способности осуществлять межкультурное общение посредством создания общего для коммуникантов значения происходящего и достигать в итоге позитивного для обеих сторон результата общения. Межкультурная и коммуникативная компетенции при обучении в школе с углубленным изучением английского языка не противопоставляются, а взаимо дополняют и обогащают друг друга. При этом становление первой возможно только при условии высокого уровня развития второй. Таким образом, задачей обучения по данной программе является формирование и развитие языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений на высоком уровне владения ими.

          Активный деятельностный подход к изучению английского языка, как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям школьника, для которого активное взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания. Во время проведения учебных занятий  овладение иностранным языком интегрируется с другими видами деятельности ребёнка, включая игры, учебные задания, художественное творчество, , соревнование.

          Сложностью в моей работе является обстоятельство, что  в классах на разных ступенях  обучения оказываются дети, имеющие и высокий, и крайне низкий уровень развития различных видов памяти, мышления, а так же мотивации к изучению иностранного языка.  Ситуация сложилась так, что в нашем лицее, мы принимаем для обучения всех детей независимо от их уровня способностей и мотивации к изучению иностранного языка, отвечая на запросы родителей. Моя задача – как совместить на одном уроке в одном классе обучение  одаренных детей с высокой мотивацией, и  обучение детей с низким уровнем развития способностей и мотивации. Для решения данной проблемы мне помогают педагогические технологии как общие, так и частно-предметные.

    Недостаток  активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения, побудили меня использовать элементы технологии сотрудничества ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с диалогической и полилогической формами общения. Поэтому я отвожу значительное место в учебном процессе групповой и парной работе. Как правило, на таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Работая в  группах, каждый получает возможность реализоваться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, мои ученики учатся работать без контроля со стороны учителя, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon тема самообразования43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ.

Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, обучение в сотрудничестве.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом.

Учебный образовательный проект – организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент.

Проект – это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык – это не цель учения, а средство общения.

Доктор педагогических наук, известный исследователь в области технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как “определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата.”

Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей малой родины, участие в благоустройстве двора, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты), графика, диаграмма, плакат, листовка, буклет, рекламный проспект и т.д. – который можно увидеть и потрогать. Это может быть классическая “бумажная версия”, выполненная карандашами, фломастерами или красками на листе бумаги. Однако дети предпочитают компьютерные технологии. Они используют пакет Microsoft Office. Дети, освоившие текстовый редактор, могут набирать текст в Word’е, вставить картинки и распечатать – это тот же “бумажный” вариант, но чуть более современный. Более “продвинутые” используют имеющуюся в офисном пакете среду создания презентаций PowerPoint..

При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы. Свою работу учащиеся предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю.

Совместная работа над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое “я”, рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам как личность.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.

Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников.

Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая должна осуществляться, как правило, на уроке на английском языке. При работе над первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера. Если в параллели несколько классов, можно организовать выставку лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.

Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости – аудио или музыкальное оформление.

Наша школа работает над темой - «Личностно-ориентированное обучение». Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.

Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках программного материала практической значимости для школьника.

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, формирует творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания, и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.

Как показывает опыт работы, уроки, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету “иностранный язык”, совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам повторяется страноведческий материал предыдущих лет обучения, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи.

Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но отнюдь не должно вытеснять ее.

Проектное обучение активизирует деятельность учеников, так как оно:

личностно-ориентировано;

самомотивируемо, и как результат, у учеников, по мере выполнения работы, возрастает степень увлеченности ею;

позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего собственного труда.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Деятельность учащихся направлена на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия. В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика (человек и его окружение “Моя школа”, “Моя страна” “Мой город” и т.д.) Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Меняется и роль учащихся в учении, т.е. они становятся активными участниками процесса. Так как метод проекта предполагает при реализации соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов деятельности, таким образом, на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности.

Применяя метод проекта, увидела, что чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектирования т.к. они имеют признаки исследовательской и творческой деятельности. Как видим, данная педагогическая технология требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, информационных источников, консультантов и пр.), не всегда предсказуем ожидаемый результат и обнаружив объективные причины затруднений следует подумать о том, как избежать их в будущем, при удачной реализации целенаправленно поработать на успешный конечный результат.

Результат мы можем увидеть и на “малоуспешных” учащихся. Пусть защита и не блестящая, но для ребёнка индивидуальное продвижение к успеху, который, я считаю, надо поддерживать.

Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время можно сделать вывод:

– мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;

– они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

– улучшают качество усвоения материала;

– позволяют индивидуализировать процесс обучения;

– дают возможность избежать субъективности оценки.

В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.

Литература:

Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000

цПолат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»

laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...