Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения.
статья по алгебре
По данным Министерства Здравоохранения РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, а у половины школьников имеются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения
«Нужно поддерживать крепость тела,
чтобы сохранить крепость духа»
Виктор Гюго.
По данным Министерства Здравоохранения РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. Видимо дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое главное - хорошо учиться. А можно ли учиться хорошо, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом. Мне нравится фраза великого немецкого философа Шопенгауэра:"Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля".
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа.
Исходя из этого, я выбрала тему по самообразованию«Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения».
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.
Каждый урок необходимо рассматривать с позиций здоровьесбережения:
1. Санитарно-гигиенические условия классного помещения:
- температурный режим.
- режим проветривания.
- рациональное освещение класса и доски.
- рассаживание учащихся в соответствии с мебелью.
- рациональное использование образовательного пространства класса.
2. Мотивация учащихся на сохранение и укрепление здоровья.
3. Средняя продолжительность и частота различных видов деятельности (норма 7-10 минут).
4. Количество и чередование методов преподавания (норма не менее трех через 10-15 минут).
5. Поза учащихся. Чередование позы в соответствии с видом деятельности. Реальная роль учителя в формировании правильной позы учащихся.
6. Содержание, продолжительность и эффективность оздоровительных моментов на уроке :
-физкультминутки.
-динамические паузы.
-минутки релаксации.
-дыхательная гимнастика.
-гимнастика для глаз.
-массаж биологически активных точек.
-работа в режиме смены зрительных горизонтов (норма 2 раза за урок на 10-15 мин., на 25-30 мин.).
7. Психологический климат на уроке:
-взаимоотношения между учителем и учениками.
-взаимоотношения между учениками.
-наличие на уроке эмоциональной разрядки.
-наличие познавательной активности, интереса.
8. Плотность урока.
(60%-80% времени урока отводится учебной деятельности).
9. Роль отметки, оценки знаний.
10. Объем домашнего задания.
11. Темп окончания урока.
12. Оценка урока учащимися. Рефлексия урока.
Я поставила перед собой цель : «Укрепление, профилактика здоровья обучающихся»
Для реализации данной цели я выделила следующие задачи:
-Увеличение двигательной активности учащихся на уроке;
Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, стараюсь не требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока
-Предупреждение утомляемости (проведение оздоровительных пауз во время уроков);
Основные виды оздоровительных мероприятий:
С целью стимулирования мыслительных процессов можно проводить мозговую гимнастику:
Качание головой.
(Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Выполнять 30 секунд.)
Ленивые восьмерки.
(Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания : нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.)
Шапка для размышлений.
(Улучшает внимание, ясность восприятия и речь : «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.)
Моргания.
(Полезно при всех видах нарушения зрения : моргайте на каждый вдох и выдох.)
Научить школьников контролировать своё эмоциональное состояние помогают минуты релаксации.
Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. .
«Водопад»
- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами (пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
Упражнения на расслабление всего организма:
“Птички”.
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева.
«Тишина».
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать
И тихонько будем спать.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Физкультминутки:
1)с музыкальным сопровождением,
2)с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
1) упражнения по формированию осанки:
ходьба на месте
приседания
потягивания
наклоны
2)Упражнения для мышц рук.
Этот пальчик - в лес пошёл.
Этот пальчик- гриб нашёл.
Этот пальчик- чистить стал.
Этот пальчик - жарить стал.
Ну,а этот- всё подъел,
Оттого и потолстел.
(Поочерёдное делаем массаж пальцев, начиная с мизинца.)
Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:
3)-Ну-ка,дети, улыбнёмся.
Все вдруг громко посмеёмся.
А сейчас мы все серьёзны,
Погрозим соседу грозно.
А теперь развеселились,
Вы нисколько не сердились.
Поскачите, потянитесь,
Поскачите, покружитесь.
Снова весело скачите,
А сейчас все вдруг замрите.
Отомрите, покружитесь,
С другом за руки возьмитесь.
Все по классу походите,
Отдыхайте как хотите,
Пошептаться можно вам.
А сейчас- все по местам!
1 ряд, второй и третий.
Что за прелесть мои дети!
На уроках русского языка при изучении темы: : «Слова,обозначающие действия предметов» использую «глагольную» физкультминутку:
4) -Попишите, почитайте,
поднимитесь, пошагайте,
покричите, помолчите,
попищите, постучите,
помахайте, улыбнитесь,
поморгайте, опуститесь,
посидите, пошепчите,
успокойтесь и поспите.
Для хорошего настроения на уроке:
5)Пошепчите, помолчите,
Попищите, покричите,
Все замрите, отомрите
И немного поскачите.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть весёлыми старайтесь.
А сейчас на место сели,
Кашу вкусную поели.
А сейчас мы все в полёте,
Все летим на самолёте.
Встаньте! Сядьте!
Встаньте! Сядьте!
Плечи, грудь свою расправьте.
Как приятно мне сейчас
Посмотреть, друзья, на вас.
1ряд, второй и третий.
Что за прелесть мои дети!
Внеклассные мероприятия.
Большая часть мероприятий в начальной школе посвящена получению и расширению знаний о здоровом образе жизни. Например праздник «Что нам осень принесла?»
Провожу классные часы на темы:
«Учимся быть здоровыми»
«Секреты здорового питания»
«Урок чистоты»
«Что помогает быть сильным и ловким»
Игры на свежем воздухе также играют большую роль в укреплении здоровья школьников .
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и так далее – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование технологической карты в рамках ФГОС второго поколения по теме "Испарение. Конденсация"
Главной методической идеей является построение урока на деятельностной основе....
Статья и презентация по теме: "Требования к современному уроку биологии в рамках ФГОС второго поколения".
Статья информирует о вопросах современного преподавания биологии в рамках реализации ФГОС нового поколения....
Применение инновационно - образовательных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения
В материале дана характеристика инновационно - образовательных технологий....
«Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения»
Здоровье детей,это гавная и основная тема для всего человечества....
Разработка доклада на заседании ШМО «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС»
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...
Консультация для педагогов: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в свете ФГОС второго поколения»
laquo;Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание ...
Выступление на ММО заместителей директоров по теме "Использование инновационных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения"
Использование инновационных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения...