Развитие коммуникативно-речевых умений у учащихся на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему
Проведение коммуникативных мероприятий значительно обогащает уроки иностранного языка, делает их значимыми для учащихся и поддерживает интерес к изучению данного предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativno-rechevyh_navykov.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативно-речевых умений
у учащихся на уроках английского языка.
Умение непринужденного общения на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях – один из показателей качества владения языком.
В связи с этим очень важным является развитие у учащихся необходимых и достаточных для общения с носителями языка навыков и умений неподготовленной устной речи. Для реализации поставленной задачи необходимы адекватные методы и приемы обучения, поиск которых не прекращается как в отечественной, так и в зарубежной методике.
Формирование речевого навыка, (который характеризуется бессознательностью, автоматичностью, соответствием норме языка, нормальным темпом и устойчивостью) достигается с помощью определенных заданий и упражнений. Но на практике для полноценного общения с носителями навыка недостаточно. Необходимо сформировать коммуникативно-речевое умение. В отличие от речевых навыков, которые по своей природе стереотипны, коммуникативно-речевые умения имеют творческий характер, так как в разных ситуациях каждодневного общения, которые всегда будут для человека новыми, придется заново искать языковые средства. Одним из приёмов, как показывает опыт, является использование коммуникативных мероприятий на уроках иностранного языка. Коммуникативные мероприятия отличаются коммуникативной свободой учащихся и возможностью самостоятельной реализации их творческого потенциала.
Эффективность этих мероприятий основана на том, что учащиеся поставлены в условия, при которых они вынуждены общаться и обмениваться мнениями на заданную преподавателем тему здесь и сейчас. Большое значение имеет заинтересованность в тематике и максимальная вовлеченность в ее обсуждение.
Для набольшей эффективности на уроке необходимо создать обстановку интеллектуального напряжения в сочетании с обстановкой психологического комфорта. Важным условием также является правильное деление класса на группы и пары, выбор метода исправления ошибок.
В ситуации общения с носителями языка речевая интенция (намерения) чаще всего блокируется или приобретает неестественную форму. Коммуникативные мероприятия позволяют преодолеть эту самую большую трудность.
Отправная точка для проведения коммуникативных мероприятий – создание жизненных ситуаций. Для этого можно использовать приемы, обеспечивающие реальное общение в учебной обстановке: решение проблемных заданий. Дискуссии, составление рассказов, ролевые игры. В рамках коммуникативных мероприятий данные методические приемы наполняются новым содержанием. Одно и то же событие, информация может быть использована для проведения различных мероприятий. Например, на основе прочитанного текста можно провести дискуссию, а затем ролевую игру.
Таким образом, использование коммуникативных мероприятий на уроках помогает предупредить возникновение языкового барьера в процессе реального общения. Это в значительной части достигается полным исключением (особенно в старших классах) родного языка. Очень эффективной может быть система штрафов за употребление родного языка, особенно в мероприятиях соревновательного характера.
Активные фразы, необходимые в каждой ситуации общения лучше выписать на доске, обратить внимание и обговорить до начала мероприятия. Учителю необходимо тщательно продумать из скольких шагов оно будет состоять, сколько времени займет, какие трудности могут возникнуть. Разделение мероприятий на шаги и последовательная инструкция к ним необходимы для предупреждения возможной путаницы и четкого понимания своей задачи.
План проведения коммуникативного мероприятия:
1.Введение в тему мероприятия.
Это может быть рассматривание картины, связанной с темой; небольшой рассказ учителя, подводящий к нужной теме.
2.Организация класса и инструктаж.
Учитель делит класс на группы или пары, раздает материал, дает инструкции о ходе мероприятия и проверяет понимание задания.
3.Начало мероприятия и его развитие.
Учитель наблюдает, слушает, фиксирует ошибки, но не вторгается в беседу учащихся.
4.Окончание мероприятия.
Учитель завешает ход мероприятия, тактично останавливая процесс общения.
5.Обсуждение и оценка мероприятия. Работа над ошибками.
Можно использовать разные способы исправления ошибок.
а). Ошибки выписаны на доске. Желающие могут выйти к доске и исправить их.
б). Ошибки обсуждаются всем классом.
Но самое главное – ошибки должны быть исправлены самими учащимися. Для поддержания положительного психологического климата на уроке исправлять ошибки нужно безадресно. Учащиеся должны быть настроены на то, что ошибка – это естественная составная часть процесса обучения.
Проведение коммуникативных мероприятий значительно обогащает уроки иностранного языка, делает их значимыми для учащихся и поддерживает интерес к изучению данного предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка»
“Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму ”. М. Горький...
Доклад "Развитие рецептивных умений у учащихся по английскому языку (аудирование и чтение)"
доклад...
Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности на уроках русского языка
Статья о том, насколько важна работа с текстом на уроках русского языка и литературы...
Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлено краткое описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....
Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка
Данная статья представляет собой обзор на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...
Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по английскому языку в среднем звене
D в данной статье содержится практический материал из опыта работы учителя английского языка по развитию навыков аудиррвания, чтения, говорения, лексики и грамматики у обучающихся среднего звена...
Статья по теме «Развитие умений письменного высказывания на английском языке учащихся среднего звена»
Педагогическая наука изучает образование как процесс приобщения человеческих существ к жизни общества, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, ...