Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности на уроках русского языка
статья по теме
Статья о том, насколько важна работа с текстом на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chanceva_t.v.sosh28_irkutsk_statya.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности на уроках русского языка
Автор статьи: Чанцева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ №28.
Повышение качества образования по русскому языку в современной школе является одной из актуальных проблем. Современная жизнь ставит перед учеником новые задачи: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе, т.е. наличие коммуникативно-речевой деятельности.
Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения.
Работая в школе, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития как устной, так и письменной речи. Учащиеся не всегда могут свободно строить свои высказывания, делать выводы или просто свободно общаться друг с другом. За недостатком словарного запаса дети заменяют речь мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных устных и письменных высказываний, допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
Мы, учителя, выполняем социальный заказ в обществе - выпустить из школы языковую личность, способную анализировать любую информацию независимо от его интеллектуального уровня. Как решить проблему? Как сделать так, чтобы учащиеся создавали грамотное речевое высказывание и применяли результаты интеллектуальной деятельности на практике?
Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.
Почти на каждом уроке мною используется текст, который под диктовку записывают учащиеся. В зависимости от цели урока и содержания текста проводится комментирование каждой фразы или анализ всего текста в целом.
Задания могут быть самыми разнообразными: найти слова, употреблённые в переносном значении, определить падеж имён существительных, выделить грамматическую основу предложений и т. п
Работу над ошибками провожу на каждом уроке русского языка. Одно из условий успешной работы над ошибками - качественный дидактический материал. Он может включать и слова, и словосочетания, и предложения, и связные тексты.
Одной из эффективных форм работы по повышению грамотности на завершающем этапе обучения русскому языку является консультация.
Как правило, консультации провожу для неуспевающих. На консультациях они получают помощь в работе над домашними заданиями. Консультации носят в основном тематический характер.
Первая часть консультации - короткий рассказ о тех вопросах, которым она посвящена, вторая часть - ответы на вопросы учащихся, помощь им в выполнении домашних заданий, третья - выполнение упражнений. Тем учащимся, которые усвоили данные орфограммы недостаточно прочно, предлагаю дополнительные задания по той же теме, но на другом дидактическом материале. Этих учащихся я беру под особый контроль, проверяю их работу в индивидуальном порядке. Использую при этом внутриклассную дифференциацию и разноуровневые карточки.
По окончании работы над темой на очередной консультации учащиеся пишут небольшой диктант, включающий отдельные слова, словосочетания, небольшие связные тексты. Мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, обязательно оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее изученного и усвоенного.
Для реализации поставленной цели - формирование коммуникативной деятельности учащихся через работу с текстом я поставила перед собой следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка приёмов и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей;
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
- комплексная работа с текстом;
- лингвостилистический анализ текста;
- «самодиктанты»;
- сочинение-рассуждение;
- редактирование текста;
- различные виды диктантов;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами;
- составление синквейнов, кластеров к тексту;
- коммуникативные и игровые ситуации.
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом . Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.
Примерный план анализа текста:
1. Выразительное чтение текста учителем или подготовленными детьми.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль.
На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты.
Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Еще более активизируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, диктанты по аналогии, лексические диктанты). Применение диктантов учит мыслительной переработке материала.
Особенно эффективны создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту, которые позволяют учащимся осмыслить всю полученную информацию.
Средством развития речевых навыков на уроке являются конкурсы рассказов из личного опыта, сценки общения друзей.
Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.
Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения.
Объяснить значение высказываний:
1. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.
2. Красную речь хорошо и слушать.
3. Лишнее говорить - только делу вредить.
4. Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрёшь, отрубишь - не приставишь.
Используя дидактические игры на уроке, развиваю творческие способности. Например:
1. «Диктор». Прочитай текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Отредактируй текст, исправь речевые недочёты и ошибки.
3. «Перевертыши». Замени в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
4. «Фантазёр». Пофантазируй на тему.
Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи.
Литература:
1.) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
2.)Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
3.) Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка»
“Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму ”. М. Горький...
Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"
Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...
Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлено краткое описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...
«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Доклад на Областной научно-практической конференции в г.Краснотурьинске...
Комментарии
екст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности н
Спасибо за интересную информацию.