Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по английскому языку в среднем звене
статья по английскому языку
D в данной статье содержится практический материал из опыта работы учителя английского языка по развитию навыков аудиррвания, чтения, говорения, лексики и грамматики у обучающихся среднего звена на урок английского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по английскому языку
в среднем звене
Подготовила
учитель английского языка
Землянкина Ольга Николаевна
МБОУ «Школа Ясень»
22.02.22
В связи с происходящими изменениями в обществе и стремительным развитием информационных технологий повысился интерес к проблемам межкультурной коммуникации. Практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека. Основной целью обучения английскому языку в современной школе является развитие личности школьника, способного использовать английский язык, как средство общения.
В соответствии с Федеральным Государственным Стандартом основными целями изучения иностранного языка в основной школе являются - формирование иноязычной коммуникативной компетенции; развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка; усиление социокультурной направленности обучения ИЯ, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур., т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Коммуникативная компетентность, включает предметные компетенции:
* речевую, * языковую, * социокультурную, * компенсаторную, * учебно – познавательную.
Речевая компетенция подразумевает обучение таким видам речевой деятельности как, говорение (диалогическая и монологическая речь), аудирование, чтение и письмо.
Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.
Современные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность.
В связи с этим огромную популярность приобретают проектные, информационные, интерактивные и игровые технологии, а так же технология критического мышления. Технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
Современный урок должен иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер. На уроке должен осуществляться практический, деятельный подход.
Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках осуществляется через систему упражнений во всех видах речевой деятельности. Основополагающими элементами системы упражнений в моей работе в среднем звене являются учебно-речевые ситуации и игровые технологии.
Игра - это способ общения. Игровые моменты на уроках помогают активизировать стремление учащихся к контакту друг с другом и педагогом
Варианты упражнений с применением коммуникативно-ориентированного подхода разнообразны. Вот некоторые из них.
Приёмы активизации устной речи.
Своим учащимся я предлагаю, например, такие ситуативные задания: какие школьные предметы тебе нравятся/ не нравятся и почему, какие подарки вы хотели бы получить на день рождения, на Новый год, чем любят заниматься в свободное время члены вашей семьи, как вы помогаете родителям по дому, что вам нравится делать, а что нет и почему.
Преимущество таких приёмов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.
Вот несколько приёмов активизации устной речи, которые я использую на своих уроках:
- Мозговой штурм (Учащиеся высказывают свои идеи по поставленному вопросу, все эти идеи записываются, затем из всего списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.)
Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Говорение и аудирование - две тесно связанные стороны речевой деятельности. Аудирование подготавливает говорение, а говорение помогает восприятию речи на слух.
Тренировка аудирования обычно проходит с помощью упражнений различного характера:
1.Упражнения, направленные на снятие лингвистических трудностей, например:
-фонетических («Прослушайте слова. Поднимите руку, когда услышите звук [ ]» - и произношу ряд слов с разными, но похожими гласными звуками);
-грамматических («Прослушайте слова, поднимите руку, если услышите существительное во множественном числе»);
-лексических («Прослушайте слова, поднимите руку, если услышите слова, обозначающие цвет»).
2. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти («Прослушайте слова и постарайтесь их запомнить. Затем воспроизведите их по памяти»).
3. Упражнения, направленные на развитие внимания учащихся («Прослушайте и скажите, как зовут сестру Майка и сколько ей лет»).
Формирование и развитие коммуникативных навыков продолжается на уроках чтения. Чтение текста является важным средством, способствующим формированию умения говорения. После прочтения текста можно предложить учащимся коммуникативно-направленные задания:
- Скажите, что вы думаете о…
- Выразите свое мнение о герое или событии
- Как бы вы поступили в данной ситуации, и так далее.
-Задания на установления соответствия приведённых утверждений по прочитанному тексту:
- множественный выбор;
-множественные соответствия;
- расположение событий в правильном порядке.
Письмо - важное и очень сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи графических знаков обеспечивать общение людей. Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. В конечном итоге учащиеся должны уметь пользоваться письмом как способом общения, познания и творчества. На уроках я стараюсь находить время для письменных работ, даю письменные задания на дом: напиши письмо другу, заполни свою визитную карточку, напишите поздравительную открытку, сочинение с элементами рассуждения, учимся составлять биографию, резюме и т.д.
Особое внимание на уроках английского языка необходимо уделить одновременной коллективной работе учащихся и небольшими группами - парами, тройками, четверками. Самый простой способ ее организации, - это выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе я использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога. Для выполнения упражнений тройками или четверками учащиеся рассаживаются по три или четыре человека за парту, либо учащиеся поворачиваются лицом к ученикам, сидящим за соседней партой. В тройках или четверках учащиеся разыгрывают, например, ситуации знакомства, т.е. каждый играет свою роль, при этом кто-то из них может выступить в роли репортера и брать интервью у «спортсменов», «артистов» и так далее. Такие упражнения, как правило, завершаются подведением итогов: один из учащихся малой группы сообщает учителю и классу, с кем он познакомился.
Заключение
"Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами" (Полат Е.С.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 5 класс
В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами (монологическими высказываниями и письменными сообщениями). В дополнение указана примерная тематика проектной...
Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 6 класс.
В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение указана примерная тематика проектной деятельности учащи...
Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 7 класс.
В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение указана примерная тематика проектной деятельности учащи...
Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 8 класс.
В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение указана примерная тематика проектной деятельности учащи...
Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 9 класс.
В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение указана примерная тематика проектной деятельности учащи...
Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 10 класс.
В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение указана примерная тематика проектной деятельности учащи...
"Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по географии в основных видах деятельности в формате ФГОС-2016".
Приемы и технологии критического мышления и формирование коммуникативных умений....