Развитие навыков словообразования как метод подготовки к выполнению части «Лексика и грамматика» в формате ЕГЭ и ГИА
статья по английскому языку (11 класс) на тему

Мусихина Екатерина Васильевна

Наши школьные учебники содержат недостаточное количество упражнений для развития лексико-грамматических навыков, которые необходимы при  выполнении части «Лексика и грамматика» в формате ГИА и ЕГЭ. В связи с этим возникла необходимость разработать тренировочные задания разного типа по лексике и грамматике, которые помогут сформировать и развить необходимые навыки. Эти упражнения можно использовать при подготовке к выполнению части «Лексика и грамматика» в формате ГИА и ЕГЭ и в процессе обучения в средней и старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_stati.doc193.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Текст  статьи

С 2003 года выпускники российских школ сдают ЕГЭ по английскому языку. Ученики нашей гимназии сдают этот экзамен в основном успешно. Но десятилетний опыт работы по подготовке к ЕГЭ показывает, что хуже всего ученики справляются с частью «Лексика и грамматика». Меня заинтересовала эта проблема, и я решила проанализировать причины и найти решение.

Просмотрев учебные пособия FCE, Upstream, Spotlight, Starlight, я обнаружила, что в них можно найти 1-2 упражнения на словообразование в каждом модуле. Кроме того, нет объяснений, как происходит словообразование в английском языке, очень мало дано словообразовательных таблиц, главное – недостаточно упражнений для формирования навыков. Так и возникла необходимость найти таблицы по словообразованию, составить  и подобрать упражнения от простых до сложных и типовых заданий в ГИА и ЕГЭ

Давайте рассмотрим раздел «Лексика и грамматика». Раздел представлен тремя видами заданий:

  1. В4-В10 – образовать грамматические формы от основы слова.
  2. В11-В16 – образовать новые слова от основы слова.
  3. А22-А28 – выбрать одно слово из четырех предложенных, подходящее по ситуации.

Группа заданий В4–В10, относится к заданиям базового уровня по грамматике. Экзаменуемые должны прочитать текст и преобразовать, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текстов. Это задание базового уровня.

Задания В11–В16 связаны со словообразованием. Экзаменуемые должны прочитать приведенный текст и образовать от слов, напечатанных заглавными буквами в конце строк, однокоренные слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Это задание повышенного уровня сложности.

Задания А22–А28 повышенного уровня сложности в части 3 раздела посвящены лексической сочетаемости. Экзаменуемые должны прочитать текст с пропусками и заполнить их, выбирая из предложенных вариантов слов.

К сожалению, этот раздел «Лексика и грамматика» является самым трудным для школьников, так как требует языковых знаний и умений: иметь достаточный  запас слов, знание состава слова, знание словообразовательных приставок и суффиксов, знание грамматических форм. Эти навыки вырабатываются годами и складываются из кропотливой работы учителя и ученика.

В нашей работе мы рассмотрим способы словообразования в английском языке и предложим методику подготовки к заданиям по словообразованию (В11- В16).

Способы словообразования

 В современном английском языке действуют, самостоятельно или в сочетании друг с другом, следующие основные виды словообразования: конверсия (переход слова из одной части речи в другую без изменения), аффиксация (с помощью приставок и суффиксов), компрессия (сокращение слова), словосложение (сложение двух основ или слов), аббревиация (сокращения по первым буквам слов), дезаффиксация( удаление приставки или суффикса), обособление значения( образование новой словарной единицы) и другие способы.

В заданиях части «Лексика и грамматика» в ГИА и ЕГЭ предлагается образовать новые слова с помощью аффиксации или словосложения. Поэтому мы рассмотрим два этих способа наиболее подробно.

  1. Аффиксация – с помощью приставок и суффиксов.
  2. Словосложение – сложение двух слов в одно.         

По своей структуре слова современного английского языка могут быть простыми, производными и сложными. Простое слово состоит из корня, к которому могут присоединяться окончания, служащие для выражения морфологических отношений, например: pen – pens, read – (he/she) reads, work – worked. Производное слово – это слово, полученное от производящей основы путем префиксации или суффиксации, например: re- + build  rebuild, im- + possible  impossible, price + -less  priceless, write + -er  writer, comfort + -able  comfortable.

Сложное слово – это слово, полученное в результате сложения двух или  более корневых морфем, например: bench + mark  benchmark, sun + flower  sunflower. В данном случае значение термина «производное слово» состоит в следующем: производное слово – это слово, образованное в результате аффиксации, конвертирования (конверсии) словосложения или какого-либо другого типа словообразования.

Одним из наиболее продуктивных способов словообразования в современном английском языке является аффиксация, заключающаяся в присоединении аффиксов к корням или основам. Аффиксация в современном английском языке представлена двумя способами: суффиксацией и префиксацией.

Основные типы классификации суффиксов следующие:

1. Классификация суффиксов в зависимости от части речи, к которой принадлежит производное слово. При присоединении к основе выполняет категориальную функцию, «перенося» при этом производное слово в другую часть речи. В данной классификации выделяются следующие виды суффиксов:

  • суффиксы существительных;
  • суффиксы прилагательных;
  • суффиксы глаголов;
  • суффиксы наречий.

2. Семантическая классификация суффиксов:

а) суффиксы занятий людей -ant, -er, -ee, -ess, -eer (assistant, employer, employee, actress, engineer);

б) суффиксы обозначения национальной или географической принадлежности: -ian, -ese (Canadian, Chinese);

в) суффиксы собирательного значения: -age, -dom (luggage, freedom);

г) уменьшительные суффиксы: -ie, -let, -ling, -ette (birdi)

Префиксация как способ словообразования представляет собой присоединение приставок к корням и основам. При этом вновь образованные слова не переходят в другую часть речи.

Словообразующие префиксы современного английского языка можно подразделить согласно их происхождению на исконно английские суффиксы и соответственно заимствованные. Продуктивные исконно английские префиксы весьма малочисленны и представлены следующими суффиксами: after-, be-, by-, for-, fore,- in-, mis-, out-, over-, semi-, un-, under-. Что касается префиксов иностранного происхождения, то они менее употребительны, хотя и представляют собой гораздо более многочисленную группу: a,- ab-, ad-, an-, ana-, anti-, arch-, auto-, bi-, circum-, cis-, co-, contra-, counter-, de-, dis-, dys-, en-, epi-, ex-, exo-, extra-, hemi-, hyper-, hypo-, in-, inter-, intra- mal-, meta-, mono-, multi-, non-, omni-pan-, para-, peri-, poly-, pre-, pro-, re-, retro-, sub-, super-, supra-, sur-, syn-, trans-, ultra-, vice-. Почти все перечисленные здесь суффиксы являются   заимствованиями из латинского и древнегреческого языков и поэтому они, как правило, образуют научные термины.

Словосложение – это способ образования сложных слов путем сложения основ слов разных частей речи. Сложные слова представлены практически во всех частях речи  современного английского языка. Тем не менее, следует отметить, что английские сложные имена прилагательные представляют собой наиболее многочисленную и разнообразную по своей структуре группу.

Вот некоторые из таблиц, собранные автором:

1. Образование  существительных  с помощью суффиксов

От основы глагола

Суффиксы

Исходное слово

Производное прилагательное

-er/or

Teach, work, mix

Teacher, worker, runner, player, mixer

-er/ee

employ

Employee, employer

-ation, -ition

Invite, revolt

Invitation, revolution, opposition

-ing

Build, dance, swim

Building, dancing, swimming

-ment

Agree, develop

Agreement, development

-ion, -tion,

 -sion

Discuss, produce

Discussion, production, permission

-ent, -ant

Assist, study

Assistant, student

-ence, -ance

Perform, independ

Performance, independence

От основы существительного

Суффиксы

Исходное слово

Производное прилагательное

-ist

Science, tour

Scientist, tourist

-an, -ian

Republic, America

Republican, American, Russian

-ation, -ition

Invite, revolt

Invitation, revolution, opposition

-ing

Build, dance, swim

Building, dancing, swimming

-ment

Agree, develop

Agreement, development

-ship

friend

Friendship, partnership

-hood

brother

Brotherhood, childhood, motherhood

-ese

China, Japan

Chinese, Japanese

-ess

Actor, lion

Actress, lioness

От основы прилагательного или наречия

Суффиксы

Исходное слово

Производное прилагательное

-ness

Happy, midly

Happiness, willingness, kindness, mildliness

-ty, -ity

Certain, safe, secure

Certainty, safety, security

2. Образование прилагательных с помощью суффиксов

От основы существительного

Суффиксы

Исходное слово

Производное прилагательное

-ful

beauty

beautiful

-less

water

waterless

-able

comfort

comfortable

-al

form

formal

-ic

history

historic

-y

Mud, rain

Muddy, rainy

От основы глагола

Суффиксы

Исходное слово

Производное прилагательное

-ive

Act, effect

Active, effective

-ant

observe

observant

-ible

access

accessible

-able

drink

drinkable

-ent

persist

persistent

-ing

build

building

Составные прилагательные

Существительное + прилагательное

Snow-white

Прилагательное + прилагательное

Dark-blue

Наречие +причастие

Well-built

Прилагательное + существительное

Barefooted, bareheaded, black-haired, middle-aged

3. Образование слов с помощью приставок

Отрицательные приставки

Приставка

значение

Производное прилагательное

Un-

Наиболее употребительная

Unable, untidy, unpleasant, unfriendly

Im-

Перед буквами m,p

Impossible, immoral, impatient, important

Il-

Перед буквой l

Illiterate, illegal

Ir-

Перед буквой r

Irritated, irresponsible, irrational

In-

очень редко

Inactive, inaccurate, invisible

Dis-

лишение

Disable, disappointed

Non-

лишение

Non-profitable

Mis-

лишение

mistaken

Другие приставки

Приставка

значение

Производное слово

Re-

повтор

Replay, repeat, remake

Pre-

до

Pre-war, precaution

Post-

после

Post-war

ex-

бывший

Ex-wife, ex-president

En-

Глаголы от существительных

Endanger, enchain

Over-

Сверх меры

Overcharge, overweight

Under-

недостаточно

Underpay, underestimate

sub-

под

Submarine, subdue

4. Использование латинских  и греческих приставок и суффиксов для словообразования

Некоторые латинские и греческие приставки дают нам слова с числами:

Приставка

Значение

Пример

mono- , uni-

один, единственный

monopoly, unison

bi-, di-, duo-

два, дважды

bilingual, diagonal, duet

tri-

три

triangle

quad-, tetra-

четыре

quadruped, tetrameter

quin-

пять

quintuplet

hexa-, sex-

шесть

hexagon, sextet

sept-

семь

septennial

oct-, octa-, octo-

восемь

octave, octopus

nona-

девять

nonagenarian

dec-, deci-

десять

decimal

cent-, hec- , hecta-

сто

century, hectare

kilo- , mil-

тысяча

kilometre, millimetre

giga-

биллион

gigawatt

 

Другие латинские и греческие приставки обозначают количество, размер или градацию:

Приставка

Значение

Пример

micro-, mini-

маленький

microscope, miniature

maxi-, mega-

большой, огромный

maximum, megalomaniac

hyper-, super-

сверх, превыше

hyperbole, superhuman

sub-

под, меньше

submarine

ultra-

за, по ту сторону

ultrasound, ultraviolet

 

Приставка

Значение

Пример

ad-, pro-

к, по направлению к

advance, proceed

retro-

назад

retrospect, retro-rocket

intra-

внутри

intravenous

inter-

между, среди

international, intermingle

extra-

снаружи

extraterrestrial

equi-,
iso-

одинаковый, равный

equilibrium,
isobar

auto-

сам, без посторонней помощи

autobiography

homo-

такой же

homonym,
homosexual

hetero-

различный, другой

heterodox,
heterosexual

dia-,
per-,
trans-

через, сквозь

diameter,
percolate,
transport

pan-

все

panorama

para-

рядом, бок о бок

parallel,
para-medical

cata-

вниз, прочь

catacomb

ante-,
pre-

прежде

antenatal,
premeditated

post-

после

posthumous

tele-, telos-

далеко

telescope

Следующие латинские и греческие приставки обозначают специфические области человеческой деятельности. Из некоторых примеров видно, что два этих языка до сих пор остаются источниками образования новых понятий в науке, медицине и технологии:

Приставка

Значение

Пример

аеrо-

воздух

aerodynamic, aerosol

anthropo-

человек

anthropology

bio-

жизнь

biology, biography

eco-

естественная среда

ecology

electro-

электричество

electronics

fluor-, fluo-

поток, течение

fluorescent, fluoride

haemo-, hemo-

кровь

haemorrhage

neuro-

нерв

neurotic

optic-, opto-

зрение

optician

phil-

любовь к

philanthropy

proto-

первый

prototype

psycho-

разум

psychology

pyro-

огонь

pyrotechnics

socio-

общество

social

spectro-

взгляд, образ

spectrograph

techno-

искусство, ремесло

technical, technology

therm-, thermo-

теплота, жара

thermometer

Технология развития навыков словообразования

В настоящее время практически все учебные пособия по английскому языку для школы (например, линия учебных пособий с 3-часовой программой”Spotlight”,  линия учебных пособий для школ с 6-часовой программой “Starlight”)  содержат  упражнения на словообразование. Но их очень мало и к упражнениям нет комментариев по технологии выполнения данных заданий. Чаще всего формулировка к упражнениям следующая: образуйте правильную форму слова (глагола) и заполните пропуски. Все! А как это делать, как думать, ничего не сказано.

Нужна разработка целой системы подобных заданий и их включение в учебные пособия. Мы предлагаем следующую технологию обучения навыкам словообразования с целью подготовки к ЕГЭ.

  1. Учащимся должны быть предложены таблицы с суффиксами и приставками в английском языке.
  2. Необходимо обратить внимание на то, что определенные суффиксы используются для разных частей речи.
  3. Рассмотрев приставки, указать, что они имеют различные значения.
  4. Дать задание на распознавание частей речи (упр.1, 2 в приложении).
  5. Рассмотреть группы однокоренных слов и вставить  их в пропуски в соответствии с требуемой частью речи (упр.3,4, 5).
  6.  Образовать различные слова с помощью приставок, суффиксом, словосложением от основы и вставить в пропуски (упр.1-11).
  7. Выполнить задания на словообразование в формате ЕГЭ (упр. 1-6)
  8. Далее можно переходить к выполнению заданий ЕГЭ.

При выполнении любых заданий на словообразование предлагается следующий путь решения:

  1. Прочитайте и переведите предложение.
  2. Подумайте, какое слово пропущено, какая часть речи. Это можно определить по месту в предложении, словам и предлогам, стоящим рядом.
  3. Если это существительное, то нужно вспомнить суффиксы существительных, единственное или множественное число.
  4. Если это прилагательное – соответствующие суффиксы, приставки, возможно отрицательные.
  5. Если это наречие – суффиксы и приставки.
  6. Если это глагол – суффиксы глаголов, временные формы, окончания.
  7. Поставить образованное слово в пропуск и снова прочитать предложение.

Задания на образование разных частей речи
с помощью приставки или суффикса

Упр.1. К какой части речи принадлежат следующие слова, и по каким признакам это можно определить. 

Sleepy, photographer, forgetful, argument, thankful, carelessness, classify, modernize, coolness, lifeless, tasteful, formality, speculate, payable, slowness, thoughtfully, federative, entrance, appearance. 

Упр.2. К какой части речи принадлежат следующие слова, и по каким признакам это можно определить. 

Correctness, specialize, formality, speculate, monotonous, boyish, brilliance, mysterious, fasten, ceremonious, attendance, instructive, speechless, really, business, incorrect, unfruitful, illness, ninth, television, re-enter, unusual. 

Упр.3. Проанализируйте слова, данные «семьями», и подберите необходимое слово в пропуски. 

  1. include, including, included, inclusion, inclusive 
    1. We were seven --- Dan and Patsy. 
    2. Everyone must follow these rules, you---. 
    3. Megan's --- in the project helped a lot. 
    4. Did you --- the flight expenses? 
    5. Our seats are 2-7 ---. 

Упр.4. Выберите из списка соответствующие слова и заполните пропуски.

  1. Travel – travelled, have travelled, will travel, traveler, travelling
  2. We like … to the southern countries.
  3. We … to the USA.
  4. Columbus is a famous ….

5.  Next summer we … to Bulgaria.

2. Perform, performing, performer, performance

1. It was a wonderful… !

2.  never saw Ann … in this play.

3. The actors … a wonderful play.

4. Mark is a brilliant …

Упр.5. Выберите нужную форму и заполните пропуски.

Travel – travelled, have travelled, will travel, traveler, travelling

  1. We like … to the southern countries.
  2. We … to the USA.
  3. Columbus is a famous ….
  4. Next summer we … to Bulgaria.

Perform, performing, performer, performance

  1. It was a wonderful… !
  2. I never saw Ann … in this play.
  3. The actors … a wonderful play.
  4. Mark is a brilliant …

Adventure, adventurous

  1. We had many … in our trip to Moscow.
  2. He is a very … person.

Excite, exciting, excitement, excited

  1. The film was very …
  2. We are very … by our future trip.
  3. I got great … from this film.

Упр.6.  Образуйте с помощью суффиксов и приставок нужные слова и вставьте в пропуски

  1. Strong -    1. I …. Recommend you to come.  2. He showed me his …3. I become … every day.
  2. Fortune-    1. I was … this day. 2. …. We missed the train.
  3. Attract -    1. She was a very … girl. 2. The place was dirty and …3. I like this popular ….
  4. Child -      1. I was unhappy in …2. Many … play in the ground. 3. She was very …
  5. Act  -        1. Reading is an …   3. Many …. Were taken to improve the situation. 4. She is a great …  5. Children were … at the lesson. 6. She was lazy and …
  6. Participate-  1. We are … of the competitions. 2. …. In this concert made me famous.
  7. Athlete-     1. I like ….  2. He is very …. Strong.

Задания на образование разных частей речи
(развитие навыков словообразования)


Упр.1. Измените слово в скобках так, чтобы оно грамматически соответствовало предложению. 

1. Herald Tribune has got a lot of (read). 
2. Jim was (help), no one could help him. 
3. Ron had a very (pleasant) talk with Mr. Willson, he looked very sad. 
4. BBC and CNN work (professional). 
5. Comics is a (fun) reading. 
6. The flower smells (wonder). 
7. I do grammar exercises (regular). 
8. Columbus was a great (travel). 

Упр.2. Измените слово в скобках так, чтобы оно грамматически соответствовало предложению. 
1.(Fortunate) he lost all his money. 
2. I stay away from (cruelty) people. 
3. I feel (depress) when I am very busy. 
4. John is a drug (addiction). He has had this (addict) for several years. 
5. Sandra has never felt such (humiliate). 
6. What a (fail)! Evidently our team is loosing the game. 
7. What room (serve) can you offer? 
8. It's often said in newspapers that all the people are (equality). 
9. I'm talking (serious), stop laughing now! 
10. What a wonderful (image) Jane has got! Her story is really beautiful and touching. 
11. I'm sorry for (interrupt), but I must deliver this important information. 
12. This program is really (entertain). 
13. Did he (threat) you? – Oh, no. He just warned me. 
14. It was an (forget) concert. The music was live, we enjoyed it a lot. 

Упр.3. Измените слово в скобках так, чтобы оно грамматически соответствовало предложению. 

1. The kids played (cheer) in the yard. 
2. It's the first time I have been to London, I am a (strange) here. 
3. He tried to (concentration), but in vain, the headache was splitting. 
4. The Hermitage is a real (treasure) of Russian art. 
5. The (quiet) of the house was very unusual, so they decided to enter. At the (enter) they were stopped by an old man. 
6. It's a strange (feel) as if I had been there before. 
7. It's a little (peace) village situated far from the city. 
8. Matilda had never had the feeling of (lonely), how could she be lonely if she had lots of books around her. 
9. I like Christmas (cheerful). 
10. The baby was sleeping (peace) in his crib. 
11. Amanda has never spoken a word of (wise), I have never seen such a stupid girl. 

Упр.4. Измените слово в скобках так, чтобы оно грамматически соответствовало предложению. 

1. People have made a lot of (discover). 
2. Ron is (skill), he can't do anything. 
3. Edwards is a famous (production). 
4. Space (explorer) is very important for any country. 
5. Americans were the first to (flight) to the Moon. 
6. Mary has a very good (memorable), she can learn any poem in 5 minutes. 
7. (whole), I understand the topic rather well. 
8. (Create) of a spaceship is a very difficult process. 
9. We had a very long (argue) about the terms of the experiment. 
10. Alice has a deep (know) of Chemistry. 
11. The tool was (use) for us, you needn't have brought it. 
12. I didn't like your project, so your mark is (satisfy). 
13. How did you (achievement) such results? 
14. Japan is a (lead) country in developing new technologies. 

Задания на словообразование из разных вариантов ЕГЭ

Упр.1. Прочитайте связный текст и измените слово в соответствии с контекстом. 

Greener cars  for a greener future

Can you imagine the day when you won't need to stop for fuel at petrol stations? Or how about 1 --- in your own car?  Let's see what Dr Stephen Green, director of Cars of the Future International says. “Well, our job is to design and test cars that don't cause the environment 2 ----. Scientists from all over the world work for the company. These cars don't run on petrol. They use alternative souses of  3---- such as solar power,  4 --- or 5---  gas. Of course, they can be very expensive, but we are not the 6---. Last year we presented the results of 7--- of our solar car at the conference in Tokyo. We are going soon to start work on a flying cars. No more traffic jams, can you imagine it?

 1 FLY

2 POLLUTE

3 ENERGETIC

4 ELECTRICIAN

5 NATURE 

6  BEGIN

7  TEST

Упр.2. Прочитайте связный текст и измените слово в соответствии с контекстом. 

Leo da Vinci

 

 1____ you have already read The Da Vinci Code or seen the film. But who 2____ was Leonardo da Vinci? Well, he was born in 1452 in Italy. He is 3____ for his painting, the Mona Lisa. Da Vinci was also an 4 ____ who designed a helicopter, a submarine before they were invented. Leonardo thought that by 5_______ how each part of a machine worked, he could change them and then put them together in 6 _____ ways. In this way he could improve existing machines or create new ones. He drew his ideas so well that 500 years later his sketches have been used for

7_____ perfect working models.

 

1 RPOBABLE

2 EXACT 

3 FAME

4 INVENT

5 UNDERSTAND

6 DIFFER

7 MAKE

Упр.4.  Прочитайте связный текст и измените слово в соответствии с контекстом.

The World of War Craft

World of War Craft (WoW) is the most popular on line game in the world. It's got more members than the 1___of Portugal.  What makes WoW so 2_____ and special? It is a multi-player on line role-playing game that was introduced in 1994.

     Its played in a fantasy world called Azeroth.  3_____ can control their characters. For just 29 euros you can explore the landscape, fight monsters and get acquainted with millions of other 4____.  For many of them the game is a way to find new friends. “I felt accepted for the first time in my life”, admits an 18 year old youth. But when does5__ fun become a 6___ thing?   10% of on line7___ admit to playing too much, forgetting to eat and to sleep 8_____. 

One 15 year old 9_____ boy even collapsed after playing the game 24 hours non-stop. Psychiatrists are now reporting record numbers of teens seeking help for their online game 10___. But some people believe that the games are not the root of the problem. They say that kids really need their parents and

11 ___. So it is a social problem. Whether it's a social problem or a passion, WoW is 12_____ more than just a game.

 1 POPULATE

2 SUCCESS

3 PLAY

4 GAME

5 HARM

6 DANGER

7 GAME

8 PROPER

9 AMERICA

10 ADDICT

11 TEACH

12 CLEAR

Упр.5. Прочитайте связный текст и измените слово в соответствии с контекстом.

Packaging    

Products in supermarkets are 1 ___ presented in plastic bags, boxes or trays. People use 2____packaging. But ask yourself what is more important-content or the wrapping?  Yes, we do need packaging. It preserves goods, protect them from damages and makes them look presentable for 3____.

 Most packaging is not 4____. It is dumped in landfills or burnt.  This results in more 5____. But supermarkets are now working to cut back.-packages become smaller, so 6_____ use less energy to transport them.  All this got to do with you, consumer. Choose products that use minimum packaging, it can be 7 ____    You can use glass jars for storing things. 8_____   a lot of people in Europe started sorting rubbish, which reduces the number of land fills as the rubbish is taken to the 9____ factory  and a lot of new goods are produced of the recycled materials.

 1 BEAUTIFUL

2 EXCESS 

3 CONSUME

4 RECYCLE

5 POLLUTE

6 MANUFACTURE

7 REUSE

8 HOPEFUL

9 RECYCLE

Источники:

  1. Бим И.Л., Биболетова М.З., Е.Е Бабушис, В.В.Копылова Т.М.Фоменко.   ГИА. Английский язык. Сборник заданий для проведения         экзамена в 9 классе. Москва, 2009г.
  2. Газета «English», Издательского дома "Первое сентября" http://1september.ru/
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября») – Режим доступа: http://festival.1september.ru/
  4. Российский портал открытого образования – Режим доступа: http://www.openet.edu.ru/
  5. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена- Режим доступа: http://www.ege.edu.ru/
  6. Интернет-ресурс: http://www.fipi.ru
  7. Интернет-ресурс: http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение»       (рубрика «Иностранные языки»)
  8. http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «Иностранные языки»)
  9.  http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю- предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
  10.  http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение экзамена.
  11.  Интернет сайт http://www.internet-scool.ru – школы издательства Просвещение.
  12.  Эванс В,  Английский язык.[Текст]: учебник для 8-го класса для общеобразовательных школ/В.Эванс, Д.Дули - Москва, Просвещение, 2012- 216  с.
  13.  Учебник В.Эванс, Д.Дули Английский язык. Учебник «Старлайт» для 9-го класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Москва, Просвещение, 2013 г.
  14. Учебник В.Эванс, Д.Дули Английский язык. Учебник «Старлайт» для 10-го класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Москва, Просвещение, 2013 г.
  15.  Словообразование в английском языке суффиксы – Режим доступа: http://engood.ru/wordform/angliyskie-suffiksy, свободный.- Заглавие с экрана.
  16.  Уроки английского языка онлайн "с нуля" по темам бесплатно – Режим доступа:  http://www.homeenglish.ru/uroki_online21.htm, свободный. – Заглавие с экрана.
  17.  Приставки и суффиксы в английском языке. – Режим доступа: http://engblog.ru/prefixes-and-suffixes, свободный. – Заглавие с экрана.




Предварительный просмотр:

КОГОАУ

«Гимназия №1» г.Кирово-Чепецк

Проектная работа

Создание модели оценивания метапредметных  результатов по английскому языку в 5-м классе на основе  уровневой дифференциации

Выполнила:

Мусихина Екатерина Васильевна,

учитель английского языка

высшей категории

2013 год

Актуальность проекта

Стандарт устанавливает требования к предметным, личностным, и метапредметным результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования.

Одним из приоритетных направлений новых образовательных стандартов общего образования является реализация метапредметных результатов образовательной деятельности, под которыми, согласно образовательным стандартам второго поколения, понимаются универсальные способы деятельности, осваиваемые учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В стандарте определены несколько видов универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Проблема проекта

Анализ имеющихся по данной проблематике материалов показывает, что на данный момент ощущается недостаток диагностических методик метапредметных компетенций, цель которых – фиксация их развития. В связи с этим очевидно, что необходима разработка и формирование такого диагностического инструментария, который можно было бы использовать в процессе обучения в средней и старшей школе.

Цель проекта

Создать варианты диагностических задач на определение уровня сформированности метапредметных результатов по английскому языку в 5-м классе.

Задачи проекта

1. Изучить литературу по данному вопросу;

2. Разработать варианты диагностических заданий;

3. Подготовить диагностические материалы для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Ожидаемые результаты проекта

1. Владение учителем системой понятий по данной теме

2. Создание учителем вариантов диагностических заданий.

3. Владение учителем диагностическим инструментарием, способствующим формированию метапредметных результатов обучения


Ресурсы проекта:

  1. Материалы курсов повышения квалификации по ФГОС «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования – оценка качества знаний учащихся», г.Казань, ноябрь 2012 года.
  2. Временные: методические дни в плане работы школы
  3. Материальные: расходные материалы (бумага, маркеры и др.)
  4. Технические: средства ИКТ
  5. Информационные: литература и интернет-источники по теме «Современные педагогические технологии»

Содержание проекта

Основой метапредметных компетенций можно считать действия анализа, планирования и рефлексии, которые специально формируются в развивающем обучении. Их можно рассматривать как выражение теоретического подхода к решению задач. Соответствующим образом и диагностические задачи можно рассматривать как аналог учебных задач в учебной деятельности развивающего обучения. Таким образом, методики диагностики метапредметных компетенций можно проектировать на основе теории В. В. Давыдова, которая была положена в основу разработки федеральных образовательных стандартов.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит требования к системе оценки достижения планируемых результатов, в соответствии с которыми система оценки: 

1. Фиксирует цели оценочной деятельности:

2. Фиксирует критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксирует условия и границы применения системы оценки.

Проверка познавательных, регулятивных, коммуникативных действий осуществляется метапредметными диагностическими работами, составленными из компетентностных заданий.

Формы контроля результатов:

  • целенаправленное наблюдение педагога (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам);
  • самооценка ученика по принятым формам;
  • результаты учебных проектов;
  • результаты внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Из опыта работы начальной школы по внедрению стандартов второго поколения ясно, что средством накопления информации об образовательных результатах ученика является портфель достижений. Итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) принимается на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе. Составляются таблицы метапредметных результатов:

- регулятивные универсальные учебные действия;

- познавательные универсальные учебные действия;

- коммуникативные универсальные учебные действия.

Соответственно в средней и старшей школе отметка также должна выставляться с учётом метапредметных результатов учащихся.

Для оценки сформированности универсальных учебных действий нами разработаны варианты заданий для метапредметных диагностических работ.

Иностранные языки

Метапредметные результаты. С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности.

В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:

  • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
  • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
  • формирование проектных умений:
  • генерировать идеи;
  • находить не одно, а несколько вариантов решения;
  • выбирать наиболее рациональное решение;
  • прогнозировать последствия того или иного решения;
  • видеть новую проблему;
  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • работать с различными источниками информации;
  • планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
  • собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;
  • оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);
  • сделать электронную презентацию.

Мы предлагаем три типа заданий по письму, чтению и говорению на  определение уровня сформированности метапредметных результатов.

Практическая часть

Задания по письму.

Задание №1 Тема «О себе»

Вы получили письмо от своего зарубежного друга. Прочитайте его и напишите ему ответ. Напишите  своему зарубежному другу о себе, своей семье, что вы делаете в свободное время, есть ли у вас домашние животные. Количество слов 50-100.  Соблюдайте правила написания письма:

  1. Обращение к другу на отдельной строке
  2. Поблагодарите за полученное письмо.
  3. Напишите основное содержание.
  4. Закончите письмо прощальной фразой.

Dear Friend,

 My name is Ann.  I am 10 and I go to school. I was born on the 5-th of May. My granny is about 80. My Mum and Dad are very young.  They are doctors. We like to travel together. Last summer we went to England. The weather was warm, but sometimes it rained. We have a cat and a dog. I like computer games and tennis.

        Tell me about your family. Do you have a pet? What are your hobbies?

Write me a letter.

Yours,

Ann.

Задание №2 Тема «Каникулы»

Вы получили электронное письмо от своего зарубежного друга. Напишите ему ответ. Напишите о себе. Своей семье, каникулах. Напишите 50-100 слов. Помните правила написания электронного письма.

You have got an e-mail from your foreign friend.

Write an answer to him. Write about yourself, your family, holidays. Write 50-100 words. Remember the rules of e-mail writing.

 Hello Ann,

Thanks for your e-mail. It was nice to get it.

 Now I am having holidays with my family. We are swimming, sailing and fishing at the seaside. We usually go to the same coast every summer. My mum has many friends here. Tonight we are going to the fishing party. We will have fun.

And what about you? Where do you spend your holidays? Write  me  back!

Jim

Задание №3 Тема «Свободное время»

Вы прочитали статью в молодежном журнале. Он приглашает принять участие в конкурсе и написать о своем свободном времени. Напишите о том, куда вы ходите, что вы там делаете, как вы там себя чувствуете. Напишите 50-100 слов.

 You have read an article in the youth magazine. They invite you to take part in the contest and write about your free time. You should write about the places you like to go, what you can do there, how you feel there. Write 50-100 words.

My favorite place to go at weekend is Jam Mall. It’s located in the centre of the city. It is a huge 5-storied building. When you get in, you can see the lifts, numerous shops, cafes, game zones. There are plenty activities to do: do the discount shopping, take a ride on a carousel, watch a film at one of 5 cinema halls, have a fast food burger. And everything under one roof! We often go there with my family.

Задание №4 Тема «Город»

 Read the tourist guide description of Moscow. What is it about? Send your description of your native town. Write about its location, famous buildings, nice places, attractive views. Write  50-100 words.

Moscow will never leave you indifferent. Feel its 800 hundred’s history in breathtaking churches and cathedrals of the Kremlin. Walk along old mansions which remember great writers and composers. Sit in the green parks, near the embankment of the Moskva River, or go on one of the river trams and enjoy the views of the old and the modern parts of the city.  

Диагностическая таблица  по письменной речи

Содержание

Высокий

средний

низкий

Содержание отражает все аспекты, указанные в задании; соблюдены принятые в языке нормы вежливости

+

Некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; в основном соблюдены принятые в языке нормы вежливости

+

Содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; в основном не соблюдаются принятые в языке нормы вежливости

+

Организация текста

Высказывание логично, оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка

+

Высказывание в основном логично, имеются отдельные нарушения в оформлении текста

+

Высказывание не всегда логично; имеются многочисленные ошибки в оформлении высказывания

+

Лексическое оформление речи

Высказывание не всегда логично; имеются многочисленные ошибки в оформлении высказывания

+

Высказывание не всегда логично; имеются многочисленные ошибки в оформлении высказывания

+

Ограниченный словарный запас; часто  встречаются ошибки в употреблении слов, затрудняющие понимание текста

+

Грамматическое оформление речи

Практически отсутствуют ошибки

+

Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимание текста

+

Часто встречаются ошибки элементарного уровня, или немногочисленные ошибки затрудняют понимание текста

+

Орфография и пунктуация

Орфографические ошибки практически отсутствуют

+

Имеется ряд орфографических или пунктуационных ошибок, которые незначительно затрудняют понимание текста

+

Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются

+

Задания по чтению.

Задание №1 тема «Одежда»

Прочитайте заголовок текста. Подумайте и догадайтесь, о чем идет речь в этом тексте. Прочитайте текст про себя. Выделите незнакомые слова, подчеркните их карандашом и найдите их значение в словаре. Переведите вслух  предложения с незнакомыми словами. Определите  основную мысль текста по ключевым словам. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы.

My clothes

        I like trousers and jeans. I don’t like shirts but I like T-shirts and sweatshirts. I also like baseball caps. My favorite colors are blue and red.

        At school I usually wear my black trousers or blue jeans, and a T-shirt or sweatshirt. I’ve got a lot of T-shirts. My favorite T-shirt is blue with a picture of a tiger on it. I usually wear trainers. I’ve got some black shoes, but I don’t like them.

        At the moment I’m wearing blue jeans, a red and blue sweatshirt and my new trainers. I really love my new trainers!

Questions:

What clothes does he like to wear?

What does he wear at school?

What doesn’t he like to wear?

What is he wearing now?

Диагностическая таблица по чтению

задания

высокий

средний

низкий

Прогнозирование содержания текста по заголовку

Поиск ключевых слов

Основная мысль текста по ключевым словам

Работа с незнакомыми словами

Перевод предложений  с незнакомыми словами

Ответы на вопросы по тексту

Задание  №2 тема «Квартира».

Прочитайте текст. Подумайте и догадайтесь, о чем идет речь в этом тексте. Выделите незнакомые слова, подчеркните их карандашом и найдите их значение в словаре. Переведите вслух  предложения с незнакомыми словами. Определите  основную мысль текста по ключевым словам. Подберите один из трех заголовков, соответствующий тексту.  Заполните пропуски в предложениях.

My friend Bob lives in England. He lives in a 2-storied semi-detached house. His room is upstairs. It is blue and white. The living room is downstairs. It’s a large room with a big sofa and 2 armchairs. There is a big TV-set and a hi-fi system. They also have a fire place in it. All the family likes to spend evenings near the fire place. On the whole, the fire place is the heart of the English house. It is so nice to warm up near the fire during long and chilly evenings.

Choose the best title to the text:

  1. The heart of the English house.
  2. A semi-detached house.
  3. His favorite room.
  1. Fill in the missing words:
  1. His room is …..  2. The ….. is downstairs. 3. … …. Is blue and white. 4. The house is … storied. 5. The evenings are long and …
  1. Write the key words from the text.

  1. Диагностическая таблица по чтению

задания

высокий

средний

низкий

Правильный выбор заголовка текста

Поиск ключевых слов

Основная мысль текста по ключевым словам

Заполнение пропусков словами

Перевод предложений  с незнакомыми словами

Задание №3 тема «Времена года».

Прочитайте текст. Какое время года он описывает? – winter, summer, spring, autumn.

 Выберите соответствующий заголовок для текста:

  1. The weather in summer.
  2. Summer on the Black Sea coast.
  3. The weather on the Black Sea coast in summer

 Подумайте и выберите одежду и обувь для поездки на Четное море.

  1. Shorts                           8. sweater
  2. A T-shirt                       9. gloves
  3. A jacket                         10. shoes
  4. Jeans                             11. trainers
  5. Boots                             12. A dress
  6. Sandals                          13. A hat
  7. Socks                             14. Stockings

 Какая одежда будет лишней и почему?

The weather on the Black Sea coast is usually warm and pleasant. Sometimes it is really hot, especially in July. The temperature during the day time is 25-35 degrees above zero, nights are cooler 15-25 degrees. The rains are very rare, but if they happen it is real flooding.

Диагностическая таблица по чтению

задания

высокий

средний

низкий

Правильный выбор времени года

Правильный выбор заголовка

Правильный выбор одежды

Ненужная одежда

Объяснение ненужной одежды

Задания по говорению

Задание №1 тема «О себе»

Вы встретились с иностранным школьником в своей школе. Он хочет с вами познакомиться. Представьте себя: назовите свое имя, возраст, адрес, класс, свои интересы. Составьте 8-10 предложений.

Задание №2 тема «Квартира»

Опишите дом (квартиру), в которой вы живете. Назовите адрес, этаж, количество комнат, назовите комнаты и опишите некоторые из них.

Задание №3 тема «Покупки»

Вы находитесь в большом универсальном магазине. Вы хотите купить продукты – молоко, хлеб, сахар, колбасу и сыр. Также вы хотите купить белые носки и красное платье.  У вас всего 1000 рублей. Подумайте, хватит ли вам денег на все покупки.

Задание №4 тема «Семья»

Расспросите иностранного гостя о его семье, маме и папе, братьях и сестрах, их возрасте, увлечениях.

Задание №5 тема «Животные»

Вы находитесь в зоопарке. Спросите у служащего, какие животные здесь есть. Есть ли в зоопарке слон и жираф. Какую пищу  они едят.  Что они умеют делать: бегать, плавать, играть с мячом. Можно ли им дать яблоко или морковь.

Диагностическая таблица по говорению

задания

Высокий

3 балла

Средний

2 балла

Низкий

1 балл

0 баллов

содержание

Тема раскрыта в полном объеме

Тема раскрыта в неполном объеме

Тема раскрыта в ограниченном объеме

Задание не выполнено

лексика

Словарный запас соответствует теме

Запас слов соответствует, но есть небольшие ошибки

Ограниченный запас слов

Задание не выполнено

грамматика

Соответствует выбранной задаче

Соответствует задаче, но есть небольшие ошибки

Ограниченная грамматика

Неправильное использование грамматики не позволяет выполнить поставленную задачу

произношение

Не допускает фонематических и интонационных ошибок

Допускает ошибки в произношении

Речь не воспринимается из-за большого количества ошибок

Список литературы:

  1. Восканова Е.М., Компетентностный подход к оценке качества внеурочной деятельности, г.Казань, 2012 г.
  2. Методические рекомендации по оценке устной, письменной речи и чтения при проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады по английскому языку ,городской методический кабинет, г.Кирово-Чепецк, 2012 год.
  3. Тарасова Г.В.,  Современные образовательные результаты – интегрированный показатель современного качества общего образования,  г.Казань, 2012 г.
  4. Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова  Т.В., Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий, Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»,  г.Казань, 2012 г.
  5. Воронцов А.Б., Содержание и организация контрольно-оценочной деятельности в 5-6-х классах РО, Москва, 2010.
  6. Ваулина Ю.Е., Д.Дули, Английский язык в фокусе, учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, Москва, Эксрпесс Паблишинг «Просвещение», 2012 год.
  7. Федеральные государственные образовательные стандарты -  www.standart.edu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по эффективному выполнению заданий по лексике и грамматике в формате ЕГЭ.

Советы по эффективному выполнению заданий по лексике и грамматике....

Лексика и грамматика в формате ЕГЭ. Анализ типичных ошибок.Стратегия выполнения.

Данная статья рассматривает типичные ошибки учащихся при выполнении раздела ЕГЭ "Грамматика.Лексика" за период 2009-2015 уч. года. Анализирует ошибки, допущенные при выполнении Демоверсии 2016. Предла...

Практические советы по развитию навыков аудирования при подготовке учащихся 9 и 11 классов к сдаче ОГЭ и ЕГЭ

Данная статья предлагает  рекомендации для учителей английского языка  по аспекту "Аудирование". Эти советы просты и не требуют много времени для подготовки к  их применению. ...

Работа с лексикой и грамматикой в формате ГИА (Из опыта работы. Методические рекомендации)

  Английский язык — не самый популярный предмет, по которому сдают ЕГЭ, но интерес к нему среди выпускников растет. Тем более, что в скором времени экза...

Контрольная работа по теме: «Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Лексика и грамматика» в формате ЕГЭ

Экзаменационная работа включает разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо».   Для дифференциации экзаменуемых по уровн...

Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Лексика и грамматика» в формате ЕГЭ

Упражнения на повторение видовременных форм глагола, действительного и страдательного залогов-Put the verbs in brackets into the correct past tense form.-Open the brackets and use the verbs in the Act...