Практические советы по развитию навыков аудирования при подготовке учащихся 9 и 11 классов к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
статья по английскому языку (9, 10, 11 класс)
Данная статья предлагает рекомендации для учителей английского языка по аспекту "Аудирование". Эти советы просты и не требуют много времени для подготовки к их применению. В первую очередь материал касается работы с учащимися, планирующими сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Но так как обучение аудированию является многоплановым процессом и требует много усилий и времени, предложенные советы могут быть полезны в работе на всех уровнях работы с английским языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_sovety_po_razvitiyu_navykov_audirovaniya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические советы по развитию навыков аудирования при подготовке учащихся 9 и 11 классов к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
Обучение аудированию представляет для учителя ряд трудностей. Даже для носителя языка процесс понимания родной речи сопровождается определенными усилиями. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения иностранному языку. Именно на способности слышать и понимать строится возможность говорить на иностранном языке. Без понимания того, с чем обращается к вам собеседник, трудно применить полученные языковые умения и навыки. На практике зачастую оказывается, что из всех формируемых видов речевой деятельности, именно навыки аудирования наименее развиты у учащихся.
При личном общении говорящие обращают внимание на мимику и жесты собеседника. Это может помочь в понимании основного содержания произносимой речи. Во время живого разговора мы можем попросить собеседника говорить медленнее или повторить ту часть речи, которая нам непонятна. Слушающий может еще раз озвучить основную идею услышанного с целью получить подтверждение того, правильно ли он понял то, что услышал.
В условиях школьного обучения учитель и учащиеся сталкиваются с несколько иной ситуацией. Мы не можем ориентироваться на внешние подсказки и прибегаем к несколько иной тактике.
Подготовка учащихся к экзамену требует от учителя большой и напряженной работы. Творческий, неравнодушный учитель обязательно найдет свои приемы и тактику работы с упражнениями на аудирование. Хочется предложить несколько простых и легко реализуемых советов, которые получены из методических пособий иностранных специалистов и проверены на собственном опыте.
Успешность аудирования определяется как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы складываются из особенностей предъявляемого текста и условий, в которых протекает его восприятие. Субъективные факторы определяются особенностями психики слушающего и уровнем его подготовки. Учитель должен принимать в расчет умение некоторых учеников изначально воспринимать информацию на слух лучше чем печатный тест. Аудиалы и визуалы справляются с аудированием по разному. Но это не значит, что последние не могут развить умение понимать звучащий текст и будут менее успешными, просто им нужно больше внимания и практики.
Начиная подготовку учащихся к экзамену, учитель должны объяснить, что разные задания в ходе экзамена требуют разной тактики выполнения. Учащиеся должны четко усвоить, что экзамен предполагает выполнение разных заданий: общее понимание текста, извлечение какой-то конкретной информации и более полное и детальное понимание подробностей.
Уже на первых подготовительных занятиях учитель знакомит учеников с правилами проведения экзамена. Учащиеся должны знать, что запись будет звучать только дважды. В ходе первого прослушивания нужно понять общий смысл сказанного: место действия, ситуацию, личности говорящих, их отношение друг к другу. А уже в ходе второго прослушивания обращать внимание на детали, тонкости, подробности, имена, цифры. В ходе звучания текста нужно сосредоточиться именно на прослушивании, а не на выполнении задания, так как ученик теряет время и отвлекается от понимания последующего звукового текста. Для оформления результатов на бланке выделяется специальное время в ходе проведения экзамена.
Необходимо убедить учащихся, что если они не поняли чего-то в ходе звучания, то ответ может подсказать общая логика ситуации и здравый смысл. Ключевые слова могут помочь ученикам понять общий смысл сказанного, но может и ввести их в заблуждение. Поэтому так важно понять общую идею или ситуацию.
Еще один важный аспект при обучении аудированию - научить детей внимательно читать задание, обращая внимание на каждое слово, так как это может быть принципиально важно для выбора правильного ответа.
Очень важен и жанр прослушиваемого текста. Аудиотекст может представлять собой объявление, рекламу, сообщение, рассказ, стихотворение, диалог-интервью. Каждый из этих жанров имеет свою схему построения. И учителю желательно предоставить возможность учащимся познакомиться со всеми.
Как и в работе с чтением, в аудировании очень важно предвидение того, что ученик услышит. Это легко сделать после прочтения задания. Перед первым прослушиванием учитель предлагает ученикам сделать несколько предположений и построить предполагаемый костяк будущего высказывания. Этот прием наиболее полезен при подготовке к таким упражнениям как подбор заголовков к отрывкам текста в 11 классе и определения возможного места диалога в 9 классе. Ученики подбирают слова, которые могут прозвучать в тексте, придумывают ситуацию, а потом сравнивают с тем, что услышали.
Чем шире словарный запас учащегося, тем легче ему понимать речь на слух. Учителю нужно постараться научить детей определять семантическое поле заданной темы, составлять спайдерграмму, находить как можно больше сочетаний с определенными словами, используя существительные, глаголы, наречия. Можно предложить учащимся закончить текст, придумать свое окончание темы или разговора.
Тренируя детей к выполнению заданий по аудированию, учитель должен давать учащимся возможность слушать разные голоса: мужские, женские, детские, громкие, тихие, быструю речь и медленную. Очень важно слушать говорящих с разным акцентом и манерой произношения, разбирая особенности этого произношения. Еще один практический совет, который может помочь в обучении пониманию звучащего текста - это проигрывание нескольких вариантов произношения слова при его первом представлении учащимся. Когда учитель вводит новую лексическую единицу, не обязательно произносить ее самому. Можно воспользоваться электронными словарями, такими как Оксфордский словарь и Кембриджский словарь, где лексические единицы озвучиваются носителями языка в британском и американском варианте. Если у слова есть несколько вариантов произношения, то желательно знакомить учащихся со всеми, чтобы они могли узнать его в тексте. Хорошим способом знакомить учащихся с разными вариантами произношения является включение в план урока мини-видео из фильмов и мультфильмов, которые представлены на многих обучающих платформах таких как Lingua Leo и British Council.
Многие учителя обращают внимание учащихся на тот факт, что очень ценная информация скрывается в первом и последнем предложении текста. Это обусловлено тем, что в начальной фразе говорящие часто определяют тему с помощью так называемых маркеров. Например: говорящий начинает свою речь со слов «Сегодня мы поговорим о …». В последнем предложении делается вывод, подводится результат всего сказанного, повторяется главная мысль.
Во время прослушивания ученику не обязательно понимать каждое слово и паниковать, если он понял не все. Нужно обращать внимание на ключевые слова. Они, как правило, произносятся со смысловым ударением то есть громче и медленнее чем другие. Не нужно зацикливаться на каком-то одном слове, ученик может потерять время и пропустить дальнейшую информацию, если он будет анализировать слово, которое он не понял. Очень часто одна и та же идея повторяется в ходе звучания текста и ученик имеет возможность понять ее позже. Учащиеся должны принимать в расчет и задний фон звучания. Это могут быть звуки, которые помогут понять общую ситуацию. Звон тарелок, гудения автомашин, звук пролетающего самолета, удар мяча, плеск воды помогут ученику определить место разговора и тему беседы.
Особое внимание учитель должен уделять эмоциональной окраске звучащей речи. Несложно определить по интонации, что говорящий счастлив, зол, раздражен, обеспокоен, испуган.В таких случаях речь более интенсивна и звучит на повышенных тонах. Когда человек равнодушен или ему скучно, его речь более спокойна и ровна.
Хорошей практикой при обучении аудированию является запись учащимися определенных слов под диктовку учителя. Рекомендуется представлять для диктовки числа, имена собственные, телефонные номера, электронные адреса, веб-сайты. В последствии, во время экзамена, ученики мысленно будут проговаривать числа, даты, ключевые слова, акцентируя на них внимание. Таким образом ученик подготавливает свой мозг к получению заранее заданного звукового образа.
Многие методисты рекомендуют учителю ввести в практику отработку таких на первый взгляд мало значимых элементов как сокращения, окончание множественного числа –s, суффиксы и приставки. Всем известно, что отрицательные приставки un-, dis-, mis- могут кардинально изменить значение всего услышанного. Вне всякого сомнения такие сокращения как 'd, 's, 'll, 've имеют ключевое значение при понимании отдельных элементов текста.
И последнее в порядке упоминания, но не последнее по значимости. Учитель как взрослый и опытный человек должен постараться научить детей психологически подготовиться к экзамену. Ученику нужно уметь расслабляться и сосредотачиваться, В связи с этим рекомендуется ввести в практику несколько простых приемов для повышения самообладания и концентрации: сделать несколько глубоких вздохов, представить какую-нибудь идеальную картинку, произнести фразу «У меня все получиться».
Развитие навыков аудирования занимает не один год, поэтому уделять внимание этому аспекту английского языка нужно с первых уроков на начальном этапе. Развитие и совершенствование навыков слушать и слышать – это долгий и сложный процесс, который приводит в конечном итоге к достижению поставленной цели.
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
- Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие [Текст] / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.С. Будько, С.И. Петрова. - Москва: Высшая школа, 1999.
- Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей [Текст] / Е.Н. Соловова. - Москва: Просвещение, 2003, с 126-140
- https://learnenglish.britishcouncil.org/skills/listening
- https://ielts-up.com/listening/ielts-listening-tips.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по математике
Предлагаю набор карточек для учащихся 11 класса по заданиям части В1-В14 по математике, которые позволяют сравнительно неплохо приготовить учащихся к сдаче ЕГЭ....
Подготовка учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по химии
Подготовка к ЕГЭ по химии...
Особенности подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по математике в формате ГИА
В статье дана сравнительная характеристика письменного экзамена и в формате ГИА. Как в услових гуманитарной гимназии подготовить детей к экзамену....
Педагогический проект "Система работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по И и ИКТ"
Проект работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по И и ИКТ....
Решение разноуровневых задач по физике на этапе подготовки учащихся профильного класса к сдаче ЕГЭ
В последние годы на изучение физики в 10-11 классах отводится различное число часов в неделю (от 2до 6), в зависимости от учебного плана школы. Поэтому перед...
Выступление "Формирование навыков аудирования при подготовке учащихся к ЕГЭ по немецкому языку"
Формирование навыков аудирования при подготовке учащихся к ЕГЭ по немецкому языку...
Формирование навыков аудирования при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку
Для успешного выполнения заданий раздела "Аудирование" в экзаменационной работе ЕГЭ необходимо иметь опыт аудирования. Нужно формировать умения основного и полного понимания содержания аудио...