Деловое общение на уроках английского языка
статья по английскому языку (9 класс) на тему
В статье рассматривается необходимость и важность элективного курса экономического профиля, направленного на отрабатывание практических умений и навыко,в необходимых для успешного взаимодействия с иностранными деловыми партнерами в будущей профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рощупкина А.А., учитель
Английского языка
ГБОУ СОШ №507
Деловое общение на уроках английского языка
в социально-экономическом профиле школы
В последние годы в российском обществе неуклонно возрастает интерес к высшему образованию. Все больше абитуриентов выбирают языковые или экономические специальности вузов, стремясь получить востребованное в современном обществе образование. Однако адаптация вчерашних старшеклассников к условиям обучения на лингвистических и экономических факультетах вузов, где необходимо знание иностранного языка, не всегда проходит успешно.
Учебная деятельность студентов-первокурсников существенно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности в школе: значительно увеличивается объем знаний, скорость, стиль и способы их презентации, расширяется спектр изучаемых дисциплин, требующих расширения кругозора в профильной области для успешного их усвоения. Психологическая атмосфера в вузе также значительно отличается от школьной за счет относительно высокой мотивации студентов на избранную специальность, малой комплектации групп на языковых факультетах, и сравнительно высокого уровня самостоятельности студентов в учебном процессе. При этом такие личностные качества студента как низкая самооценка, отсутствие коммуникативных качеств, неумение строить отношения в коллективе, брать на себя ответственность могут препятствовать его успешному функционированию в вузовском образовательном пространстве.
В этой связи школьников в старших профильных классах необходимо целенаправленно готовить к вузовскому образованию, используя при этом дидактические возможности профильного обучения. Предмет «Иностранный язык», обладает в этой связи особенно большими возможностями, принимая во внимание его гуманистический и интегративный потенциал. [№1]
Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования для экономических специальностей по дисциплине «Иностранный язык», экономист должен обладать коммуникационной готовностью, определяемой умением опосредованного и непосредственного общения на одном из наиболее распространенных иностранных языков. В примерной программе по иностранным языкам по специальности «Мировая экономика», конкретизированы задачи, вытекающие из общих требований к уровню владения иностранным языком студентами экономических факультетов.
Однако более углубленное изучение иностранного языка как средства делового общения и межкультурной коммуникации в рамках школьного времени не представляется возможным. Выбор профессионально-ориентированного спецкурса обеспечивает реальную возможность для организации и осуществления самостоятельной творческой деятельности по овладению актуальными знаниями в области межкультурной коммуникации в сфере экономики, бизнеса и предпринимательства.[№2]
У обучающихся появляется возможность овладеть необходимыми лексическими, грамматическими и фонетическими знаниями, практическими умениями устного и письменного общения на иностранном языке, познакомиться со спецификой работы с текстами по специальности, которые, как правило, заключают в себе не только профессионально-ориентированную информацию, но и культуроведческую.
В качестве эксперимента по созданию индивидуального маршрута ученика в профильном обучении на основе сетевого взаимодействия нами разработана программа элективного курса по английскому языку «Коммуникация делового общения», которая позволяет решить задачу создания системы специальной подготовки старшеклассников к ситуации их успешной социализации за стенами школы.
Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. [№3]
В рамках программы учащиеся знакомятся как с теоретическими основами общеэкономических знаний, так и отрабатывают практические умения и навыки, необходимые для успешного взаимодействия с иностранными деловыми партнерами в будущей профессиональной деятельности, что, в свою очередь, способствует совершенствованию речевой, языковой и социокультурной иноязычной компетенции.
Из всего многообразия учебных пособий, одобренных министерством образования и реализующих данные цели, мы выбрали УМК «Бизнес Английский» [номер из списка лит-ры].
Учебник состоит из трех частей (УКАЗАТЬ ИХ). На каждую часть отводится от 22 до 34 академических часов. Возраст обучающихся 15-17 лет (в зависимости от этапа обучения ученика и специфики образовательного учреждения). Срок реализации 2-3 года, включая предпрофильную подготовку в 9-м классе. Тематика уроков распределена от простых базовых принципов организации работы в офисе до более сложных ситуационных задач решения финансовых и маркетинговых проблем.
Каждый урок учебника содержит задания по всем видам деятельности: разминка и чтение, работа с лексикой, аудирование, говорение, письмо. Занятия подразумевают творческие формы работы: диспуты, дискуссии, обсуждение проблем в группе, подготовку проектных работ, в том числе связанными с навыками оформления деловой корреспонденции и электронных сообщений, основными методами ведения переговоров и стилем делового разговора, переводом специальных документов.
Таким образом, материал курса позволяет учащимся создавать свой банк деловой лексики и образцов корреспонденции, впоследствии модернизировав его и адаптировав к реальным условиям. Именно в этих целях нами создан методический инструментарий с применением компьютерных технологий, что позволяет реализовать как задачу сетевого взаимодействия всех участников учебного процесса, так и дополнить выбранный УМК блоком рефлексирующих заданий, ориентированных на самоконтроль и формирующе-оценивающий контроль, где учитель выступает в качестве фасилитатора и координатора.
Давайте посмотрим, как данная программа работает в нашей системе
Индивидуального образовательного маршрута ученика в профильном обучении на основе сетевого взаимодействия. У нас есть ученик социально-экономического профиля. Для развития его коммуникативной и социокультурной коммуникации, для обогащения его речевого запаса дополнительной деловой лексикой необходим материал, способный реализовать эти потребности учащихся. В данном случае – это учебник. Для совершенствования коммуникативной компетенции необходимой для успешного взаимодействия с деловыми партнерами в будущей профессии требуется круг учащихся экономического профиля, с целью создания речевых ситуаций, а также организации рефлексии. Для формирования умения и навыков работы с деловыми документами используются компьютерные технологии. Компьютер также используется в качестве рефлексии, самоконтроля и контроля учителя, который в данном проекте выступает в качестве координатора учебного процесса. Богатый материал учебника способствует самостоятельной деятельности одного ученика или целой группы. Так учениками создаются проекты по различным темам учебника, презентации и клипы для обсуждения в классе.
Важно отметить, что у этого учебника также есть и несколько недостатков. Авторами не разработаны дидактические материалы к нему, что позволило нам самостоятельно предложить систему упражнений в виде тестов к каждым пяти модулям учебника на закрепление лексического материала, предоставленного в книге. Сказывается на учебном процессе и отсутствие рабочей тетради для более глубокой отработки употребления лексических единиц, идиом и фразеологизмов, важных по своему значению для учеников социально-экономического профиля.
Таким образом, с нашей точки зрения, профильное образование в старших классах способствует осознанному погружению в основы будущей профессии, с тем, чтобы убедиться в правильности или ошибочности своего выбора и целенаправленно подготовиться к поступлению в выбранный ВУЗ.
Предлагаемый нами методико-дидактический инструментарий способствует формированию таких качеств и умений человека 21 века.
Список использованной литературы:
№1 Вопросы профильного обучения в старшей школе, нормативные документы, статьи на сайте «Профильное обучение в старшей школе»
№2 Идилова Ирина Сергеевна «ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ПРОДОЛЖЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ» (на примере предмета «Иностранный язык»). Автореферат, Рязань2007г.
http://library.rsu.edu.ru/blog/wp-content/uploads/e-library4/Idilova
№3 С.В. Самарская «МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ОБУЧЕНИЯ
ДЕЛОВОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ»
Вестник Ставропольского государственного университета,№53, 2007г
№4 John Taylor, Jeff Zeter «Business English» - Express Publishing, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159822-1354895548.jpg)
Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учителя английского языка Н.А. Гордеевой.
Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учите...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/28/picture-22160-1356690538.jpg)
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-89458-1417445448.jpg)
План-конспект урока английского языка в 7 классе (с углубленным изучением английского языка) по теме "Времена английского глагола"
Урок содержит элементы метапредмета "Знак". Проводился в рамках школьной методической недели "Мыследеятельностная педагогика и метапредметный метод обучения"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-194289-1359811765.jpg)
Урок английского языка в 6 классе по теме « Путешествие по Великобритании» по УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой «Английский язык для 6 класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка» , издательство « Просвещени»
Обобщающий урок по ФГОС с применением технологии синвейн и ИКТ технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-574890-1510332923.jpg)
Конспект открытого урока английского языка в 4 классе по теме: "Посещение врача" к УМК по английскому языку «Английский в фокусе» ("Spotlight") в рамках муниципального этапа "Учитель -Тамани 2017"
Данный конспект разработан в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель Тамани-2017"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/22/picture-1156928-1566486354.jpg)
Урок английского языка в 5-м классе «С днем рождения!». Кейс-технологии на уроках английского языка Фарафонова А.П., учитель английского языка
Цель: Развитие коммуникативных компетенций связанных с речевой деятельностью учащихся. Задачи: Научить составлять пожелания с днем рожденья в рамках иноязычной культуры письменной речи.Познакомить с ж...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/06/picture-1140287-1617731298.jpg)
Методическая разработка по английскому языку "Песня на уроках английского языка в 6 классе (Английский в фокусе)"
Упраженения для работы с песнями на уроках английского языка...