Использование современных информационно-коммуникационных технологий в формировании навыка монологического, диалогического и полилогического общения.
статья по английскому языку на тему
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennykh_ikt_v_formirovanii_navyka_monologicheskogo.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в формировании навыка монологического, диалогического и полилогического общения.
Какой представляется нам школа будущего? Каждый современный мыслящий педагог неоднократно задумывался над этим вопросом. А что же на самом деле подразумевается на государственном уровне?
Как известно, 4 февраля 2010 года президентом РФ принята Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая адресована всему образовательному пространству государства. Основные положения документа можно обозначить следующим образом:
- Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будущего ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
- Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
- Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.
- Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством. [7]
И вся эта инициатива концентрируется вокруг ученика, который в современном облике нравственная, творческая и коммуникативносориентированная личность. Именно последняя характеристика, так настойчиво подчеркнутая президентом РФ, предполагает умение не только общаться с окружающими и выражать свое мнение (этому, к счастью, современное поколение учить не приходится), но и осуществлять свою потребность в общении на более обширном коммуникационном пространстве – за рубежом. Способен ли на это современный школьник? В целом – нет. В чем причина? Низкое качество образования? Некомпетентность педагогического состава? Нет. Причина в закостенелости всей системы образования, цель которой – обучить, передать знания, а не дать инструмент – возможность самостоятельно, используя лишь минимальное количество полученной от учителя информации, овладеть умением разговаривать на иностранном языке. [2]
Основные цели обучения английскому языку как одному из языков международного общения включают в себя следующее:
- Коммуникативное и социокультурное развитие личности обучаемого, подготовка его к межкультурному общению.
- Обучение школьников технологии изучения иностранных языков и развитие их самообразовательного потенциала для удовлетворения их личностных интересов в изучении иностранного языка в тех или иных сферах общения, областях знания.
- Обучение культуре делопроизводства на иностранном языке.
Первая цель включает формирование и развитие билингвистической коммуникативной компетенции (языковой, речевой, лингвострановедческой, социолингвистической), необходимой для общения в учебной, повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечений; развитие культуры восприятия аутентичных текстов (художественных, газетно-журнальных, рекламно-справочных, эпистолярных).
Вторая цель направлена на обучение технике работы с отечественной и зарубежной справочной литературой, на обучение способам схематизации коммуникативно-познавательной информации (построение языковых, речевых и коммуникативных алгоритмов, таблиц и схем), на развитие навыков работы с книгой, аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами.
Третья же цель предусматривает обучение правилам оформления документов и ведения переписки в соответствии со стандартами, принятыми в странах изучаемого языка, а также обучение речевому этикету делового общения. [5]
Казалось бы, все просто и понятно: вы берете чистый лист – разум ребенка - и наполняете его содержимым – не только знаниями грамматических, лексических структур, основам фонетики, но и обучаете механизму действия.
Приведем такой пример: урок английского языка, 1 четверть обучение. Задание из учебника: «Скажи, что умеют делать животные в цирке?» по иллюстрации ребенок формулирует высказывание «The tiger can jump, run, lay.” В первой четверти ребенок еще не знает и половины алфавита, но должен уметь говорить, используя синтаксические конструкции. Или такое задание: «Напиши перевод предложения «Мы любим путешествовать», и это тоже первая четверть. Что делает ребенок? Верно, смотрит на учителя. Что делает учитель – протягивает ему словарь: «Ищи слова и записывай в тетрадь» Вот так, и ребенок понимает, что за него никто это упражнение не выполнит, он действует самостоятельно. Но как это способствует общению?
Коммуникация (от лат. commuriicatio — сообщение, передача), общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков. Но как передать свои мысли, не владея этими самыми знаками? То есть языком, как средством общения. Это непросто. И причины здесь различные – от психологических (коммуникативный барьер) до социальных (невозможность применить знания на практике). На уроках создается искусственная языковая среда, далекая от идеала. В иноязычной монокультурной среде человек переключает свое сознание, мышление и подстраивается под обстоятельства. Китайская мудрость гласит: «Хочешь покорить мир – научись его понимать» Согласитесь, придя в магазин, находясь в иноязычном государстве, не очень удобно выпрашивать у продавца какой-то товар жестами и многословным мычанием. Проще взять туристический гид-справочник и выучить набор фраз, позволяющих попросить любой товар или услугу. И школа, прежде всего, должна обучить ребенка не только овладеть этим набором синтаксических конструкций, но и показать, как и где в сжатые сроки можно добыть необходимую информацию. [1]
Советская школа заставляла насильно учить грамматику (набор непростых и порой трудноосуществимых правил) и лексику (набор слов по конкретным темам). И много ли выпускников советской школы способны общаться без проблем на иностранном языке? Без дополнительного обучения почти никто. Становится смешно, когда в вопросе анкеты «Знаете ли вы иностранный язык?» люди отвечают: «Да, знаю, со словарем» Это значит, что все мы полиглоты, способные разговаривать на любом иностранном языке, имея под рукой словарь.
На уроках общение заключалось лишь в составлении диалогов, монологических высказываний и воспроизведении готовых образцов. Но этого, как оказалось, не достаточно. Необходимы новые методы обучения иностранным языкам для обучения монологическому, диалогическому и полилогическому общению. [6]
Монолог и диалог - две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи. Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.
В последнее время ученые-филологи в отдельную группу выделяют полилог – разновидность диалогического общения, который предполагает участие в разговоре большого количества лиц. Чем больше собеседников - тем труднее выстроить свое общение, тем активнее должен быть каждый, иначе его идея в беседе затеряется. Такая форма общения принята на различных политических дебатах, конференциях, диспутах. Современный человек – существо инициативное, ведущее беседу с огромным кругом лиц, поэтому полилога в наше время избежать нельзя. Зачастую учителя сталкиваются с проблемой невозможности диалога на уроке: собеседники не в равных количествах способны предъявлять аргументы и отстаивать свою точку зрения по теме. Для этого языковеды и педагоги попытались предпринять ряд попыток создать универсальные для гуманитарных предметов методы обучения монологическому, диалогическому и полилогическому общению. [1]
Для формирования коммуникативной способности управления диалогическим общением существует система подготовительных упражнений, которые делятся на два типа: речевые, которые непосредственно развивают умения и навыки самостоятельного высказывания на иностранном языке, и тренировочные, типа структурных упражнений, которые помогают учащимся усвоить тот или иной аспект языка ( произношение, лексику, грамматику ) применено к конкретной теме. Возможно использование разнообразных игр, которые готовят учащихся к коммуникации, обучают их быстрому реагированию и правильной реакции на стимулирующие вопросы.
Пример: «Представьте ситуацию «В ресторане». Ваша задача сделать заказ официанту, объяснив, что вы хотите заказать, в каком количестве. Не забудьте про общекультурные традиции ведения диалога. Для упрощения задачи, используйте слова и выражения : to order – заказывать, can I help you? Give me the menu, please, I would like to order… How much does it cost? etc. при подготовке к созданию диалога можно использовать видео отрывки. Здесь нам на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ). Современный урок с трудом обходится без ИКТ. Школьников 21 века, так мастерски владеющих компьютером, уже трудно чем-то удивить, но и принцип наглядности еще никто не отменял. На уроках иностранного языка профессионально компетентный учитель зачастую использует весь потенциал ИКТ, предоставленных школой: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, экран, лингафонный кабинет. Этого вполне достаточно, чтобы сделать урок ярче, а задания продуктивнее. Например, использование мультимедийный презентаций позволяет отработать все этапы урока: фонетическую зарядку, речевую разминку, объяснение новой темы, закрепление, итог. Использование видео фильмов с электронных ресурсов позволяет показать детям то, что раньше они могли видеть только на картинках (достопримечательности англоговорящих стран, караоке для разучивания иностранных песен и т.д.) По английскому языку есть модули на электронных носителях различного типа: информационные, практические, контрольные. Данные модули позволяют создать собственные уроки, интересные и познавательные не только ученикам, но и самому учителю.[3] Положительной стороной применения информационно-коммуникационных технологий на уроке является:
1.Повышение мотивации учеников к учебной деятельности;
2.Активизация деятельности учащихся;
3.Расширение возможности дифференциации и индивидуализации процесса обучения;
4.Возможность самостоятельного получения учащимися дополнительных знаний.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе не только целесообразно, но и позволяет достичь цели, которую ставит перед педагогами еще и "Концепция модернизации Российского образования" - подготовка разносторонне развитой личности. [4]
Список использованной литературы:
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. // М.,- 1995.
- Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации. // Пг., - 1920
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. // М.: Знание, - 1986.
- Мультимедиа. // Под ред. А.И. Петренко. / М.: БИНОМ, - 1994.
- Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык.
- Трофимова А.Л. Взаимосвязь видов деятельности школьников и ее влияние на информатизацию образования. // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. // М.: МГПУ, - 2003, №1 (1)
- Указ Президента Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" от 04 февраля 2010 г. Пр-271
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информационно – коммуникационных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время
Новые педагогические технологии и современный урок...
Описание опыта работы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Актуальность темы. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определе...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Представление о современных технологиях в обучении нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается л...
«Привитие познавательного интереса к предмету через использование современных информационно-коммуникационных технологий».
Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле - это желание ребенка освоить новые ...
Использование современных Информационно-Коммуникационных технологий на занятиях дополнительного образования в общеобразовательной школе
Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человечества, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразова...
«Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка»
Инновационный педагогический проект «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка».Целесообразность выбора данной формы обусловлена стремлением наибо...
Методическая разработка урока геометрии «Сумма углов в треугольнике» с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
В методической разработке приведен план-конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Сумма углов в треугольнике", который адресован контингенту обучающихся с особыми образовательными потребн...