Методическая разработка урока геометрии «Сумма углов в треугольнике» с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
методическая разработка по геометрии (7 класс)

Ловкис Жанна Валерьевна

В методической разработке приведен план-конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Сумма углов в треугольнике", который адресован контингенту обучающихся с особыми образовательными потребностями. Урок разработан с использованием современных ИК-технологий. Также в методической разработке дается обоснование использования ИК-технологий на данном уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока геометрии «Сумма углов в треугольнике» с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

Автор методической разработки: Ловкис Жанна Валерьевна,

учитель математики ГБОУ школы № 579 Приморского района Санкт-Петербурга

Вступительное слово

Контингент обучающихся, с которыми я работаю уже много лет, - это дети с особыми образовательными потребностями. Среди них есть дети, имеющие статус «ребенок-инвалид», статус ОВЗ и дети, которым по медицинским показаниям рекомендовано обучение на дому.

 Особенностью обучения таких детей в нашем образовательном учреждении является индивидуальное обучение или обучение в малой группе (до 4 чел), а также электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

Кроме того, учебный план для обучающихся на дому предполагает меньшее количество часов на изучение математики, нежели учебный план в массовых общеобразовательных классах. Например, в 5 классе на изучение математики дается всего 2,25 ч в неделю, в 6 классе – 2,5 ч, в 7 классе – 2,5 ч (алгебра и геометрия вместе), в 8 классе – 2,75 ч, в 9 классе – 2,5 ч, в 10 и 11 классах – по 3 ч. Однако содержание программы соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и Концепции математического образования. Реализация программы достигается за счет уплотнения содержания материала каждого урока, что находит свое отражение в календарно-тематическом плане; а также за счет тщательно отобранных форм, методов, приемов обучения, индивидуального подхода и, конечно же, применения современных информационно-коммуникационных технологий.

На своих уроках я чаще всего использую мультимедийные презентации, созданные в Power Point, Google-сервисы, собственный персональный сайт и другие современные электронные образовательные ресурсы, которые позволяют обеспечить наглядность на уроке, интерес к предмету, активную вовлеченность в урок и экономят время на уроке, что в условиях обучения на дому крайне важно.

Ниже приведен план-конспект урока, который адресован контингенту обучающихся с особыми образовательными потребностями. На примере этого урока хочу показать, как я использую вышеперечисленные ИК-технологии. Далее в методической разработке дается обоснование использования ИК-технологий на данном уроке.

План-конспект урока

Предмет:

геометрия

Класс:

7

№ урока:

21

Тема:

Сумма углов в треугольнике

Цели урока:

формирование универсальных учебных действий;

освоение учебного содержания: введение теоремы о сумме углов в треугольнике и следствий из нее; формирование умения применять вышеуказанные теоремы к решению задач.

Задачи урока:

повторить теоретический материал, необходимый для изучения новой темы; вывести новые теоретический факты; применить их к решению задач; выполнить самооценку результатов работы на уроке.

Планируемые результаты

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

1) развитие терпения, усидчивости;

2) развитие способности принимать критику;

3) развитие умения осуществлять самооценку и самоанализ своей деятельности;

4) развитие интереса к изучаемому предмету.

1) развитие логического мышления, внимания, памяти, речи;

2) развитие умения формулировать математические утверждения;

3) развитие умения применять полученные теоретические факты к решению практической задачи;

4) развитие пользовательских навыков работы на ПК.

1) воспроизведение математических фактов, изученных ранее;

2) изучение теоремы о сумме углов в треугольнике и следствий из нее.

3) приобретение навыка применения изученных теоретических фактов к решению задач.

4) коррекция знаний и умений по предшествующим темам.

Характеристика основных этапов урока

1.

Организационный момент.

2.

Актуализация опорных знаний. Проверка д.з. Коррекция знаний и умений по предшествующим темам. (Использование ИКТ: мультимедийная презентация; работа учителя с обучающимися в диалоговом режиме).

1) Устные упражнения на актуализацию опорных знаний.

Что изображено на чертеже? О каких математических фактах идет речь?

Соответственные%20углыНакрест%20лежащие%20углыОдносторонние%20углы

2) Проверка домашнего задания.

3) Подготовительные упражнения.

А) СЕ – биссектриса угла ABD, АВ || СЕ, угол АСD равен 110о, чему равен угол АВС?

Б) Найдите углы треугольника АВС и их сумму. 

3.

Введение новых математических фактов. (Использование ИКТ: мультимедийная презентация, электронные образовательные интернет-ресурсы, работа учителя в диалоговом режиме с обучающимися)

1) Продолжение работы с предыдущим чертежом: Чему будет равна сумма углов, если углы будут равны 50о и 60о? 40о и 30о? αо и βо? Сделайте вывод о сумме углов в треугольнике.

2) Запись в тетрадь обучающимися теоретических фактов (использование карточек с печатной основой)

3) Вывод нового теоретического факта – следствие 1: теорема о внешнем угле треугольника и его определение.

4) Следствие 2; понятия гипотенузы и катетов в прямоугольном треугольнике

Карточка с печатной основой (КПО):

Теорема о сумме углов в треугольнике: сумма углов в треугольнике равна 180о.

Следствие 1. Внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних углов, не смежных с ним. (Внешний угол треугольника – смежный с каким-либо внутренним углом этого треугольника)

Следствие 2. В любом треугольнике либо все углы острые, либо два острых, а один – тупой или прямой.

Релаксационная пауза: Выполняем упражнения для расслабления глаз. Сядьте прямо. Прикройте глаза ладонями, опустите веки. Попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное, например, море, звездное небо, речную гладь. Даже за 15–30 секунд ваши глаза немного отдохнут.

5) ЭОР: http://learningapps.org/

Упражнение в виде интерактивных заданий: http://learningapps.org/display?v=piit0fs6216

Вычислите величины углов в треугольниках и стрелками соедини чертежи с соответствующими значениями. 

110о

60о

70о

45о

130о

4.

Применение изученных фактов к решению задач. (Работа в тетради и у доски)

1) Найди углы треугольника АВС, если угол А в два раза больше угла С и на 20о меньше угла В.

2) Определи углы треугольника СDE (АD – биссектриса) (см. рис)

3)  Найди углы треугольника АВС, если  А : В : ∠С = 3 : 4 : 2.

4) Практическое применение.

5.

Рефлексия. Подведение итогов урока. (Использование ИКТ: сервисы Google)

Заполни таблицу по ссылке и сделай выводы:

Каждый обучающийся заполняет Google-таблицу на определенной вкладке – на той, где указана его фамилия.

6.

Постановка домашнего задания. (Использование ИКТ: сервисы Google)

  1. П. 30 – 31 читать (учебник «Геометрия 7 - 9 кл», автор Атанасян Л. С.), теорию выучить + индивидуальные задания по коррекции знаний
  2. Задание по ссылке:

C:\Users\Жанна\Pictures\Рисунок1.jpg

Задание дается в виде Google-формы.

  1.  223, 224, 234 письменно в тетради (учебник «Геометрия 7 - 9 кл», автор Атанасян Л. С.).

Обоснование использования ИК-технологий

Использование мультимедийной презентации позволяет обеспечить наглядное сопровождение изучаемого материала на протяжении всего урока. Эффективность использования презентации состоит в том, что на уроке экономится время у учителя (не нужно на доске стирать и строить новые чертежи, писать задания, тексты задач), кроме того, обеспечивается зрительное восприятие материала, что улучшает процесс запоминания.

На этапе усвоения новых теоретических фактов я использую ресурс http://learningapps.org/ , который позволяет в интересной форме выполнить задание на первичное применение теоремы к решению простейших задач. На этом этапе обучающемуся предлагается установить соответствие между выбранным чертежом и правильным ответом. Эффективность применения этого ресурса состоит в том, что поддерживается интерес к изучению предмета, развиваются навыки работы с интерактивными заданиями, кроме того, обучающийся принимает активное участие в процессе обучения.

На этапе рефлексии я использую Google-таблицу с доступом по ссылке. Такое использование Google-сервиса позволяет быстро получить результаты самооценки обучающихся, благодаря чему учитель может оперативно использовать полученные результаты для анализа эффективности проведенного урока и планирования дальнейшей коррекции знаний обучающихся. Можно было использовать Google-форму, но я отдала предпочтение таблице, т.к. хотелось, чтобы ученик получил обратную связь и сравнил свою самооценку с некоторой автоматизированной оценкой. Эффективность использования этой ИК-технологии состоит в том, что происходит развитие самооценки ученика, и ученик может поставить для себя задачи по коррекции знаний, а учитель подготовить индивидуальные упражнения для каждого обучающегося, исходя из полученных результатов.

На этапе выполнения домашнего задания я также использую Google-сервисы, в данном случае Google-форму. Задание на закрепление усвоения теоремы о сумме углов в треугольнике обучающийся должен выполнить устно, но зачастую учащиеся такие задания просто пропускают. Использование Google-формы заинтересовывает учащегося в выполнении этого задания. Эффективность использования такой Google-формы состоит в том, что она, позволяет учителю увидеть результаты еще до начала следующего урока, и дает возможность учащимся получить оценку правильности выполненной работы и еще на этапе выполнения домашней работы, исправить свои ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока геометрии "Сумма углов треугольника" (7 класс)

Конкпект урока изучения нового материала по теме "Сумма углов треугольника" в 7 классе. Урок построен в соответствии с требованиями новых ФГОС....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА»

Тема урока: Сумма углов треугольника Цели и задачи урока:...

Методическая разработка по теме " Сумма углов треугольника" 7 класс

Методическа разработка по теме  "Сумма углов треугольника" 7 класс, содержит подробный  конспект   урока  по ФГОС,презентацию  к уроку, задания для групп...

Методическая разработка по теме " Сумма углов треугольника" 7 класс

Методическа разработка по теме  "Сумма углов треугольника" 7 класс, содержит подробный  конспект   урока  по ФГОС,презентацию  к уроку, задания для групп...

Методическая разработка урока геометрии в 7 классе на тему "Сумма углов треугольника"

Материал содержит технологическую карту урока, построенного в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода с применением исследовательского метода обучения....

Методическая разработка урока геометрии в 7 классе по теме: «Сумма углов треугольника»

Предмет: геометрия 7 классТема: Сумма углов треугольника.Цель: создать условия для самостоятельного формулирования     и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организо...