программа элективного курса "Английский калейдоскоп"
элективный курс по английскому языку (7 класс) на тему
Программа предназначена в качестве элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 7-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kaleydoskop.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Английский калейдоскоп»
(для учащихся 7 классов)
Автор-разработчик: Наталья Владимировна Нестерова
учитель английского языка
первой квалификационной категории
Бийск
Программа элективного курса
«Грамматический калейдоскоп»
для учащихся 7-х классов
Пояснительная записка
Актуальность курса:
Программа предназначена в качестве элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 7-х классов. Курс построен по модульной схеме, имеет практико-ориентированный характер, т.е. учитывает коммуникативные потребности обучаемых в письменной и устной речи, а также предусматривает комплексное обучение (направлен на совершенствование навыков и умений во всех видах речевой деятельности).
Значимость иностранного языка в современном обществе сейчас достаточно велика. Английский язык – это международный язык дипломатии, бизнеса, науки, технологий, техники, медицины, авиации, торговли, туризма и развлечений.
Учащиеся хотят расширить и углубить свои знания по английскому языку, особенно в области грамматики, так как этот аспект вызывает наибольшую трудность при изучении.
В процессе изучения английского языка главным является его коммуникативная направленность, предусматривающая функциональное владение изучаемым иностранным языком, что должно сделать возможным межличностное и межкультурное общение учеников с носителями данного языка. Базовый курс английского языка не предусматривает достаточного количества часов для отработки грамматических структур, поэтому возникла необходимость разработать элективный курс по грамматике для достижения высокого уровня владения языком. Курс позволяет углубить спектр грамматических структур и уделить внимание грамматическим особенностям устной и письменной речи. Способствует расширению знаний базового уровня грамматики английского языка и доведения его до более высокого уровня. Большое внимание уделяется автоматизации грамматических структур, предусмотренных материалом УМК «New Millennium English».
Основной методической особенностью курса является то, что программа курса основывается на том языковом материале, который изучается в рамках УМК. На первом этапе изучения определенной грамматической категории учащимся предлагается материал теоретического плана по блокам, затем ученики приступают к работе с упражнениями, текстами с использованием изучаемых структур и различными вариантами тестовых заданий.
Курс предполагает использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, коллективного способа обучения, технологии сотрудничества, что способствует совершенствованию общеучебных умений и навыков, развитию рефлексии.
Цель курса:
Расширение и углубление знаний учащихся по грамматике английского языка.
Развивать познавательную активность и творческий потенциал школьников с целью формирования грамматических навыков.
Обобщение и систематизация грамматических явлений с целью осмысления системы языка.
Развитие у школьников способностей использовать ранее полученные знания по грамматике как инструмент общения в диалоге культур.
Задачи курса:
- развитие умения практического владения грамматическими структурами в различных видах речевой деятельности;
- формирование навыков грамматической культуры речи учащихся на английском языке;
Сроки реализации программы: 1 год
Основные принципы отбора и структурирования материала.
Одной из ведущих идей элективного курса является его практическая направленность, овладение грамматическим минимумом.
Основные дидактические принципы элективного курса:
- овладения грамматическими аспектами через общение;
-взаимосвязанного обучения;
-моделирования содержания;
-системности;
-ситуативности;
-индивидуализации;
-развития речемыслительной активности и самостоятельности;
-функциональности;
-новизны
Индивидуализация
Ситуативность.
Функциональность,
Новизна
Личностного ориентация общения
- систематичность;
- последовательность;
- направленность на практику.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
- личностно ориентированная направленность;
- развитие межкультурной компетенции учащихся;
- коммуникативная направленность и системный характер
- интеграция основных грамматических умений и навыков;
- последовательное развитие основных грамматических умений и навыков;
- грамматические темы и материал курса соответствует возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Методы, формы обучения, режим занятий
Методы организации и осуществления учебных действий и операций | Формы обучения | Вид занятий |
1.Наглядные | Групповая | Объяснение теоретического материала с использованием наглядных пособий |
2.Словесные | Групповая, коллективный способ обучения, работа в парах | Лекция, устные ответы |
3.Практические | Групповая, индивидуальная работа, работа в парах | Практическая тренировка (выполнение упражнений, тестовых заданий) |
4.Методы контроля и самоконтроля | Групповая, индивидуальная работа, работа в парах | Устные зачеты, тестирование, самостоятельная работа учащихся |
Предполагаемые результаты:
Успешная сдача экзамена на профиль иностранных языков.
Учащиеся должны уметь:
- грамматически правильно оформлять свою речь на английском языке, не допуская ошибок, препятствующих речевому общению
- распознавать и корректировать свои грамматические ошибки в устной и письменной речи;
- формулировать грамматические правила;
- узнавать грамматические явления в тексте;
- владеть основными грамматическими терминами для работы с грамматическими справочниками;
- систематизировать и обобщать информацию о грамматических особенностях того или иного текста;
- варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении его коммуникативного назначения;
- выполнять коммуникативно-ориентированные грамматические задания.
Инструментарий для оценивания результатов:
- устные и письменные ответы;
- тесты для зачетов;
- индивидуальные формы контроля;
- самооценка и самоконтроль.
Учебно-тематический план:
Курс рассчитан на 35 учебных часов при 1 часе в неделю.
Учебный курс состоит из 10 тем. Каждая включает в себя теоретический материал, практические упражнения, тестовые задания, тексты для чтения с использованием изученных грамматических структур.
В данной программе акцент сделан на развитие у школьников грамматических навыков, предусмотрено время на выполнение комплекса упражнений для обучения рецептивным грамматическим навыкам чтения, разнообразных лексико-грамматических заданий, что повышает интерес к предмету и усиливает мотивацию его изучения.
Учебно-тематический план
Название раздела/ темы
| Количество часов | ||
Всего | Лекции | Практика | |
Структура английского предложения (повествовательных, вопросительных, повелительных). | 3 | 1 | 2 |
Множественное число существительных. Артикли. | 3 | 1 | 2 |
Употребление Present, Past, Future, Indefinite (Active Voice). | 4 | 1 | 3 |
Употребление Present Continuous (Active Voice). | 3 | 1 | 2 |
Употребление Present Perfect (Active Voice) | 3 | 1 | 2 |
Употребление Present, Past, Future, Indefinite (Passive Voice). | 4 | 2 | 2 |
Модальные глаголы их заменители. | 3 | 1 | 2 |
Степени сравнения прилагательных. | 3 | 1 | 2 |
Условные предложения реального и нереального характера. | 3 | 1 | 2 |
Употребление предлогов. | 3 | 1 | 2 |
Обобщающее повторение | 1 | 1 | |
Выполнение итогового теста | 1 | 1 | |
Резерв. | 1 | - | - |
Всего: | 35 | 11 | 23 |
Содержание изучаемого курса
1 | Структура английского предложения (повествовательных, вопросительных, повелительных). | Нераспространенные и распространенные предложения. Главные члены предложения. Порядок слов в повествовательном предложении. |
2 | Множественное число существительных.Артикли. | Образование множественного числа существительных. Особые случаи образования множественного числа. Определенный/неопределенный артикль. Отсутствие артикля. |
3 | Употребление Present, Past, Future, Indefinite (Active Voice). | Образование времен группы Simple. Употребление. Слова помощники. Активизация временных форм в упражнениях. |
4 | Употребление Present Continuous (Active Voice). | Образование времен группы Continuous. Употребление. Слова помощники. Активизация временных форм в упражнениях. |
5 | Употребление Present Perfect (Active Voice) | Образование времен группы Perfect. Употребление. Слова помощники. Активизация временных форм в упражнениях. |
6 | Употребление Present, Past, Future, Indefinite (Passive Voice). | Образование страдательного залога. Употребление страдательного залога. Активизация временных форм в упражнениях. |
7 | Модальные глаголы их заменители. | Модальные глаголы can, must и их заменители. Употребление модальных глаголов в предложении. |
8 | Степени сравнения прилагательных. | Образование форм сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных. Особые случаи образования степеней сравнения. |
9 | Условные предложения реального и нереального характера. | Структура предложений. Употребление их в речи. |
10 | Употребление предлогов. | Значение и употребление предлогов. |
Методические рекомендации
Содержание курса соответствует интересам и потребностям учащихся. Особенностью каждой темы занятий курса «Английский калейдоскоп» является их четкая структура и дидактическая направленность на решение задач развития грамматических навыков школьников средствами английского языка.
Одной из основных форм проведения занятий является лекция-беседа, которую проводит учитель.
Каждая тема рассчитана на 3-4 часа работы. Первые уроки темы являются теоретическими, т.к. именно на них осуществляется погружение ученика в образовательную ситуацию обучения английскому языку.
Технологическая карта изучения темы
Реализация содержания темы | Уровни усвоения нового материала | Мониторинг степени усвоения учебного материала |
1-й урок: Введение в тему | ||
Введение грамматического материала по теме | Знакомство | Рефлексия |
Первичная обработка грамматики в различных упражнениях | Понимание | Локальный контроль |
2-й урок: Погружение в тему | ||
Автоматизация введенного материала | Понимание | Рефлексия |
Проблемные задания | Применение | Рабочий контроль |
3-й урок: Систематизация и обобщение новых знаний и умений | ||
Письменная контрольная работа | Творческое применение | Рефлексия |
Тестирование | Коррекция | |
Творческие задания | Обобщающий контроль |
Информационная наполненность тем обеспечивается аутентичными упражнениями по закреплению грамматического материала. Школьники осваивают грамматические структуры в ситуациях социально бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения.
В качестве средств обучения мною используются разнообразные видеоматериалы и презентации, что способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, также сборники игр на закрепление грамматических структур, компьютерные программы, таблицы и схемы, карточки и картинки.
Для обучения грамматике применяю индуктивный (от единичного - к общему, от примера к правилу) и дедуктивный (от общего – к частному, от правила – к действию) методы обучения. Индуктивный метод включает в себя следующую последовательность действий: дается набор предложений, где часто встречается новое грамматическое явление. Учитель формулирует речевую задачу: например: «Ознакомьтесь с данными предложениями и попытайтесь определить, как образуется множественное число существительных. Сформулируйте правило». Дедуктивный метод обучения заключается в изучении правила, сформулированного с использованием грамматических терминов. Учащиеся находят данное грамматическое явление в предложениях или тексте, называют его форму, объясняют, в каком значении оно употребляется в данном контексте. Выполняются упражнения по аналогии с образцом. Затем происходит переход к упражнениям на трансформацию в соответствии с правилом (раскройте скобки, поставьте глаголы в нужной форме, перефразируйте предложения, используя данное начало, найдите ошибки и исправьте их)
Приемы организации учебного процесса | Примеры заданий | Указания по выполнению работы |
Ознакомление (значение, форма, употребление) | ||
1.Показ формы, значения и употребления на структуре, речевом образце в ситуации общения. 2.Показ с некоторыми пояснениями. 3. Показ, сопровождаемый объяснением и переводом. | Прослушайте и выполните действие: Послушайте, как я буду говорить о действиях, которые произошли в прошлом. I went to school yesterday. My mother liked apples in her childhood. Прослушайте, как сказать по-английски «могу, может что-то сделать». Например, I can speak Russian. Обратите внимание на глагол, следующий за can (без частицы to). I can speak Russian. I can read Russian books. | Используемые приемы должны подготовить учащихся к осознанной тренировке. Проверку в этом случае можно осуществить переводом. |
Тренировка | ||
Устно | ||
Репродукция | Скажи, что ты делаешь каждое утро: I wake, wash my hands and clean my teeth. | |
Подстановка | Скажите, что вы умеете делать, например, I can write poems. | Используются реальные ситуации, позволяющие не только усваивать структуру, но и повторять лексику. |
Трансформация | 1.Согласитесь или не согласитесь со мной. 2. Ответьте на вопросы. 3. Задайте вопросы. | Выполнение задания связано с усвоением утвердительных и отрицательных предложений и развивает у детей внимание. |
С опорой на печатный текст | ||
Чтение вслух | Прочитайте, найдите ту или иную грамматическую структуру. | |
Подстановка | 1.Составьте предложения, используя подстановочную таблицу или образец. 2.Прочитайте и ответьте на вопросы, используя таблицу. | |
Трансформация | Составьте вопросы к данным ответам. | |
Чтение и анализ | Посмотрите на картинки, прочитайте и скажите, почему используется определенный артикль с подчеркнутыми словами. Прочитайте текст и преобразуйте слова так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. | При этом делается опора для объяснения в виде правил. |
Письменно | ||
Репродукция | 1.Перепишите предложения и подчеркните… 2. Вставьте пропущенные… | Это могут быть артикли, местоимения, предлоги. |
Подстановка | Составьте предложения о том, что вы не делали вчера, например: I didn’t go to school yesterday. It was Sunday. | |
Трансформация | 1.Опровергните утверждения. 2.Напишите вопросы к предложениям, начиная их словами, данными в скобках. |
Контроль грамматических навыков происходит по нескольким направлениям:
-проверка понимания определенной грамматической структуры;
-проверка умения находить в тексте то или иное грамматическое явление;
-проверка умения применять данную грамматическую структуру в речи.
Для проверки грамматических навыков использую задания как с выбором ответа (на уровне словосочетания и предложения), так и на восстановление пропущенных слов в связном тексте (клоуз-процедура). Знания проверяются также тестированием (множественный выбор (multiple choice), перекрестный выбор (matching), завершение/окончание (completion), альтернативный выбор (true/false), упорядочение (rearrangement), замена/подстановка (substitution), трансформация, ответ на вопрос), кратким изложением теоретического материала, а также при помощи монологического высказывания. Для повышения интереса использую задания эвристического характера, предлагаемые на заключительном этапе.
Литература:
- Опойкова Е.Н. «Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка».
- Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Н.Е. Кузовлева, Щербакова В.Б. «Мастерство и личность учителя». Москва: Издательство «Флинта», 2001.
- Пассов Е.И. «Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования». Москва: Просвещение, 2000.
- Портфель кафедры иностранных языков/автор-составитель Т.В. Пукина. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Москва: Народное образование, 1998.
- Стайкер С., Б. Лу Ливер «Современные методы преподавания иностранного языка». Издательство АИГО, Калифорния, 1992.
- H. Douglas Brown. “Teaching by Principles. An Interactive Approach to Language Pedagogy”. Prentice Hall regents. Upper Saddle River, New Jersey, 1994.
- Брюсова Н.Г. «Контрольные и проверочные работы по английскому языку для школьников». Издательский дом «Дрофа». Москва, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа факультатива "Математический калейдоскоп"
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.Новизна данного курса заключается в том, что п...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп школьных дел"
Программа содержит подробное планирование материала по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения...
Программа элективного курса по математике « Математический калейдоскоп» 5 класс
Программа элективного курса по математике« Математический калейдоскоп» 5 класс...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
Рабочая программа элективного курса "Математический калейдоскоп" (9 класс)
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса. Программа для подготовки учащихся к Основному Государственному экзамену по математике....