Методическая разработка "Внедрение в практику работы заданий для развития умения творческого письма у старшеклассников"
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку на тему

Воеводина Лесанна Владимировна

Задания разработаны на основании рабочей программы "Совершенный английский", могут быть использованы для подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ для формирования коммуникативной компетенции в письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важным аспектом при изучении английского языка является обучение письменной речи. Письменная речь неотрывно связана с устной речью. Важность грамотного владения письменной речью необходима по той простой причине, что она не передает ни эмоций, ни интонаций. Собеседник не видит жестов и мимики лица, которые Вы демонстрируете при устной речи.  Донести важную для Вас мысль и информацию, так же, как и в родном языке, Вы можете только посредством правильного изложения, опираясь на грамматические средства языка. Также, при  изучении английского языка, обучение письму  является тем предметом, который единовременно развивает и устную речь и чтение и способствует лучшему запоминанию материала.  Обучение письменной речи – это  обучение грамотному выражению мыслей на английском языке.

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Обучение письму имеет место на всех этапах обучения иностранному языку. Письменные тренировочные и контрольные работы находят широкое применение при освоении лексики и грамматики. Письменная фиксация помогает учащимся закрепить навыки и умения устной речи, эффективней овладеть графической системой языка, организовать обратную связь. В процессе изучения грамматики,  лексики, фонетики   английского языка,  слушателю необходимо фиксировать для себя информацию в письменном виде и делать это необходимо также на английском языке. Письменный английский является не отдельной дисциплиной, а средством, необходимым для обучения.  Обучение письменной речи на английском языке плотно связано и не делимо с упражнениями и отработками навыков аудирования, говорения, чтения.

На старшем этапе обучения приобретенные ранее письменные умения совершенствуются наряду с аналогичным совершенствованием устной речи. Определенное место занимает и работа над орфографией применительно к новому языковому материалу. Кроме того, письменная речь приобретает еще одну важную роль: она становится вспомогательным средством в самостоятельной работе учащихся над языком, в частности в виде составления аннотаций и планов по прочитанным текстам.

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.   Учебный процесс должен активизировать имеющиеся у каждого ученика интеллектуальные способности, знания и речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому важно строить учебный процесс таким образом, чтобы обучаемый, решая те или иные коммуникативные задачи, испытывал потребность и имел возможность реализовать собственные намерения.    

 При обучении письменной речи учащиеся сталкиваются с множеством проблем, например боязнь чистого листа: увидев чистый лист не могут ничего выразить; история, которую пишет учащийся, между точкой зрения рассказчика и точкой зрения главного героя; слишком короткие высказывания; не достаточно знаний по требованиям, предъявляемым к письменной работе (письмо личного характера и деловое –отличия); ученики считают, что письмо на английском языке употребляется только в школе, не в реальной жизни; ученик получил задание написать статью в молодёжный журнал, а вместо этого пишет сочинение с элементами рассуждения (задание не выполнено).

Перед преподавателем стоит непростая задача: необходимо обучить слушателя излагать информацию  и мысли на английском языке, так же, как на родном. Поэтому мной  была разработана  подсистема упражнений для формирования коммуникативной компетенции в письменной речи в старших классах, в которую вошли следующие упражнения на развитие навыков  творческого письма, как одного из видов письменной речи:

  1. Writing with written prompts
  2.  Transforming existing texts
  3.  Copying the format
  4.  Responding to written texts
  5. Writing freely
  6. For and against

Приведу примеры упражнений Writing with written prompts, которые  активно использую на занятиях и которые очень нравятся учащимся.

Задание: письменно ответить на вопросы, аргументируя свою точку зрения:

  1. If you could change one event in your life, what would it be and why? (do you think the present would be different?)
  2. If you won the lottery, what would you do on the first day you got your money? Why?
  3. Imagine you were given a free wish, but you had to wish something for somebody else. What would you wish, for who, and why?
  4. What if scientists found that an asteroid was going to destroy the planet in one month? What would you do with your last month of life?
  5. What is the worst thing you’ve done in your life? Why was it so bad?

Примеры упражнений  For and Against:

  1. living in a large family
  2. nuclear power
  3. earning a lot of money
  4. net surfing in our life
  5. having superpower

Такие упражнения не только развивают языковую компетенцию учащихся, но так же отлично способствуют развитию фантазии,  творческого и ассоциативного мышления,  умения логически осмысливать, критически оценивать события, выделять главное; умения дать личностную оценку, аргументировать свою точку зрения, комментировать, используя элементы оценочного характера. Успешное выполнение подобных упражнений свидетельствует о достаточном усвоении изучаемых языковых явлений. Они приучают учащихся пользоваться изученным материалом спонтанно, без сосредоточения внимания на его форме.

Упражнения в формате интервью особенно эффективны при обучении в мини-группе или отрабатываются в паре с преподавателем: учащийся  берет импровизированное интервью у собеседника и письменно фиксирует ответы на вопросы, последовательно составляет логические тематические статьи в формате интервью, что также позволяет отрабатывать все остальные навыки. Обучающий процесс включает написание тренинговых работ:  написание диктантов, изложений на основании прочитанных текстов (письменный пересказ), написание эссе на различные темы, (что также способствует отработке, расширению  и закреплению лексической базы), дополнение готовых текстов деталями.

В своём планировании работы над письмом следую следующей схеме:

1. Выбираю тему.

2. Определяю цели для развития навыков письма.

3. Обозначаю возможные трудности  у учащихся.

4. Формулирую письменное задание по теме.

5. Выбираю 3-4 упражнения, которые подготовят учащихся к выполнению коммуникативного задания. Следовать методологической структуре для развития навыков письменной речи.

6. Планирую возможное задание для интеграции с устной речью.

7. Обязательно провожу рефлексию, чтобы определить:

 1) имеет ли задание коммуникативную цель;

2) достаточно ли понятно обозначена конечная цель задания;

3) помогут ли подготовительные задания в достижении коммуникативной задачи;

4) наблюдается ли прогрессия в развитии навыка;

5) сбалансированы ли упражнения одного коммуникативного задания;

6) достаточно ли чётко сформулированы инструкции по выполнению заданий;

7) соблюдается ли формат коммуникативного задания;

В процессе реализации образовательной программы  по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. «English 9»  использую следующие задания:

1.Заполнение эмиграционной карточки в аэропорту. Прочитайте информацию на обратной стороне формуляра и обозначьте данные утверждения,  что нужно делать при его заполнении, что нельзя.

2.Написание личного письма. Письмо – это как бы разговор на бумаге. Оно должно быть в дружелюбной и непринуждённой форме. Советы для учащихся:

1. Систематизируйте имеющуюся в письме информацию, составьте план письма.

2. Ответьте в письменной форме на вопросы, поставленные в письме.

3. Отвечая на вопросы, поставленные в письме, прокомментируйте их, выразите свое отношение.

4. Оформите своё ответное письмо, учитывая коммуникативную задачу, определенную в письме.

5. Напишите собственное инициативное письмо согласно поставленной коммуникативной задачи.

При обучении написанию письма необходимо обращать особое внимание учащихся на выполнение чётко поставленной задачи: передача или запрос информации, повествование, разъяснение, выражение благодарности и т.д. Как правило, письмо должно быть написано в соответствии с нормами нейтрального или разговорного стиля. Учащимся также важно не выходить за рамки указанного объёма.

Guides for Writing a Personal Letter:

  1. Write about people and events that your friend will be interested in.
  2. Express interest in what your friend is doing.
  3. Arrange your information in paragraphs. Start a new paragraph each time you change your subject.

После рекомендаций привожу пример письма, объясняю структуру написания развёрнуто по каждому пункту:

1)Heading;

2)Greeting;

 3) Body;

4) Closing;

5) Signature.

Следующее задание: перепишите слова и фразы, поставьте заглавные буквы и знаки препинания, где необходимо их ставить в письме. Example: 75 south street =75 South Street

1)108 clayton street

2)love sandy

3) mike Larsen

4) dear uncle dave

5)sincerely Lou martin

6) 516 river road

7) March 12 2005

8) love nancy

После подробного объяснения и  подготовительных упражнений учащиеся получают задание написать ответ на письмо, следуя правилам написания.

Следующее задание: прочитайте отрывок из письма Тома:

        I’ve been in some historic places in Belgium including Waterloo. That was quite interesting. We spent in Belgium just a couple of days before going to Paris. I had been to Paris before with my mum and dad but travelling with friends is a lot more fun.

В своём письме спросите о его впечатлениях, расскажите,  какие места вы бы хотели посетить сами.

        В продолжение развития навыка письменной речи объясняю учащимся, как  делить текст  на абзацы: в одном письме могут быть две и более причин. Стиль письма может быть формальным и неформальным, выбранный стиль зависит от отношений с адресатом. Личные письма обычно носят неформальный характер. Письмо должно быть разделено на абзацы. Первое предложение традиционно indented. Главная идея часто заключается в одном предложении, которое называется topic sentence. Остальные предложения дополняют главное, содержат больше деталей. Лучше составлять план письма перед его написанием, это помогает структурировать свои мысли. Абзацы логически связаны между собой. Предпочтительно писать сначала на черновике.

Задание 1: Прочитайте отрывки и определите причины для написания письма:

A. ...so I decided to plan a garden. I dug a bare corner of the backyard where the shed used to stand. I prepared the soil really well just as you taught me but then I realized that my little garden would be in shade most of the day. That's why I'm at a loss what flowers to plant. I have already bought seeds, but I'm not sure if they grow in shady places. I thought you would be the person to know such things...

B. ...even though he is about seventy, Grandad is one of the most active people I know. He rides his bike everywhere. He goes swimming every morning. In the afternoon he mows the grass or repairs things around the house. In fact he seems younger every year!..

C. ...it would be a good idea to start reading more in English. If you don't have time to read long novels, you can begin with magazines and newspapers. A lot of students find it useful to watch video films in English. They say it's good for their listening comprehension...

        В следующем упражнении нужно прочитать абзацы и определить в них главные предложения:

A. What I like in Portugal are the beaches. The best beaches are in Algarve. The temperatures there are very high and the water is warm especially in summer.

B. My new dog Twink is a shaggy brown mutt about knee-high. She looks like a Scotty. Twink greets me by licking my whole face with her wet, tickly tongue. Then she hops into my lap and snaggles into a warm, furry ball. Twink will never win a prize, but she is my best friend.

(можно предложить ещё несколько абзацев).

        Итак, после выполнения 3-4 тренировочных упражнений даю задание написать письмо другу, разделить его на абзацы. Один  учащийся  читает письмо классу, а остальные должны сказать причину написания этого письма, сколько абзацев оно содержит, какое предложение главное.

        Дальнейшее обучение написанию личного письма - develop a paragraph за счёт добавления деталей, которые делают письмо  более интересным для читателя: прилагательные, наречия, синонимы. Упражнение 1 (пример Transforming existing texts):

Read paragraph 1 and paragraph 2 and say which of them is more interesting to read and why.

1. Two people were in the lift. One was a woman in a jacket. She wore a hat. She held a dog. The other was a man. He wore a coat and a hat.

2. Two passengers stood in the lift. One was a tall, pale woman in a purple jacket. She wore a felt hat.. She held tightly her dog, a tiny dark grey poodle. The other passenger was a young man. He was wearing a yellow raincoat and a soft hat.

Упражнение 2:

Write the sentence The train came into the station into your exercise book. Then:

1. Add an adjective to describe the train.

2. Change the verb came to its synonym.

3. Add an adverb to your new verb in the sentence to explain how and when the train came.

4. Add a phrase to describe the station.

Теперь сравните два абзаца, насколько изменилось описание в вашем воображении.

        На следующем этапе обучения письменной речи учимся составлять описание (descriptions). Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; (например: She was not a young woman for her hair was iron-grey; it was cut very short and clustered thickly round her well-shaped head in tight curls... Her face, not a particularly handsome one, was red and weather-beaten...). Описание создаёт картину словами. Иногда, когда мы пишем, нам нужно дать читателю представить, как что-то выглядит. Описание может добавить важные детали, может создать особенную картину в уме читателя. Хорошее описание помогает читателю увидеть, услышать, попробовать на вкус, почувствовать запах, иными словами,  взывает к нашим чувствам. Так, при изучении темы «Человек-творец» предлагаю учащимся следующее:

1) выбрать тему для описания, либо тема уже задана в задании;

2) подобрать детали по заданной теме. Люди создают словесные картины главным образом используя мелкие детали. Вы узнали, что детали - это слова и фразы, которые помогают читателю получить чёткую картину. Они описывают формы, цвета, звуки, запахи, действия, которые специфичны для предмета описания. Итак, составляем список деталей:

а) What does my topic look like?

b) How does it sound?

c) How does it feel?

d) How does it taste?

e) How does it smell?

3) Далее пишем план представления выбранных деталей. Они должны идти  в естественном порядке, то есть читателю не придётся задумываться представляя данную картину. Для описания человека естественный порядок - с головы до ног; для описания дерева или здания - от подножия  к вершине; для описания помещения - от двери к середине и слева направо.

Задание 1: прочитайте отрывок, описывающий жаркий день за городом. Обратите внимание, какие слова и фразы помогают вам представить эту сцену. Какие ещё слова и фразы вы бы добавили, чтобы усилить впечатление?

It is a day in the country and everything is hot. The grass looks dry and parched. The buttercups are sticky with dust. The daisies' white petals look grey. All the flowers, the rambler roses climbing up the gate, the hollyhocks leaning against the house, hang limply on their stems.

Задание 2: напишите своё описание жаркого летнего дня.

Задание 3: составьте  список деталей для описания одного из топиков: фрукт, животное, сад, гостиная комната.

Задание 4: напишите описание по составленному списку.

Задание 5: опишите репродукцию картины художника. Упомяните цвета и формы, что на переднем и на заднем плане,  чувства, которые вызывает у вас картина. Используйте естественный порядок описания деталей.

Задание 6: прочитайте описание; отвечая  на вопросы, проанализируйте:

The old house at the top of the hill looks tired and gloomy. Rickety wooden steps lead up to the front door. Strips of plywood cover that is left of the door. Upstairs, birds fly in and out of broken windowpanes. Shutters with many slats missing flap angrily when the wind blows. Half a chimney stands crumbling against the sky.

1.Which sentence tells what the writer is describing?

2.What natural order is used in the description?

3.What adjectives are used to describe the steps?

4.What details are given about the shutters?

5.What sense does the description mainly appeal to?

        В продолжение обучения творческому письму по теме «Человек верующий в Бога» (УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В «English-10») учащимся предлагается задание: описать любую церковь или другое место поклонения, которое они посетили. В описании следует упомянуть место расположения данного объекта, цель посещения, внутренне убранство (используя естественный порядок деталей). Обязательно передать те чувства и впечатления, которые они пережили находясь в этом месте.

В следующем задании предлагаю на выбор портреты для описания людей. Таким образом закрепляется навык письменной речи, отработанный в предыдущем разделе (описание деталей в естественном порядке, передача своих чувств и впечатлений).

При изучении раздела "Человек - дитя природы" в рамках  обучении творческому письму идёт работа над написанием повествования (narrations). Повествованиеэто рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка -entanglement), развитие события (development of events), конец события (развязка - denouement). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя.

Пример повествования:

“A rather dreadful thing happened in the car as they were driving up from the beach to the ancient town, once a Norman port, but now left high and dry by the receding sea.”

         Сюжет повествования может быть смешным, грустным, реальным или выдуманным. Нужно заинтриговать читателя тем, что будет дальше. Персонажами могут быть люди или животные, они называются the characters. Место называется the setting, события - the plot. Приведу примеры ключевых фраз:

1) One day we all were sitting in the garden and along came Robin with a stranger.

2) Under a blazing hot sun an empty road stretched far into the distance…

3) I didn’t believe in magic spells, but…

4) Under the pillow there was a note saying…

Совет учащимся (You should follow the steps):

1.Remember or imagine an event to write a narrative. Write the main idea of your story.

2. Start by describing the characters and setting of the story. Then plan the plot. A story should have a beginning, middle and end.

3. Make a writing plan arranging your notes so they make sense. Number tour list of things that happened in the order they appeared.

4. Begin your story by writing a sentence that can tell what the story is about, or it can introduce the characters and setting.

5. Write your ideas in complete sentences. Separate the beginning, middle and end, beginning new paragraphs.

6. Add time wards (first, then, next, after that, finally, the next day, that night) where they make your ideas clearer. Use a comma after time wards when they come first in the sentence.

В следующем задании предлагаю учащимся посмотреть на план, который написала Алиса, чтобы составить описание как она в первый раз готовила яблочный пирог:

Main idea: The first time I made an apple pie

Characters: me

Setting: kitchen

1.dough stuck to everything

2.spilled apple jam

3.cut apples

4.forgot to put sugar

5.put pie in oven

6.cleaned mess in kitchen

Используйте план для написания повествования.

В заключение работы над данным разделом учащиеся работают над составлением плана написания одной из предложенных тем:

1) My trip to the country.

 2) A visit to the zoo (farm, safari park).

 3. How I decided to be green.

4) Nature and us: how I learned my lesson.

 5) An adventure.

Выбрав тему и разработав план, учащиеся пишут повествование.

        Итак, чтобы научить правильно оформлять письменную речь, разбираться во всём разнообразии форм письменных высказываний, научить наполнять форму верным содержанием, необходимо вести кропотливую непрекращающуюся работу. Поэтому активно использую задания, развивающие творчество учащихся. Опыт показывает, что навыки английской письменной речи формируются успешнее по той теме, в процессе изучения которой системно используются творческие задания: изложения, сочинения, очерки (собственный взгляд на вещи и явления), групповые проекты, рассказы, стихи. Полезным и достаточно эффективным заданием является подражание образцу. Подобные задания развивают креативные способности и ”инициативность” учащихся, формируют навыки сотрудничества и сотворчества, создают возможность для самовыражения, проявления собственной индивидуальности, повышают осознание учащимися собственной значимости, уверенность в собственных силах и сознательное отношение к изучаемому материалу. Выполнение творческих письменных заданий не только способствует усвоению учебного материала, но и усиливает мотивацию учащихся, повышает их самооценку, ориентирует на успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическя разработка "Метод практико-направленного обучения в развитии творческих способностей учащихся".

Девиз педагогов английской школы "Через руки - к разуму" очень актуален и в Российских школах. Одной из важнейших задач предмета "Технология" является воспитание практичного, творческого человека, вла...

Задания для развития умений по английскому языку

          Каждый учитель иностранных языков испытывает насущную потребность иметь под рукой набор заданий и упражнений (activities), необходимых для развития разли...

Разработка заданий на развитие умений диалогической речи с использованием ролевых игр.

Использование ролевых игр повышает эффективность обучения устной речи, вызывает интерес учащихся, превращая процесс обучения  в совместную коммуникативно-познавательную деятельность, способ...

Методический материал из опыта работы «Выявление и развитие творческих и личностных качеств детей, через изучение и сохранение народных ремесел, семейных традиций на занятиях художественно-декоративного творчества».

Тема: «Почувствуй себя мастером». Цель создания материала: обобщение и распространение накопленного результативного опыта педагогической деятельности. Задачи: -Совершенство...

Методическое пособие для самостоятельной работы, направленное на развитие творческих способностей

Важнейшей целью представленного методического пособия  является формирование умений самостоятельно превращать теоретические знания в метод мыслительной и художественно-практической деятельности, ...

Развитие умений аргументированного письма на старшем этапе в средней школе при подготовке к ЕГЭ по английскому языку: система работы с аргументами.

Неумение выразить собственное мнение с аргументацией во втором, третьем и четвертом абзацах при выполнении письменного высказывания с элементами рассуждения (эссе) на иностранном языке остается по-пре...

Развитие умений аргументированного письма на старшем этапе в средней школе при подготовке к ЕГЭ по английскому языку: система работы с аргументами.

Аргументированное письмо/говорение учащегося подтверждает его сформированные умения последовательно, логично излагать свои мысли. Письменное высказывание с элементами рассуждения на иностранном я...