Развитие умений аргументированного письма на старшем этапе в средней школе при подготовке к ЕГЭ по английскому языку: система работы с аргументами.
опыты и эксперименты по английскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Смирнова Ирина Рафаиловна

Аргументированное письмо/говорение учащегося подтверждает его сформированные умения последовательно, логично излагать свои мысли. Письменное высказывание с элементами рассуждения на иностранном языке требует от автора (выпускника), получающего среднее общее образование,  умения решать многие задачи, в том числе выразить собственное мнение с аргументацией во втором, третьем и четвертом абзацах эссе. Учитель делится практическим опытом, как организовать на этапе подготовки к написанию эссе 4-х этапную работу с аргументами и облегчить будущим выпускникам задачу подбора как подтверждающих личное мнение аргументов, так и аргументов в пользу «мнения против», с которым автор не согласен. Примеры для материала взяты из работ учащихся школы 94 г.Н.Новгорода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта учителя английского языка: Развитие умений аргументированного письма на старшем этапе в средней школе при подготовке к ЕГЭ по английскому языку: система работы с аргументами.

Письменное высказывание с элементами рассуждения на иностранном языке требует от автора (выпускника), получающего среднее общее образование,  умения решать следующие задачи: 

- Высказать свое мнение и привести аргументы, доказательства, примеры.

- Сделать вывод. Последовательно и логически правильно построить высказывание.

- Использовать соответствующие средства логической связи.

- Правильно оформить высказывание стилистически в соответствии с поставленной задачей (коммуникативной целью).

- Использовать словарный запас (лексику) в соответствии с поставленной задачей.

- Использовать грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей.

- Избежать орфографических ошибок; разделить текст на предложения с правильным пунктуационным оформлением.

При всех указанных задачах наибольшие трудности вызывает содержательная сторона высказывания с элементами рассуждения, Вид и причины трудностей:

  • Трудности, связанные с постановкой проблемы во вступлении
  • Отсутствие четко определенного собственного мнения, трудности с его формулировкой (мнение размыто);
  • Отсутствие знаний по проблеме, затронутой в теме эссе;
  • Неумение выразить собственное мнение с аргументацией во втором, третьем и четвертом абзацах эссе
  • Затруднения, вызванные дефицитом знаний лингвострановедческого характера, знаний имен известных людей, источников, на которые необходимо ссылаться при построении аргументов и приведении примеров (недостаточная эрудированность автора эссе);
  • Недостаточность развития у учащихся таких познавательных УУД как умение сравнивать, анализировать, синтезировать (обобщать), делать выводы и др.;
  • Языковые трудности, вызванные недостаточными знаниями лексико-грамматического и синтаксического строя иностранного языка.

Аргументированное письмо/говорение учащегося подтверждает его сформированные умения последовательно, логично излагать свои мысли.

Наибольшие трудности у учащихся вызывает работа по подбору как подтверждающих личное мнение аргументов, так и аргументов в пользу «мнения против», с которым автор не согласен.

На первом уроке по развитию умений письменной речи целесообразно организовать

I. предварительный этап – этап подборки аргументов (КСА - коллективный сбор аргументов[1]) в пользу идеи, которую учащийся рассматривает как ведущую в выражении своего мнения по проблеме, предложенной темой эссе. К примеру, в 10 классе при работе над написанием эссе по теме «What does school mean for you»[2] учащимися во время работы в группах были предложены следующие аргументы в пользу идеи, что School plays  a very important part in every person’s life:

  1. Thanks to school, we know the history of our country as well as of others.
  2. Only at school one can get worthy secondary education.
  3. At school people acquire general knowledge.
  4. A variety of school subjects allows us to be well-educated.
  5. If a person want to be smart and educated, it’s school that’ll help him/her.
  6. School helps to arrange the priorities.
  7. School helps lazy students to be educated as well as prevent hardworking ones from being over smart (because of the lack of time).
  8.  At school I make new friends with whom we communicate after finishing school.
  9. Thanks to school I get prepared for a future job.
  10. Students train their memory, learn how to study and very often do research at school.
  11. School defines the area of my interests; it provides me with a good start for adult life.
  12. School rules create a space where everyone can rely on friends, classmates and teachers.
  13. At school I make fun with my friends.
  14. School life is full of a great amount of interesting events that I’ll remember forever.

Идеи записываются в тетрадь/на доску, но лучше записать их отдельно каждый на листы бумаги.

II. Следующий за этапом КСА идет этап по упорядочению (систематизации) собранных аргументов, то есть их группировка. На этом этапе учащиеся распределяют аргументы по группам в соответствии с их характером. Эта задача, по мнению учителей иностранных языков, работающих в старших классах, а также по мнению членов экспертной группы, проверяющих эссе выпускников как на муниципальных диагностических работах, так и на проверке высказываний с элементами рассуждения на ЕГЭ, вызывает наибольшие трудности на этапе приведения аргументов в пользу той или иной идеи. Авторы эссе приводят 2-3 аргумента одинаковых по смыслу и идее, однако требуется привести аргументы, подтверждающие отличные друг от друга идеи.

Учитель организует работу в группах. Перед началом работы в группах учитель просит разложить по стопкам на столе все предложенные и записанные аргументы по их принадлежности к одной и той же идее/теме (подтеме). Варианты идей  нужно обсудить и сформулировать не более, чем одним-двумя словами, после чего записать на доску. Например, при работе над эссе по рассматриваемой теме аргументы, собранные на этапе КСА, можно обозначить следующими подтемами:

  • Knowledge
  • Excellent secondary education
  • Career, future life
  • Unforgettable Events
  • Making fun; Schoolmates /school friends
  • Life experience/ communication skills

Каждая группа выполняет задание (на него потребуется не более 5 мин), после чего группы по очереди зачитывают получившиеся группы аргументов по заранее определенным подтемам. Выполнение задания сверяется, учитель добивается понимания каждым учащимся, что в эссе формата ЕГЭ не должно быть однородных аргументов, выражающих одну и ту же мысль. (Одинаковым цветом выделены аргументы и соответствующие им идеи/подтемы).

III. Этап сбора аргументов в пользу противоположного мнения (3 абзац).  There are people who think that school has more disadvantages than positive moments

На данном этапе учащиеся уже осознанно группирую аргументы «против» в соответствии с  подтемами, которые были определены на предыдущем этапе работы с аргументами. Иными словами, в понимании учащихся уже сложилась система работы с аргументами «против», аналогичная системе работы с аргументами «за». Однако, если будет сложно приводить примеры аргументов «против» в соответствии с подтемами, можно упростить учащимся эту задачу – предложить пользоваться в качестве подсказок список записанных на доске подтем этапа II. Получается, учащиеся приводят возражения, определенные списком подтем/ключевых слов.

Например,

  •  Knowledge (is not of an excellent quality)
  • Excellent secondary education (one can get it in some another institution of secondary education)
  • Career, future life (to get money a person should get vocational skills)
  • Unforgettable Events (events at school are a waste of time…)
  • Making fun (school is a serious institution where there’s no time for making fun); Schoolmates /school friends (people forget each other soon after finishing school)
  • Life experience/ communication skills (at school we often get negative emotions connected with relationships between students (fights, conflicts, quarrels…; Teachers are often unfair )

Примеры аргументов «против» (There are people who think that school has more disadvantages than positive moments), взятые из эссе учащихся:

  • Such people want to have a rest more than to work hard while acquiring general knowledge at school.
  • At school they get knowledge they’ll never use.
  • Disadvantages include a great amount of homework to do.
  • Bad marks depress students.
  • School doesn’t teach life/how to survive in crisis/ how to earn money (ученик приводит пример из жизни великих людей: At school Henry Ford wasn’t successful but it didn’t prevent him from becoming a billionaire).
  •  Sometimes teachers don’t love some students and do harm to them, giving bad marks and etc. (ученик приводит пример из жизни великих людей: Albert Einstein couldn’t get good knowledge at school as teachers didn’t love him and he had to give up attending school. He’d begun studying by himself and became a great scientist)
  • Some people hate school (ученик приводит пример из жизни великих людей: Winston Churchill didn’t like to study at school. However he was able to become the Prime minister of Great Britain.
  • Hate wearing a school uniform/having a boring haircut

IV. Выражаем несогласие с противоположным мнением (4 абзац): but we can’t agree with their point of view, детям объявляется, что мы ищем в минусах плюсы:

  • Homework contributes to my development: memory, research skills etc. (плюсы д/задания).
  • Homework makes us concentrate on studies (плюсы д/задания).
  • Marks play unimportant role because getting knowledge is the main purpose for me (важны не оценки, а знания).
  • Albert Einstein didn’t stop studying, plus he was a gifted man (пример с А. Эйнштейном).
  • Not always we have to do only things we are fond of doing (пример с У.Черчиллем).
  • School never effects someone negatively.

Литература

  1. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык «Английский с удовольствием». Учебник для 10 кл. общеобраз. Учрежд. - / Enjoy English -10. – Обнинск: Титул, 2013.
  2. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык «Английский с удовольствием». Рабочая тетрадь №1 к учебнику для 10 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2015.
  3.  Апальков В.Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 5–9 классы. - М: Просвещение, 2013.


[1] Термин автора

[2] Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. «Английский с удовольствием». Учебник для 10 кл. общеобраз. Учрежд. - / Enjoy English -10. – Обнинск: Титул, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Система работы по выполнению части С.

Опыт работы над сочинением при выполнении части С ЕГЭ по русскому языку....

Памятка для родителей начальной школы по подготовке домашних заданий по английскому языку.

Памятка для родителей начальной школы по подготовке домашних заданий по английскому языку содержит в себе ряд рекомендаций, которые помогут родителям контролировать домашнюю работу школьника....

Развитие умений аргументированного письма на старшем этапе в средней школе при подготовке к ЕГЭ по английскому языку: система работы с аргументами.

Неумение выразить собственное мнение с аргументацией во втором, третьем и четвертом абзацах при выполнении письменного высказывания с элементами рассуждения (эссе) на иностранном языке остается по-пре...

Урок английского языка в 6-Б классе МБОУ «Средняя школа №5» города Курска, проведенного учителем английского языка Шестаковой Г.И. по теме: «Нет ничего лучше дома». 03.02.2015г.

     Урок английского языка в 6-Б классе МБОУ «Средняя школа №5» города Курска, проведенного учителем английского языка Шестаковой Г.И. по теме: «Нет ничего луч...

Статья. Формирование умений в иноязычной письменной речи у учащихся основной школы на основе ИКТ (на материале английского языка).

Система образования постоянно обновляется. Важным фактором, определяющим характер изменений в системе образования, является научно-технический прогресс, который не мыслится без информационных технолог...