Дидактические игры
статья по английскому языку на тему
Дидактические игры, как средство обучения иностранному языку в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakt.igry_kak_sredstvo_obucheniya_inostrannomu_yazyku_v_nachalnoy1_shkole.docx | 28.62 КБ |
didakticheskie_igry.pptx | 688.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Введение
Планируя уроки английского языка, нужно думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремиться создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к предмету, нужно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Учителя иностранного языка, постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка. К тому же, в настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности учащихся.
Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Виды дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
В разных сборниках указано множество (около 500) дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры.
Также дидактические игры различаются по познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. А.И. Сорокина разработала такую классификацию дидактических игр как:
Игры-путешествия.
Игры-поручения.
Игры-предположения («Что было бы..?»)
Игры-загадки.
Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое— через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.
Педагогическая ценность в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
«Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть её мудрую глубину и эстетическую привлекательность».
В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.
Особенности организации дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе.
Игра – это одно из наиболее эффективных, интересных и востребованных средств воспитания и обучения детей.
«Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения»
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Вот следующие возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств:
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы.
Нравственное воспитание. Формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям.
Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими материалами.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Дидактическая игра - эффективная форма проведения уроков в начальной школе, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
2. Дидактические игры на уроках английского языка.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка.
Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Так как игровая деятельность используется в рамках учебной программы, нужно уметь правильно включать игры в учебный процесс вообще и в конкретный урок в частности.
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.
При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Важным требованием при проведении различного рода игр является использование всевозможной наглядности.
Кроме того, учитель должен всегда помнить о таких элементарных требованиях, как соответствие игры возрасту детей и изучаемой теме; нельзя допускать такого момента, когда в игре задействованы не все учащиеся. Также нужно удостовериться, что инструкция понятна и усвоена всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности.
Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решении задач, поставленных педагогом. Игра - превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке..
Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры - просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать.
Система дидактических игр по отработке лексики.
При изучении лексики, напрямую происходит формирование коммуникативной компетенции. Так как начальная школа является первым звеном в общей системе школьного образования, то её задача состоит в том, чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе, с носителями языка, на элементарном уровне, с учётом реальных потребностей и интересов детей этого возраста.
Формирование коммуникативной компетенции составляет прагматический, или практический, аспект целеполагания, включающий в себя следующий комплекс знаний, умений и навыков:
знание языковых средств общения - фонетических, лексических, грамматических, и правил оперирования ими, то есть правил, с помощью которых эти языковые единицы преобразуются в осмысленные высказывания, - так называемый лингвистический компонент коммуникативной компетенции;
умение использовать языковые средства в соответствие с целями, местом, временем и сферами общения; умение понимать высказывания в значимых смысловых блоках и передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
знание социокультурной специфики страны изучаемого языка и умение
строить своё речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой,- так называемый лингвистический социокультурный коммуникативной компетенции;
умение анализировать и оценивать ситуации общения и в соответствии с этим строить своё речевое поведение, осуществлять контроль своих речевых поступков и поступков своих партнёров по общению, а также пользоваться собственным речевым опытом.
Согласно вышеизложенным положениям можно выделить следующую систему дидактических игр по отработке лексики. Лексическая тема – «Post office» (почта).
Начальный этап урока по теме «Post office»: Цель: введение лексического материала по теме.
1) Игра-кроссворд по теме «Post office». Описание: игра в виде поля из сетки 14 на 14 клеток, в каждой из которых написана буква алфавита. Среди букв зашифрованы слова по данной теме. Перед началом игры обучающиеся вместе с преподавателем читают и переводят слова из активного словаря. Задача обучающихся – самостоятельно отыскать среди букв данные слова, опираясь на список в низу страницы (cлайд 1). Цель: ознакомление учащихся с лексикой по теме «Post office», запоминание графического образа слова. Обучающиеся играют индивидуально или в парах.
2) Игра-упражнение «Вставьте букву». Описание: преподаватель пишет на доске слова из активного словаря, пропускает одну или несколько букв. Задача обучающихся – вставить пропущенные буквы, произнести и перевести слово. Обучающиеся выполняют задание «по цепочке» (Слайд 2). Цель: повторение графического образа слова.
Также можно применять игру «виселица», в которой даны первая и последняя буквы слова, а пропущенные буквы обозначены чёрточками. Обучающиеся должны отгадать, что за слово спрятано за пропусками
( слайд 3).
Основной этап урока по теме «Post office». Цель: выработка навыка использования новой лексики под контролем преподавателя.
1) Игра « Соревнование ». Описание: обучающиеся играют в парах: на первом этапе пишут максимальное количество слов по теме, на втором этапе сравнивают количество записанных слов с другими парами. Цель: закрепление лексического материала.
2) Игра - кроссворд. Описание: учащиеся делятся на две группы – A и B. Преподаватель предлагает группам бланки с кроссвордом по теме. Задача учащихся – заполнить кроссворд новыми словами до конца, при этом объяснив другой команде значения недостающих слов ( Слайд 4). Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя.
3) Игра « Крестики-нолики ». Описание: преподаватель рисует сетку как для игры в крестики-нолики и заполняет их лексическим материалом, который хочет обсудить. Задача обучающихся – выбрать клетку и объяснить понятие (слово). Если игроки все сделали верно, они получают право поставить крестик/нолик и продолжают игру. Обучающиеся играют в командах или в парах ( Слайд 5). Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя.
Завершающий этап урока. Цель: повторение и закрепление пройденного лексического материала.
1)Игра-упражнение «Составляем слово». Описание: преподаватель говорит обучающимся слово на русском языке, они его переводят на английский и подчёркивают ту букву, на которую преподаватель указывает, а потом из подчёркнутых букв получается новое слово, которое обычно хорошо запоминается. (Слайд 6) Цель: проверка усвоения пройденной лексики и ознакомление с новым словом. Рефлексия: лучше всего использовать данный вид работы при переходе от одной темы к другой, ведь такая проверка знаний намного интереснее и эффективней, чем обыкновенный диктант или контрольная работа.
2) Игра-упражнение «Угадай слово». Описание: обучающиеся делятся на команды. Преподаватель зачитывает характеристику слова, задача обучающихся – угадать о каком слове идет речь и правильно его произнести (Слайд 7). Цель: повторение лексических единиц, ознакомление с их синонимами. Рефлексия: данное упражнение крайне необходимо при изучении новой лексики, потому что дает возможность разобраться в значениях слов, их синонимах.
Игровые методы были подобраны в соответствии с этапами изучения лексики иностранного языка, на каждом из которых можно применять определенные игровые методики.
Заключение
Ценность дидактической игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из них. Организуя жизнь обучающихся в игре, преподаватель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения обучающихся в разных условиях и вне игры - таким образом при правильном руководстве обучающимися дидактическая игра становится школой воспитания.
Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.
Игровые формы и приемы очень разнообразны и могут быть использованы на каждом этапе работы с лексикой. На первых этапах уместно использовать типичные игровые упражнения, которые сделают процесс запоминания слов интересным занятием. Игровые методы позволяют создавать вполне реальные ситуации общения между участниками игры. Поэтому игры особенно актуальны на заключительных этапах работы с новой лексикой, на которых происходит употребление слов в речи в конкретных игровых ситуациях.
Дидактические игры часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Дидактические игры могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра – это одно из наиболее эффективных, интересных и востребованных средств воспитания и обучения детей.
«Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения»
Возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств: - Умственное воспитание Нравственное воспитание Трудовое воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание
А.И. Сорокина разработала следующую классификацию дидактических игр : - Игры-путешествия. - Игры-поручения. - Игры-предположения («Что было бы.?») - Игры-загадки. - Игры-беседы (игры-диалоги).
Система дидактических игр по отработке лексики. Игра-кроссворд по теме « Post office ». Описание: игра в виде поля из сетки 14 на 14 клеток, каждой из которых написана буква алфавита. Среди букв зашифрованы слова по данной теме. Перед началом игры обучающиеся вместе с преподавателем читают и переводят слова из активного словаря. Задача обучающихся – самостоятельно отыскать среди букв данные слова. Цель: ознакомление учащихся с лексикой по теме « Post office », запоминание графического образа слова. Обучающиеся играют индивидуально или в парах. r p o s t o f f i c e o m y g e k t d e t m e j k u k u r r e a r l d u u t a e d j f t y m p o s t e r x j a m o e k P d w k w n c k t w d d h x h d e d k v e y a e x a k e l k d a k e k u l k o k t l e t t e r l a c m p u d u a w e y w p o s t m a n m y t o u o t p x u j p x p o s t c a r d e e l k e a u r e x d o c o x c j w r d e a n e k t d r a t e k x u l u d l w y j d o m l y d e
Игра-упражнение «Вставьте букву» . Описание: преподаватель пишет на доске слова из активного словаря, пропускает одну или несколько букв. Задача обучающихся – вставить пропущенные буквы, произнести и перевести слово. Обучающиеся выполняют задание «по цепочке» Цель: повторение графического образа слова. L-t- er , p- st -r, p- st - ard , en-el- pe , p-per, st-mp , pos -m-n.
L----r, p----r, p------d, e------e, p---r, s---p, p-----n. Также можно применять игру «виселица» , в которой даны первая и последняя буквы слова, а пропущенные буквы обозначены чёрточками. Обучающиеся должны отгадать, что за слово спрятано за пропусками.
Игра - кроссворд. Описание: учащиеся делятся на две группы – A и B. Преподаватель предлагает группам бланки с кроссвордом по теме. Задача учащихся : заполнить кроссворд новыми словами. Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя. По горизонтали: Отправлять по почте Конверт Марка Письмо Почтовое отделение Почтальон Почтовый ящик Посылать По вертикали выделенным шрифтом зашифровано слово. 1 2 3 4 5 6 7 8
Игра « Крестики-нолики ». Описание: преподаватель рисует сетку как для игры в крестики-нолики и заполняет их лексическим материалом, который хочет обсудить. Задача обучающихся – выбрать клетку и объяснить понятие (слово). Если игроки все сделали верно, они получают право поставить крестик/нолик и продолжают игру. Обучающиеся играют в командах или в парах Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя. Letter Poster Stamp Post office paper Envelope Postcard Letterbox Post
Игра-упражнение «Составляем слово». Описание: преподаватель говорит обучающимся слово на русском языке, они его переводят на английский и подчёркивают ту букву, на которую преподаватель указывает, а потом из подчёркнутых букв получается новое слово, которое обычно хорошо запоминается. Цель: проверка усвоения пройденной лексики и ознакомление с новым словом. Открытка p ostcard p Почтовый ящик letterb o x o Почтальон po s tman s Отправлять по почте pos t t Конверт – e nvelope e Письмо - lette r r
Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. Дидактические игры могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.
Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы. Поэтому наиболее подходи...
Дидактическая игра-конкурс по математике "Своя игра" для 10-го класса
Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного...
Дидактическая игра "Своя игра" История России конец XVI-XVIII век
Возрастная группа: 7 класс.Цели и задачи игры:- Систематизация и закрепление знаний, полученных на уроках истории; развитие познавательной активности учащихся;- воспитание культуры общения...
Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"
*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти, словесно – логического мышления....
Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие
В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...
МАСТЕР – КЛАСС музыкальный конкурс « Музыкальные импровизации и музыкально-дидактические игры на тему интеграции. Игра на детских музыкальных инструментах.»
Мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ с применением конкурсной программы, игра на ДМИ....