коммуникативно-ориентированное обучение
статья по английскому языку на тему
Краткие тезисы для выступления на методическом совещании о педтехнологиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativno-orientirovannoe_obuchenie.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМУНИКАТИВНО-ОРИЕТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Основные понятия.
Коммуникативно-ориентированное обучение стало целенаправленно развиваться за рубежом в начале 60-х годов прошлого столетия. Его появление было обусловлено новым подходом к изучению языков через непосредственное приобретение коммуникативного опыта на уроке.
Коммуникативно-ориентированное обучение заменило ранее популярные аудио-лингвальный и устно-ситуативный подходы к изучению ИЯ.
Главным для коммуникативно-ориентированного обучения было и остается
- обучение через учебную коммуникативную деятельность, приближенную к реальной;
- предметом обучения стал не только язык и его экспрессивные возможности, но и поведение говорящего в условиях речевого общения.
Под поведением говорящего в условиях речевого общения
понимается активная и деятельностная реализация
- языковых,
- психологических,
- социокультурных
знаний, необходимых для эффективного иноязычного общения.
Эти знания включают
- овладение языком как дискурсом, т.е. способом развертывания мысли в тексте (владение способами речемышления и построения устных и письменных текстов различных жанров: дискурс электронной почты и "чата", неформального и делового взаимодействия, личных и официальных писем и т.п.);
- учет индивидуально- психологических особенностей участников общения и их коммуникативного опыта;
- формирование толерантности к культурному многообразию и ориентацию на "весь мир", в котором языком общения служит "global English".
В коммуникативно-ориентированном обучении используются задания деятельностного характера, которые можно разделить на 2 большие группы:
- функционально-коммуникативные;
- "взаимодействия в группе".
- Функционально-коммуникативные задания включают
- сравнение набора картинок и изображений;
- восстановление логической последовательности в серии фрагментов текста или фотографий;
- обнаружение отсутствующих элементов в текстах или изображениях;
- формулирование точных инструкций партнеру для успешного выполнения им заданий;
- поиск ответа на вопрос путем соединения вместе всех фактов, известных остальным участникам ит.п.
- Взаимодействия в группе организуются как
- свободное общение участников;
- обмен мнениями;
- дискуссии;
- ролевые игры;
- импровизыции;
- скетчи и др.
Некоторые критические замечания о коммуникативно-ориентированном обучении.
Однако, не всегда приемы коммуникативно-ориентированного обучения могут заменить проверенные временем на эффективность приемы других подходов к изучению ИЯ. Так, в Великобритании было принято решение о возвращении к "звукобуквенному обучению чтению", которое оказалось эффективнее "коммуникативного обучения чтению" через прослушивание текстов с их последующим воспроизведением в виде чтения.
Коммуникативные задания также имеют ряд критических замечаний и проблем .
Речевые задания требуют постоянной заботы
- о словарном запасе, который учитель должен предусмотреть для взаимодействия в группе;
- о грамматических навыках у обучаемых;
- о реальности ситуаций, т.к. практика показывает, что в существующих учебных пособиях взаимодействие в группе чаще всего строится вокруг обсуждения проблемы, а в реальной жизни, как показывают исследования лингвистов и психологов, общение чаще всего встречается в виде поддерживающей беседы;
- о соответствии коммуникативных упражнений национальным традициям не только страны изучаемого языка, но и социо-культурным реалиям своей страны.
Заключение.
Коммуникативно-ориентированное обучение распространяется на весь мир и при этом
- происходит варьирование того, как оно понимается и реализуется с учетом культурного контекста в различных странах;
- претерпевают взгляды на роль языка как предмета усвоения и обучения: язык играет роль дискурса - способа построения устных и письменных текстов. "Разговорная модель общения" занимает достойное место в содержании обучения наряду с "письменной моделью";
- критическое мышление и рефлексивный подход к обучению повысили значение тестов в улучшении качества образования: результаты тестов рассматриваются не только как информация об успеваемости учащихся, но и как сигнал для пересмотра учителем практики его преподавания;
- самое серьезное внимание уделяется созданию комфортной и благоприятной обстановки для процесса обучения ИЯ: изучаются индивидуальные особенности учащихся, способы поддержки учащихся в учебном процессе, совместимость познавательных стилей учителя и учащихся и т.д.;
- большое внимание уделяется исследовательскому компоненту деятельности учителя.
Благодаря всему выше сказанному
коммуникативно-ориентированное обучение становится методом обучения, принадлежащим УЧИТЕЛЮ, который в конечном итоге всегда имеет решающий голос в дискуссии о том, как учить и воспитывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку на уроке"
Неотъемлемой частью процесса обучения является формирование у учащихся «умения учиться» - это включает овладение совокупностью способов и приемов организации школьником своей деятельности, на основе к...
Статья Использование коммуникативно-ориентированного подхода в обучении чтению на иностранном языке
Данная статья посвящена использованию коммуникативно - ориенторованного подхода в обучении одному из самых сложных видов речевой деятельности на иностранном языке. В статье дается характеристика чтени...
Коммуникативно-ориентированное обучение
ЦЕЛЬ коммуникативно-ориентированного обучения – не только усвоение грамматики и лексики изучаемого языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации. ...
Коммуникативно -ориентированный подход при обучении диалогической речи
при обучении диалогу на уроках английского языка важно использовать коммуникативно- ориентированный подход....
«Лингвострановедческий аспект как фактор содержания коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку.»
Лингвострановедческий аспект как фактор содержания коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку.»...
Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике
методическая разработка по английскому языку .Работа может быть использована при введении и закрепленииправильных глаголов в прошедшем времени....
«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»
Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...