Взаимодействие учебных групп как условие единства образовательного пространства в гимназии при обучении иностранным языкам.
статья по английскому языку по теме

КОЗИНЦЕВА НАТАЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Небольшая исследовательская работа по теме "Взаимодействие учебных групп как условие единства образовательного пространства в гимназии при обучении иностранным языкам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 6

Красноармейского района  г. Волгограда

Исследовательская работа на тему

Взаимодействие учебных групп как условие единства образовательного пространства в гимназии при обучении иностранным языкам.

Выполнена учителем английского языка

Козинцевой Н.В.

Волгоград 2007г.

Главной целью данной исследовательской работы является изучение процесса взаимодействия учебных групп как средства создания единого образовательного пространства в гимназии при обучении иностранным языкам.  

На наш взгляд одной из главных целей изучения иностранного языка в условиях гимназии является формирование и развитие коммуникативной компетенции – речевой, языковой, социо-культурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

Коммуникативная компетенция – " способность реализовывать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания ". Мы полагаем,   эта способность достигается посредством использования учителем на своих уроках в качестве основного метода коммуникативного метода обучения. В его основу положена идея коммуникативности обучения, заключающаяся в том, что процесс обучения строится адекватно процессу коммуникации.

Умение непринужденного общения на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях – один  из показателей уровня и качества владения языком. Для реализации главной цели изучения иностранного языка – достижения коммуникативной компетенции – необходимы адекватные приемы и формы обучения.

Одним из таких приемов коммуникативно-ориентированного обучения является использование коммуникативных мероприятий на уроках иностранного языка.  

Понятие "коммуникативное мероприятие" не тождественно понятию "коммуникативное упражнение", оно значительно шире. Отличительная черта коммуникативных мероприятий – творческая свобода учащихся и возможность самостоятельной реализации их индивидуального потенциала. Такими мероприятиями могут стать ролевые проигрывания ситуаций, дискуссии, решение проблемных заданий, квизы, КВН и т.д.

 В нашей гимназии они проводятся в группах изучающих один иностранный язык, но преподаваемый разными учителями.

               

Использование коммуникативных мероприятий, которые моделируют реальные жизненные ситуации, помогает предупредить возникновение языкового барьера  в процессе реального общения.

На наш взгляд это обеспечивается частичным или полным исключением родного языка на уроках иностранного языка.

Общение групп увеличивает долю взаимодействия обучающихся в режиме "ученик – ученик " и уменьшает традиционную работу в форме " учитель – ученик ". В таких условиях развиваются как речевая и языковая, так и социо-культурная и учебно-познавательная компетенции учащихся.

Проведению таких мероприятий предшествует

постепенное привитие навыка общения в малых группах – в парах, в тройках и т.д., а затем и коллективного общения в рамках своей группы. Пройдя эти этапы можно перейти к проведению на уроках коммуникативных мероприятий.

                  Межгрупповое общение создает благоприятную атмосферу, способствующую личному участию каждого ученика в таких мероприятиях. Также оно помогает ученику не привыкать к  работе только в своей группе и приводит к пониманию того, что в реальной жизни общение происходит не только со знакомыми, но и незнакомыми людьми.

Технология проведения коммуникативных мероприятий, как правило, следующая:

  • Введение в тему мероприятия.

  • Организация групп и инструктаж.

  • Начало мероприятия и его развитие.

  • Проведение собственно мероприятия.

  • Окончание мероприятия.

  • Обсуждение и оценка мероприятия.

Наиболее простыми для проведения являются проблемные задания, некоторые виды интервью.

Более сложный характер носят дискуссии, составление рассказов, ролевые игры.

Весьма популярный вариант подготовки к межгрупповой коммуникативной задаче сегодня состоит в том, что в течение определенного периода речевая деятельность групп принимает характер подготовки и реализации проектов каких-то объемных, многосоставных речевых мероприятий. На выделенных для этого фрагментах урока обучающиеся готовятся к отдельным составным частям проекта и выходят с завершенным продуктом к заключительному мероприятию (например: "Educational system in Russia and in the English-speaking countries").

Также целесообразно и проведение различных межгрупповых игр, квизов, ток-шоу и т.п. в том числе для текущего и итогового контроля.

Так, на начальном и среднем этапе обучения английскому языку  ученики на подобных совместных уроках могут выполнять проблемные задания, такие как, отгадывание шарад, головоломок, кроссвордов, названий предметов по их описанию, составленных одной группой учащихся для другой; составление предложений или диалогов по данным словосочетаниям и репликам, игры с элементами угадывания.

 Примером проблемного задания может также служить составление учениками детальной инструкции к простому действию.(например: Give instructions how to… 1. cross the street, 2. make milk soup, 3. play "Bingo", 4. plant the tree). Та группа , чья инструкция является более полной, побеждает.

Учащиеся также  совместно готовят инсценировки праздников и обычаев стран изучаемого языка, отрывки из художественных произведений, проводятся конкурсы "чтецов".

На более продвинутом уровне организуются межгрупповые дискуссии. Они могут быть спонтанны, но, как правило, это заранее подготовленные дебаты, когда обучающиеся сами формулируют, аргументируют и отстаивают свою точку зрения. Темой для обсуждения могут стать текущие события различного масштаба, прочитанный текст, просмотренный совместно фильм и т.п. По нашим наблюдениям именно дискуссии можно отнести к наиболее продуктивным видам коммуникативных мероприятий. Они очень эффективны в обучении реальной

коммуникации, использовании языка во внеучебных ситуациях, снятии страха общения, а также решают и ряд воспитательных задач.  

В качестве примера проведения дискуссии можно предложить коммуникативное мероприятие, когда учащиеся ранжируют по степени важности/престижности ряд предложенных профессий (например: "The most important/prestigious professions"). Каждая группа определяет и объясняет свой выбор, учащиеся находят сходства и различия в списках профессий, совместно составляют общий список из пяти самых важных/престижных профессий, размышляют о выборе своей будущей профессии. В ходе дискуссии каждая команда набирает баллы, определяемые соответствующими критериями, которые в сумме обеспечивают выигрыш.

Такой вид коммуникативного мероприятия как составление рассказа проводится обычно в старших классах, так как он направлен на употребление и взаимодействие всех элементов языка, развитие беглости речи, умение перефразировать и высказывать эмоционально-оценочные суждения.

В качестве примера может выступать следующее задание: учащиеся двух групп по предложенному началу (и окончанию) рассказа должны составить основную его часть. Та команда, чей рассказ окажется более полным, интересным и приближенным к оригиналу, становится  победителем ( например: He got very angry. It wasn't his fault………….Everybody apologized to him, even his boss.)

Ролевые игры также являются эффективным способом вовлечения учащихся в коммуникацию. При проведении ролевых игр обучающиеся либо исполняют роль другого человека, либо изображают самого себя, оказавшегося в определенной ситуации.

Примером ролевой игры может послужить ток-шоу, которое проводится после прочтения группами статьи "Portrait of Russia killing itself" (by D. Hearst). Учащиеся разных групп получают ролевую карточку и становятся представителями власти, другие представителями экологических движений, третьи неравнодушными журналистами. Они ведут ток-шоу с опорой на статью и импровизируют.

После проведения серии подобных коммуникативных  мероприятий стало очевидным, что они вызывают интерес у обучающихся к предмету, повышают мотивацию к учению не только потому, что носят соревновательный характер, но и потому что учащиеся начинают ощущать необходимость  развития своей коммуникативной компетенции. Эти занятия, которые значительно обогащают уроки иностранного языка и снимают трудности общения, осуществляют взаимодействие учебных групп и в свою очередь помогают обеспечению единства образовательного пространства в гимназии при обучении иностранному языку.

Используемая литература:

  1. Ткачук Г.Д.  Некоторые трудности обучения групповому общению на уроках иностранного языка и пути их решения // ИЯШ. – 2004. - №7.- с.46-47.
  2. Бабаянец А.В. Технология стимуляции реального общения на иностранном языке // ИЯШ. – 2004. -№3-. с. 60.
  3. Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам // ИЯШ. – 2004. -№5- с. 44.
  4. Бернштейн В.Л. Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи // ИЯШ. – 2004. -№7- с. 17-23.
  5. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1987.
  6. Перкас С.В. Ролевые игры на уроках английского языка // ИЯШ. – 1989. -№4- с.23-26.
  7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. – 2000. -№2- с.3-10; -№3- с.3-9.
  8. Рыбак Г.Ф. О некоторых приемах создания благоприятного психологического климата при обучении иностранному языку в средней школе // ИЯШ. – 1992. -№1- с. 26-29.
  9. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 2003.
  10.  Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. – М.: Стелла, 1996
  11.  Klippel F. Keep Talking. – Cambridge University Press, 1984
  12.  Scrivener J. Learning Teaching. – Heinemann: Oxford, 1994.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственные учебно-методические пособия в помощь начинающим учителям: "Опорные конспекты в обучении иностранному языку"

В  начальной  школе  требуется  больше  наглядных  средств  для   раскрытия лексических   знаний.   Именно  в  начальной...

Образовательные возможности краеведения в процессе обучения иностранным языкам

работа посвящена исследованию возможностей регионального компонента в школьном курсе иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Особое внимание уделено использованию ...

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ – СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Трудно представить себе современный мир без компьютеров и Интернета. Компьютерные технологии проникли во все сферы человеческой жизни, в том числе и в область изучения иностранных языков. ...

Статья "Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку".

Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в разви...

Модель формирования у обучающихся универсальных учебных действий как средство реализации ФГОС общего образования (на примере обучения иностранным языкам)

Примерная программа по иностранному языку для основной школы, разработанная в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, Фундаментальным ядром содержания общего образования...

Возможности предоставляемые информационно-образовательной средой для повышения качества обучения иностранным языкам»

Сообщение на тему " Возможности предоставляемые информационно-образовательной средой для повышения качкства обучения иностранным языкам"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья затрагивает актуальную сегодня проблему внедрения информационно-коммуникационных технологий в преподавание иностранных языков...