Возможности предоставляемые информационно-образовательной средой для повышения качества обучения иностранным языкам»
статья на тему
Сообщение на тему " Возможности предоставляемые информационно-образовательной средой для повышения качкства обучения иностранным языкам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo.docx | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция предметной области "Иностранные языки" (учебные предметы "Иностранный язык", "Второй иностранный язык") представляет собой научно-обоснованную стратегию развития иноязычного образования в Российской Федерации, в которой определены цели, задачи и основные направления реализации данной стратегии на ближайшие годы.
Цель концепции – обеспечить соответствие системы иноязычного образования современным потребностям личности, семьи, общества и государства.
Одной из задач этой концепции является использование возможностей, предоставляемых информационно-образовательной средой, для повышения качества обучения иностранным языкам;
Введение
Для современного общества характерно сотрудничество и обмен достижениями в различных сферах деятельности. Контакты между странами становятся теснее, поэтому знание иностранного языка имеет все более важное значение. Без знаний иностранных языков невозможно мировое сотрудничество. В настоящее время идет развитие различных форм международного общения: международные встречи, выставки, спортивные мероприятия, совместный бизнес. Обмен школьниками и студентами тоже сюда относится.
В новом XXI веке весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. В связи с этим возрастает роль и значимость изучения иностранных языков. Диалог различных культур становит задачу воспитания личности, которая будет способна, и будет желать участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке. Иностранный язык, как учебный предмет, имеет весьма эффективные средства в воспитании человека культуры. Важно использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка, как межпредметной дисциплины, которая способствует приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым, к лучшему осознанию своей собственной культуры.
1. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросла образовательная и самообразовательная функции иностранных языков, их профессиональная значимость в школе, в вузе, на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.1
В России и в большинстве европейских стран на протяжении последних лет языковое образование находится в центре образовательной политики, которая ориентирована на следующее:
- сохранение и поддержку языкового многообразия в условиях мультилингвального и поликультурного общества;
- разумное взаимоотношение государственного языка как главного языка обучения с другими языками.
Иностранный язык как школьный предмет вносит свой вклад в языковое образование учащихся. Иностранный язык может быть также вторым языком обучения другим предметам в школе, и тогда результатом будет билингвальное образование.2 В настоящее время существуют учебные пособия, которые предназначены для развития билингвальных умений при изучении иностранного языка. Расширение круга культур посредством вхождения обучаемых в социокультурное пространство при общении на двух и более языках способствует социализации личности, при этом осуществляется:
-накопление и усвоение знаний о культуре страны изучаемого языка и родной культуре;
-формирование и развитие коммуникативных, когнитивных, познавательных и творческий умений и способностей;
-формирование ценностей ориентации и развитие культуры личности обучаемого в окружающем мире.
Последний пункт включает в себя развитие культуры самой личности (культура отношения, культура саморегуляции), развитие культуры деятельности (культура интеллектуальной деятельности, культура предметной деятельности), а также развитие культуры социального взаимодействия человека с другими людьми в разных странах и на разных континентах.
2.СПЕЦИФИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфические особенности предмета ″иностранный язык″ заключаются прежде всего в сфере целеполагания. Отличие от других учебных дисциплин состоит в том, что большинство дисциплин нацелено на усвоение научных знаний тех или иных явлений, законов, управляющих этими явлениями, в то время как иностранный язык как учебный предмет не имеет сфере своих интересов научные знания языка и тем более науку о языке.
Общеобразовательно-воспитательные цели обучения иностранному языку реализуются непосредственно в процессе достижения коммуникативной цели, в то время как коммуникативная цель обучения родному языку состоит в совершенствовании умений и навыков устной речи и обучении письму и чтению, а также в овладении умением точно выбирать средства передачи информации.
Имеются и другие попытки выделить специфическое в учебной дисциплине ″иностранный язык″. Так, например, и в психологи обучения иностранным языкам, и в методике обучения предмету отмечается, что в отличие от других учебных предметов иностранный язык является одновременно и целью, и средством обучения. Более того, в качестве специфических особенностей учебного предмета ″иностранный язык″ выделяются также такие его качеств как ″беспредметность″, ″беспредельность″, ″неоднородность″. Так И. А. Зимняя пишет, что ″беспредметность″ иностранного языка обусловлена тем, что его усвоение не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности. ″Беспредметность, по ее мнению, связана с тем, что, изучая язык, человек не может знать только лексику, не зная грамматики, или раздел ″герундий″, не зная раздела ″времен″.4 В свою очередь, ″неоднородность″ объясняется обращенностью этого учебного предмета и к ″языковой системе″, и к ″языковым способностям″ и т.д.
Таким образом, иностранный языка как школьный предмет характеризуется следующими чертами:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Иностранный язык является существенным элементом культуры народа − носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
3.Цели изучения предмета иностранный язык
Соловова Е.Н. выделяет следующие основные цели обучения иностранному языку в школе5:
- формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, что включает в себя: формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового и продвинутого порогового уровня; обучение нормам межкультурного общения на ИЯ (иностранный язык); развитие культуры устной и письменной речи на ИЯ в условиях официального и неофициального общения;
- социокультурное развитие учащихся, т.е. соизучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культур других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- ознакомление учащихся со стратегиями самонаблюдений за своим коммуникативным развитием по мере продвижения от одной ступени обучения ИЯ в школе к другой, что позволит им ставить и достигать собственные задачи в изучении ИЯ;
- формирование у школьников уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем;
- развитие самообразовательного потенциала молодежи в изучении других иностранных языков и многообразия современного многоязычного и поликультурного мира;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе соизучения языков и культур.
Также можно определить цели обучения иностранному языку для каждой ступени курса, каждая из которых имеет свои особенности. Первой ступенью является начальная школа.
На начальной ступени обучения иностранному языку (в 1-4 классах) большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык, стимулирование потребностей в открытии мира зарубежных сверстников и использования иностранного языка для этих целей; формирование элементарных основ этики межличностного общения как на родном, так и на ИЯ.
Исходя из вышесказанных особенностей обучение ИЯ в начальной школе направлено на:
- создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании ИЯ как средства коммуникации в современном мире;
- ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, представление ИЯ как ключа в новый мир игр и развлечений;
- приобретение детьми социального опыта за счет расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения, с друзьями и взрослыми на ИЯ; формирование представлений об общих чертах и особенностях общения на родном и иностранном языках;
- формирование элементарных коммуникативных умений в 4-х видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании, письме) с учетом потребностей младших школьников;.
- формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках.
При изучении ИЯ в основной школе (5-10 классы) в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у учащихся всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения различными стратегиями чтения, аудирования, говорения и письма.
Учитывая осбенности этой ступени обучение ИЯ в основной школе направлено на изучение ИЯ как средства международного общения посредством:
- формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме;
- коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран изучаемого языка (в рамках изучаемых тем и ситуаций); развития всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции;
- социокультурного развития школьников с помощью страноведческого, культуроведческого и лингвокультуроведчес-кого материала в контексте европейской и мировой культуры.
- историко-культуроведческого и художественно-эстетического развития школьников при ознакомлении с культурным наследием стран изучаемого языка;
- формирования умений представлять родную культуру и страну в условиях иноязычного межкультурного общения;
- ознакомления школьников с доступными им стратегиями самостоятельного изучения языков и культур.
На завершающей ступени обучения ИЯ в профильной школе (10-11 классы) обучение ИЯ должно способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование ИЯ в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания - развитие культуры устной и письменной речи на ИЯ, углубление культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых языков. Задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников варьируются с учетом профиля школы и расширяются за счет междисциплинарного подключения ИЯ к изучению других предметов.
Из вышесказанного следует, что обучение ИЯ в профильной школе направлено на:
- развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равноправ-ными партнерами межкультурного общения на ИЯ в социокультурно-бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах;
- обучение этике дискуссионного общения на ИЯ при обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей;
- развитие общекультурных умений собирать, систематизировать и обобщать культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для учащихся;
- ознакомление учащихся с основами самооценки уровня владения языком и развитие потребностей в дальнейшем самообразовании по ИЯ.
- развитие умений представлять родную страну и культуру, образы и стили жизни людей в ней в условиях иноязычного межкультурного общения;
- использование ИЯ в профессиональном образовании.
Следует также отметить, что развивающие и воспитательные цели присущи каждому этапу курса, которые направлены на развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также как субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что предмет иностранный язык имеет общие цели для всего курса в целом и частные цели, которые характерны для каждой ступени обучения иностранному языку. Помимо цели формирования и развития языковой и речевой компетенции предмет иностранный язык имеет огромный воспитательный и образовательный потенциал, который можно реализовывать различными путями. Развивающий и воспитывающий потенциал уроков можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
- формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении.
Итак, можно сделать вывод, что иностранный язык как школьный предмет вносит свой вклад в языковую культуру в целом. Знание иностранного языка позволяет входить в другое социокультурное пространство, которое в свою очередь способствует социализации личности. Это очень важно в современном мире, так как все мировые тенденции направлены на международное общение в различных сферах человеческой деятельности. Иностранный языка как школьный предмет имеет следующие особенности: межпредметность, многоуровневость и полифункциональность. Изучение иностранного языка направлено, главным образом, на достижение дальнейшего развитие иноязычной коммуникативной компетенции учеников.
Заключение
В данной работе были рассмотрены следующие вопросы, один из которых − это вопрос изучения иностранного языка в рамках системы школьного образования, которая в свою очередь отражает мировые тенденции развития общества. Современное общество направлено сейчас на сотрудничество и обмен достижениями в различных сферах деятельности, также на развитие тесных контактов между странами. Соответственно, цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. Исходя из этого, роль изучения иностранного языка только возрастает с каждым днем, ведь без знания иностранных языков мировое сотрудничество будет невозможным.
Другой рассмотренный вопрос включает в себя специфику иностранного языка как учебного предмета, которая состоит в сфере его целеполагания. Иностранный язык как учебный предмет не имеет в сфере своих интересов научные знания языка и тем более науку о языке. Главная цель предмета иностранный язык − коммуникативная цель, а общеобразовательные и воспитательные цели обучения иностранному языку реализуются непосредственно в процессе достижения коммуникативной цели.
Выделяют следующие специфические особенности иностранного языка как школьного предмета: межпредметность, многоуровневость и полифункциональность. Изучение иностранного языка направлено, главным образом, на достижение дальнейшего развитие иноязычной коммуникативной компетенции учеников.
Таким образом, иностранный язык как учебный предмет имеет свои особенности, которые хорошо подходят для использования их в образовательных и воспитательных целях. Большой спектр тем на уроках иностранного языка создает благоприятную почву для расширения кругозора учащихся, а также и для проведения как воспитательных бесед, так и мероприятий.
Литература
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. – М., 2004. − 330с.
- Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. – М., 2004. − 236с.
- Сафонова В.В., Марченко Н.И. ″Билингвиальные образовательные программы как инструмент обновления языкового школьного образования″// Иностранные языки.− №2.− 2010.−C. 2-11.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2-е издание. − 2003.− 237c.
- Хисаметдинова Ф.Г. , Закирова Р.Г. ″Введение в языкознание″- Сибай, 1999.− 240c.
- Сафонова В.В., Соловова Е.Н., ″Значение иностранного языка в системе школьного образования и воспитания″, http://www.distant.ioso.ru/for%20teacher/conc.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.
Представлен опыт технологии обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....
"Разноуровневое обучение как важное средство повышения качества преподавания иностранного языка"
Современная школа находится в процессе поиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуа...
Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.
Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....
Презентация к выступлению на заседании МЦ: "Дистанционное обучение как средство повышения качества учителя иностранного языка"
Презентация к выступлению на заседании методического объединения по вопросам дистанционного обучения....
Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.
Данная посвящена методам и приёмам обучения в сотрудничестве....
Пути повышения качества обучения иностранному языку
Сегодня в обществе остро поставлен вопрос о повышении качества обучения иностранному языку. Эффективность обучения иностранному языку в школе в большей степени зависит от того, насколько его подх...
ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».
В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...