Домашнее чтение как форма работы с аутентичной литературой
статья по английскому языку по теме

       В последние годы большое внимание уделяется проблеме аутентичности в методике обучения иностранным языкам.

      Аутентичным   принято считать текст, который не был изначально приспособлен для учебных целей.   Это текст, написанный для носителей языка носителями этого языка. «Аутентичный» происходит от латинского слова «authenticus», что означает настоящий, истинный, подлинный, неподдельный /перевод с англ./.

     Уроки домашнего чтения как нельзя лучше подходят для такого вида работы.  Ведь разнообразные по стилю и тематике тексты могут вызвать и вызывают немалый интерем, а также являются хорошим средством обучения культуре страны изучаемого языка.

     В представленной статье мы обоснуем правильность использования аутентичных текстов при проведении уроков домашнего чтения на уроках английского языка, их роль в повышении мотивации  при изучении иностранного языка.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Домашнее чтение как форма работы с аутентичной литературой

     Под домашним чтением понимается обязательное, постоянное  чтение дополнительной литературы с целью извлечения содержательной информации. Это внеклассное чтение.

     Уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе, так как домашнее чтение является  источником и средством увеличения лексического запаса и развития навыков устной речи учащихся.

     Домашнее чтение можно классифицировать как синтетическое чтение про себя. Основное внимание читающего направлено на извлечение информации, зашифрованной в тексте. Большую часть работы учащиеся осуществляют вне классных занятий.

     Процесс домашнего чтения может преследовать две цели:

- понять текст, т.е. собственно чтение;

- подготовиться к беседе по прочитанному.

     На работу с каждым произведением может отводиться несколько занятий, количество которых зависит от величины читаемого произведения.

    Функции домашнего чтения.

     1)При чтении художественной литературы на английском языке  школьники приобщаются к мировой культуре (образовательная функция).

     2)Формирование самостоятельного  отношения к окружающему миру, критического, творческого мышления,  ценностных ориентаций в процессе знакомства с лучшими произведениями зарубежной литературы (развивающая функция).

     3)Развитии коммуникативных умений чтения предполагает интерпретацию прочитанного,  умение аргументировано изложить своё понимание проблем произведения (обучающая функция).

     Можно сделать вывод, что использование дополнительной литературы при обучению чтению на английском языке позволяет:

– преодолевать серьёзный психологический барьер у обучаемого – страх перед большими по объёму текстами,

– развивать разные виды чтения в комплексе,

– научить школьников извлекать нужную информацию из текста и перерабатывать её так, чтобы она была адекватно понята, прочно усвоена и удобна для актуализации,

– сформировать основные базовые технологии работы с текстами,

– развивать логическое мышление учеников,

– научить школьников самостоятельно совершенствовать свои знания по английскому языку, развивать свою способность к самооценке.

     Важное значение имеет содержательная сторона учебных материалов, предназначенных для домашнего чтения.   Выбор художественного текста в качестве основного предмета домашнего чтения не случаен, так как у старшеклассников особенно повышен интерес к чтению художественной литературы вследствие ее направленности на человека.

     Использование научно-популярной и другой нехудожественной литературы в качестве домашнего чтения не представляется эффективным, так как требует наличия определенного уровня  знаний и интереса к теме.

     Кроме того, методически более правильно читать произведения в продолжениях, так как непонимание отдельных моментов  может компенсироваться на уроке во время обсуждения прочитанного, а это облегчит  прочтение следующего отрывка .

      Художественные произведения отличаются событийностью. Сюжет художественного произведения  стимулируют  языковую догадку.

     Художественные и нехудожественные тексты различаются между собой   особенностями  языковых средств. В нехудожественных текстах преобладает  терминированная лексика. Художественные тексты отличаются большим лексическим и грамматическим своеобразием. К тому же  чтение художественных произведений  обеспечивает  частую повторяемость лексических единиц.  Лексика художественных текстов тесно соприкасается с общеупотребительным словарем разговорного языка.

     Чтение художественной литературы способствует введению учащихся в мир культуры страны изучаемого языка.

     Последовательность работы над текстом будет примерно следующая: предречевые упражнения, контроль понятия содержания (текстовый этап), контроль понятия важных деталей текста (анализ и оценка, послетекстовый этап), анализ литературно-стилевых особенностей текста.

      Методисты и учителя предлагают много видов заданий для работы над текстами. Виды работ зависят от того, какую цель мы ставим перед домашним чтением. Если это чтение ради чтения, то задания будут ориентированы только на контроль содержания. Если мы хотим, чтобы у нас состоялась и беседа по прочитанному, по проблеме текста, то, кроме заданий, упомянутых выше, добавляются еще и другие, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение, переходя постепенно от подготовленной к неподготовленной речи.

     Таким образом, мы показали неоценимую роль домашнего чтения на иностранном языке в ходе овладения им на старшей ступени обучения. Если в курсе изучения языка в основу отбора материала по домашнему чтению положить литературно-страноведческий подход, то он во многом будет более эффективным как в плане обучения чтению, так и в плане повышения культурно-образовательного уровня учащихся. Рассмотрение характеристик художественных текстов дает основание утверждать, что в курсе углубленного обучения иностранным языкам в средней школе домашнее чтение целесообразно проводить на произведениях художественной литературы страны изучаемого языка.

Использованная литература:

1.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Практикум к базовому курсу Соловова Е.Н. -  М.:  Астрель  АСТ,  2008 .- 192 с.

2.Фадеев В.М. Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля.//  Иностранные языки в школе.1979. № 6. – с.30.

3.Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: Учебное пособие. Общие вопросы методики. - М.: Академия, 2002. -160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с аутентичным текстом. Поисковое чтение как форма управления самостоятельной работой учащихся.

Известно, что необходимо стимулировать и создавать условия для поисковой деятельности обучающихся. Чтобы пробудить мыслительную активность, мы представляем учащимся текст...

Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.

В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....

Аутентичный текст для домашнего чтения в 6-7 классе High andL lifted up by Mark Crath

Данная разработка содержит аутентичный текст для домашнего чтения в 6-7 классе изадания к нему...

Методическая разработка «Использование метода учебных проектов в преподавании английской и американской литературы на уроках домашнего чтения на иностранном языке в старших классах для школ с углубленным изучением иностранного (английского) языка.»

Аннотация к методической разработке.В методической разработке изложен опыт и попытка аргументированно доказать эффективность использования учебного проекта при обсуждении книги по домашнему чтению....

Урок домашнего чтения "Touching the Void" 7 класс с использованием технологии критического мышления "Чтение с остановками"

Урок домашнего чтения  "Touching the Void" 7 класс с использованием технологии критического мышления "Чтение с остановками"...

« От романтики до... прозрения (Урок внеклассного чтения в форме литературно-музыкальной композиции) Посвящен поэзии XX столетья:„серебряный век” русской литературы/

Школьная программа не даёт возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому в этом сценарии некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образов...