Система работы с аутентичным текстом. Поисковое чтение как форма управления самостоятельной работой учащихся.
статья (английский язык) на тему
Известно, что необходимо стимулировать и создавать условия для поисковой деятельности обучающихся. Чтобы пробудить мыслительную активность, мы представляем учащимся текст как систему задач, т.е. проблемных ситуаций. Таким образом, работа организуется в поисковом режиме. Самое главное – это вызвать положительную реакцию ученика на задание, поскольку это важная предпосылка организации поисковой деятельности учащихся.
Поисковое чтение строится по определенным законам. В данной статье мы описываем этапы работы с различными текстами в рамках поискового чтения для достижения наибольшего результата в процессе изучения иностранной языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_autentichnymi_tekstami.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с аутентичными текстами. Поисковое чтение как форма управления самостоятельной работой учащихся
При работе с любым текстом можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый (Е.Н.Соловова). Послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.
Целями дотекстового этапа, или этапа антиципации (антиципация – (от лат. ante — прежде, capere — схватывать) — предвидение или предвосхищение будущих событий) являются :
- Определение речевой задачи для первого прочтения.
- Создание необходимой мотивации у учащихся.
- Сокращение языковых и речевых трудностей.
Для организации дотекстовой работы предлагается выбрать аутентичный текст, соответствующий изучаемой теме, уровню обученности учащихся и содержащий необходимые для усвоения социокультурные реалии; подобрать информационно-справочный материал для подтверждения или опровержения гипотез учащихся относительно значений этих реалий. Дотекстовый этап работы необходимо посвятить воспроизведению в памяти учащихся уже имеющейся информации, которая связана с содержанием текста и способна сориентировать на дальнейший поиск.
На текстовом этапе перед учащимися раскрывается необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения.
Целями этого этапа являются:
- Контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений.
- Продолжение формирования соответствующих навыков и умений.
Текстовый этап подразумевает организацию поискового чтения аутентичного текста с целью выявления дополнительной информации, позволяющей уточнить понимание исследуемых реалий.
Этап работы со справочным материалом, организованный также в режиме поискового чтения, подводит некий итог проведённому мини-исследованию реалий и обогащает (или поясняет) текстовую информацию.
Задачи, которые ставит учитель перед учащимися в процессе работы над поисковым чтением аутентичного текста, могут быть самыми разнообразными, но в конечном итоге все они должны подчиняться вполне определённой цели, а именно: понимание и извлечение из текста необходимой информации.
Целью послетекстового этапа является использование ситуации текста в качестве языковой, речевой или содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи .
Оптимальной работой с аутентичными текстами будет работа на проблемной основе. Было установлено, что без проблемной ситуации и решения проблем не формируются приемы и способы самостоятельной поисковой деятельности учащихся, их устойчивой познавательной потребности, не обеспечивается достаточное развитие творческих способностей учащихся.
Как отмечает один из основателей проблемного обучения в России М.И.Махмутов, проблемно-ориентированный подход к обучению позволяет сфокусировать внимание учащихся на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения. При этом иногда важно не столько решить проблему, сколько грамотно ее поставить и сформулировать. Такой подход к обучению стимулирует учащихся самостоятельно вести поиск информации из разных областей, анализировать ее, группировать и концентрировать в контексте конкретной решаемой задачи. Именно этот метод дает возможность ученику почувствовать себя значимой фигурой на уроке чтения; разбудить его способности к прогнозированию событий еще до чтения текста; в соревновательной форме найти главные факты повествования; выполнить задания на основе прочитанного сюжета.
Достоинствами проблемного обучения являются:
1.Высокая самостоятельность учащихся;
2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;
3.Развитие мыслительных способностей учащихся.
Именно степень сформированности самостоятельной поисковой деятельности является объектом контроля чтения на иностранном языке, которая проверяется, в частности, в ходе Единого государственного экзамена у выпускников школы. Мы глубоко убеждены в том, что проблемно-поисковое чтение необходимо систематически организовывать уже на средней ступени обучения, с учащимися младшего подросткового возраста, прививая вкус и интерес к чтению. Учитывая специфику иностранного языка как предмета и его повышенную сложность, можно сделать вывод, что только проблемно-ориентированные задания, содействующие активизации деятельности учащихся и формированию практических умений пользоваться иностранным языком как средством общения, способствуют повышению эффективности процесса обучения иностранному языку и достижению более высоких результатов на уроках. Проблемные ситуации, бесспорно, способствуют лучшему усвоению нового материала, активизируют речемыслительную деятельность, познавательные потребности учащихся, их самостоятельную деятельность и развитие творческого потенциала.
Рассмотрим организацию такой работы в старших классах средней школы с углубленным изучением английского языка.
Компонентами обучения чтению на проблемной основе являются:
- проблемное содержание учебного материала (наличие в текстах незнакомых реалий)
- проблемная ситуация (Как верно интерпретировать аутентичную информацию?)
- проблемное знание (ученик уходит с урока с проблемой – стимулирование самостоятельной работы)
- структура урока (постановка проблемы – разрешение проблемы – возврат к постановке проблемы)
- поисковая деятельность школьников (работа с текстом и справочными материалами в поисковом режиме)
- исследовательская деятельность учащихся (содержательный поиск с элементами исследования текстовых реалий).
Ученик задаётся вопросами, а это и есть проблемная ситуация, при которой обучающийся вынужден находить новый способ его выполнения. Учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. А это стимулирует самостоятельную работу учащихся в данном направлении, растёт внутренняя мотивация.
Таким образом, организация обучения чтению на проблемной основе будет активно способствовать формированию у учащихся умений и навыков полноценного чтения аутентичных текстов, которое предусматривает использование определённых сигналов текста для построения гипотез, предположений на различных уровнях. В конечном итоге это должно способствовать смысловому ориентированию в аутентичном тексте и успешному поиску необходимой социокультурной информации.
Использованная литература:
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.-240 с.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей.- М.: АСТ Астрель, Полиграфиздат, 2010. с.141-163.
- Фадеев В.М. Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля.// Иностранные языки в школе.1979. № 6. – с.30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поисково-творческая школа как форма организации самостоятельной работы обучающихся
Интенсивность развития общества приводит к необходимости активно и осмысленно взаимодействовать с миром, умень изменяться, сохраняя свои целосность и индивидуальность, при этом быть успешным и ответст...
"Из опыта работы с аутентичными текстами на занятиях французского языка"
Чтение в школе нужно рассматривать как самостоятельный вид деятельности, где особое место должно занимать чтение “про себя” с целью извлечения основной информации из прочитанного. И при отборе текстов...
Некоторые формы работы с аутентичным текстом
Презентация к докладу " Некоторые формы работы с аутентичным текстом"...
Некоторые формы работы с аутентичными текстами на уроках немецкого языка
Статья " Некоторые формы работы с аутентичными текстами"...
Обучение проблемно-поисковому чтению на уроках немецкого языка. Работа по тексту.
В новом ФГОС формирование универсальных учебных действий обеспечивающих школьникам умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем с...
Система работы с аутентичным текстом Elvis Presley в 7 классе
В УМК «Спотлайт» для 7 класса в мод. 7 есть урок « «. Я разработала урок , посвящённый американскому певцу Элвису Пресли. Для урока я использовала текст из жу...