Национально-культурный компонент в преподавании иностранного языка как одно из важнейших средств духовно-нравственного развития обучающихся
статья по английскому языку по теме

Стригункова Маргарита Дмитриевна

На современном этапе обучения в условиях обновления содержания образования тенденция интеллектуального и духовно-нравственного развития обучаемых стала ведущей. Духовное возрождение общества требует восстановления национально-региональной культуры, развитие нравственно-духовных качеств школьников, таких как трудолюбие, доброта, сострадание, любовь к Родине, народу/

Уроки иностранного языка по духовно-нравственному воспитанию являются тем социальным институтом, где утверждение национально – духовных ценностей является стержнем развития личности, т.к. становление индивидуального сознания человека происходит в результате усвоения им национально-региональной культуры наряду с традициями и обычаями и культурой стран изучаемого языка и родной страны.

Цели и задачи национального регионального компонента при обучении иностранному языку:

1) усиление самостоятельного и творческого начала в работе с обучаемыми (через эссе, проекты, научно-исследовательскую деятельность);

2) формирование умений свободно формулировать и излагать свои мысли на английском языке в виде сообщений, рефератов, ИКТ проектов;

3) посредством английского языка формировать гражданина на примерах из жизни родителей, знаменитых людей Курска, ветеранов Великой Отечественной войны, героев – афганцев, подводной лодки Курск, на участниках ярких событий из истории своей малой Родины (видео, соцпроект, дискуссии, круглые столы);

4) Воспитание патриотизма, чувства хозяина, бережного отношения к природе Курского края, памятникам старины (ФК, элективы и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natsionalno-kulturnyy_komponent.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Национально-культурный компонент в преподавании иностранного языка как одно из важнейших средств духовно-нравственного развития обучающихся

На современном этапе обучения в условиях обновления содержания образования тенденция интеллектуального и духовно-нравственного развития обучаемых стала ведущей. Духовное возрождение общества требует восстановления национально-региональной культуры, развитие нравственно-духовных качеств школьников, таких как трудолюбие, доброта, сострадание, любовь к Родине, народу, т.к. наблюдается низкий уровень духовной культуры основной массы школьников и выпускников школ. Отмечается снижение нравственной устойчивости обучающегося, его способности к сохранению национальных ценностей.

Уроки иностранного языка по духовно-нравственному воспитанию являются тем социальным институтом, где утверждение национально – духовных ценностей является стержнем развития личности, т.к. становление индивидуального сознания человека происходит в результате усвоения им национально-региональной культуры наряду с традициями и обычаями и культурой стран изучаемого языка и родной страны.

Приобщение к народной культуре через иностранный язык начинается еще на уроках в начальной школе. Это инсценирование сказок русских писателей, пословицы и поговорки, стихи поэтов Курского края. Ориентация уроков на регионально-национальный компонент является важнейшим условием сохранения, развития и усвоения национальной культуры, формирования национального сознания ребенка.

На среднем этапе обучения духовно-нравственным ценностям использую на уроках  технологию проектов, где обучаемые рассказывают  о знаменитых людях Курского края, об архитекторах (В. Клыков), скульпторах (А. Дейнека), поэтах (Ю. Лебедев, Н. Асеев), писателях (Е. Носов,                   К. Воробьев), героях Великой Отечественной войны (И. Сонин, Е. Зеленко). Это занятия научно-исследовательской деятельности в НО «Альтаир», где обучаемые на школьной научной конференции представляют рефераты, доклады, социальные проекты по национально-региональному компоненту.

Все это способствует развитию гуманитарной направленности образования. Главное в этой работе обеспечить стремление личности к нравственному совершенствованию.

На старшем этапе – это спецкурсы, курсы по выбору, элективные курсы, ФК, ориентированные на культурологическую проблематику, так как темы национально-регионального компонента представлены в методических пособиях или вообще не представлены , то в рабочих программах  уделяю 10-15% учебного времени на региональный компонент содержания образования. Можно применять различные варианты его планирования: а) равномерно распределить содержание регионального компонента на уроках иностранного языка, что позволяет систематически обращаться к местному материалу;       б) выделять специальные уроки для использования регионального компонента на иностранном языке; в) смешанный вариант: использовать национально-региональный компонент как на уроках, так и во внеклассной работе.

Цели и задачи национального регионального компонента при обучении иностранному языку:

1) усиление самостоятельного и творческого начала в работе с обучаемыми (через эссе, проекты, научно-исследовательскую деятельность);

2) формирование умений свободно формулировать и излагать свои мысли на английском языке в виде сообщений, рефератов, ИКТ проектов;

3) посредством английского языка формировать гражданина на примерах из жизни родителей, знаменитых людей Курска, ветеранов Великой Отечественной войны, героев – афганцев, подводной лодки Курск, на участниках ярких событий из истории своей малой Родины (видео, соцпроект, дискуссии, круглые столы);

4) Воспитание патриотизма, чувства хозяина, бережного отношения к природе Курского края, памятникам старины (ФК, элективы и т.д.).

Казахский писатель Мухтар Шаханов писал:

Должны быть обязательно,

Кроме родителей,

Четыре корня, как 4 матери:

Родная земля,

Родной язык,

Родная культура,

Родная история…

И все они в облике одной

Собственной матери родной.

Актуальность статьи обусловлена тем, что обучаемые должны знать не только страну изучаемого языка, но и страну, край, район, в котором они живут. Часто обучаемые знают о стране изучаемого языка больше, чем о своей собственной стране, своем родном крае. Преподавание иностранного языка на современном этапе является не только введением обучаемых в мир иноязычной культуры, но и осмысленным пониманием ими родной культуры, что важно в процессе становления личности, формировании мировоззрения в культурном развитии детей. Если обучаемый обладает знаниями об истории, географии, реалиях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке.

В законе об образовании (статья7) закреплены 2 компонента стандарта – федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного и пространства на территории РФ и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений базовыми ЗУН, обеспечивающими возможности продолжения образования.

Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона. Он отвечает потребностям и интересам региона и позволяет организовать поддержку образовательных областей, развитие направлений, ведение курсов, приоритетных для региона содержание регионального компонента образования способствует формированию, у обучаемых духовно-нравственных ориентиров, развитию их творческого потенциала. Обучение на региональном компоненте строится  на основе преемственности поколений, уникальной природной  и культурно-исторической среды. Отбор содержания  регионального компонента для урока или внеклассного мероприятия предопределяется природным, культурно-историческим, социально-экономическим своеобразием региона.

Благодаря межпредметным связям, краеведческому материалу, обучающиеся пополняют знания о родном крае, расширяют словарный запас, закрепляют знания по грамматике.

Использование краеведческого материала на уроке иностранного языка помогает формировать чувство любви к родному краю, бережное отношение к окружающему миру. Обращение к истории развития края, района, к природным богатствам воспитывает у детей чувство гордости, уважение и любовь к родным местам. Использование материалов с национально-региональным компонентом на уроках и во внеклассной деятельности несет дополнительный объем знаний по различной тематике: географии, истории, животного и растительного мира, литературы, музыки, искусства.

Грамотное использование историко-географических, литературных и других материалов воспитывает в детях патриотические чувства, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к экопроблемам малой родины и вырабатывать активную жизненную позицию.

При всем многообразии УМК учитель испытывает недостаток материалов по национально-региональному компоненту. К сожалению, ориентация на культуру своего края, региона представлена кратко.

На начальном этапе национально-региональные компоненты минимизированы. Целью обучения обучающихся средней школы является расширение эрудиции, лингвистического кругозора, формирования умений письменной и устной речи, обеспечивающие основные познавательно-коммуникативные потребности обучаемых. Обучаемые работают над проектами уже в начальной школе. Они делают простые ИКТ презентации связанные с животным миром соловьиного края. Они проявляют фантазию и действуют как исследователи. При подготовке открытых внеклассных мероприятий по национально-региональной тематике и духовно-нравственной культуре обучаемые используют знания, полученные на уроках краеведения, истории, изо, музыки, осуществляется межпредметная связь.

На среднем этапе обучения у обучаемых формируется способность и потребность участвовать в диалоге культур, совершенствовать английский язык и использовать его для углубления своих знаний. Обучаемые стараются овладеть умениями логично и связно высказываться о культурных событиях края, города, экологической обстановке, публично выступать с подготовленными устными сообщениями по заданным темам на выбор. Например: «Почему технология должна извиниться перед экологией?», «Моя родина. Мой город. Мой мир», «Знаменитые люди соловьиного края». Выполняют задания

1. Write a letter to your pen-friend about the ecology in your town.

2. Be ready to report about famous people of your town. Ullustrate your story with pictures, photos and etc.

3. Natural resources of Kursk region. Make a public speech befor the class.

Обучаемые участвуют в творческих индивидуальных, парных, коллективных проектах:

1. Защита окружающей среды в родном городе.

2. Знаменитые спортсмены Курска.

3. Здоровый Курск – город будущего.

4. Красота соловьиного края.

5. Спешите творить добро.

6. Обычаи, традиции, праздники Курского края.

7. Курская битва.

8. Чистая вода – здоровье города.

В век технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым. Современный человек должен восстановить и сохранить ту нить, что и предполагает национально-региональный компонент (воспитание духовно-нравственной культуры).

Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка в контексте диалога культур позволяет повысить эффективность обучения иностранному языку:

- формировать положительную мотивацию в изучении иностранного языка, доброжелательного и заинтересованного отношения  не только к стране изучаемого языка, но и к национальной культуре своего народа;

- формировать у обучающихся умения осуществлять как устные, так и письменные формы общения, учитывая возрастные особенность и интересы обучающихся;

- развивать их творческие способности в процессе активной познавательной деятельности.

Исходя из результатов опроса обучающихся после проведенных уроков о нашем городе и крае, с уверенностью могу сказать, что использование регионального компонента на уроках английского языка, действительно способствует улучшению усвоения знаний, помогает восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяет кругозор, воспитывает эстетический вкус, патриотизм, чувство любви к своей малой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"

С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...

Использование православного компонента на уроках мировой художественной культуры как средства духовно-нравственного воспитания обучающихся.

На своих уроках я всё чаще использую православный компонент, позволяющий погрузить ученика в мир Православной культуры, помогающей понять человеку смысл жизни, как высочайшего откровения о бытии, знак...

Статья по русскому языку "Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка - одно из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника "

Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и ста...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции.

Игровые технологии применяются больше  на начальном этапе обучения.Но  также их можно с успехом применять и на среднем этапе....

Статья "ОБРАЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ КАК К ОДНОМУ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ"

Выявлены основные противоречия в процессе музыкального образования: между возникающими воспитательными эффектами в процессе музыкального образования детей и недостаточной разработанностью теоретически...

Надбитов Р.К. Школьное краеведение как важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Лекциях на дистанционных курсах КРИПКРО. Май 2021 г.

 Отметим все более возрастающую роль краеведения в современном обществе. Общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личнос...