Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков,творческого мышления и коммуникативных способностей суворовцев
методическая разработка по теме
А КТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЦЕССА В УСЛОВИЯХ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m-d_proektov_kak_eff._sposob_razvitiya.doc | 426 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОУ «Северо-Кавказское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков,
творческого мышления и коммуникативных
способностей суворовцев».
г. Владикавказ – 2011 г.
ФГОУ « Северо-Кавказское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор училища
Р.Тавитов
«14» ноября 2011 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков,
творческого мышления и коммуникативных
способностей суворовцев».
Исполнитель:
методист учебного отдела
Шабалина Т.М.
г. Владикавказ – 2011 г.
CОДЕРЖАНИЕ: страница
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА-------------------------------------- 4
- Актуальность опыта. Актуальность опыта раскрывается через особенности ведения учебного процесса в условиях суворовского училища 4
- Условия возникновения опыта. ---------------------------------------------------------- 4
- Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте- ------------------------- 5
- Цели и задачи------------------------------------------------------------------------------------ 5
- Формирование ключевых компетенций.-------------------------------------------------6
- Средства- ----------------------------------------------------------------------------------------- 6
- Основная педагогическая идея.------------------------------------------------------------ 6
- Новизна опыта.----------------------------------------------------------------------------- 7
- Сущность проектного метода обучения -------------------------------------------------- 8
- Связь технологии метода проектов с другими технологиями-----------------------9
- Основополагающие вопросы и проблемные вопросы в проекте ------------------9
- Типологические признаки проекта--------------------------------------------------------10
- Тематический план и проект-----------------------------------------------------------------11
14. Взаимодействие учителя и учащихся в процессе работы над проектом (в
логике Т.И. Шамовой)------------------------------------------------------------------------ 11
- Правила успешности проектной деятельности --------------------------------------- 12
- МЕХАНИЗМ ЗАПУСКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ------------------------------12
- Оценивание проекта-- --------------------------------------------------------------------- - 14
- Создание успешно действующих групп---------------------------------------------------15
- Расшифровка отдельных этапов выполнения индивидуальной исследовательской работы. ---------------------------------------------------------------- 16
- Результативность опыта. -------------------------------------------------------------------- 17
- Адресная направленность опыта. ----------------------------------------------------------18
Литература----------------------------------------------------------------------------------------------- - 18
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА
- Актуальность опыта. Актуальность опыта раскрывается через особенности ведения учебного процесса в условиях суворовского училища.
Развитие современного общества требует формирования всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией. Велика в этом плане роль знаний по математике. Эта наука даёт основополагающие знания для раскрытия закономерностей и особенностей природы и жизни, двигает вперёд НТР (научно-техническую революцию). Разумеется, специалист должен быть грамотным, но помимо этого, современные успешные организации, предъявляют к своим сотрудникам такие личностные качества, как активность, инициативность, коммуникативность.
В настоящее время система образования, базируясь на личностно-ориентированной концепции, нацелена на создание условий, в которых идёт становление личности, где обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Но становление личности будет происходить успешно там, где расширен круг общения, где есть здоровое соперничество. Особенностью нашего училища является сужение круга общения суворовцев, ввиду сокращения контингента обучающихся, что не способствует активизации личности, её самостоятельности и развитию коммуникативных черт характера. Кроме того, считается, что основная школа – наиболее трудное для модернизации звено общеобразовательной школы. Именно на базе основной школы наблюдаются наибольшая перегрузка, многопредметность, снижение познавательной активности обучающихся. Для преодоления подросткового отчуждения от учебного заведения и взрослых, а также для решения задач обучения, педагогические подходы должны быть эффективными. Одним словом, училище и преподаватель должны отвечать интересам, влечениям и потребностям подростка, а увлечены они в настоящее время компьютерами. Я взяла этот факт за основу и в результате педагогических поисков пришла к выводу, что технология метода проектов – достаточно эффективна, т.к. внедрение ИКТ (информационно коммуникативных технологий) в учебный процесс позволяют формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у суворовцев.
2. Условия возникновения опыта.
Представленный опыт работы формировался в условиях суворовского училища, когда наполняемость классов резко снизилась.
Несмотря на условия почти индивидуального обучения, суворовцы быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина: преподаватель часто обращается к суворовцу, а суворовец часто отвечает. В классе с 10-12 обучаемыми потеря трудоспособности возникает уже на 17-20-й минуте урока, как результат усиленного гиперконтроля со стороны преподавателя за деятельностью суворовцев.
Помимо этого, всегда была проблема низкой мотивации к обучению. Кроме того, не секрет, что в настоящее время математика перестала быть престижной наукой (люди с бо´льшим рвением говорят о психологии, истории, языках и пр.), дети не стремятся изучать математику,
. Пробуя разные варианты, я пришла к выводу, что в условиях нашего училища использование метода проектов – достаточно оптимальное решение, где можно получить положительную динамику не в ущерб интересам личности суворовца и учебному процессу.
Интерес к предмету может возникнуть в том случае, когда преподаватель создает условия для активного и творческого поведения суворовца. Такую задачу успешно решает метод проектов. Исследования в проекте помогают ребенку проявить его личностные качества и умение отстаивать свои позиции в решении исследовательских и творческих заданий, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, решительным, учит находить нестандартные решения, творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.
3. Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте:
Применение технологии метода проектов позволяет успешно решать следующие затруднения и проблемы в обучении:
- низкая мотивация к обучению
- низкая познавательная активность (Многопредметность и гиперконтроль со стороны преподавателя приводит к низкому уровню ЗУН);
- использование знаний по математике (очевидная для ребенка бессмысленность значительного объема содержания обучения в жизненной перспективе);
- недостаточный имеющийся уровень значимости знаний по математике (слабая практическая направленность образовательного процесса);
- формирование механизма самореализации личности (что я буду представлять как личность без знаний по математике?)
- возможность интеграции знаний по предмету (не узнают одни и те же вопросы, которые рассматриваются по разным предметам)
низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей (Малочисленность, т.е. ограниченность сферы общения снижает образовательное воздействие через коллектив, сложно развиваются коммуникативные черты характера).
4. Цели и задачи
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
- развитие у обучаемых самостоятельности и способности к самоорганизации;
- формирование высокого уровня правовой культуры;
- развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной парадигме суворовец становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ребенке. Результатом работы преподавателя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Математика», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к
быстро меняющемуся миру. .
Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
- Помочь суворовцам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;
- Способствовать развитию творческого потенциала суворовцев;
- Создать условия для формирования у суворовцев адекватной самооценки;
- Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.
5. Формирование ключевых компетенций:
Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения, технология коллективных способов обучения и информационно-комуникативные технологии. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:
- информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
- коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
- социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
- предметную - способность применять полученные знания на практике.
В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
- формирования и развития внутренней мотивации суворовцев к более качественному изучению математики как науки;
- повышения мыслительной активности суворовцев и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
- речевого развития суворовцев, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
- развития индивидуальных особенностей суворовцев, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
- изменения роли преподавателя в образовательной среде;
- более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности суворовца.
6.Средства:
- Проектная работа (планирование)
- Самостоятельная работа.
- Организация коммуникативной деятельности.
- Групповая работа.
- Индивидуализация.
- Решение проблемы.
- Исследовательская работа.
- Поисковая работа.
- Валеологический аспект.
- Работа на ПК (информатизация)
7.Основная педагогическая идея:
При существующих требованиях информатизации учебного процесса, метод проектов является очень эффективным приёмом приучения к творчеству ученика, т.к. исследования разного уровня мотивируются работой на ПК (программа «Miсrosoft Offise PowerPoint») , что дети делают с большой охотой и с удовольствием.
А также: создание условий для повышения уровня значимости знаний по математике с помощью проектного метода обучения, организуя совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность суворовцев-партнёров, которые имеют общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта, используя ПК (персональный компьютер), разнообразные формы обучения (ученические конференции, уроки-исследования, деловая игра и пр.) с учётом особенностей процесса обучения в классах с небольшой наполняемостью.
- Новизна опыта
В качестве теоретической основы выбранная модель технологии метода проектов (разработана американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком), впервые была адаптирована к современным условиям технологий еще в начале 20 века под руководством русского педагога С.Т.Шацкого). Новизна опыта состоит в использовании ИКТ (информационно коммуникативных технологий) на проекте по математике в старшем звене суворовского училища с обучающимися разного уровня подготовки и способностями, а также в использовании проектных работ после завершения проекта как наглядный и дидактический материал к урокам (презентации, доклады, буклеты, бюллетени, сценарии, могут быть и поделки и пр.). Этот показатель можно использовать в попытке усовершенствования системы оценивания проектной деятельности суворовцев, т.к. результаты исследований становятся наглядным пособием для обучения следующего поколения обучаемых.
II. Научно-теоретическое обоснование опыта
«Идея – очень емкая и гибкая форма выражения мысли, отражающая ее движение и становление, вбирающая прошлое и предвосхищающая будущее»
Опыт базируется на теории общей педагогической деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории учебной деятельности (Д.Б.Эльконин Р, В.В. Давыдов Р, Л.В. Занков Л, И.С. Якиманская Л, Н.Ф, Талызина Ф, Г.И. Щукина А), передовом опыте педагогов новаторов (О.Б. Лущекина, Ж.В. Чопорова, С.Н.Кириллов), а также идеи компьютерной поддержки образовательного процесса (В.И.Загвязинский)
В обучении первостепенное значение имеют познавательные умения, т.е. умения самостоятельно приобретать знания. Они особенно важны для пополнения знаний по окончании учебного заведения (для непрерывного самообразования). Вооружения суворовцев познавательными умениями – важное средство против перегрузки суворовцев и необходимое условие повышения эффективности учебных занятий.
Основные виды учебных умений
познавательные
практические
самоконтроля
организационные
оценочные
Важную роль играет формирование практических умений, т.к. на этом этапе обучаемый готовится к труду в сфере материального производства.
Организационные умения помогут планировать свою работу и правильно организовать рабочее место.
Самоконтроль за своим поведением, выполнением действий и операций при измерениях, вычислениях, решении задач, при подготовке заданий на самоподготовку тоже имеет важное значение.
Оценочные умения помогут давать социально-экономическую и экологическую оценку полученным знаниям величин в результате решения вычислительных или экспериментальных задач, а также технологии производства, достоверности результатов экспериментальных работ.
В такой структуре наиболее эффективно использование технологии метода проектов, как одного из методов активного обучения. Данные методы обуславливают формирование критического мышления, навыков работы с большим объёмом информации, обеспечивают общение суворовцев, стремление к здоровому соперничеству. Специфика общения состоит в том, что обучаемые в процессе проектной деятельности приобретают опыт сотрудничества через совместное углубленное исследовательское изучение вопросов. В процессе работы над проектом у суворовцев успешно формируются основные виды учебных умений. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Теоретической базой опыта являются концепции Е.С. Полат, Т.И. Шамовой, О.П.Калачихиной.
- Сущность проектного метода обучения:
Проект, по словарю В.В.Даля, - «задуманное, предложенное дело и самое изложенье его на письме или в чертежах. Проектный, проектовый к сему отнеще». Другими словами, проектно-исследовательская деятельность — это организация особого взаимодействия преподавателя и суворовца в процессе обучения в суворовском училище. Суворовец самостоятельно проводит глубокое исследование какого-либо вопроса или темы по предмету или нескольким предметам, если для получения ответа необходимо использовать взаимосвязи наук.Преподаватель выступает в роли консультанта, тренера. Результатом этого взаимодействия является получение суворовцем помимо основных знаний более глубоких представлений по отдельно выбранной теме (или темам), порой настолько интересных, что они позволяют суворовцам становиться призёрами различных конкурсов и конференций регионального и российского уровней, публиковаться на страницах периодических изданий.
Е. С. Полат дает такое определение методу (более близко к моей работе) проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу суворовцев - индивидуальную, парную, групповую, которую суворовцы выполняют в течение определенного отрезка времени. С помощью этого метода суворовцы не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Остановлюсь на основных требованиях к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения .
- Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная деятельность суворовцев.
- Структурирование содержательной части проекта.
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; (основополагающий вопрос)
- выдвижение гипотез их решения; (проблемные вопросы)
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформление конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Внедрение метода проектов в обучение влёчёт за собой пересматривание и изменение тематического планирования. До начала учебного года, планирую тематику проектов по классам. В соответствии с темами учебника определяю время, этапность проекта. Затем составляю новый тематический план с учётом огранизации проектной работы по данной теме.
Педагоги обратились к методу проектов, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Решение проблемы в проекте предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в училище, в реальной жизни). Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Проектные – творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата,могут включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата.
Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий эффективно спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, т.к. она планируема и поэтапно приводит к цели.
- Связь технологии метода проектов с другими технологиями
Метод проектов предполагает тесную взаимосвязь с другими эффективными технологиями:
- Технология «Обучение в сотрудничестве»
- Личностно-ориентированное образование
- Технология разноуровневого обучения
- Технология “Портфель ученика”
- Технология исследовательской работы
Исследовательское обучение относится к высшему уровню проблемности в обучении, которым может овладеть не каждый суворовец. Поэтому, применяя принцип проблемности в обучении и учитывая индивидуальные учебные способности суворовцев, наряду с методом проектов я использую и такие методы проблемного обучения, как проблемное изложение, частично-поисковый метод. Выделенные уровни проблемности позволяют мне достаточно чётко планировать свою деятельность на занятиях и, следовательно, уровень познавательной самостоятельности суворовцев при решении проблем. В то же время применение метода проектов в сочетании с методом обучения в сотрудничестве позволяет реализовать свои учебные возможности каждому суворовцу.
- Основополагающие вопросы и проблемные вопросы в проекте
Перевод суворовцев в позицию организуемого, направленного извне или активного самостоятельного поиска обнаружения, переработки и применения информации может успешно протекать только при владении суворовцами общеучебными умениями, т.е. способностью получения и применения знаний. Для того, чтобы ребёнок стремился получить и применить знания по предмету, чтобы ему было интересно, построение проекта базируется на основополагающем и проблемных вопросах.
Что представляют собой основополагающие вопросы учебной темы?
- Не имеют очевидного «правильного» ответа
- Должны вызвать интерес у суворовцев
- Требуют творческого подхода к изучаемому материалу
- Имеют широкий диапазон
- Обеспечивают связь между дисциплинами и объектами изучения
Проблемные вопросы учебной темы:
- Привязаны к конкретной учебной теме или объекту изучения
- Поддерживают и обеспечивают ответ на основополагающий вопрос
Для чего нужны основополагающие вопросы?
Для того, чтобы нацелить суворовцев на более высокий уровень мышления, а именно
- требовать от суворовцев сравнения фактов, самостоятельных оценок событий, объяснения явлений, интерпретирования сведений и т.п.
- связать изучение одной темы с другими дисциплинами и темами
- обсуждать вопросы, которые суворовцы будут вынуждены задавать преподавателю
Как основополагающие вопросы помогают суворовцам?
- стимулируют воображение суворовцев и связывают предмет изучения с их собственными идеями и опытом
- заставляют суворовцев исследовать множество различных вариантов - Не существует единственного, очевидного, «правильного» ответа
- толкают на детальное обсуждение и исследование, готовят почву для дальнейшего поиска истины
Несколько советов по постановке основополагающих вопросов
- Просто начните придумывать интересные вопросы… Не беспокойтесь о формулировках, их всегда можно поправить
- Вспомните вопросы, которые задают Вам суворовцы, когда вы объясняете данную тему, и выберите то, что они находят самым интересным
- Решите для себя, что из того, что Вы изучаете с ребятами, Вы бы хотели бы, чтобы они все еще помнили лет через пять
- Сначала напишите свой вопрос на «взрослом» языке, а потом «переведите» его на язык, понятный детям
- Задайте свой вопрос вслух и произнесите фразу «Ну и что?» Если после Вашего вопроса такую фразу произнести нельзя, значит у Вас получилось!
- Типологические признаки проекта.
У Е.С.Полат существует общедидактическая типология проектов, где предлагается подразделять проекты по следующим типологическим признакам:
- Доминирующие в проекте метод или вид деятельности:
- Исследовательский (неизвестно - что будет на выходе),
- Поисковый (привязан к конкретной теме),
- Творческий,
- Информационный (с такого типа можно начать проектную деятельность в 7-м классе. Дети на таком проекте учатся работать над текстом, структурировать его),
- практико-ориентированный (такие проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Проект требует хорошо продуманного сценария, организованной работы в плане поэтапных обсуждений, индивидуальной работы и т.п).
- Предметно-содержательная область: монопроект (проекты в рамках одного учебного предмета) и межпредметный проект (проекты, затрагивающие два-три предмета);
- Характер координации проекта: с открытой, явной координацией и со скрытой координацией (характерно для телекоммуникационных проектов);
- Характер контактов: внутренний, региональный и международный;
- Количество участников проекта: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных учебных заведениях, регионах, странах), парные (между парами участников), групповые (между группами.);
- Продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный
Телекоммуникационный проект: требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.
Телекоммуникационный проект в суворовском училище тоже возможен, я вижу перспективы развития в этом направлении при подключении школы к сети ИНТЕРНЕТ.
- Тематический план и проект.
Внедрение метода проектов в обучение влёчёт за собой небольшой пересмотр и изменение тематического планирования, если тема проекта, раздел или отдельные темы учебника и количество часов по теме учебника близко к базисному плану. Я не использую в своей работе глобальных изменений в тематическом плане по проектам. До начала учебного года, планирую тематику проектов по классам, но имея ИГЗ по математике в отдельных классах, некоторые проекты рождаются спонтанно, по заинтересованности суворовцев отдельными вопросами. Если проект запланирован, а это относится к большим проектам (например, на четверть), составляю новый тематический план с учётом огранизации проектной работы по данной теме. Но и тут стараюсь не давать тему блочно (был опыт, который не показал положительной динамики в нашем училище по математике). Вопросы проекта рассматриваем на уроке через проблемное изложение, исследования на уроке, домашнее задание в виде:
- составить основополагающий вопрос к проблеме. (На вводном занятии; наиболее удачный пойдёт в проект)
- составить проблемные вопросы к основополагающему. (по ходу изучения параграфов темы)
- разделиться на группы и определиться с работой каждого в проекте.
- защита проекта. (на уроке-обобщения или повторения изученного).
- Рефлексия. (что вам дала работа над проектом).
Взаимодействие преподавателя и обучаемых в процессе работы над проектом (в логике Т.И. Шамовой) Этапы выполнения проекта
Деятельность преподавателя
Предлагает; ставит проблему; консультирует; наблюдает; советует; помогает; уточняет; проверяет; дополняет; обобщает; контролирует; следит; участвует в оценке проекта
- Исследовательский этап
поиск проблемы; выбор и обоснование проекта; анализ предстоящей деятельности;
выбор конструкции и материалов; разработка конструкторскотехноло-гической документации по организации рабочего места
2. Технологический этап
Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом
Соблюдение технологической, трудовой дисциплины и техники безопасности; сборка изделия
3.Заключительный этап
Контроль и испытание изделия; экономическое обоснование; маркетинговые исследования подведения итогов; защита проекта
Деятельность суворовцев
анализируют; сравнивают; выбирают; исследуют; изучают; формулируют; конспектируют, рисуют; чертят; генерируют идеи; разрабатывают; определяют; подсчитывают; контролируют; оформляют; защищают проект
Результат
- Правила успешности проектной деятельности
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров».
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
- Механизм запуска проектной деятельности
Проект начинается и делается на интересе суворовца. Механизм запуска проектной деятельности может быть разным:
1. Побудить к проектной деятельности могут проблемные ситуации на уроке, проблемное изложение, частично-поисковый метод, а также мини-исследования на уроке (вопросов в теме урока возникает множество, задача преподавателя заинтересовать суворовца данной темой (через проблему, поиск, исследование и пр.) так, чтобы он захотел сделать проект. При этом предполагается, что суворовцы в курсе общих понятий и положений о проекте, которые они получают из бесед с преподавателем, выставочных и демонстрационных работ.
2. Заранее продумать преподавателю проект. Знакомя суворовцев с темой, задачами, основополагающим вопросом и проблемными вопросами на интересе подбирать команду суворовцев для проекта и осуществить его по плану такого типа:
Продумывание преподавателем темы проекта.
Для определения темы проекта преподаватель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета.
Выбор возрастной категории обучаемых.
Преподаватель выбирает определенную возрастную группу, например, суворовцы 8-классники, или разновозрастная группа (8–9 класс) суворовцев и т. п.
Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы
Формулирует преподаватель. Например, основополагающие вопросы (те, на которые нельзя ответить одним предложением. Вопросы, на которые суворовцы должны дать ответ в результате работы по проекту.
Формулирование дидактических целей проект
Формулирует преподаватель. Например, "Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения", "Формирование критического мышления, навыков работы в команде".
Формулирование методических задач
Формулирует преподаватель. Например, научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований суворовцев
Суворовцы самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Рекомендуется провести "мозговой штурм", использовать метод наводящих вопросов.
Выдвижение гипотез решения проблем
Формулируются суворовцами. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке
Определение творческого названия проекта
Творческое название проекта выбирают суворовцы вместе с преподавателем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта.
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
Суворовцы делятся на мини-группы по 4–6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, буклета, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.
Обсуждение плана работы суворовцев индивидуально или в группе
Суворовцы продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.
Обсуждение с суворовцами возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
Преподаватель обсуждает с суворовцами, как найти источники информации по теме исследования - в училищной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
Самостоятельная работа суворовцев в группах, обсуждение задания каждого в группе
Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.
Самостоятельная работа групп
Роль преподавателя - консультирование, помощь, направление деятельности суворовцев в методически нужное русло.
Подготовка суворовцами презентации по отчету о проделанной работе
Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, презентация с результатами исследований. Цель: мотивировать суворовцев систематизировать полученные данные. Роль преподавателя — консультирование, помощь.
Защита полученных результатов и выводов
Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: преподаватели и суворовцы. Рекомендуется заранее разработать для суворовцев оценочные листы на основе Критериев оценивания.
Оценивание результатов проекта суворовцами и преподавателем
Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Преподаватель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.
Самое главное:
Исследования и работы детей не должны кануть в лета после завершения проекта! Мы применяем их исследовательские работы для обучения следующего поколения суворовцев в виде дидактического материала.
16. Оценивание проекта.
Оценивание проекта не может быть однозначным, обязательно должны быть следующие оценки по проекту:
- Внешняя (делает специалист)
- Самооценка (моё участие в проекте)
- Рефлексия (что мне дала работа над проектом)
! Проект делается только по желанию детей.
- оценка презентации проекта может быть с такими критериями:
Перечень вопросов, на которые следует обратить внимание | Балл от 1 до 5 |
1 .Актуальность выбранной темы | |
2. Практическая значимость. | |
3 . Аргументированность целей работы. | |
4. Выбор оптимальных методов исследования. | |
5 Грамотность представления полученных результатов. | |
б.Уровень изложения материала 6.1 Научность | |
6.2 Логичность | |
6.3 Доступность | |
7. Использование наглядности (таблицы, плакаты, видео, компьютерные программы) | |
8. Умение организовать и вести работу в команде 8.1 Наличие разделения обязанностей | |
8.2 Информированность группы в результатах работы | |
8.3 Определение вклада каждого члена группы | |
9 Умение вести дискуссию | |
10. Полученные результаты , их оценка. | |
1 1 .Реализация проекта | |
Итого: |
Качество выполненного элемента: высокий — 3 балла, средний - 2 балла, удовлетворительный -1 балл, неудовлетворительное - 0 баллов.
Существуют правила оформления материалов доклада, которыми тоже можно руководствоваться при составлении и оценке доклада суворовца. (по учебнику «Риторика» М.В. Борисовой и А.А.Соловьёвой):
- Оценка актуальности темы вашего доклада на фоне др. докладов (темы проекта).
- Формулировка целей доклада.
- Прогнозирование возможной реакции аудитории на ваш доклад.
- Формулировка названия доклада.
- Выбор ударного момента в будущем выступлении.
- Составление плана изложения доклада.
- Написание текста доклада.
- Разбивка материала доклада по времени.
- Принятие решения об использовании наглядных средств.
- Подготовка наглядных средств.
- Выбор стиля выступления.
- Выбор способа начала доклада.
- Репетиция выступления.
Особое значение в работе с детьми играет ситуация успеха. Успех обучения тесно связан с умением мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Ситуация успеха – это состояние удовлетворенности от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, достигнут.
После презентации проекта, не зависимо от результата, нужно обязательно похвалить детей, найти и показать все «плюсы», сравнить результат с прошлым и только таким образом оценить проект.
17. Создание успешно действующих групп.
Развитие личности – это результат коллективно осуществляемого общественного дела, то есть процесса обучения, в котором есть место и индивидуальной, и групповой, и коллективной работе.
Очень важно научить суворовцев организовать совместную деятельность. Это работа в парах, группах. Она занимает достойное место в проекте, но как быть в классах с малой наполняемостью? Чаще работать приходится индивидуально, реже парно или бригадно (3 человека). Но имея индивидуальное задание, суворовец отдаёт себе отчёт в том, что это часть одного общего проекта!
Групповые работы тоже очень важны, не стоит от них отказываться. Выход: групповую работу организовывать через внеклассные мероприятия по математике, когда можно сформировать сборные команды из разных классов. Если проект в отдельном классе, то дети могут самостоятельно формировать пары, выбирать «отрасль» в проекте. Как правило, задания получаются разноуровневые. Сложностью на первом этапе проекта является психологическая помощь слабым детям в том, чтобы они смогли поверить в себя. Состав групп и заданий может меняться перед началом работы над новым проектом, но до окончания работы необходимо сохранять состав неизменным. Предпочтительное количество участников группы 2-3 человека. Желательно, приступая к новому проекту, менять роли в группе, хотя иногда удачно приживается именно работа в одной категории, это тоже неплохо, ведь на стадии развития ребёнка такой факт свидетельствует об уже сформированных устойчивых интересах. Стараемся всё-таки сочетать индивидуальные и коллективные формы работы.
Например: в большом новом исследовательском проекте суворовцам предлагаю вариант объединения по группам. В моей практике никогда дети со слабой теоретической подготовкой не остаются «не удел», т.к. ввиду разнообразных форм и методов представления и защиты исследуемой проблемы, таким детям предлагается посильный вид работы в проекте. А именно:
1-й уровень: Слабые, не интересующиеся математикой дети – отрабатывают готовый теоретический материал и проявляют своё творчество в другом качестве (например, артисты).
Артисты.
- Знакомство со сценарием. Распределение ролей. Репетиции. Подготовка реквизитов. Генеральная репетиция.
2-й уровень: Дети, проявляющие определённый интерес к математике (работа с простой выборкой материала и оформление материала)
«Чёрные и белые оппоненты»:
- Подбор нужной литературы для «чёрных оппонентов». Оформление буклета «чёрными оппонентами». Подбор литературы для «белых оппонентов». Оформление буклета «белыми оппонентами». Редактирование буклетов.
Оформители:
- Знакомство с предложенной литературой. Выбор нужной литературы для бюллетеня .Распределение материала по полю бюллетеня. Оформление бюллетеня. Редактирование бюллетеня. Генеральное представление бюллетеня.
3-й уровень: Дети, умеющие вести полноценную работу и представление доклада (отработка материала доклада по схеме, составление тезисов, умение представлять доклад и пр.)
- Знакомство с предложенной литературой. Выбор нужной литературы. Распределение сюжетных сообщений. Редактирование сообщений для доклада.
4-й уровень: Дети, способные разрабатывать проект по основным этапам моделирования.
- Знакомство с предложенной литературой. Выбор нужной литературы. Создание модели презентации Работа с текстами слайдов. Работа с шаблонами оформления слайдов. Работа с цветовыми схемами и эффектами анимации слайдов. Контрольный просмотр и редактирование слайдов.
18. Расшифровка отдельных этапов выполнения индивидуальной исследовательской работы
(по О.П.Калачихиной):
1. Подготовительный этап:
№ | Этапы работы | Примечания |
1 | Выбор примерной темы (заглавия) работы | Задает направление исследования. Окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации. Отражает суть выполненной работы |
2 | Определение цели работы | Позволяет суворовцу точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Оформляется письменно. |
3 | Выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы. | Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов. |
4 | Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. | Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют суворовцу последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. |
2. Основной этап:
№ | Этапы работы | Примечания |
1 | Поиск и изучение литературы по теме исследования. | Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. |
2 | Формирование главы: «Обзор литературы» | Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники. |
3 | Выбор методов исследования. | Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов. |
4 | Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов. | Проведение эксперимента или др. элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных результатов с литературными данными. Определение достоверности полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы. |
5 | Подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи. | Содержит следующие разделы: введение с целью работы; гл.: «обзор литературы»; гл.: «материалы и методы»; гл.: «результаты и их обсуждение» выводы;* список использованной литературы |
6 | Подготовка работы к презентации | Определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу. |
* - Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы.
Вопросы для обсуждения:
- Насколько соответствует заявленная тема объекту исследования и типу исследовательской работы?
- Насколько сложность и широта проблемы соответствует возрасту и подготовке суворовцев, количеству учебных часов, формам учебной работы?
- Насколько область и тематика работы соответствует квалификации педагога - руководителя исследовательской работы?
19. Результативность опыта.
Педагогический эксперимент, проводимый в нашем училище показал, что реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих суворовцев. Изменяется и психологический климат в классе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу суворовцев на разнообразные виды самостоятельной деятельности суворовцев, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Что происходит в училище после внедрения проектной деятельности
Технологии проектов используются для поддержки изучения предметных дисциплин, а не только информатики
- Начинает применяться проектный метод обучения другими преподавателями-предметниками
- Преподавателя начинают работать совместно с другими преподавателями, используя технологии
- Появляются новые формы контроля знаний и умений суворовцев
- Стало проще привлекать суворовцев в проектно-исследовательскую работу
- В процессе обучения суворовцы создают материалы (презентации, публикации) и овладевают методами, которые они смогут использовать в своём дальнейшем обучении
Положительное влияние компьютеров в привлечении к проектному методу обучения:
Активное «извлечение уроков», основанное на самостоятельной творческой работе * против Пассивное изучение, основанное на теории
- Мультимедиа * против Один источник
- Совместная работа * против Изолированная работа
- Обмен информацией * против Передача информации
- Критическое мышление и выработка решений *против Изучение фактов и сведений
- В центре процесса – суворовец * против В центре процесса – преподаватель.
За последние три года
- Изменилось содержание учебных работ суворовцев, как влияние технологии проектной деятельности и компьютерной грамотности
- Проекты Ткаченко О. «Шифрование и математика» и Школьникова В. «Диофантовы уравнения» стали дипломантами на VIII Региональном конкурсе молодых исследователей «Ступень в науку».
Использование в своей работе метода проектов позволило мне преодолеть пассивность суворовцев, тем самым повысить интерес к предмету. В работе над проектами у суворовцев возникает необходимость использовать свой опыт и знания других предметов.
Деятельностная основа обучения, каковой является метод проектов, способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих умений, а также помогает становлению таких черт характера, как ответственность, любознательность, целеустремленность, настойчивость, толерантность, умение работать в команде.
Проектная деятельность помогает мне создавать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке, а суворовцам поверить в свои силы. Без сомнения, проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации.
«Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Так начал одну из своих статей Л.Н.Толстой. Действительно, человек, увлечённый чем–либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорство в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви. Следствием всего выше сказанного можно считать повышение качества знаний суворовцев по предмету ,сдача ЕГЭ В 2011 году при 100% -ной успеваемости,96 % качества,средний балл ЕГЭ по математике -58.3.Из 53 суворовцев поступили в ВУЗы 44 суворовца..
Появление в училище новейших средств обучения (компьютерные классы, цифровые проекторы, интерактивные доски, мультимедийные учебные пособия), должны в максимальной степени оптимизировать учебный процесс и помочь как суворовцу, так и преподавателю в решении познавательных задач.
Использование ИКТ является именно тем необходимым звеном, способным связать интеллектуальные потребности суворовцев с богатейшими достижениями мирового опыта.
Уровень развития метода проектов зависит от интеллектуальных усилий трёх взаимодействующих сторон: суворовцев с незаглубленной познавательной активностью, преподавателей, постоянно работающих в поиске и взращивании одарённости, и администрации, желающей, чтобы всё это процветало. При благоприятном соединении всех этих составляющих можно воспитывать плеяды творческих специалистов, учёных, певцов и художников. И всё же мне хотелось бы отметить, что главным двигателем в этом процессе является проеподаватель. Если преподавателю неинтересно работать с суворовцами, то никакое давление администрации не поможет. Проект должен владеть нашими мыслями и чувствами. Детей не обманешь. Они любую фальшь в нас чувствуют без приборов и индикаторов.
Хотелось бы, чтобы в училище сложились определённые традиции и культура исследовательской работы с суворовцами, узнаваемая по характерному «почерку»: это может быть излюбленная тематика, или методика, или места проведения исследований. Каждый год есть перспектива представлять на различные конференции работы разных детей. При такой системе, могут меняться педагоги, «но» почерк останется неизменным
20. Адресная направленность опыта:
для учителей математики, особенно работающих в суворовских училищах. Данный метод помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с суворовцами, дает суворовцам возможность самовыражения и самореализации. Решается одна из основных психологических проблем обучения в классах с малой наполняемостью - сводится к минимуму гиперконтроль со стороны преподавателя.
Литература:
- Беспалов П.В.Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения//Педагогика. №4, 2003.
- Бухаркина М.Ю «Технология разноуровневой дифференциации в учебно-воспитательном процессе в средней школе»
- Границкая А.С. Научить думать и действовать: - М.: Просвещение, 1991.
- Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. /Практико – ориентированное пособие для руководителей ОУ. – Барнаул: АКИПКРО, 2001.
- Крутский А.Н. , Психодидактика., Издательство БГПУ,1997.
- Курганский С.М. ст. «Общеобразовательные программы школы», ж-л «Завуч»№4 2006г
- Поиск новых путей: Из опыта работы /Сост. С.Н. Громцев. – М.: Просвещение, 1990.
- Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М., “Академия”, 2000.
- Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.
- Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
- Стратегия модернизации содержания общего образования:
Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М. МинОбр. 2001. - Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М.: Просвещение, 1991.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища.
"Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища"...
Устная работа на уроках математики - эффективный способ развития математического мышления школьников
В условиях развития предпрофильной подготовки учащихся 5-6 классов по математике необходимо уделять большое внимание решению развивающих и прикладных задач, ориентировать учащихся на практическо...
«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков учеников начальной школы»
Метод проектов является часто обсуждаемой темой. Метод проектов можно применять не только для обобщающего урока, ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...
Метод проектов как один из наиболее эффективных для развития познавательных УУД в обучении иностранным языкам.
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации ФГОС общего образования. Учителя иностранного языка давно работают по проектной ...
Участие в дистанционных олимпиадах, как эффективный способ развития познавательной активности школьников.
В статье кратко описывается опыт участия в дистанционных олимпиадах. Главное преимущество этих олимпиад состоит в том, что ребенок любого уровня подготовки может принять в них участие. Сама подготовка...
Метод проектов как эффективная форма развития функциональной грамотности. Из опыта работы.
В материале рассказывается, как можно провести проектные уроки в 5 классе на занятиях по изучению литературы родного края. Для проекта выбраны рассказы мурманского писателя....