Разработка урока по теме: «Особенности выражения просьбы в англоязычной среде».
план-конспект урока по английскому языку (10 класс) на тему

Мережко Ольга Александровна

Обучая детей практическому владению английским языком как средством общения, учителю необходимо познакомить обучающихся со стратегиями речевого поведения в англоязычной среде и научить применять их на практике, а также научить обучающихся определять черты сходства и различия при употреблении речевых оборотов в английском и русском языках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме:

«Особенности  выражения просьбы в англоязычной среде».

10 класс

 Цели урока:       1. расширение  лингвистического кругозора обучающихся;

                          2. воспитание культуры общения;

                          3. развитие межкультурной компетенции обучающихся.

Задачи урока:  1. активизировать   употребление стратегий при выражении  

                                просьбы в речи обучающихся;      

                              2. учить обучающихся владеть речевыми приемами  

                                   носителей языка и определять  

                                 верную линию языкового поведения;

                               3.  развивать навыки устной диалогической  речи обучающихся.  

 Оборудование:  карточки с заданиями, картинки с ситуациями.

Ход урока:

I. Организационный момент.  Приветствие.

II. Сообщение целей урока:

Учитель:

Сегодня на уроке мы повторим  некоторые  речевые приемы, привычные для носителей языка,  потренируемся выражать просьбу в различных ситуациях.

III. Повторение стилей речевого общения:

Учитель: Какие стили речевого общения вы знаете?

(формальный,  неформальный и нейтральный)

Если вы должны выбирать между разговорным и официальным стилем общения, обратите внимание на следующее:

кто ваш собеседник, определяемый заданием, - чем больше разница в вашем возрасте, социальном статусе и чем меньше вы друг друга знаете, тем более официальную (вежливую) форму общения вам следует избрать:

Например, вы едете  в поезде, в вагоне очень душно, вы просите соседа открыть окно.

При обращении к другу:

Can you open the window?

 Open the window.

При обращении к незнакомому человеку:

Would you mind opening the window?

 It's very hot in here.

Если ситуация требует неких усилий со стороны вашего собеседника (вы просите что-то купить, дать информацию, подвезти вас, отложить что-либо), то чем больших усилий вы ожидаете, тем более вежливые формы общения вы должны выбирать:

I wonder if it would be at all possible for you to call off your holiday

Can you tell me the time?

Помните, что вежливые фразы обычно длиннее - чем больше слов вы используете, чтобы о чем-то попросить или что-то предложить, тем более вежливо это прозвучит. 

Задание  №1. Расположите выражения от 1 (самое вежливое) до 4 (наименее вежливое) и выберите наиболее подходящее в данных ситуациях (a-d).

1. Get up for a sec!

2.  Could you get up, please? You're sitting on my gloves.

3. I wonder if you could possibly get up for a second. I think you’re sitting on my gloves.

4. Get up, please!

 a) Your younger brother has sat down on your gloves.

b) An old lady on the bus has sat down on your gloves.        

  1. A friend has sat down on your gloves.

d)A girl from another class, whom you don't know well, has sat down on your gloves.

Keys:   I wonder if you could possibly get up for a second?

           I think you're sitting on my gloves.                          (1 наиболее вежливое) - b

         Could you get up, please? You're sitting on my gloves.(2 очень вежливое) - d

         Get up, please I                                                              (3 вежливое) - с

         Get up for a sec!                                                            (4 наименее вежливое) -a

Задание № 2.  Для каждой из описанных ситуаций выделите три способа обращения с различной степенью вежливости. Кому они с большей вероятностью могут быть адресованы?

  1. You need someone's help in pushing the car to the side of the road.
  2. Someone has spilt tomato juice on your trousers.
  3. You want to invite someone to the theatre.
  4. You want to disagree with someone saying that eating meat is unhealthy.
  5. Someone is late and you've been waiting for half an hour.
  6. You want to use the telephone at someone's home.
  7. Someone is sitting in your seat at the theatre.
  8. You want to open the window in a train compartment.
  9. You want someone to lend you 'Harry Potter and the Philosopher's Stone'.

10. You have to warn someone that you will be late for the meeting/date/appointment.

Keys:

  1 a ) Look, I need some help pushing the car to the side of the road. Can you help?

(a friend)

 b) Could you please help me push the car to the side of the road?

(a person you do not know of your age)

 с) I was wondering if you could help me push the car to the side of the road.

(someone you don't know, someone older than you)

2 a) Be careful! What have you done?!

(your brother/sister)

b) Well, it's not really your fault, I bumped into you.

 (a person you don't know well)

 с) Never mind. Don't worry about it. These trousers needed washing anyway.

(someone older whom you respect)

 3 a) Let's go to the theatre!

   (a friend, a family member)

   b) How about going to the theatre tonight?

   (a friend, a family member)

   c) I was wondering if you would like to go to the theatre tonight.

   (someone you don't know well)

4 a) Rubbish! People have always eaten meat and survived,

   (a close friend)

   b) I don't think so. People have always eaten meat and survived.

     (a family member, someone of your age)

   с) I'm not sure I quite agree. People have always eaten meat and survived.

(someone you don't want to hurt,

someone you respect)

 5 a) Where have you been? I've been waiting for ages, (your friend)

    b) You're a bit late. Has anything happened?

   (your cousin)

   c) Good to see you. I was beginning to worry about you.

   (your grandmother)

6 a) Can I use the phone?

  (a close friend)

   b) Would you mind if I used the phone? I promised to call my parents at 10 p.m.

 (your friend's mother)

 c) I was wondering if I could use your phone. Mine is out of order and I'd like to call    the fault telephone line.

 (a neighbour)

7 a) Sorry but I think it's my seat.

  (a friend)

  b) Excuse me, are you sure you're sitting in the right seat? I've got the ticket for this one.

   (a young person you don't know)

  c) I hate to disturb you but I seem to have the ticket for this seat.

   (a stranger older than you)

 8 a) I'll open the window for a moment, OK?

  (a group of your friends)

  b) Is it OK if I open the window?

(a group of strangers of your age)

 с) Would you mind if I opened the window for a moment?

 (an elderly man/woman)

9 a) Will you lend me/Can I borrow 'Harry ...'?

 (a friend)

 b) Excuse me, I would like to borrow 'Harry ...'.

 (a librarian)

 c) Would you mind if I borrowed 'Harry ...'?

 (your friends' parents)

10 a) I'll be late a bit, OK, so don't wait for me.

 (your friends)

  b) Sorry Mum, but I might be a bit late if you don't mind.

  (your mum)

  с) I'm really sorry, but would it be all right if I came a bit late for the meeting? I have  something important to attend to.

(somebody superior to you at work)

IV. Употребление модальных глаголов.

Учитель: Английские модальные глаголы, передающие благодаря специфике своей семантики целый спектр разнообразных оттенков модальности, являются незаменимыми «регуляторами вежливости». Они позволяют варьировать степень обязательности следовать совету, желательности выполнить просьбу, позволительности совершить действие и пр.

 Вопросительные конструкции с глаголами could, would, might — традиционные способы выражения вежливой просьбы, предложения или мнения, критического замечания, которые иначе могут прозвучать более императивно или категорично.

Задание №4. Предложите свою помощь в следующих ситуациях, используя выражения, данные ниже.

Can I help you?    May I help you?    Could I do that for you?

       

Задание №5.  Работа в парах. Выразите просьбу и дайте ответ на нее. Укажите причину отказа.

a) borrow your camera/no

Example: Could you borrow me  your camera?

           I'm sorry, I  can't. (It's  broken.)

           

 b) watch the football at your house tonight/yes

 c) have another cup of coffee/yes

d) use your phone/no

e) ride your bike/no

f) park here/no

                                                     

V. Выражение просьбы.    

                 

Учитель: Просьбу можно выразить при помощи следующих фраз:

  ( на доске)                                                                                                                                        

                             

                                       

Will you help те with this bag, please?

Do you think you could close the window?

Can/Could you lend me some money?

Do you mind speaking more slowly?

Would you mind waiting a little?

I wonder if you could possibly give me a lift.

I was wondering if you could explain this problem to me once more.

Чтобы выразить отказ, можно использовать следующие фразы:    

 (на доске)

(Do/Would you mind…?) Well, I do/would as a matter of fact.

I can't help you, I'm afraid.

I'm awfully sorry, but I have to .

I'd love to, but...

I'd really like to help but...

Для выражения согласия, употребляются фразы:  

(на доске)

Sure. /OK.

Yes, of course./Certainly.

(Do/Would you mind ...?) Not at all.

I'd/I'll be glad to.

By all  means.

Задание №6. Прочитайте следующие просьбы и ответьте на них двумя способами: соглашаясь или отказываясь помочь.

Образец: A stranger in the street:

I wonder if you could help me push the car a little.

 Agree: Yes, of course. What would you like me to do?

 Refuse: I'm sorry but I'm really in a hurry. I'm already late for school.

  1. A close friend at school: Could you let me have a bit of your sandwich? I've left mine at home.
  2. A stranger in a restaurant: Would you mind moving your chair a little? I've got no room for my legs.
  3. passenger on the train: / wonder if you could possibly open the window. It's so stuffy in here.
  4. Your younger sister: Will you lend me your bike? I'm going for a trip with my friends.

Keys

1.  Agree: Certainly, I've had a very big breakfast today.

Refuse: I'm awfully sorry, but I haven't eaten anything today.

2 Agree: Not at all. Is it all right now?

Refuse: I'd love to but I'm already squeezed against the wall.

3.Agree: By all means. I've been thinking about doing this myself.

Refuse: I'd really like to help but I've strained my arm recently.

4 Agree: Sure, but you'll have to pump up the tyres.

Refuse: Sorry, I can't. I'll be using it myself.

Задание №7.Заполните пропуски в диалогах, следуя логике и используя формулы вежливости.

1.        Father and son:

A: Will you take the dog for a walk?

B:        . / have to write an essay for tomorrow.

2.        Two friends:

A:        ?

B: Yes, of course. I won't be using it today.

3.        Two classmates:

A: Would you really help me to prepare for the test?
B:        . I've got plenty of time tonight.

4.        Two strangers on a train:

A:        ?

B: Not at all. There is nothing fragile in it anyway.

 Keys:

  1. В: Sorry, I can't.
  2. A: Do you think you could lend me your calculator?
  1. B: Sure.
  2. A: Do you mind if I put my bag on top of your suitcase?

Задание №8. Подумайте, как лучше выразить просьбу в следующих ситуациях. Выберите соответствующие вежливые формы согласия или отказа. Разыграйте диалоги

с партнером.

Образец: You have no money for the bus ticket to get home. You're talking to a friend, (agree)

You: John, could you lend me a pound? I have to get home somehow and I have no money on me. I'll give it back tomorrow.

    Friend: All right. Are you sure a pound will be enough?

You: Yes, the ticket's only 70p

1. You'd like to sit next to your friend at the cinema but there are only single seats left.

              (refuse)

  1.  You've dropped a one-pound coin and you're looking for it in the street. A stranger is passing by.   (agree)
  2. You'd like to read today's paper and you can see someone in your train compartment is reading one (refuse)
  3. You are carrying a pile of books and you can't open the door to the classroom. A teacher is passing.     (agree)

5. You're in a hurry and your neighbour is driving the same way.    (refuse)

VI. Подведение итогов урока.

   Выставление оценок.

Используемая литература:

1. Кузьменкова Ю.Б. Материалы курса «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде» Лекции 1 – 4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. 48 с.

2.Соловова Е.Н.,Солокова  И.Е. «Английский язык» Pearson Education Ltd, 2007,

200 с.

3. Malcolm Mann. Steve Taylore. Grammar and Vocabulary.  Macmillan Publishers Limited, 2007,  216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

Разработка урока по теме "Защита окружающей среды" в 10 классе.

Работа содержит материалы по теме "Защита окружающей среды" на основе аутентичного текста....

Методическая разработка урока по теме "Пасхальные традиции англоязычных стран"

В этой работе приведен пример урока в виде праздника. Особое  значение имеет подготовительная чсать к уроку. она требует ответственного подхода как  учителя, так и учащихся, самостоятельной ...

Разработка урока по страноведению в 5 классе "Англоязычные страны:США, Австралия, Новая Зеландия, Канада"

форма: исследовательский проектпедагогические технологии: критического мышления, интеллект-карт, проектная, ИКТ...

Методическая разработка урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа." 6 класс

Данная разработка представлена в виде технологической карты урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа" . ...

Методическая разработка урока по теме: " Электрический ток в различных средах".

Методическая разработка урока по теме: " Электрический ток в различных средах"....