Способы и стратегия формирования грамматических навыков в 7-11 классах
методическая разработка по английскому языку (9 класс) по теме

Котенкова Татьяна Константиновна

В данной статье анализируются основные подходы к обучению грамматике учеников средней школы: имплицитный и эксплицитный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2013gmo_kotenkova_1.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

способы и стратегия формирования грамматических навыков в 7-11классах

КОТЕНКОВА Т.К., учитель английского языка МОУ СОШ 1

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО Г. ФРЯЗИНО 23.10.2013 г

Изучение иностранных языков предусматриваетовладение такими аспектами,как грамматика,фонетика,письменная и устная речь.Вопрос о роли и месте грамматики в обучении иностранным языкам относится к наиболее обсуждаемых и решался в истории методики самым противоречивым образом.Одни методисты считали,что изучение иностранных языков возможно только через грамматику,другие считали,что грамматикой вообще не стоит заниматься. В современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции. Решить задачу формирования коммуникативной компетенции невозможно без обучения грамматике изучаемого языка.

Основной целью обучения иноязычной грамматике в средней школе является практическая или коммуникативная и заключается в формировании у учащихся грамматических и языковых навыков как компонентов  речевых умений аудирования,говорения,чтения и письма. Методисты выделяют два вида грамматических навыков- рецептивный и продуктивный (исходя из видов речевой деятельности).Рецептивный  грамматический навык относится к аудированию и чтению и проявляется в умении отличать одни грамматические конструкции от других,определять структуру как простого,так и сложного английского предложения,устанавливать логические,временные и причинно-следственные связи между элементами предложения, т.е  под рецептивным грамматическим навыком следует понимать способность читающего или слушающего узнавать  грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением. Продуктивный грамматический навык относится к говорению и письму. Под продуктивным грамматическим навыком понимается способность говорящего выбрать модель,адекватную речевой задаче и оформить ее в соответствие нормам данного языка.

При обучении грамматике используется 2 подхода - ИМПЛИЦИТНЫЙ ( без объяснения правила ) и ЭКСПЛИЦИТНЫЙ (с объяснением правила ). Чаще они варьируются в процессе обучения.

ИМПЛИЦИТНЫЙ подход обучения грамматике осуществляется по двум моделям - с т р у к т у р н ы й метод и  к о м м у н и к а т и в н ый  

С т р у к т у р н ы й  метод предполагает следующую последовательность над грамматической структурой:

1. аудирование речевых образцов с грамматической структурой

2.хором или индивидуально проговариваются за диктором  

3.вопросно-ответные упражнения с учителем и в парах

+ этого метода - грамматическая структура становится оъектом длительной отработки и формируется способность употреблять ее в речи,

-этого метода - упражнения монотоны и учащиеся быстро утомляются

К о м м у н и к а т и в н ы й   метод предполагает следующие этапы работы

1. прослушивание материала в конкретной речевой ситуации

2. имитация в речи при наличии речевой задачи

3.использование различных игр для автоматизации речевого образца

4. действия по готовым клише - в схожих ситуациях общения

+ этого метода - высокая мотивация учащихся

- этого метода - большая подготовительная работа учителя для создания базы речевых клише

ЭКСПЛИЦИТНЫЙ подход предполагает объяснение правила с использованием двух методов - д е д у к т и в н о г о    и   и н д у к т и в н о г о.

При   д е д у к т и в н о м   методе следует соблюдать следующую последовательность действий

1. изучение правила с использованием грамматических терминов

2. поиск данного грамматического явления в тексте и его объяснение

3.выполнение подстановочных упражнений по аналогии с образцом

4. выполнение упражнений по трансформации

5. переводные упражнения с родного языка на иностранный

+ этого метода  -осуществление принципа сознательности

                                -осуществление поэтапной работы

                                 -формирование учебных умений и навыков

                                 -возможность использовать данный метод при

                                   самостоятельной работе

И н д у к т и в н ы й    метод - это метод объяснения от единичного к общему. Учащимся предлагается самим сформулировать правило на основании анализа ряда примеров. Последовательность действий при таком методе следующая

1. дается текст или набор предложений с примерами нановаое правило и предлагается в небольших группах изучить примеры, обнаружить определенные грамматические закономерности и с помощью учителя сформулировать правило

2. выполнение упражнений на подстановку

3. выполнение упражнений на трансформацию

4. упражнения на перевод

+ этого метода в стимулировании самостоятельного языкового наблюдения,развития языковой догадки

- этого метода в том,что не все языковые модели объясняются индуктивно

  ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Для формирования грамматических навыков существует система языковых и речевых упражнений. В   я з ы к о в ы х   упражнениях следует выполнить ряд задач - подставить артикль,написать окончания слов,образовать множественное число,выбрать правильную форму глагола  и т. д.. Р е ч е в ы е   упражнения - упражнения в форме ответов на вопросы по тексту или упражнения в диалогах, или упажнения на подтверждение или опровержение информации в тексте.

В английском языке существует достаточное количество грамматических явлений,которые отсутствуют в родном языке. Поэтому особенно важно при изучении ин. языка опираться на знания грамматики родного. Такие сопоставления помогут лучше понять и научиться применять грамматические конструкции

ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ  РАБОТЫ  НАД  ГРАММАТИКОЙ

1.О з н а к о м л е н и е  с  г р а м м а т и ч е с к и м  я в л е н и е м

Для объяснения целесообразно использовать схемы,таблицы,рисун-кию. Лучше всего запоминается теория,представленная с помощью наглядных средств и пособий. Применение наглядного материала безусловно вызывает интерес к получаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения. Изучение нового материала следует начинать с опорой на изученные грамматические  модели.

2. З а к р е п л е н и е  н о в о г о  м а т е р и а л а

Готовые упражнения из учебника, дополнительные пособия, карточки с заданиями (прочитать текст, выписать глаголы, на этапе вторичного закрепления - подставить глаголы )

3. И с п о л ь з о в а н и е  г р а м м а т и ч е с к о г о  я в л е н и я  в  

     п р о д у к т и в н о й  р е ч и

На этом этапе очень важно не просто овладение правилом, сколько умение не задумываясь реализовать их в речи. Лучший способ - использование различных игр.Понимание и практическое владение грамматическими реалиями  на самом деле вызывает много трудностей,которые усугубляются грамматическими терминами, правилами,исключениями. Чтобы избежать монотонности,следует чередовать формы работы.

Существует следующая система упражнений на закрепление и овладение грамматическим материалом:

1. подстановочные

2. конструктивные(составьте предложение из слов)

3. на дифференциацию материала

4. на трансформацию материала

5. на перефраз

6. переводные(с русского на английский0

7. игры

8.составление рассказа

9. речевые упражнения на решение коммуникативных задач ( в форме ответов,в диалогах, в монологических высказываниях)

4.К о н т р о л ь   у с в о е н и я

Грамматический навык является одним из самых важных речевых умений говорения, именно поэтому он влияет на эффектив ность понимания иноязычной речи и построения собственной. Следовательно,контроль уровня сформированности грамматических  навыков  - важный этап усвоения грамматики. Упражнения на контроль могут быть разными:

1. заполнить пробелы в тексте (вставить глагол,предлог,местоим.)

2. задания на поиск ошибок

3. задания на трансформацию( от данного слова надо образовать однокоренное )

4. перевод с русского на английский

5. использование различных тестов ( на подстановку, на поиск ошибок,на поиск лишних слов)

Итак, к основным этапам работы над грамматикой относятся введение грамматики,первичное и вторичное закрепление, практика в общении и контроль. Одним из основных методических принципов обучения грамматике является принцип последовательного обучения,при котором грамматический материал преподается от простого к сложному.

э

 

 

 

 

 

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диктанты для 5 класса на формирование грамматических навыков в английском языке

My family"My mother is a teacher of English. she knows three languages and she reads, writes and speaks them very well. She works at school and she likes her work very much. My father is a driver. He ...

Урок формирования грамматических навыков говорения в 11 классе по теме "Мисс Сандерсон и Дэвид"

Носители английского языка часто употребляют в речи грамматическое время The Future Progressive. Учащимся иногда сложно использовать это время в речи, т.к. аналога данного времени в родном языке нет. ...

МАСТЕР-КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (PAST SIMPLE)

МАСТЕР-КЛАССФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ       ...

Грамматические игры как эффективное средство формирования грамматических навыков

Проблема использования игр в методике не нова. Её актуальность остается и по сей день. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаем...

Способы словообразования. Активизация лексико-грамматических навыков по теме.

Цель урока:познакомить с основными способами словообразования (аффиксацией, словосложением) Задачи: 1. Образовательные: ознакомление учащихся с некоторыми общими языковыми особенностями...