Компетентностно-контекстный образовательный процесс
учебно-методический материал по английскому языку на тему
Я думаю каждый учитель в своей образовательной деятельности задумывался над тем, как сделать учебный процемм не только эффективным с образовательной точки зрения, но и сохраняющим здоровье детей. Материал будет интересен методисьтам, учителям-предметникам и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostno-kontekstnyy_obrazovatelnyy_protsess.docx | 206.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностно-контекстный образовательный процесс
Организация обучения в рамках модели компетентностно-контекстного образовательного процесса предполагает реализацию принципа проблемности в содержании обучения и в процессе его развертывания в диалогическом общении обучающего и обучаемого, таким образом в компетентностно-контекстной модели обучения осуществляется внутренний (мысленный) и/или внешний диалог обучающего и обучающихся на проблемно представленном содержании.
Покажем, как реализуется принцип проблемности в содержании обучения и диалогическом общении обучающегося и обучаемого на примере темы «Дом» в 5 классе.
В нашем случае изучение темы начинается с новой лексики (примерно 30 слов).
На данном этапе изучения темы учитель просит обучающихся вслух прочитать новые слова.
Выполнение этого задания организуется в форме фронтальной работы. Учитель сначала читает слово, затем просит повторить его прочтение учащимися, добивается правильности чтения слова, обращает внимание на сложные случаи чтения, если такие есть в этом слове. Дает перевод слова. После завершения этой части работы учитель организует работу по включению новой лексики в активный словарь учащихся. Так как на данном этапе организуется свободный диалог, то его трудно запротоколировать. Можно только описать примерный ход вариант одной из минидискуссий:
Например, при изучении темы «Мой дом», ученики уже знают слова- тихий, спокойный, уютный, шумный и другие прилагательные, а также вопрос «Как выглядит ваш дом?». Используя, этот знакомый вопрос, ученики могут ответить на него, только уже описать свой город и использованием новой изученной лексики, при этом новая лексика становится активной.
Приведенные диалоги по своей сути являются информационными, так как строятся на информационных вопросах, для ответа на которые учащимся нужно припомнить предыдущий материал и выбрать нужный термин из прочитанных слов, которые доступны учащемуся в учебнике. Если затрудняются при ответе, учитель напоминает необходимые правила. Поправляет некорректные ответы и речевые ошибки. Диалог, как правило, проходит динамично, все вовлечены в разговор, так как понимают, о чем идет речь, им нравится показать свои знания и быть успешными.
Далее учитель вводит новый грамматический материал, в данной теме – это конструкция there is/ there are. Введение нового грамматического материала осуществляется посредством представления алгоритма данного времени. Учитель выводит его вместе с учениками, ведя диалог с ними об использовании этой конструкции, рассматриваются все возможные способы ее употребления.
There is \ There are | |||
Утвердительная форма | Отрицательная форма | Вопросительная форма | |
Един.ч. | There is a house. There are two pillows | There isn`t a house. There aren`t two pillows | Is there a house? Are there two pillows? |
Множ.ч. |
После того, как педагог представил алгоритм, он включает обучающихся в активное осмысление самого явления на базе данного алгоритма через выполнение ключевых задач, в качестве которых выступают различные ситуации использования нового понятия. Ученики используют этот алгоритм при выполнении упражнений разного уровня сложностей, затем включая употребление данных грамматических времен в устную диалогическую и монологическую речь с использованием новых лексических единиц.
Работа на данном этапе строится следующим образом. Учитель поочередно представляет ситуации использования нового знания и побуждает учащихся к совместному поиску правильного использования новой грамматической структуры в заданной ситуации и предлагает высказать гипотезы.
Каковы бы не были гипотезы детей. Учитель обсуждает их с одной точки зрения: никаких других правил, кроме записанного на доске алгоритма нет. Проанализируй (или докажи), что предложенный вариант строится на данных правилах.
Задача диалога на данном этапе урока: раскрыть перед учащимися логику и суть научной идеи (образования настоящего совершенного времени и настоящего совершенного длительного времени) и способов ее использования для решения проблем (в данном случае ситуаций его использования).
То есть с данного момента урока содержание стало для обучающихся проблемным. так как сам алгоритм содержит в себе проблемность: как его применять? К какому классу ситуаций? Как определить, что в данной ситуации применим именно данный алгоритм действия?
Диалог на данном этапе протоколировать практически невозможно, но можно привести примерное содержание минидискуссии.
Учитель: Сколько всего предложений по этой конструкции можно построить?
Ученик: 6. По 2 каждого типа.
Учитель: Давайте построим эти предложения, смотрите на наши новые слова и на таблицу с конструкцией и составляем…
Ученики поднимают руку и составляют вслух предложения.
Учитель: Хорошо, а теперь давайте запишем ваши предложения, каждый в тетради записывает те 6 предложений, которые он составил…
Задача диалога на данном этапе урока: показать способ и возможность используя новую лексику и грамматику составлять предложения.
После этого ученикам предлагается составить несколько предложений осмотревшись вокруг и назвав предметы, которые находятся в классе.
Следующим является работа с лексикой и грамматикой в разнообразных видах заданий индивидуальной, парной, групповой работы, с постепенным усложнением типа заданий, для того, чтоб новый материал, и грамматика и лексика, были отработаны до автоматизма…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели образовательного процесса
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию материал мастер-класса на окружном семинаре "Особенности реализации принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели образовательного процес...
Формирование метапредметных результатов в условиях компетентностно-контекстной модели образовательного процесса
Данная работа освещает как формируются метапредметные результаты в условиях компетентностно-контекстной модели образовательного процесса - одной из современных технологий обучения в рамках н...
Урок математики "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс по компетентностно-контекстной модели обучения.
Заключительный урок по математике "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс....
«Особенности сценирования образовательного процесса в рамках компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания»
Мастер -класс по теме "Решение систем линейных неравенств с одной переменной"...
Формирование коммуникативных УУД на уроках математики в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процесса.
В данной статье описывается компетентностно- контекстная модель обучения, как строится работа на уроках математики в этой модели. Дается сравнение данной модели с классической модели обучения. Приводи...
Сценарный план как основа организации образовательной деятельности в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания.
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в России законодательно введена система образования. Вводятс...