Компетентностный подход в повышении квалификации преподавателей в области дистанционного обучения.
статья по английскому языку по теме
Статья рассматривает следующие вопросы:
(1) Профессионально-педагогическую компетентность по Н. В. Кузьминой;
(2) Профессиональную компетентность по А.К. Марковой;
(3) Суть компетентностного подхода в повышении квалификации преподавателей в области дистанционного обучения;
(4) Требования к формированию компетентностного подхода в организации профессионального развития педагогов в области листанционного обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход
в повышении квалификации преподавателей
в области дистанционного обучения.
Профессионально-педагогическая компетентность, по Н. В. Кузьминой, включает пять элементов или видов компетентности:
- Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
- Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся.
- Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
- Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся.
- Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности».
Профессиональная компетентность (по А.К. Марковой)
- а) «профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
- б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;
- в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;
- г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями»
Суть компетентностного подхода в повышении квалификации преподавателей в области ДО:
- внедрение ИКТ в учебный процесс требует от преподавателя:
- изменения стиля работы и организации труда,
- приобретения новых навыков педагогической деятельности,
- современная система подготовки кадров новой формации должна включать :
- освоение специфических знаний в области информационных технологий,
- формирование базовой ИКТ-компетентности,
(в классификации ключевых компетенций личности, разработанных до 2010 года Евросоюзом, - использование мультимедийных технологий для извлечения, хранения, создания, презентации, классификации информации и обмена информацией)
Требования к формированию компетентностного подхода в организации профессионального развития педагогов в области ДО включают (1):
- - педагогическую компетентность
- готовность преподавателя, его методическая и дидактическая готовность к использованию ИКТ и ДОТ,
- - общую ИКТ-компетентность
- востребованность в повышении мобильности
- - профессиональную компетентность, востребованность в повышении производительности труда
Требования к формированию компетентностного подхода в организации профессионального развития педагогов в области ДО включают (2):
- - наличие профессиональных знаний в предметной области, заинтересованности в реализации творческого потенциала и готовности к изучению форм, методов и средств ДО для дальнейшего обучения с использованием новых информационных технологий;
- - временное и пространственное расширение свойств личности преподавателя (повышение мобильности и производительности труда, повышение комфортности условий труда, потребность в постоянной коммуникации без временных рамок);
- - формирование базовых знаний, умений и навыков в области ИКТ, понимание содержания открытого и дистанционного образования, его отличительных черт;
Требования к формированию компетентностного подхода в организации профессионального развития педагогов в области ДО включают (3):
- - изучение методов, средств и форм ДО, различных
- методик и подходов в создании образовательных
- ресурсов для ДО для различных предметов и категорий
- слушателей, включая изучение образовательных
- стандартов, подготовку содержания, выбор средств
- интерактивного общения и средств мониторинга;
- - моделирование учебного процесса
- индивидуальное и групповое обучение, различные уровни образования, различные категории слушателей, целесообразность использования ПИТ и др.;
- - создание авторской педагогически эффективной
- образовательной среды
- анализ различных подходов в обучении и результатов обучения.
Базовый уровень подготовки преподавателей
- начинается с умения использовать и применять информационные технологии в своей деятельности
- данный шаг дает базовые знания и позволяет преподавателю чувствовать себя достаточно комфортно и в индивидуальном и в коллаборативном общении;
- мнение о том, что только преподаватели с базовым техническим образованием могут применять ИКТ в своей деятельности, в ходе исследований было опровергнуто
Наиболее распространенные программы:
- Основы подготовки текстовых документов в MS Word
- Основы подготовки табличных документов в MS Excel
- Разработка мультимедиа-презентаций в MS PowerPoint
- MS Outlook, как средство интерактивного общения
- Методика работы с использованием электронных мультимедийных учебников
- и другие ….
Продвинутый уровень подготовки преподавателей:
- - обучение преподавателей организации своего учебного материала.
- Главная проблема при обучении преподавателей - изменение концепции обучения и отношение к нему
Углубленный уровень подготовки специалистов:
- обучение преподавателей апробированию созданного электронного материала в учебном процессе и его внедрению
Программы повышения квалификации учебных заведений различаются в зависимости от:
- задач, которые решает образовательное учреждение в области повышения квалификации;
- квалификации и педагогического мастерства специалистов, преподавателей;
- лицензионного программного обеспечения, приобретенного и используемого в учебном учреждении;
- разработок авторских программных продуктов специалистов, используемых в конкретном учебном заведении;
- различного взгляда на необходимость повышения квалификации преподавателей в области ДО;
- ожидания создания нормативно-правового обеспечения этапов внедрения технологий ДО в систему образования как совокупности новых средств, методов и форм образования.
При повышении квалификации работников системы образования наблюдается дифференцированный подход в обучении различных категорий слушателей, таких как:
- руководители органов управления высшим и общим образованием, их заместители, специалисты, директора и заместители образовательных учреждений;
- административный персонал, преподаватели, учебно-вспомогательный персонал высших и специальных учебных заведений;
- учителя общеобразовательных учреждений
На первом этапе формируются следующие компетенции (1):
- умение применять различные сценарии в структурировании содержания (линейный, линейно-разветвленный, разветвленный с обратной связью);
- умение использовать при создании элементов содержания методы наглядности и проблемного изложения материала;
- знание правил подбора справочной информации (полных хрестоматий, ссылок, списка основной и дополнительной литературы) и правил подготовки контрольных вопросов с использованием компьютерных средств;
- знание различных способов создания «твердой копии» лекционного материала и/или СБ;
На первом этапе формируются следующие компетенции (2):
- умение осуществлять мониторинг деятельности студентов (посещения страниц содержания, учет активности в работе с инструментарием среды);
- умение структурировать и разбивать учебно-методический материал на модули, сканировать тексты и рисунки, создавать гипертекстовые файлы;
- умение создавать вопросы для тестов с учетом педагогических требований (валидности, надежности, шкалирования, дискриминативности) и процедур индивидуально-ориентированного тестирования, создавать тренажеры для самотестирования и др.;
- умение перемещать подготовленный цифровой материал на образовательный сервер дистанционного обучения и определять правила по их использованию (время доступа, сроки, количество попыток и др.).
На втором этапе формируются следующие компетенции :
- усвоение преподавателем способов деятельности студента в среде (изучение теории, выполнение практических заданий, тестов и др.);
- понимание смысла использования инструментария информационно- образовательной среды в решении конкретных задач;
- умение соблюдать все требования к работе в информационно- образовательной среде, предъявляемые преподавателем;
- умение обеспечить интерактивное взаимодействие с преподавателем и членами группы.
На третьем этапе формируются следующие компетенции :
- умение корректировать создаваемый материал;
- умение изменить траекторию обучения;
- умение учитывать особенности работы в информационно-образовательной среде (например, оценивание временных затрат на выполнение работы, учет трафика в сети Интернет, учет необходимости установки дополнительного программного обеспечения на локальный компьютер при работе в чате, отсутствие лицензионного программного обеспечения для решения поставленной задачи);
- способность прогнозировать изменение модулей учебно-методического комплекса, если создаваемый ресурс имеет тенденцию к динамическому развитию.
Планируемым результатом обучения преподавателей в области ДО является формирование профессиональных компетенций в этой области:
- знание дистанционных образовательных технологий;
- понимание содержания дистанционного обучения, его отличительных черт;
- знание свойств информационно-образовательной среды дистанционного обучения;
- умение создавать профессионально значимую информацию (учебно-методический комплекс);
- умение организовать образовательный процесс на основе дистанционных образовательных технологий с учетом методов, средств и форм;
- умение прогнозировать развитие и изменение образовательных ресурсов в области дистанционного обучения.
Введение в технологии сетевого дистанционного
обучения включает
- Дидактические основы дистанционного обучения(ДО)
- Организационно-методическое обеспечение ДО
- Информационно-методическое обеспечение ДО
- Организация учебного процесса в ДО
- Организация контроля в ДО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ
Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-423725-1395506574.jpg)
Дистанционное обучение как средство повышения квалификации педагогов
Статья для сборника VII Международной научно-практической конференции "ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ - 2013", ИРО г.Екатеринбург.В статье представлен ряд интернет-рес...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/11/picture-1217369-1581395922.jpg)
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-959782-1538032630.jpg)
Выпускная работа на курсах повышения квалификации. ГОУВО ЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля» Институт дополнительного профессионального образования и дистанционного обучения
Выпускная работа на курсах повышения квалификации, ноябрь 2020 года....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/22/picture-437826-1398154353.jpg)
Доклад МО «Реализация деятельностно-компетентностного подхода в условиях дистанционного обучения»
Цель: Использование деятельностно-компетеностного подхода к обучению на уроках технологии в дистанционном режиме, как условие усвоения знаний умений и компетентностей.Задачи:-разработать модели ...