Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»
материал по истории (7 класс)
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области
«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»
на тему «Разработка календарно-тематического планирования по истории для обучающихся инклюзивно в 7 классе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagorodneva_t.g._itogovaya_rabota.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
«Чапаевский ресурсный центр»
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области
«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»
на тему «Разработка календарно-тематического планирования по истории для обучающихся инклюзивно в 7 классе»
время обучения: с 15.05.2017 г. по 19.05.2017г.
Выполнила:
Загороднева Татьяна Геннадьевна,
учитель истории
ГБОУ ООШ №21г.о.Чапаевск
Чапаевск, 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) разработана рабочая программа учебного курса «История» для обучающихся с задержкой психического развития. Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся. Рабочая программа разработана на основе примерной программы
для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2011г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»; Курс «История России конец XVI - XVIII в.», Примерной программы основного общего образования по истории, 2011г.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Учебник Юдовская А.Я. и др. «Новая история 1500-1800 гг.». 7 кл, М., «Просвещение», 2011г.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь «Новая история 1500 – 1800 гг.». 7 кл., М., «Просвещение», 2011г.
Атлас и контурные карты по Новой истории. 7 класс, М., Дрофа, ДИК, 2008г.
Учебник. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России конец XVI - XVIII в». 7 кл. М., «Просвещение», 2008г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России конец XVI - XVIII в». 7 кл. М., «Просвещение», 2008г.
Атлас и контурные карты по Истории России 7 класс, М., Дрофа, ДИК, 2008г.
Методическая литература для учителя:
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 7 класс. М., «Просвещение», 2002г
Соловьев К.А. Поурочные разработки по новой истории. 7 класс. М., «ВАКО», 2006г.
«История России конец XVI - XVIII в». 7 кл. Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.., автор - составитель Н.Ю. Колесниченко. В., «Учитель», 2005г. с учетом:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785);
3.Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г., рег. № 19707);
4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540);
5. Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012г № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент ГОС НОО, ООО, утвержденный приказом Минобр РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»;
6. Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012г № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2013 г., рег. № 26993);
7. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014г № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобр науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»(зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., рег. № 35916);
8. Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016г. № 40936);
9. Приказ Минобрнауки Р.Ф от 19.12.2014 №1598 «об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом РФ 03.02.2015г №35847);
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения).
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения).
Школьники должны научиться методам исторического анализа, выявлению предпосылок, причин явлений, использовать различные исторические источники, владеть различными способами самостоятельной работы, приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуры. Курс предполагает помочь учащимся анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы.
Обоснование выбора данной программы
Данная программа выбрана за основу по следующим причинам:
- Подобная программа является базовой для 7 класса общеобразовательного учреждения;
- Именно данная программа обеспечена материальной базой на полноценном уровне в образовательном учреждении;
3)Данная программа наполнена теми целями и задачами, а так же методическим материалом, который реальнее адаптировать для детей с ЗПР (ВАРИАНТ 7.1)
Данная программа является наиболее подходящей для адаптации, изменениям подверглось малое количество материала как методического, так и содержательного.
- Прежде всего, было сокращено количество тем за счёт исключения наиболее сложных и глубоких для понимания для детей с ЗПР;
- Прописаны подходящие для детей с ЗПР методики обучения;
- Учтены психоэмоциональные особенности детей с ЗПР.
Характеристика класса. В классе обучается 15 человек. 1 ребенок обучается по адаптированной образовательной программе.
Основная часть
Реализация программы позволяет достичь следующих целей:
1) воспитать патриотизм, уважение к истории своей страны;
2) освоить знания о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи;
3) овладеть элементарными методами исторического познания, уметь работать с различными историческими историями;
4) применять полученные знания для жизни в сложном современном обществе.
Основные коррекционно-развивающие задачи:
- приучение учащихся проверять правильность собственных действий (следить за собственной речью, перечитывать прочитанное);
- воспитывать целенаправленность внимания;
- развивать быструю переключаемость внимания;
- развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей);
- формировать навыки потребности в труде, общественной оценки и самооценке, потребность занимать достойное место среди людей;
- формировать адекватный уровень притязаний;
- совершенствовать быстроту, полноту, точность воспроизведения;
- работать над увеличением памяти;
- развивать зрительную память;
- совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях;
- совершенствовать точность восприятия словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ);
- расширять активный словарь;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- учить различным видам рассказа: краткий, полный, выборочный;
- учить выделять главное, существенное;
- развивать умение группировать предметы;
- учить выделять из общего частное;
- развивать умение понимать связь событий, строить последовательно умозаключения;
- учить обобщать и анализировать;
- учить строить умозаключение; воспитывать самостоятельность в принятии решения.
Основные функции курса:
формирование исторического мышления: умение анализировать и описывать события с разных точек зрения, самостоятельно истолковывать факты и события. В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
1. определять и объяснять понятия;
2. уметь выделять главную мысль в учебнике, рассказе учителя;
3. анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;
4. владеть устной и письменной речью, вести диалог, участвовать в дискуссиях;
5. осуществлять самоконтроль и самооценку.
Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с задержкой психического развития:
• инструкция учителя для освоения работы с книгами,
• переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика,
• опора на жизненный опыт ребёнка,
• использование наглядных, дидактических материалов,
• итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм,
• реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий,
• использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов,
• использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний опорной карты-сличения, опорной схемы алгоритма,
• использование заданий индивидуального содержания,
• при ответе на итоговые вопросы использование опорной схемы-алгоритмы, наглядные, дидактические материалы.
Система оценки обучающихся
Действующая программа откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.
Требования к уровню подготовки учащегося.
В результате изучения курса истории в 7 классе учащийся научится:
- объяснять разнообразие современного мира;
- определять и объяснять временные границы средневековой истории, ее этапы, хронологию исторических событий;
- различать в общемировой культуре крупные цивилизации, сложившиеся в средневековье и существующие в современном мире;
- относить разные народы и государства, существовавшие на территории современной России к различным цивилизациям Нового времени;
- рассматривать общественные процессы в развитии, определять основные причины следствия перехода народов России и мира на новую ступень развития в эпоху Нового времени;
- предлагать варианты мотивов, поступков как исторических личностей, так и представителей различных общественных слоев, культур средневековья;
- давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей по защите своей родины, установлению тех или иных порядков;
- определять свое собственное отношение к различным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени, находить и предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности;
- читать историческую карту, группировать(классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников;
При изучении данного курса истории учащийся 7 класса получит возможность научиться:
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Нового времени.
-характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, нашего края и мира в новое время;
-применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческим материалом, сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
-понимать сущность взаимодействия всеобщей, отечественной, региональной и локальной истории;
-формировать ответственность за сохранение исторической памяти и передачу ее потомкам;
Формы организации учебного процесса:
уроки изучения нового материала;
комбинированные уроки;
уроки – исследования;
уроки закрепления знаний;
урок – игра, работа с датами и понятиями.
Виды деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, парах.
Технологии: игровые технологии, коллективного способа обучения, здоровьесберегающие, использованием опорных схем.
Формы контроля знаний: устная и письменная.
Методы контроля знаний: фронтальный опрос, индивидуальный, групповой, тесты.
Виды контроля: текущий, промежуточный, входной и итоговый.
Оценка результатов освоения программы обучающихся с ЗПР осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС.
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления, ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программы – четыре балла;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельных суждений - три балла.
Критерии оценки работы на уроке:
-активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
-активное участие в процессе урока с допущением ошибок в процессе выполнения задания- четыре балла;
-неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности.
Критерии оценки тестового задания:
75-100%-отлично
60-74 %-хорошо
50-59%-удовлетворительно.
Оценивание достижений панируемых результатов происходит при завершении каждой четверти и полугодия. Обучающий получает задание с более оптимизированные для данной категории.
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
«5» -активная и правильная работа на уроке и выполнение дополнительных заданий;
«4»-активная, но иногда с ошибками работа и выполнение дополнительных заданий по желанию;
«3»- отсутствие самостоятельной активности на уроке, отсутствие выполнения дополнительных заданий и низкий уровень знания материал.
Оценки «1-2»-выставляются в тетради и дневник за небрежное выполнение работы, как метод воспитательного воздействия.
Логические связи предмета
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни. Использование межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.
Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Место курса в базисном учебном плане
Учебным планом на этот курс отводится 2 ч. в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год: всеобщая история – 28 ч. и История России – 40 ч. Она предусматривает повторительно-обобщающие уроки, которые предполагают контроль знаний по разделам, а также итоговое повторение, использование тестов, составление таблиц, устный опрос и другие формы контроля.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-методических средств, реализуемых с помощью компьютера: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Искусство России», «Энциклопедия России», видеофильмы, Интернет-ресурсы.
Календарно-тематическое планирование уроков история
7 класс (1 месяц)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Предполагаемый результат | Предполагаемый результат для обучающихся с ОВЗ |
1 | Что изучает история нового времени. | Использовать ранее изученный материал; анализировать источники Научатся определять термины: Новое время Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках периода | Объяснять понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. Европа в конце средневековья. Что изучает новая история. Человек Нового времени. Черты нового общества. | |
2 | Эпоха Великих географических открытий. | Анализировать документы. Работать с картой (показывать маршруту путешествий). Научатся определять термины: великие географические открытия, мировая торговля Уметь извлекать полезную информацию из исторических источников, на основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику. | Работать с картой (показывать маршруты путешествий). Выделять главное в тексте. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Пиратство. Ф. Дрейк. Новые изобретения и усовершенствования. Новое в военном деле и судостроении. Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Начало создания колониальных империй. | |
3 | Абсолютизм в Европе. | Составлять схемы. Выделять главное в рассказе учителя и в тексте; составлять схемы; составлять устный рассказ по сюжету. Научатся определять термины: абсолютная монархия, аристократия, регентство. Получат возможность научиться: извлекать необходимую информацию из исторического источника, объяснять зависимость экономического развития от формы правления. | Выделять главное в рассказе учителя и в тексте. Составлять устный рассказ по сюжету. Значение абсолютизма для развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Короли и церковь. Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. | |
4 | Хозяйственная жизнь Европы в XVI-XVII вв. | Устанавливать причинно-следственные связи Выделять главное в рассказе учителя и в тексте; составлять схемы; составлять устный рассказ по сюжету. | Работать с учебником. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. | |
5 | Социальная структура европейского общества. | Самостоятельно работать с учебником и документами. Пользоваться иллюстрациями. | Самостоятельно работать с учебником. Пользоваться иллюстрациями. Буржуазия нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои общества. Законы о нищих. Главные беды – эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания и в моде. | |
6 | Философия гуманизма | Сравнивать особенности развития культуры разных периодов Делать выводы. Научатся определять термины: Возрождение (Ренессанс), гуманизм, философия, утопия, сонет. Получат возможность научиться: высказывать суждения о значении гуманизма и Возрождения для развития европейского общества, делать выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры. | Знать основные персоналии: Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. ШекспирН. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Высокое Возрождение: античное наследие и «диалог культур». Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас мор. Шекспир и Сервантес: спор о Человеке. Музыкальное искусство Западной Европы. | |
Живопись Высокого Возрождения. Наука. | Сравнивать особенности развития культуры разных периодов, делать выводы. Приводить аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека. Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения. | Характеризовать особенности развития культуры Описывать достижения культуры Сравнивать и анализировать взгляды ученых. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Особенности искусства Испании и Голландии. Новые шаги в постижении тайн природы. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, г. Галилея. Создание И.Ньютоном новой картины мира. Ф.Бэкон и Р.Декарт. Д. Локк. | ||
Начало Реформации в Европе. | Составлять план ответа на вопрос Раскрывать смысл, формулировать содержание понятия «Реформация». Называть причины и сущность Реформации. Раскрывать особенности протестантизма. Обсуждать идею М. Лютера о «спасении верой». Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации. | Объяснять термины и понятия. Знать причины Реформации и её распространение в Европе. Мартин Лютер. Основные положения его учения. Народная Реформация и крестьянская война. Томас Мюнцер. Католики и протестанты. |
Приложение
Материально-техническая база
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Литература
- Рабочая программа по Новой истории / А.А. Вигасин, Г.И. Годер и др., из-во Просвещение , М.: 2011 – 160 с.
- Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
3.Блохин, В. Ф. История России. Век ХУН. 7 класс: пособие для учителя истории / В. Ф. Блохин. -М.: Курсив, 2010.
4.История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-СОСТ. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.
5.История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-СОСТ. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
6.История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт.-СОСТ. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2012.
7.Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. - М.: ЭксмоПресс, 2011.
Митькина, Е. А. История. 7 класс. Тематические тестовые задания для 8.
П одготовки к ГИА / Е. А. Митькина. - М. : АСТ, 2011.
9.Ревякин, А. В. Новая история. 1500-1800.7 класс: метод. рекомендации. - М.: Просвещение, 2007.
10.Соловьёв, К. А. Универсальные поурочные разработки по новой истории. 1500-1800 годы. 7 класс / К. А. Соловьев. - М. : ВАКО, 2009.
11.Шаповал, В. В. Дидактические материалы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: ХVI-ХVШ века. 7 класс» / В. В. Шаповал. - М.: Экзамен, 2008.
12.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
13.Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О внесении изменений в Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства образования и науки Самарской обла
Внесены изменения в Регламент проведения аттестации...
Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства образования и науки Самарской области №50-од от 30.03.201
Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства об...
Приказ министерства образования и науки Самарской области №239-од от 28.09.2011 “О внесении изменений в Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных
Приказ министерства образования и науки Самарской области №239-од от 28.09.2011 “О внесении изменений в Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учрежд...
Об административном регламенте министерства образования и науки Астраханской области
Об административном регламенте министерства образования и науки Астраханской области по предоставлению государственной услуги «Аттестация педагогических работников областных государс...
«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» (модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)
Основные задачи по здоровьесбережению в учебном процессе...
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Челябинской области МАОУ "СОШ №7" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 887046) учебного предмета «Биология» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...