Тема выступления: «Компетентностный подход в процессе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья
В условиях современных социально-экономических преобразований в стране и в мире, кардинально изменивших социокультурную ситуацию и стоящих перед обществом задач модернизации сферы образования, особое значение приобрела проблема образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного образования. Каждый ребенок имеет право на развитие, образование и обогащение социального опыта, поэтому остро встает проблема организации доступной среды для его развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение учителей предметников.
Выступления учителя английского языка Мамедовой Эльнуры Вахидовны.
(декабрь 2022 год).
Тема выступления: «Компетентностный подход в процессе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
В условиях современных социально-экономических преобразований в стране и в мире, кардинально изменивших социокультурную ситуацию и стоящих перед обществом задач модернизации сферы образования, особое значение приобрела проблема образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного образования. Каждый ребенок имеет право на развитие, образование и обогащение социального опыта, поэтому остро встает проблема организации доступной среды для его развития. В условиях быстрых изменений в общественной жизни, стремительного развития информационных технологий общеобразовательная школа уже сейчас должна: активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании. Какие конкретно компетенции нужны ребенку. В школах мы, педагоги, должны сформировать следующие типы компетенций:
- Коммуникативные компетенции.
- Общекультурные компетенции.
- Ценностно-смысловые компетенции.
- Учебно-познавательные компетенции.
- Информационные компетенции.
- Социально-трудовые компетенции.
- Компетенции личного совершенствования.
На самом деле существует много перечней и классификаций компетенций. Систематизировав их, можно выделить четыре группы компетенций:
1) личностные компетентности (иногда называемые социально-личностными);
2) метапредметные компетентности (иногда называемые базовыми, общими, универсальными, ключевыми, надпредметные)
3) общепредметные (или межпредметные)
4) предметные компетенции.
В условиях дистанционного обучения учащийся приобретает навык эффективного поиска информации, ее отбора и структурирования, анализа и оценки. К сожалению, имеют место серьезные проблемы в использовании новых информационных технологий в образовательном процессе, которые обусловлены следующими факторами:
1) отсутствие информационно-технологической инфраструктуры,
2) программно-аппаратного обеспечения, оптимизированного на основе использования технологий, предназначенных для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные особенности дистанционного коррекционно-педагогического сопровождения является:
− отсутствие личного контакта, взаимодействие проходит посредством технических средств коммуникации;
− отсутствие жесткого расписания, дети могут выполнять задания в своем темпе;
− индивидуализация обучения (адаптация уровня и формата коррекционного материала, исходя из индивидуальных особенностей ребенка с ООП).
Отличительной чертой дистанционного обучения, в сравнении с самостоятельной работой с учебными пособиями и другими источниками информации, заключается в предоставлении поддержки и осуществления процесса взаимодействия учащегося с учителем в ходе обучения.
Однако при организации дистанционного обучения необходимо наличие современного технического оснащения, а также высокий уровень знания компьютерных технологий со стороны педагогов.
Для реализации дистанционного образования необходимо:
− рабочие места с выходом в Интернет, предназначенные для учителей;
− рабочие места, предназначенные непосредственно для обучающихся;
− компьютеры с периферийными устройствами общего назначения: принтер и web-камера;
Несомненно, что современный педагог, работающий в школе, должен владеть всеми техническими средствами и выстраивать соответствующий этому процесс обучения и коррекции. Поэтому каждый год проводятся курсы по повышении квалификации, для подготовки каждого педагога к прогрессивным условиям работы. При организации дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями необходимо помнить, что неотъемлемым участником образовательного процесса является родитель, только тогда обучение ребенка будет эффективным.
К главным условиям эффективности можно отнести:
− контроль выполнения рекомендаций по использованию компьютера и Интернета, безопасное количество времени;
− контроль выполнения заданий и соблюдения рабочего график;
− обеспечение безопасного рабочего места для ребенка, обучающегося на дому с использованием дистанционных технологий.
В результате совместного обсуждения педагога и родителями могут быть подобраны оптимальные формы работы и объем учебной нагрузки, которые могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающегося.
Родители должен ознакомиться с такими формами дистанционных технологий, как:
− онлайн-занятия посредством видеозвонка (Skype, Zoom);
− использование электронной почты;
− использование платформы Google classroom;
Дистанционная форма обучения также дает возможность слаженной работы в рамках коррекционно-развивающей и консультативной работы специалистов службы сопровождения. Коррекционное сопровождение можно рассматривать как комплексную технологию поддержки и помощи обучающимся и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.
Компьютер используется как средство коррекции на всех этапах образовательного процесса: при объяснении новой темы, закреплении, повторении и контроле. Специалисты службы сопровождения в рамках коррекционно-развивающих занятий могут использовать специально подобранные компьютерные игры на развитие внимания, мышления, памяти, при этом обучающийся не сравнивает себя с другими, а фиксируются только его личностные успехи. Наиболее часто используемыми программами, используемыми на занятиях с применением дистанционных образовательных средств, являются Word, Power Point. Текстовый редактор очень помогает в коррекционно-логопедической работе.
Например, в Word можно напечатать крупным шрифтом слоги и дать задание составить из них слова; напечатать слова без пробелов и ребенку необходимо найти границы слова и разделить слова, чтобы получилось предложение; напечатать текст с лишними неподходящими по смыслу словами, которые ребенку необходимо найти и удалить и т.д. Дистанционное обучение позволяет обучающимся с особыми образовательными потребностями иметь связь со своими одноклассниками, учителями и быть полноценным членом коллектива. Это способствует формированию адекватной самооценки и развитию коммуникативных способностей ребенка. Практическое внедрение дистанционного обучения доказало, что значительно расширяются возможности для получения качественного образования обучающимися с ООП, появляются различные варианты организации процесса обучения, возможность выбора места обучения, составления индивидуального расписания. Дистанционное обучение помогает обучающимся получить навыки коллективной работы и позволяет ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье описан опыт реализации дистанционной модели образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Описаны используемые методы и приёмы работы, возникающие затруднения и используемые с...
Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ « Средняя общеобразовательная школа №3» города Пикалёво.
О проблемах образования детей с ограниченными возможностями здоровья много говорят и пишут. Но что именно необходимо сделать, чтобы «расширить» границы «ограниченных возможностей» таких детей, поддерж...

Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...
СПРАВКА по обеспечению дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «СОШ № 1 города Анадыря»
В соответствии с Планом внутришкольного контроля на 2013-2014 учебный год проведен анализ реализации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №1 города Анадыря"...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ РЕСУРСОВ
В статье объясняется,как важно для детей с ОВЗ дистанционное обучение.Сколько для них открывается возможностей!...
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....