Тема выступления: «Компетентностный подход в процессе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья


     В условиях современных социально-экономических преобразований в стране и в мире, кардинально изменивших социокультурную ситуацию и стоящих перед обществом задач модернизации сферы образования, особое значение приобрела проблема образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного образования. Каждый ребенок имеет право на развитие, образование и обогащение социального опыта, поэтому остро встает проблема организации доступной среды для его развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_m.o_dekabr_2022_g.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Методическое объединение    учителей        предметников.
Выступления учителя английского языка Мамедовой Эльнуры Вахидовны.                                                                                
                                                                                                       (декабрь         2022         год).

Тема выступления:
 «Компетентностный подход в процессе дистанционного обучения детей        с ограниченными         возможностями         здоровья»                                           

    В условиях современных социально-экономических преобразований в стране и в мире, кардинально изменивших социокультурную ситуацию и стоящих перед обществом задач модернизации сферы образования, особое значение приобрела проблема образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного образования. Каждый ребенок имеет право на развитие, образование и обогащение социального опыта, поэтому остро встает проблема организации доступной среды для его развития. В условиях быстрых изменений в общественной жизни, стремительного развития информационных технологий общеобразовательная школа уже сейчас должна: активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании.  Какие конкретно компетенции нужны ребенку. В школах мы, педагоги, должны сформировать следующие типы компетенций:

  • Коммуникативные компетенции.
  • Общекультурные компетенции.
  • Ценностно-смысловые компетенции.
  • Учебно-познавательные компетенции.
  • Информационные компетенции.
  • Социально-трудовые компетенции.
  • Компетенции личного совершенствования.

 На самом деле существует много перечней и классификаций компетенций.    Систематизировав их, можно         выделить         четыре         группы         компетенций:
 1) личностные компетентности (иногда называемые социально-личностными);
 2) метапредметные компетентности (иногда называемые базовыми, общими, универсальными,   ключевыми,         надпредметные)
 3) общепредметные  (или         межпредметные)
 4)  предметные         компетенции.  
  В условиях дистанционного обучения учащийся приобретает навык эффективного поиска информации, ее отбора и структурирования, анализа и оценки. К сожалению, имеют место серьезные проблемы в использовании новых информационных технологий в образовательном процессе, которые обусловлены следующими         
факторами: 
1)    отсутствие информационно-технологической         инфраструктуры,
2) программно-аппаратного обеспечения, оптимизированного на основе использования технологий, предназначенных для детей с ограниченными возможностями         здоровья.    
   
Основные особенности дистанционного коррекционно-педагогического сопровождения         является: 
− отсутствие личного контакта, взаимодействие проходит посредством технических средств            коммуникации;
− отсутствие жесткого расписания, дети могут выполнять задания в своем темпе;
− индивидуализация обучения (адаптация уровня и формата коррекционного материала, исходя из  индивидуальных         особенностей ребенка         с        ООП).
    Отличительной чертой дистанционного обучения, в сравнении с самостоятельной работой с учебными пособиями и другими источниками информации, заключается в предоставлении поддержки и осуществления процесса взаимодействия учащегося с         учителем в         ходе         обучения.
    Однако при организации дистанционного обучения необходимо наличие современного технического оснащения, а также высокий уровень знания компьютерных технологий со стороны         педагогов.
   
Для реализации дистанционного         образования         необходимо:
   − рабочие места с выходом в Интернет, предназначенные для учителей;
   − рабочие места, предназначенные непосредственно для обучающихся;
   −  компьютеры с периферийными устройствами общего назначения: принтер и        web-камера;
       Несомненно, что современный педагог, работающий в школе, должен владеть всеми техническими средствами и выстраивать соответствующий этому процесс обучения и коррекции. Поэтому каждый год проводятся курсы по повышении квалификации, для подготовки каждого педагога к прогрессивным условиям работы. При организации дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями необходимо помнить, что неотъемлемым участником образовательного процесса является родитель, только тогда обучение ребенка будет        эффективным.
     К главным условиям эффективности можно         отнести:
− контроль выполнения рекомендаций по использованию компьютера и Интернета, безопасное количество         времени;
−   контроль выполнения заданий и соблюдения рабочего         график;
− обеспечение безопасного рабочего места для ребенка, обучающегося на дому с использованием дистанционных         технологий.
В результате совместного обсуждения педагога и родителями могут быть подобраны оптимальные формы работы и объем учебной нагрузки, которые могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей         и состояния         здоровья         обучающегося.
Родители должен ознакомиться с такими формами дистанционных технологий,         как: 
− онлайн-занятия  посредством видеозвонка     (Skype,         Zoom);
−  использование электронной        почты;
−  использование платформы Google         classroom;
     Дистанционная форма обучения также дает возможность слаженной работы в рамках коррекционно-развивающей и консультативной работы специалистов службы сопровождения. Коррекционное сопровождение можно рассматривать как комплексную технологию поддержки и помощи обучающимся и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих         координированно.
       Компьютер используется как средство коррекции на всех этапах образовательного процесса:  при объяснении новой темы, закреплении, повторении и контроле. Специалисты службы сопровождения в рамках коррекционно-развивающих занятий могут использовать специально подобранные компьютерные игры на развитие внимания, мышления, памяти, при этом обучающийся не сравнивает себя с другими, а фиксируются только его личностные успехи. Наиболее часто используемыми программами, используемыми на занятиях с применением дистанционных образовательных средств, являются Word, Power Point. Текстовый редактор очень помогает в коррекционно-логопедической         работе.
Например, в Word можно напечатать крупным шрифтом слоги и дать задание составить из них слова; напечатать слова без пробелов и ребенку необходимо найти границы слова и разделить слова, чтобы получилось предложение; напечатать текст с лишними неподходящими по смыслу словами, которые ребенку необходимо найти и удалить и т.д. Дистанционное обучение позволяет обучающимся с особыми образовательными потребностями иметь связь со своими одноклассниками, учителями и быть полноценным членом коллектива. Это способствует формированию адекватной самооценки и развитию коммуникативных способностей ребенка. Практическое внедрение дистанционного обучения доказало, что значительно расширяются возможности для получения качественного образования обучающимися с ООП, появляются различные варианты организации процесса обучения, возможность выбора места обучения, составления индивидуального расписания. Дистанционное обучение помогает обучающимся получить навыки коллективной работы и позволяет ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться        в         жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описан опыт реализации дистанционной модели образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Описаны используемые методы и приёмы работы, возникающие затруднения и используемые с...

Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ « Средняя общеобразовательная школа №3» города Пикалёво.

О проблемах образования детей с ограниченными возможностями здоровья много говорят и пишут. Но что именно необходимо сделать, чтобы «расширить» границы «ограниченных возможностей» таких детей, поддерж...

Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...

СПРАВКА по обеспечению дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «СОШ № 1 города Анадыря»

В соответствии с Планом внутришкольного контроля на 2013-2014 учебный год проведен анализ реализации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №1 города Анадыря"...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ РЕСУРСОВ

В статье объясняется,как важно для детей с ОВЗ дистанционное обучение.Сколько для них открывается возможностей!...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....