обучение разноуровневых групп.
методическая разработка по английскому языку по теме

Ахтямова Иклима Касымовна

Методический доклад на тему: Обучение разноуровневых групп/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_raznourovnevyh_grupp.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический доклад по теме:

Обучение разноуровневых групп.

                                                             Выполнил: преподаватель

английского языка Ахтямова И.К.

Содержание:

  1. Понятие: обучение разноуровневых групп.

2.Технология  разноуровневого обучения.

3. Разноуровневое обучение иностранному языку.

Обучение разноуровневых групп

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося;

Схема образовательных траекторий в рамках разноуровневого обучения

это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.

Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе (см. "Схему образовательных траектори й в рамках разноуровневого обучения").

Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так так содержание (тематика) едино для всех уровней. Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в | Московской Технологической школе ОРТ в 1994 году.

Технология  разноуровневого обучения.

В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, проектируемой профессии, национальному признаку, религиозной принадлежности, социальному и имущественному положению родителей, уровню воспитанности.

Достичь абсолютной гомогенности (однородности группы по составу) невозможно. Это признают разработчики разноуровневой технологии: достоверность психологических методик не превышает 0,8, и гомогенной считается группа, в которой выравненность по учебным возможностям учащихся составляет не менее 70 %. Отсюда следует, что изначально закладывается 50 % «брака» в работе преподавателя.[1][1] 

Закладываемые критерии формирования учебных групп, эффективности и качества работы свидетельствуют о направленности на знания, умения, навыки и интеллектуальное развитие учащихся. На второй план уходят остальные аспекты развития и воспитания учащихся. Все это, в свою очередь, мешает получить эффект целостности в формировании всесторонне и гармонично развитой, гуманной, свободной, активной и ответственной личности учащегося.

Решению всех этих задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:

1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).

2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.

3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».[2][2]

Без успешного решения всех трех задач дифференцированное обучение скорее всего может быть редуцировано к одномерной модели «слабый – средний – сильный» ученик.

Решение первой задачи опирается на психологическую дидактику, второй – на дидактический анализ, вскрывающий уровень доступности учебного материала, его сложность, абстрактность, обобщенность, конкретность, логичность и системность, третьей задачи – на диагностику целостных ориентаций, способностей общения и деятельности. Для решения комплекса задач необходимо знание, как минимум, индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Таким образом, главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации ее авторы делают не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:

1) разработку учебного материала, для которого каждый уровень его репрезентации (обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный и т. п.) мог бы быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся;

2) предоставление учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения, т. е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

  • психолго-педагогическая диагностика учащегося;
  • сетевое планирование;
  • разноуровневый дидактический материал.

Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т. д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.

Педагогу сетевое планирование позволяет перейти от дискретного (прерывистого) управления деятельностью учащихся, когда задания выдаются «порциями» на занятии преподавателем, к непрерывному рефлексивному соуправлению и самоуправлению учебным процессом.

Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности.

Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:

I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Т. е. эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

1. Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий).

2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).

3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

При этом ориентировочный алгоритм изучения темы, его пошаговое описание, основанное на особенностях процесса освоения знаний, опыта и способов деятельности и эмоционально-ценностном отношении, может быть следующим:

1 шаг – проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными потребностями учащихся, общества с целью привлечения внимания к изученной теме. Это реализуется путем установления связи содержания темы с опытом учащихся, их интересами, уже изученным материалом.

2 шаг – мотивация учащихся, которая включает в себя несколько блоков: работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной, нравственной деятельностью и общением.

3 шаг – ознакомление с информацией.

4 шаг – освоение информации, которое может происходить через:

- проработку текста;

- взаимообучение.

5 шаг – контроль освоения информации.

Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение и сдача уровней.

3. За одно занятие можно сдать только одну тему.

4. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %. 

5. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

6) Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

Разноуровневое обучение иностранному языку

На сегодняшний день возникает всё большая необходимость дифференцированного подхода к образованию, а также к обучению иностранному языку, так как уровень усвоения материала у всех учащихся проходит разным образом. Одни учащиеся не испытывают проблем при изучении иностранного языка, материал усваивается ими легко, следовательно изучение иностранного языка доставляет им удовольствие, что и стимулирует их к дальнейшему изучению иностранного языка. Другая группа учащихся испытывает явные трудности в изучении иностранного языка, следствием этого является то, что у ученика не возникает внутренней необходимости к успешному овладению иностранного языка. Поэтому осуществляются попытки внедрения разноуровнего обучения в систему школьного образования. под понятием разноуровневое обучение М.Ю Бухаркина понимает разный уровень усвоения учебного материала(то есть глубина и сложность одного и того же материала различна в группах разного уровня), но темы остаются едины для всех уровней. По моему мнению дифференциация учащихся, то есть деление их на группы по уровням может способствовать повышению мотивации к обучению, активности обучаемых в ходе классных занятий и раскрепощению учеников на уроке , что благотворно влияет на усвоение материала. А также стоит уточнить, что при таком подходе к обучению отсутствует поурочная система оценивания и знания проверяются с помощью проектов и зачётных уроков. Я думаю, что такой подход помогает учащимся быть максимально расслабленными в ходе урока. И так хотелось бы выделить причины, позволяющие считать этот метод продуктивным в системе образования:

  1. Повышается активность;
  2. Повышается работоспособность;
  3. Повышается мотивация к изучению;
  4. Улучшается качество знаний.

Принцип

Характеристика

индивидуального подхода.

Развитие индивидуальности и творческого потенциала ученика.

личностно-ориентированного общения

Развитие личности учащегося

проэктных работ

Позволяет работать самостоятельно.

дифференциации материала

Позволяет распределить материал по уровню сложности усвоения .

В каждой группе объективно существует расслоение на слабых, средних и сильных.

Подобная разнородность несет определенный негативный оттенок и воспринимается учителем как недостаток. В течение многих лет эту проблему решали путем деления класса на три потока. Такой прием вряд ли мог решить эту проблему, чаще еще более увеличивал разницу между каждой группой. Ученик приходит в класс, имея в запасе определенный багаж знаний, умений и навыков и непроизвольно переносит все это на процесс изучения иностранного языка. При этом каждый имеет свои слабые и сильные стороны, способности детей по-разному проявляются в различных видах речевой деятельности. Важно различать два аспекта понятия способность: способность к языку и способность к учению. Первый аспект включает объем усвоения материала в единицу времени, второй аспект – набор приемов и методов, необходимых для самостоятельного приобретения знаний и их обработки. Учитель должен учитывать эти факторы и выбирать гибкие методические приемы.

Ключевой методический прием работы в разноуровневых классах - прозрачность.

Все ученики, включая слабых, должны понимать, что происходит на уроке и зачем. Одним из способов достижения прозрачности на уроке является предварительный просмотр (previewing). Каждая тема начинается с просмотра всех ее разделов и обсуждения, чему посвящен каждый из разделов. Каждую тему или раздел можно начинать с обмена информацией. What do you know about…….? Этот прием дает возможность каждому ученику внести свой вклад в урок, заинтересовать их, продемонстрировать свои знания, обнадежить слабых. Ту же информацию можно запросить: What don’t you know about…..? Подобная формулировка вопроса усложняет задачу, делает ее более избирательной, придает чувство общности (каждый ученик, включая сильных, хоть что-нибудь да не знает).

Поддержка заинтересованности и создание чувства уверенности автоматически приведет к реальной однородности класса. Как достичь ее?

Предварительное знакомство с материалом урока. Например, на следующем уроке мы будем смотреть видео сюжет The Environment (Great Barrier Reef and the damage to corals). Учитель просит учеников ознакомиться с данной темой на русском языке, используя дополнительную литературу.

Предварительный просмотр учебника. Учащиеся просматривают в начале урока те несколько страниц, с которыми будем работать на уроке, изучают иллюстрации. Это способствует созданию благоприятной психологической атмосферы, снижает напряженность, повышает уверенность.

Предварительный поиск. Многие ученики, выполняя задание на уроке, не понимают до конца, зачем они их делают. Если потратить несколько минут в начале урока для того, чтобы учащиеся выбрали из всех заданий раздела упражнения на закрепление грамматики или повторение лексики, то у них сложится более ясное представление о том, что они будут делать на уроке. Учащиеся не должны бояться делать ошибки на уроке. Боязнь сделать ошибку является серьезным препятствием для приобретения ценного опыта и практики на уроке.

Варьирование темпа урока. В большинстве случаев урок проходит в том темпе, в котором его ведет учитель. Ученики должны знать, сколько времени они могут выполнять задание. Задания открытого и закрытого типа требуют применения различных навыков и разного темпа. Ученикам нужно предоставить право выбора упражнения, соответствующего его интересам и определенный темп. Ученики должны сами выбирать режим работы (в паре, в группе, индивидуально).

Разноуровневые задания. Подбирая задания к аудио, видео и печатному тексту, важно сделать их соревновательными, интересными, разнообразными по форме и содержанию, использовать опоры, подсказки, иллюстрации для снижения трудностей. Например, прочитав текст, вместо ответов на вопросы или выполнения Comprehension Check, можно предложить следующие задания.

Образцы заданий для разноуровневых групп.

Аудирование.

TAI'ESCIUPT

Imcrvicwer. Margareta, what are the problems with alternative ways to make electricity?

Margareta: Well. the biggest problem is that thev don't produce enough electricity. If you want a lot of electricity from solar power, for example, you need an enormous number of solar cell. Thev take up a lot of space and they are very ugly.

Interviewer. I see, yes. What about wind power?

Margareta: Well, it's the same problem with wind generators. You need a lot of wind generators to nuke enough electricity for a small town. And they are very, very noisy' Nobody wants to live near wind generators. And of couse, we don't have wind all the time.

Interviewer. No. Arc there other ways to make electricity?

Margareta: Oh yes! We are experimenting, for example, with wave generators.

Interviewer: What,are thev?

Margareta: Well, wave generators use the power of the sea. As the sea moves backwards and forwards. it turns a generator, Interviewer. That's very clever!

Margareta: Yes. The problem is that the best place for a wave generator is at the mouth of a river. This makes it very difficult for ships. They can also cause floods.

Interviewer. That's interesting. Does this mean it is impossible to use alternative ways to make electricity?

Margareta: Oh no! There are problems, but they are much cleaner than normal ways- Coal, for example, is very dirty

Задание в учебнике.

Прослушайте интервью и составьте список проблем, о которых она говорит.

Поддержка для слабых. 

  • Мозговой штурм. Как вы думаете, о каких проблемах альтернативных источников энергии пойдет речь в передаче? Представьте себе, что вы живете рядом с ветровым генератором.
  • Работа в малых группах. Прослушайте только часть радиопередачи (например, о солнечных батареях) и обменяйтесь услышанной информацией с другой группой.
  • Выписать на доске вопросы и замечания репортера.
  • Выписать на доске ключевые слова и фразы.
  • Раздать слабым ученикам полный текст радиопередачи.

Усложнение задания для сильных. 

  • Продолжить передачу и обсудить другие источники альтернативной энергии.
  • Написать небольшое сообщение о радиопередаче в виде газетной или журнальной статьи.

Чтение.

Задание в учебнике.

Несколько лет назад люди нашли что-то в горах, об этом говорится в газетной статье. Эти слова из статьи. Как вы думаете, о чем она?

Tourist, a body, snow, police, archeologists, 4000 years ago.

Прочитайте статью и проверьте свои предположения.

WALKERS FIND MYSTERY BODY IN THE ALPS.

LAST THURSDAY, two people discovered a body in the snow on the border of Italy and Austria. Helmut and Erika Simon found an axe, a bow and twelve arrows near the body. The body had, boots on, filled with grass. Mr and Mrs Simon called the police immediately. Archaeologists also went to see the body. They think the body is probably over4,000 years old. Dust from a sandstorm melted the snow over the body. Archaeologists from Rome and Vienna say that the body can tell us a lot about life thousands of years ago. The body is one of the most important discoveries for a long time. In 1950, archaeologists found some bodies in Denmark. They were also over 4,000 years old.

Поддержка для слабых. 

  • Прочитайте текст и выпишите числительные или слова, которые начинаются с заглавных букв,   объясните, в связи с чем употребляются эти слова.
  • Прочитайте текст вместе со своим соседом по парте и объясните, в связи с чем употребляются слова из списка.
  • Выпишите незнакомые слова, значение которых вы смогли угадать, и слова, которые вам не понятны.

Усложнение для сильных. 

  • В первом предложении обведите подлежащее two people, просмотрите текст и найдите, о ком идет речь, соедините линией эти слова, и так далее по тексту.
  • Образцы заданий по чтению для разноуровневых групп.

Поддержка для слабых. 

  • Выписать трудные слова из текста на доске и перевести их.
  • Выписать из текста на доске числительные или слова, написанные с заглавной буквы, и попросить учеников угадать, о чем рассказ.
  • Выписать ключевые слова и фразы и попросить учеников предсказать, о чем будет текст.
  • Выписать ключевые предложения из текста и перевести их.
  • Рассмотреть картинки и иллюстрации к тексту и попросить учеников угадать, о чем будет текст.
  • Рассмотреть картинки и иллюстрации и составить список слов для их описания, просмотреть текст, найти в нем слова из вашего списка.
  • Прочитать заголовок и подзаголовок и попросить учеников угадать содержание текста, прочитать текст и проверить свою догадку, найти подтверждения в тексте.
  • Разделить текст на смысловые части, а класс на группы , каждая группа читает свою часть текста.
  • Разделить текст на смысловые части, попросить учеников выписать на доске их заголовки, ключевые слова или фразы к каждой части.

Усложнение для сильных. 

  • Составить вопросы по содержанию текста.
  • Составить предложения типа true \ false по содержанию текста.
  • Дописать по одному предложению к каждому абзацу.
  • Рассмотреть иллюстрации, прочитать заголовок и составить список идей, которые могут содержаться в тексте.
  • Закрыть листком бумаги последние слова в предложениях (абзацах) и попросить учеников дописать те слова, которые, по их мнению, подходят по смыслу.
  • Прочитать текст в очень быстром темпе, записать (рассказать) как можно больше информации из текста и обменяться записями.
  • Прочитать текст два раза, закрыть книги и составить предложения со словами, которые записаны на доске.
  • Дописать продолжение текста.
  • Работая в паре, составить интервью для радио или телевизионной передачи, драматизировать его.
  • И, наконец, задания на выбор, когда ученикам предлагается сделать одно задание из нескольких. Например, после текста WALKERS FIND MYSTERY BODY IN THE ALPS даются три задания на выбор.
  • Составить список незнакомых слов , найти их в словаре.
  • Записать ответы на вопросы по тексту.
  • Составить вопросы от лица полицейского, допрашивающего мистера и миссис Саймон.

Очевидно, что эти задания имеют разный уровень сложности и потребуют от учеников применения различных навыков и умений, но именно ученики должны сами определит, какое задание выполнять и в каком режиме: индивидуально, в паре или группе. Цель подобного задания не только развитие различных навыков чтения, применение изученного, но и формирование навыков принятия решений при выборе задания и путей его выполнения.

Не бывает вообще слабых учеников. У каждого есть сильные стороны. Если ученик будет знать свои индивидуальные особенности, то сможет реализовать свои сильные стороны с максимальной выгодой для себя. Создание благоприятных условий для проявления способностей слабых учеников, а именно отсутствие жестких рамок в учебной деятельности на уроке, возможность выбора упражнения, варьирование темпа урока способствуют реализации положительных ожиданий ученика.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы для работы с разноуровневыми группами учащихся 6 класса

Разработанные дидактические материалы позволят каждому ребёнку, в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, выбрать свой максимум, что позволит реально осуществит...

Формирование разноуровневых групп в 8-9 классах

Презентация содержит принцип работы учителей математики в параллели 8-9-х классов, где были сформированы разноуровневые группы учащихся с целью повышения качества знаний...

Рабочая программа воспитания и обучения в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет

Рабочая программа воспитания и обученияв группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет ...

Базовые элементы настольного тенниса. Виды упражнений и способы обучения в группах начальной подготовки 1 года обучения.

Презентация на тему: \'Базовые элементы настольного тенниса. Виды упражнений и способы обучения в группах начальной подготовки 1 года обучения...

Интегрированный урок по русскому языку для разноуровневых групп (1-4)

Готовый конспект урока русского языка поможет любому учителю, который работает в малокомплектной школе, а также учителям, работающим в больницах провести интересный урок....

Методика работы учителя математики в разноуровневых группах класса

В статье представлена методика работы учителя математики в разноуровневых группах класса, целью которой является достижение положительных результатов при обучении всех учащихся: от высокого до низкого...

Практика обучения разноуровневого класса коррекционной школы

Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 10 декабря 2019 г.Ссылка на программу конференции:...