Для учителей
материал по английскому языку на тему
В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями, мультимедийными средствами обучения. Модернизация современного образования необходима и востребована учителями, учениками и всеми участниками образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_modernizacii_soderzhaniya_obrazovaniya_po_inostrannomu_yazyku_v.ppt | 145.5 КБ |
principy_postroeniya_modulya_pri_obuchenii_inostrannym_yazykam.ppt | 404.5 КБ |
portret_vypusknika.ppt | 389 КБ |
kompetentnost.ppt | 140 КБ |
3._monitoring_formirovaniya_ud_shkolnikov.ppt | 73.5 КБ |
ikt-v-obuchenii.ppt | 2.21 МБ |
standart.ppt | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель модернизации образования по иностранным языкам: Развитие ключевых компетентностей. Ключевая компетентность выпускника школы – сложное личностное образование, включающее в себя аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания школьного образования.
В различных работах, касающихся проблем реализации в образовательной практике компетентностного подхода, используются в качестве базовых такие понятия, как « компетентность » и « компетенция ». Компетенция – отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке учащихся (государственный заказ, стандарт). Компетентность – сложное личностное образование, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять образовательную деятельность, обеспечивающее процесс развития и саморазвития ученика. Компетентность – мера включенности человека в деятельность. Такая включенность не может быть без сформированного у личности ценностного отношения к той или иной деятельности. Таким образом, можно констатировать, что компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области .
Содержание модернизации образования в предметной области «иностранный язык» Реализация коммуникативного подхода в овладении иностранным языком: языковая компетенция ( графическая сторона речи и орфография, произносительная сторона речи, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи) речевая компетенция (говорение, письмо, аудирование, чтение) социокультурная компетенция ( социокультурный портрет англоязычных стран, социокультурный портрет родной страны на ИЯ) компенсаторная компетенция учебно-познавательная компетенция (общие и специальные умения).
Стратегии модернизации содержания образования компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанную на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе и внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя и др.); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, умение оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). Образовательная компетенция (в процессе образования обеспечивает содержательную и технологическую стороны личностного развития учащихся в рамках отдельных предметов).
Компоненты образовательной компетенции Экзистенциальный компонент - ценностное отношение к предмету и процессу образования в целом и овладению определенными компетенциями в той или иной предметной области; интерес к содержанию и процессу учебной деятельности. Развитие данного компонента образовательной компетентности обеспечивает мотивацию учащихся и развитие их креативности. Объектный компонент представлен в деятельностном аспекте образовательной компетенции, т.е. в умении усваивать знания и адаптировать к новым условиям. Социальный компонент обеспечивает социальную адаптацию школьника как в процессе его деятельности в школе , так и развитие умений и навыков социализации для его деятельности в других деятельности в других сферах общения. Оценочный компонент связан с необходимостью выражения в ней способности школьника к оценке своей деятельности, личности и коммуникации с другими как механизму саморазвития.
Критерии оценки качества образовательной компетенции : Оценка качества образовательной компетентности требует определения качества каждого из ее компонентов по следующим показателям: 1. Критерии оценки качества компонентов образовательной компетентности 2. Показатели оценки качества образовательной компетентности 3. Уровни проявления показателей оценки качества компонентов образовательной компетентности
Экзистенциальный компонент Качество экзистенциального компонента образовательной компетентности определяется личностно-смысловым критерием . Показатели: Личностный смысл; Ценностно-мотивационное отношение учащегося к цели, содержанию и процессу образования. Уровни его проявления: Ценностный уровень (3) Императивный уровень (2) Утилитарно-прогматический уровень (1)
Объектный компонент Показатели: Полнота знаний; Действенность знаний. Уровни проявления: По уровню знаний: 1. Знания полные (3) 2. Знания частичные (2) 3. Знания не сформированы (1) По уровню умений: 1. Умения сформированы (3) 2. Умения сформированы частично (2) 3. Умения не сформированы (1)
Социальный компонент Показатели: 1. Готовность к социальному взаимодействию.
Показатели оценки качества компонентов образовательной компетентности Уровни: 1. Готовность сформирована (3) 2. Готовность сформирована частично (2) 3. Готовность практически не сформирована (1)
Показатели оценки качества образовательной компетентности Показатель: Критичность мышления. Уровни: 1. Критическое мышление сформировано (3) 2. Критическое мышление сформировано частично (2) 3. Критическое мышление не сформировано (1)
Уровни проявления показателей оценки качества компонентов образовательной компетентности Уровни: 1. высокий, 2. средний и 3. низкий. Высокий уровень: ценностный смысл к овладению специальными знаниями и умениями, умениями учиться (умениями ставить образовательные цели, планировать свою учебную деятельность, работать во времени, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию); высокая степень полноты и действенности знаний и умений; сформированная готовность к социальному взаимодействию; критичность мышления. Средний уровень: императивный уровень личностного смысла; недостаточная полнота и действенность специальных умений и знаний, умений учиться; слабая выраженность готовности к социальному взаимодействию; критичность мышления, проявляющаяся в отдельных образовательных и коммуникативных ситуациях. Низкий уровень: фиксируется утилитарно-прагматический личностный смысл; знания и умения учащихся характеризуются поверхностностью и низкой степенью мобильности; отсутствует практическая готовность к социальному взаимодействию; наблюдается несформированность критического мышления.
В целях управления, можно выделить в структуре качества развития образовательной компетентности учащихся следующие составляющие: качество организационного обеспечения; качество преподавания; качество содержания образования ; качество технологий развития образовательной компетентности учащихся; качество результата – качество образовательной компетентности.
Дидактическая модель содержания образования Показатель полноты содержания отражает степень соответствия содержания учебных занятий содержанию стандартов и учебных планов, а также содержанию учебно-познавательной деятельности учащихся. Показатель посильности содержания образования . Этот показатель фактически определяет посильность содержания для школьников. Он позволяет выносить заключение о степени перегрузки (недогрузки) учащихся. Показатель сложности содержания определяет соотношение степени абстракции содержания образования и опыта обучаемых. Чем существеннее разница в них, тем более сложным для обучаемых является учебный материал.
Модель качества технологий обучения Анализ разнообразных подходов к построению технологий обучения позволяет выделить следующие показатели оценки их качества: диагностичность задания целей обучения, которые достигаются применением соответствующей технологии; соответствие выбранной технологии обучения общим целям и содержанию образования , а также конкретным образовательным целям; возможность широкого использования технологии (ее воспроизводимость); соответствие используемой технологии индивидуальному стилю деятельности учителя, возможностям школьников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модуль –это полный логически завершенный блок, в котором конструкция учебного материала обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, имеет законченность материала в модуле и интеграцию разных видов и форм обучения. Варьирование модулей в зависимости от потребностей учащихся способствует максимально реализовать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у учащихся навыков самообразования, весь процесс обучения строиться на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания и иерархией ближайших (ЗУН), средних (общеучебные знания и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей.
Отличие модульного обучения от других современных систем обучения: Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал. Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения становятся паритетными, равными между учителем и учеником. В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию , самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Принципы модульного обучения модульность; Структуризация содержания обучения на обособленные элементы; Динамичность; Действенность; Гибкость; Осознанная перспектива; Разносторонность методического консультирования и паритетность.
Компоненты модуля: Целевой план действий; Банк информации; Методическое руководство по достижению дидактических целей.
Основные принципы построения модульных программ: Выделение комплексной цели учебных элементов и частных дидактических целей; Реализация обратной связи – на всех этапах модуля; Учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалогической форме; Структура модуля должна соответствовать логике учебного заведения того или иного типа.
Схема модульной программы: Где: УЭ – Учебный элемент ЧДЦ – Частная дидактическая цель
Этапы усвоения знаний, отражаемые в модуле: В.А. Онищук указывает на следующие их особенности: - Восприятие определяется как реакция "схватывания" объекта изучения; выделяют первичное восприятие, которое ограничивается только уровнем узнавания предмета изучения, и вторичное, оно рассматривается как реакция детального видения объекта изучения. Осмысление знаний происходит в процессе аналитико-синтетической деятельности: анализа, синтеза, обобщения. Здесь важно вычленение главного с целью установления сущностных признаков изучаемого объекта и установления связей между ними. Запоминание — это запечатление знаний в памяти; выделяются три вида запоминания: первичное (имеет большое значение в обучении для безошибочного понимания и применения знаний, сохраняется в памяти длительное время); текущее или непроизвольное (осуществляется само собой в процессе операций с предметом усвоения); закрепление, или произвольное запоминание (формируется в специально организованных условиях. - Применение знаний связано с включением учащихся в деятельность по объяснению разных явлений реальной действительности, решению задач, переносу знаний в разные области; усвоить материал -это значит понять его, запомнить, научиться применять его как в стандартных, так и в новых ситуациях. Обобщение знаний — это процесс перевода их от единичного к общему. Первичное обобщение (во время восприятия) связано с созданием общего представления о предмете. Локальное (понятийное) обобщение связано с выявлением внутренней сущности изучаемого объекта, в результате чего происходит усвоение отдельных понятий. Результат тематического обобщения — усвоение системы понятий, а итогового — усвоение системы понятий по курсу, межпредметные обобщения, в результате которых формируется система межпредметных понятий. Систематизация знаний является упорядочение уже изученного и усвоенного в единую систему (частное включается в целое). Основное условие успешного усвоения знаний учащимися — это осуществление каждым учащимся полного цикла учебно-познавательной деятельности от восприятия до применения и систематизации.
Пример учебного модуля по грамматике Традиционно модуль состоит из 7 учебных элементов (в прилагаемых модулях мы рассмотрели возможность включения 6 и 8 учебных элементов). УЭ-0 — Записываются цели модуля, то есть то, чего ученик должен достигнуть в процессе работы над модулем. УЭ-1 — Проверка изученного материала. (Следует сказать, что работу над модулем учащиеся осуществляют после предварительного ознакомления с новым грамматическим материалом). В нем проводится входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе над модулем. При необходимости здесь можно провести соответствующую коррекцию знаний. УЭ-2, 3,4, 5 — Закрепление пройденного материала. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (это мягкий контроль — самоконтроль, сверка с образцом). Текущий и промежуточный контроль имеет своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения сразу. УЭ-6—Резюме. В этом учебном элементе реализуется возможность повторения основного содержания. (Обобщение может быть сделано не только словесно, но и в форме сравнительных характеристик, графиков, диаграмм). УЭ-7 — Подведение итогов. Здесь осуществляется выходной контроль. Выходной контроль показывает уровень усвоения модуля и тоже обязательно с доработкой. К модулю прилагается "Приложение с упражнениями", "Листок контроля", "Схема уровня знаний", с помощью которой ученики оценивают свою работу. Как уже было сказано выше, выполнение модуля осуществляется после предварительного изучения нового грамматического материала. На выполнение учебного модуля учащимся дается 45 минут. В начале работы с каждым модулем учитель информирует учащихся об объеме модуля, порядке работы и выдает модульную программу или методическое указание, ее замещающее.
Модуль « The Present Indefinite Tense and the present Continuous tense » Номер УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением УЭ-0 Интегрирующая цель: Повторить употребление времен the Present Indefinite tense and the Present Continuous tense; Закрепить употребление данных времен; Проверить уровень усвоения темы самостоятельно, в парах и группах по листам контроля.
Модуль « The Present Indefinite Tense and the present Continuous tense » (продолжение) Номер УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением УЭ-1 Проверка изученного материала Входной контроль: Цель: Сформировать навыки употребления времени the Present Indefinite and the present Continuous Для выражения каких действий употребляется это время? Какие существуют указатели этого времени? Вспомните правило образования этого времени. Как образуется вопросительная и отрицательная формы? Задание выполняется устно. Контроль фронтальный
Модуль « The Present Indefinite Tense and the present Continuous tense » (продолжение) Номер УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением УЭ-2 Закрепление пройденного материала Цель: Сформировать навыки употребления настоящего продолженного времени в речевых образцах 1. Выполнить упр. 1. 2. Проверьте правильность выполнения задания по листку контроля. 3. Поставьте оценку за выполненное упражнение по схеме уровня знаний. 4. Выполнить упр. 2. 5. Проверьте правильность выполнения упражнения по листку контроля. 6. Поставьте оценку за выполненное упражнение на схеме уровня знаний. Выпол няется задание письменно в тетрадях Выполнение проверяйте но листку контроля.
Модуль « The Present Indefinite Tense and the present Continuous tense » (продолжение) Номер УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением УЭ-3 Закрепление пройденного материала Цель: Сформировать умения в употреблении в речи вопросительных предложений с настоящим продолженным временем 1 . Вспомните порядок слов в вопросительном и повествовательном предложениях. 2. Выполните упр. 3. 3. Проверьте правильность выполнения упражнения по листку контроля. 4. Поставьте оценку за работу по схеме уровня знаний. Выполняйте задание самостоятельно устно. Контроль выполнения в парах .
Модуль « The Present Indefinite Tense and the present Continuous tense » (продолжение) Номер УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением УЭ-4 Закрепление пройденного материала Цель: Сформировать умения перевода предложений с настоящим продолженным временем с родного языка на английский. 1 . Выполните упр. 4. 2. Проконтролируйте выполнение но листку контроля. 3. Оцените свою работу по схеме уровня знаний. Выполняйте задание письменно.
Модуль « The Present Indefinite Tense and the present Continuous tense » (продолжение) Номер УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением УЭ-5 Закрепление пройденного материала Резюме: Повторите способ образования настоящего продолженного времени. Выполняйте задание устно всей группой .
Модуль « The Present Indefinite Tense and the present Continuous tense » (продолжение) Номер УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением УЭ-6 Подведение итогов 1 . Оцените уровень усвоения темы. 2. Проанализируйте свои ошибки. Смотри схему уровня знаний .
Модуль « The Present Indefinite Tense and the present Continuous tense » (продолжение) Упражнения к УЭ модуля "Present Indefinite, Present Continuous" I. Choose the most suitable tense: Present Continuous or Present Indefinite: 1. Even though Sarah says she.....(feels / is feeling) better, I think she is still losing weight. 2. Frank.....(collects / is collecting) stamps in his spare time. It's his hobby. 3. The airline currently ..... (is / is being) half-price tickets to Japan, but for one month only. 4. My mother ..... (locks / is locking) all the doors and windows before she goes to bed. 5. Because of the present threat of war, the best qualified people ..... (leave /are leaving) the country. 6. Both ancient and recent records show that farmers ..... (work / are working) long hours. 7. She has an important project to finish by next week, so she ..... (works / is working) in the evenings at present. 8. Philip is an excellent linguist. He ..... (speaks /is speaking) six languages fluently. 9. "How are you getting on with the book?" "At the moment I ..... (read / am reading) chapter four." 10. She only ..... (recovers /is recovering) from the operation and still ..... (finds / is finding) it difficult to move about. 11. Put the verb in the correct form: Present Continuous or Present indefinite: 1. The car ..... ( start) again. 2. "Who you ...... (phone)?" "I (try) to get through to Joan." 3. "Shall I phone at 6.00?" "No, we normally ..... (cook) dinner at that time." 4. Since I won the lottery, my telephone hasn't stopped ringing. People ..... (phone) to ask how I'm going to spend the money. 5. Alice ..... (see) her mother in London most weekends. 6. We usually ..... (get up) at about 7.00. Couldn't you come an hour later? 7.1 ..... (go) swimming in the evenings to try to lose weight. 8. It (take) me five minutes to get to school. 9. (admit) I can't see as well as I used to. 10. Why you ..... (jump) up and down? III. Translate into English, using Present Continuous or Present Simple: Пока готовится рис, вы режете морковь и помидоры и кладете их в блюдо. 2) Хотя у него три машины, все они очень старые. 3) Чудесная книга. Я наслаждаюсь читая ее. 4) Он не любит известность и твердо предпочитает оставаться в тени. 5) Эта газетная статья объясняет, почему уровень безработицы поднимается так быстро. 6) Посылка весит более десяти килограммов. 7) Я верю, что он не был виноват. 8) Любовь движет миром. 9) Моя дочь работает в ресторане этим летом, но ей это не нравится. 10) Подожди немного. Я слушаю новости. IV. Translate from English into Russian: 1) The group currently consists of five people, but we hope to get more members soon. 2) I consider him to be extremely fortunate. 3) I'm considering taking early retirement. 4) They're constantly having parties until the early hours of the morning. 5) The growing number of visitors is damaging the footpaths. 6) We usually watch the news on TV at 9.00. 7) We are usually watching the news on TV at 9.00. 8) I refuse to believe that he didn't know the car was stolen. 9) I'm beginning to realize how difficult it is to be a teacher. 10) She is playing magnificent tennis in this match.
Модуль « The Present Indefinite Tense and the present Continuous tense » (продолжение) Листок контроля к модулю "Present Indefinite, Present Continuous" 1.1) is feeling; 2) collects; 3) is being; 4) locks; 5) are leaving; 6) work; 7) is working; 8) speaks; 9) I'm reading; 10) is recovering; finds II. 1) is starting; 2) are you phoning; I'm trying; 3) cook; 4) phone; 5) sees; 6) get up; 7) go; 8) takes; 9) admit; 10) are you jumping III. 1) Now that the rice is cooking you chop up the carrots and tomatoes and you put them in a dish. 2) Although he owns three cars, all of them are extremely old. 3) It's a wonderful book. I'm enjoying every moment of it. 4) He doesn't like publicity and prefers to stay firmly in the background. 5) This newspaper article explains why unemployment has been rising so quickly. 6) The parcel weighs over ten kg. 7) 1 believe he was not to blame. 8) Love makes the world go round. 9) My daughter is working in a restaurant for the summer, but she doesn't like it. 10) Wait a moment. I'm listening to the news. IV . 1) В настоящее время группа состоит из пяти человек, но мы надеемся вскоре набрать больше членов. 2) Я считаю, что он очень удачлив. 3) Я размышляю над тем, чтобы получить льготную пенсию. 4) У них постоянно вечеринки до утра. 5) Растущее число посетителей наносит вред тротуару. 6) Мы обычно смотрим новости по телевизору в девять. 7) Мы обычно смотрим новости по телевизору в девять. (И на данный момент тоже.) 8) Я отказываюсь верить в то, что он не знал, что машина была украдена. 9) Я начинаю осознавать, как трудно быть учителем. 10) Она показывает прекрасную игру в теннис в этом матче.
Преимущества модульного обучения почти все ученики работают самостоятельно (некоторые с определенной дозой помощи учителя), достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности — закрепляют знания по определенной теме; работая максимум времени самостоятельно, учащиеся учатся само организации, самоконтролю и самооценке, это дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы; использование учебных элементов модулей дает возможность развитию таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм; во время выполнения модуля учащиеся обычно не нарушают дисциплину и не отвлекаются на посторонние дела.
модульное обучение также помогает решать ряд задач обучения и воспитания: выявление, инициирование, использование личного опыта учащихся; развитие индивидуальных познавательных способностей учащихся; создание условий для включения каждого учащегося в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития; определение индивидуальной программы обучения; создание условий познания себя, самоопределения и самореализации; дифференциация процесса обучения; сотрудничество учителя и ученика; свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса; обеспечение положительных результатов в обучении и воспитании; формирование адекватной самооценки учащегося (своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений); формирование умения ориентироваться в заданиях.
Недостатки модульного обучения составление модулей довольно трудоемкий процесс и занимает много времени. невозможность применения данного метода на любом материале: малопригоден для такого обучения эмоционально-образный или описательный материал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кризис современного образования. « Болевые» точки соременного образования: ?
Знания – это верхний слой. Более глубокий пласт – владение приемами умственной деятельности … Третий пласт – сформированность определенных качеств и свойств личности , таких как самостоятельность, критичность… и т.п. Здесь «лежат» и ключевые компетенции (Рыжаков М.В.)
В ответ на вызовы, стоящие перед мировым сообществом, современная педагогика предложила компетентностную образовательную парадигму.
Компетентностный подход - ?
Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели/векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию,социализацию и саморазвитие. ( Э.Зеер, Э. Сыманюк )
Главная задача компетентностного подхода – усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений «зуновской» парадигмы.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ заключается в том, чтобы не увеличивать объём изучаемой информации, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в новых ситуациях.
«Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования. Он предполагает, что всё изучаемое в школе включено в процесс употребления, использования.
Теоретические знания должны перестать быть «мёртвым» грузом. Другая сторона компетентностного подхода – адекватность содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни.» ( Д. Иванов)
Компетентностный подход: к определению целей; к отбору содержания; к организации образовательного процесса; к выбору образовательных технологий; к оценке результатов образования к миссии педагога
«Всё это предполагает введение нового стандарта образования – компетентностного стандарта, основанного на совершенно иных принципах. Один из них заключается в принципе минимального стандар-та , то есть прописывается мини-мальный уровень достижения тех или иных учебных результатов.
В стандарт также включается и описание необходимых условий организации образовательного процесса, ведущих к получению требуемых образовательных результатов». ( Д. Иванов)
«Основным результатом деятельности образовательного уч-реждания должна стать не система знаний , умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государст-вом ключевых компетенций в ин-теллектуальной, общественно-поли-тической, коммуникативной, инфор-мационной и прочих сферах.» ( Документы по модернизации образования).
Реформирование отечест-венного образования «на компетентностной основе будет означать реальный переход к новой образова- тельной парадигме…» ( Вербицкий А.А., Ермакова О.Б.)
Системно – деятельностный характер компетентностного подхода.
Характеристика компетентностного подхода. (Вербицкий А.А., Ермакова О.Б.)
1 . Изменения в ценностях, целях и результатах образования: от обеспечения усвоения школьниками ЗУНов к формированию базовых социальных и предметных компетенций/компетентностей современного человека;
2. в содержании образования – переход к системным, межпредметным, надпредметным, метапредметным, практико-ориентированным представлениям о мире и способах социально нормарованного практического действия и поступка в нём;
3. в педагогической деятельности переход от монологического изложения учебного материала к педагогике творческого сотрудничества и диалога с учащимися;
4. в учебно-познавательной деятельности учащихся переход от репродуктивной позиции приёма и запоминания информации к созиданию образа мира в себе на основе учебной информации;
5. в технологическом обеспечении образовательного процесса - от традиционных к инновационным технологиям деятельностного типа…
В качестве теоретической основы предлагается «теория контекстного обучения» ( Вербицкий А.А., Ермакова О.Б)
Контекстное обучение – «это обучение, в котором с помощью системы форм, методов и средств, традиционных и новых, динами-чески моделируется общекультур-ное, духовное, интеллектуальное, предметно-практическое и социальное содержание жизни человека.»
« По существу, управление качеством образования начинается с определения состава тех компетенций, которые должны быть освоены школьниками (компетентностная модель ученика) как образовательные результаты.
Определим понятия: «компетентность» ↔ «компетенция» - ?
Под « компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п. качествам» личности. (Шабанов А.Г.)
Образовательная компетенция — это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно- и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности, … образ его будущего для ученика, ориентир для освоения (Хуторской А.)
Под компетенцией целесообразно понимать опрелелённую область (сферу) окружающей действительности, овладевая которой человек присваивает компетентность
Социально-обусловленная и личностно-обусловленная природа компетенций / компетентностей.
Компетенция - «некоторое отчуждённое заранее заданное требование к подготовке человека », а компетентность - уже состоявшееся личностное качество, характеристика.
Характерные особенности компетенций : междисциплинарность надпредметность интегральность универсальность многофункциональность многомерность
В основе определения компе-тенций (компетентностей): * виды культур (А.А.Леонтьев, «Школа – 2100»); *цели/ценности современного образования (Шамова , Давыденко); *деятельности (Хуторской А. Деятельность как содержание образования//Народное образование.-2003.- №8.- с.107.; *общая способность и готовность (Шишов)
Список компетенций, предложенный Советом Европы в рамках проекта "Среднее образование в Европе"
Изучать: - уметь извлекать пользу из опыта; - организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; - организовать свои собственные приемы обучения; - уметь решать проблемы; - самостоятельно заниматься своим обучением. Искать: - запрашивать различные базы данных; - опрашивать окружение; - консультироваться у эксперта; - получать информацию; - уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать: - организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; - критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; - видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; - оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; - уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать: - уметь сотрудничать и работать в группе; - принимать решения; - улаживать разногласия и конфликты; - уметь договариваться; - уметь разрабатывать и выполнять контракты. Приниматься за дело: - включаться в проект; - нести ответственность; - войти в группу или коллектив и внести свой вклад; - доказать солидарность; - уметь организовывать свою работу; - уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться: - уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; - доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; - показать стойкость перед трудностями; - уметь находить новые решения.
«Компетенция» переводится как состояние компетентности, компетентности, В одном из значений «компетенция» перево- дится как состояние компетентности, пригод-ности, соответствия…. пригодности, соответствия….
Виды компетенций : 1. Ценностно-смысловая компетенция 2. Общекультурная компетенция 3. Учебно-познавательная компетенция 4. Информационная компетенция 5. Коммуникативная компетенция 6. Социально-трудовая компетенция 7. Компетенция личностного самосовершенствования
Виды компетенций : 1. Ценностно-смысловая компетенция 2. Общекультурная компетенция 3. Учебно-познавательная компетенция 4. Информационная компетенция 5. Коммуникативная компетенция 6. Социально-трудовая компетенция 7. Компетенция личностного самосовершенствования
«Компетентность - мера понимания человеком смысла своей деятельности». (Б.Д.Эльконин)
Компетентностью называют «совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области…». (Шабанов А.Г.)
«Компетентность - это способность действовать в ситуациях неопределённости». (О.Е.Лебедев)
«Компетентность – это знания, означающие умение действовать». (Д.Иванов)
Компетентность – это характеристика , даваемая человеку в результате оцен-ки эффективности/резуль-тативности его действий, направленных на разреше-ние определённого круга значимых для данного сооб-щества задач /проблем» ( Иванов Д.А.)
«…компетентность – это проявленная компетенция человека. Компетентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в различных сферах деятельности». (Хуторской А.)
Компетентность выступает вариантом практически реализуемой компетенции.
Компетентность «Ключевая квалификация» (Германия) «Базовые навыки» (Дания) «Ключевые навыки» «Функциональная грамотность» (США)
Компетентность определяется через: готовность; деятельность; готовность и способность; умелость и способность; сочетание знаний, опыта и способностей человека.
«Коммуникативная культура (компетентность) представляется нам трёхъярусной пирамидой , венцом которой является ценностно-ориентирующий уровень, плотью - теоретико-информационный, а основанием – технико-технологический уровень.» (Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г)
С т р у к т у р а компетенции/компетентности: 1. Ценностно – ориентирующий компонент. 2. Теоретико – информационный компонент. 3. Технико-технологический компонент.
Описание компетенции: название тип в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная); круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция; социально-практическая обусловленность и значимость (для чего она необходима в социуме); смысловые ориентации ученика по отношению к объектам, личностная значимость компетенции (в чём и зачем ученику необходимо быть компетентным); знания о круге реальных объектов; умения и навыки, относящиеся к этому кругу реальных объектов; способы деятельности по отношению к ним; минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере компетенции (по ступеням обучения); индикаторы — примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).
Процедура конструирования компетенций (Хуторской А.) включает поиск их проявлений в каждом предмете ; своеобразный ответ на вопрос : « Каков возможный вклад этого учебного предмета в формирование каждой из ключевых компетенций?»
«По существу, управление качеством образования начинается с определения состава тех компетенций, которые должны быть освоены школьниками (компетентностная модель ученика) как образовательные результаты.
Компетентность определяется через: Готовность Деятельность Готовность и способность Умелость и способность Сочетание знаний, опыта и способностей человека
Компетентности имеют универсальный, практико-ориентированный, личностно-ориентированный характер
КОМПЕТЕНТНОСТЬ - необходимая и достаточная, освоенная школьником к о м п е т е н ц и я
Компетентности – это совокупность (система) знаний в действии.
Развитие компетентности заключается в её стремлении к компетенции/компетенциям
Какие компетентности планируется включить в содержание образования современных школьников?
Ключевые компетентности Учебно-познавательная К. Информационная К. Коммуникативная К. Социально-правовая К. Социально-бытовая К. (в т.ч. валеологическая трудовая, навыковая) Культурно-лосуговая К. в постановке и решении проблем
Ключевые компетенции \ КОМПЕТЕНТНОСТИ – ТЕ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ПРИ ОСУ-ЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ИЛИ ПРИ ПОЛУ-ЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
Общие (ключевые) компетенции определяют сущ-ность всех профессиональных видов деятельности. Ядро общих компетенций опреде-ляет адаптацию, социализа-цию, интеграцию в социум и самореализацию личности. а (Шишов С.Е., Агапов И.Г.)
Компетентность характеризуется * мобильностью знаний; * гибкостью и способностью к переносу способов действий; * критичностью мышления; * системным междисциплинарным стилем мышления; * информационной грамотностью.
« В отличие от «знаниевого», предмет-ного опыта, компетентность не суще-ствует заранее в готовом виде.Каждый субъект должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, но не компетент-ность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития.» ( Материалы Международной научно-практической конференции. 11-12 ноября 2008 г., Москва.)
«Особенность педагогических целей по развитию компе-тентностей состоит в том, что они достигаются не столько в результате действий преподава-теля, сколько в результате осознанной собственной деятельности обучаемого…». (Шабанов А.Г.)
«Структура компетентностного опыта включает :
* компетентностного исполнения деятельности на основе образа предполагаемого продукта и логики его создания; концептуального знания о сущности процесса и результата деятельности; набора апробированных в собственном опыте способов деятельности (мыслительных, организационных, коммуникативных, информационных и др.); ориентировочную основу -
выполнения этой деятельности в проблемных условиях ( при неполноте задания условий задачи, дефиците информации и времени, невыявленности причинно-следственных связей, непригодности известных вариантов решений); рефлексии и самоконтроля своих действий». ( Митяева А.М.)
« Очевидно, что …компетентность не может стать продуктом традиционного обучения. То есть не складывается из знаний и умений! Здесь необходимо моделирование реальной жизни, проект, поиск самого себя! Словом, компетентность является продуктом целостного, личностно-развивающего, а не «частичного», «знаниевого» образования!» ( Материалы Международной научно- практиче- ской конференции. 11-12 ноября 2008 г., Москва.)
К условиям формирования компетентности относят: наличие межпредметных связей; проблемно-развивающий характер образовательного процесса; игровое (имитационное) моделирование, ориентированное на социальную практику; экспериментальный характер процесса образования; проектирование.
Оценить компетентность человека «можно лишь по результатам его дела/ деятельности в соответствии с критериями успешности (эффективности) или неуспешности (неэффектив-ности).» (Д.Иванов)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии.- М.:Новая школа, 2003.- 304с . Главная характеристика школьника на пересечении учебно-ролевой и личностной сферы – сформированность учебной деятельности. Существуют различные подходы к описанию структуры учебной деятельности, но пожалуй, все педагогические психологи и большинство педагогов согласятся с тем, что развитая учебная деятельность – это умение школьника ставить перед собой конкретные учебно-познавательные цели («освоить», «научиться», «сделать», «знать»,…), умение проектировать свои учебные шаги (сформированность ориентировочной основы деятельности), владение действиями по освоению учебного материала, умения анализировать и оценивать свою учебную работу (рефлексивно-оценочные действия).
Программа психологического изучения учителем обученности и обучаемости школьников Маркова А.К. Психология труда учителя.- М.:Просвещение.- 1993.- С.66-68.
Обученность (диагноз) Компоненты Уровни и показатели Знания 2. Учебная деятельность (умение учиться) виды; этапы; уровни; качества учебная задача; учебные действия; действия самоконтроля и самооценки результатов
Обучаемость (прогноз) Компоненты Уровни и показатели 1.Восприимчивость к усвоению новых знаний и способов 2. Способность к самообучению и саморазвитию 3.Работоспособность выносливость Активность ориентировки, перенос, принятие дозированной помощи взрослого Умение действовать в уме, познавательная инициатива, самостоятельность,осознанность, преднамеренность, креативность Темп,экономичность
… Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков, уровень освоения которых в значительной степени определяет успешность всего последующего обучения…
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Общие учебные умения, навыки и способы деятельности В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос "Удалось ли достичь поставленной цели?"). Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы "Чем похожи?", "Чем не похожи?"). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...). Различение целого и части.
продолжение Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
продолжение РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и "про себя"; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу), участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа). Использование простейших логических выражений типа: "...и(или)...", "если..., то...", "не только, но и...". Элементарное обоснование высказанного суждения.
продолжение Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы "Зачем и как это делать?", "Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?"). Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы "Такой ли получен результат?", "Правильно ли это делается?"); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос "Какие трудности могут возникнуть и почему?"), нахождение ошибок в работе и их исправление. Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Общие учебные умения, навыки и способы деятельности В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
продолжение Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос "Что произойдет, если..."). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
продолжение Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
продолжение Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
продолжение Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований. Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности . Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Общие учебные умения, навыки и способы деятельности В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
продолжение Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
продолжение Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами"). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
продолжение Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Литература (в помощь самообразованию) Вергелес Г.И. и др. Младший школьник:помочь ему учиться.- СПб.-2000. Городинская В.Ю. Опыт диагностических исследований процесса формирования учебной деятельности школьников//Психологическая наука и образование.-1997.- №2.-С.42-46. Гуружапов В.А. Реальность и мифы современной практики развивающего обучения// начальная школа.-1999.-№7.-С.96-102.
продолжение Каминская М.В. Проблема освоения педагогической деятельности в системе Эльконина-Давыдова//Вопросы психологии.-2001.-№5.-С.49-59. Маркова А.К. Психология труда учителя.- М.:Просвещение.- 1993.- С.С.59-69;146-157;172-177. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М.:Просвещение.- 1990.
продолжение Репкин В.В. и др.О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности//Вопросы психологии.- 1995 Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике// Вопросы психологии.- 1997.- №3.- С.40. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность.- М.-2001.- С.50-58; 78-79.
продолжение Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников// Образование в современной школе.- 2002.- №6.- С.44-57; 2002.- №7.- С.21-33. Шибаева Л.В. и др. Система отслеживания успешности и продуктивности основных направлений образовательной деятельности школы// Стандарты и и мониторинг в образовании.-2000.- №1.-С.56-61.
продолжение Шульц О.Б. Обучение способам учебной деятельности как условие овладения содержанием образовательных стандартов// Стандарты и мониторинг в образовании.- 2001.- №3.- С.28-32.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В школу пришли информационные технологии. Сегодня ИКТ в обучении - это не дань моде, а средство достижения нового качества образования, что соответствует главной задаче российской образовательной политики.
Школа будущего – это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
На протяжении последних лет информационные технологии активно используются в нашей школе в процессе преподавания, при подготовке и проведении школьных лекций, организации тестирования, в проектной деятельности учащихся, при подготовке к ЕГЭ и внеклассной работе по предмету.
Когда ребенок смотрит на стандартную доску, она для него настолько обыденна, что ничего интересного он от нее не ожидает. Но когда ученик видит интерактивную доску, которая отвечает на определенные детские импульсы, то все внимание направлено уже на нее, на учителя, на предмет обсуждения и на материал. Сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников, которое уже не хочет работать по стандартным формам и методикам, т. к. школа отстает от них по уровню знаний в области высоких технологий.
При использовании электронной интерактивной доски доступны следующие виды образовательной деятельности: Этапы проведения урока Возможные варианты использования интерактивной доски Объяснение нового материала Подбор текстового и графического материала по теме урока. Создание учебно-дидактической презентации. Подбор анимации по теме урока. Создание мультимедийной презентации для создания опорного конспекта учащихся Контроль усвоения пройденного материала Разработка контрольных и самостоятельных работ , тестовых заданий , опорных конспектов. Организация самостоятельных работ, тестов и контрольных заданий на основе мультимедийного материала. Разработка тестовых интерактивных заданий.
Этапы проведения урока Возможные варианты использования интерактивной доски Закрепление материала Организация индивидуальных выступлений учащихся по заранее подготовленным учителем материалам. Проведение виртуальных лабораторных работ. Дополнительное образование Организация проектной деятельности учащихся. Подготовка материалов для проведения общешкольных конкурсов и олимпиад. Проведение защиты проектов учащихся.
На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета.
Интерактивные доски дают целый ряд принципиально иных возможностей: любая схема, рисунок, карта здесь специально предназначены для того, чтобы по ним было не только можно, но и нужно делать надписи.
Да, возможности использования ИКТ на уроках огромны, но, конечно же, интерактивная доска не может заменить учителя . Без него трудно себе представить полностью интерактивный урок. Восприятие записанного на доске текста отличается от восприятия произнесенного человеком текста, в который вложены эмоции и чувства.
Какая форма использования лучше? Разрабатывая методику, целесообразно исходить из идеи органичного введения новых технологических средств в традиционный урок. Для достижения цели урока надо думать не только об эмоциональной окраске и зрелищности, а органично сочетать вербальные методы обучения с методами поисковой и творческой деятельности. Так реализуется задача перехода от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной».
Вербальный Исследовательский Программированный МЕТОДЫ Зрелищность и эмоциональная окраска УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ
Все это способствует формированию умений и навыков самостоятельного приобретения знаний учащимися. Использование ИТ создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению информационного массива. Те ученики, которые активно работают с компьютером, проявляют наибольший интерес к предмету, у них формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации.
Как начать освоение информационных технологий? Приступая к работе, прежде всего определите, в каком режиме собираетесь использовать компьютер
Подготовка презентации Организация проектной и внеурочной деятельности по предмету Проведение тестирования, рубежного и итогового контроля Работа с тематическими (предметными) компакт-дисками Сравнение отчетности и документации Средство для выхода в Интернет и поиска в нем информации Режим использования информации
После выбора задач необходимо определиться с материальной базой, подобрать подходящие программы и компьютерные продукты, познакомиться с опытом работы коллег в данном направлении.
Ученикам необходимо предложить список сайтов для более быстрого и результативного поиска информации. Особое внимание при использовании ИКТ можно уделить совместной работе учителя и ученика при совместной презентации
(htt :// som.fsij.ru) Сайт «Сетевого объединения методистов» (htt :// lesson-history.narod.ru) Уроки презентации (htt :// art-rus.narod.ru/galleri.htmt) Сайт «Картинная галерея» (htt :// www.it-r.ru) Сайт творческих учителей (htt :// his.1 september.ru) Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок» (htt :// www.ist.rodina.com) Сайт «Родина» (htt :// www.iremember.ru) Сайт «Я помню» (о ВОВ) (htt :// russia.rir.ru) Сайт «Россия великая» (htt :// www.rulex.ru) Сайт «Русь изначальная» (htt :// www.pish.ru) Журнал Преподавание Истории в школе (htt :// soyuzssr.narod.ru) Сайт «Советский Союз» (htt :// www.hist.msu.ru/er) Библиотека электронных ресурсов
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК подбор исторического материала, обработка его с методической точки зрения работа по составлению презентации (цвет, рисунки, звук и т.д.) РЕЗУЛЬТАТ Новые исторические знания Новые информационно- технологические навыки
Для полноценного использования информации, учитель должен сам уметь использовать указанные ресурсы, т.е. необходима личная ИКТ-компетенция учителя. Только в этом случае учитель становится полноценным «менеджером» образовательного процесса. Когда все найдено, можно смело работать.
Современный учитель не может и не должен быть единственным источником информации. Интернет может стать не только другом, но и врагом ученика. Учитель должен стать эффективным навигатором ученика. ИКТ в обучении нельзя назвать данью моде. Это прежде всего возможность улучшить качество образования. С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как в урочное, так и во внеурочное время.
С помощью ИКТ появилась возможность индивидуализировать обучение. Использование ИКТ дает прекрасную возможность формирования и развития у учащихся мотивации изучения предмета.
Учитывая, что современные образовательные информационные технологии, в первую очередь, это средства для активизации и индивидуализации процесса обучения, повышения эффективности контроля знаний, оптимизации труда учителя, возрастает актуальность и целесообразность использования их в учебном процессе, открывается реальная возможность для построения образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства.
Современные образовательные комплексы содержат весь спектр информационного материала в соответствии со школьной государственной программой и необходимый набор методических приёмов, инструментов, тренажёров, нормативных документов для повторения и закрепления учебного материала, подготовки к выпускным, вступительным экзаменам и ЕГЭ. Подобные издания позволяет учителю в рамках данной программы создавать свою собственную учебно-методическую конструкцию по предмету, отойти от односторонней активности учителя на уроке, сделать упор на самостоятельность, активность, ответственность за результаты самих учащихся. Помогает сделать возможным использование на уроках и во внеурочной работе проектную деятельность и технологии развития критического мышления, наладить обратную связь в процессе обучения, повысить степень усвоения учебных, коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций, создаёт пространство для самовыражения ученика в полном объёме. При этом плоды творчества учащихся оказываются доступными и востребованными, что существенно повышает интерес к образовательному процессу.
Основными направлениями использования данного образовательного комплекса в урочной и внеклассной работе учителя-предметника могут быть: Работа как классного руководителя и учителя-предметника с электронным журналом; Использование на уроках, спецкурсах, факультативах как готовый программный продукт; Использование тестовых оболочек в промежуточном и итоговом тестировании учащихся разного возраста; Разработка учителем электронных уроков по различным темам; Конструирование учителем методического электронного пакета к урокам (таблицы, схемы, конспекты, статистика, первоисточники и т.п.); Дистанционное образование (дети-надомники); Подготовка старшеклассников к ЕГЭ; Создание программных продуктов совместно с учащимися (презентации – Microsoft Power Point, веб-страницы – язык HTML, создание интерактивных фильмов-Macromedia Flesh MX и т.п.); Написание учащимися творческих работ, эссе, исторических сочинений; Создание учащимися тестов и презентаций к урокам; Проектная деятельность учащихся (презентации к защите проектов, мультимедийные проекты, фильмы); Подготовка к окружным и городским олимпиадам, конкурсам; Участие в виртуальных олимпиадах и конкурсах.
Эти же учебные задачи (ознакомление, изучение, тренинг, контроль) позволяет решить уже зарекомендовавшая себя, в том числе и в нашей школе, при изучении всех предметов школьной программы «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
Предлагаемые ПМК возможно использовать при разной форме работы : 1) в компьютерном классе при индивидуальном выполнении заданий каждым ребенком; 2) в аудитории, оснащенной интерактивной доской, для организации фронтальной развивающей проблемно-поисковой работы. Отличительной особенностью является то, что все предлагаемые программы по своей структуре и навигации спроектированы для максимального удобства работы с интерактивной доской . Программы выдержаны по художественным и эргономическим критериям с учетом психофизиологических особенностей восприятия детьми информации с экрана. Содержание программ соответствует основным образовательным принципам и методикам обучения и развития. Использование интерактивной доски совместно с этими программами дает безграничные возможности для создания групповой творческой интерактивной среды на занятиях. Благодаря технологическим возможностям интерактивной доски педагог, располагая содержанием предлагаемых ПМК, может гибко преобразовывать материал, видоизменять его, дополнять, что создает новые возможности для творческого экспериментального и проблемно-поискового исследования.
Интеграция технологических возможностей интерактивной доски и полифункциональности предлагаемых ПМК создает нестандартную инновационную технологию, которая способствует: развитию учебно-познавательных аспектов; формированию креативного мышления детей; становлению мыслительной деятельности: полнота принятия задачи, планирование, адекватная самооценка и самоконтроль в деятельности; развитию всех видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое; овладению формами речевого мышления: понятие, суждение, умозаключение; освоению способов мыследеятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция; формированию навыков межличностного общения и взаимодеятельности в различных социальных ситуациях.
Опыт работы показывает, что возможности её использования разнообразны. Не стоит ограничиваться только демонстрацией предлагаемых в компьютерных программах материалов, или компьютерным тестированием учащихся. Учитель может сам создавать мультимедиа презентации по изучаемой теме. В этом случае он выстраивает материал целесообразно структуре и задачам своего урока. Однако сложность в данном случае заключается в больших затратах времени при его подготовке. Вместе с тем результат оправдывает потраченные усилия. Мультимедиа презентации могут создавать и сами учащиеся. Подобная работа школьников способствует повышению их познавательной активности, усилению интереса к изучаемому материалу, так как задействует интересные для них формы самостоятельной работы.
Предлагаю следующие возможности использования мультимедиа на уроках: 1) лекционное представление материала сопровождается мультимедиа презентацией (визуальная лекция); 2) в кейс-методе содержимое кейса предъявляется в мультимедиа варианте (в результате в кейс можно включить видео- и аудиоматериалы). Необходимо учесть, что и в этом случае материалы кейса предлагаются группам не только в мультимедиа варианте, но и на бумажных носителях; 3) создание учащимися мультимедиа проектов; 4) мультимедиа презентация результатов исследовательской работы учащихся.
При создании мультимедиа сопровождения лекции необходимо учитывать, что текстовое сопровождение зрительного образа на слайде должно быть небольшим, отражать саму суть представленного на нем материала. Его наличие дает возможность связать зрительный образ и комментарий к нему, что позволяет школьнику легче вспомнить содержание лекции, задействовать не только образную, но и зрительную, и ассоциативную память. От мультимедиа сопровождения проблемной лекции требуется учет её специфики, возможность создания проблемной ситуации. Контрольное тестирование показало, что усвоение учебного материала в этом случае происходит значительно лучше.
При создании учащимися мультимедиа-проектов или мультимедиа-презентаций результатов исследовательской работы учитель должен знакомить их с последовательностью и правилами предъявления материала. При их подготовке школьник самостоятельно или с учителем определяет зрительный ряд, кратко формулирует текстовое сопровождение к нему, готовит выступление - защиту. Все это позволяет качественно повысить уровень усвоения учебного материала, мотивацию учебной деятельности школьников. Вместе с тем педагогам при использовании возможностей компьютерной техники необходимо четко регламентировать время работы с ней, планировать возможность переключения внимания на другие виды учебной деятельности, чтобы не навредить здоровью учащихся.
В результате проведенной диагностики, выявляющей преимущества компьютерного урока от традиционного урока, можно отметить следующее: - вдвое увеличивается объем полученной информации, - усвоение материала – до 100%, - качество знаний по данной теме на следующий урок – от 80 до 100%. Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обученности учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти.
Правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. Но прежде чем говорить о том, какую важную роль играют ИКТ в том, чтобы методически грамотно подготовить и провести современный урок, необходимо сказать о том, что информационные технологии – это инструмент, который обретает силу лишь при условии правильного подхода к нему и последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением.
Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. И поэтому в первую очередь должен быть подготовлен учитель для грамотного использования компьютера в преподавании своего предмета.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Идеал работника -исполнитель. Современная эпоха требует созидателя Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности СО Технологические процессы его освоения Как учить: новые знания «открывают дети» Рефлексия как способ развития самооценки
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
ЧТО ЗАМЕРЯЕМ? Результаты общего начального образования Предметные результаты (ЗУНы, опыт творческой деятельности и др.) Общепредметные результат ы (УУД, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях) Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, толерантность)
ЧЕМ УПРАВЛЯЕМ? (объект контроля, инструментарий) Знания, умения, навыки предметного содержания (программы обучения по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру, музыке+ИЗО, технологии, физической культуре ); Универсальные учебные действия , освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные Российская академия образования
Универсальные учебные действия (стандарт второго поколения ) Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание …) Познавательные УУД ( общие учебные умения , постановка и решение практических задач, логические…) Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …) Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией … )
Стандарты первого и второго поколения 6 Общие учебные умения Познавательная деятельность Речевая деятельность и работа с информацией Организация деятель -ности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности , учебное сотрудничество …) Универсальные учебные действия (УУД) Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД ( целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка Коммуникативные УУД ( учебное сотрудничество, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний , работа с информацией … )
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности (Стандарт, 2004) Познавательная деятельность (наблюдение объектов окружающего мира, опыты, работа с информацией, работа со знаковыми, графическими моделями, умение решать творческие задачи…) Речевая деятельность и работа с информацией (работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами , участие в диалоге, передача, поиск, хранение информации …) Организация деятельности (выполнение инструкций, следование образцу и простейшим алгоритмам, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество …)
Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение
Виды УУД – Регулятивные действия Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Коррекция Оценка Волевая само регу- ляция
Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем
Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером
Речевая деятельность и работа с информацией- основа формирования КОММУНИКАТИВНЫХ УУД Первоначальные умения передачи, поиска, хранения, преобразования, использования информации: умение работать с учебником, словарем, схемами, таблицами, иллюстрациями, каталогом, художественными и адаптированными научно-популярными текстами; умение использовать компьютерную технику
Основные читательские умения-коммуникативные УУД ( стандарт второго поколения ) Навык чтения - как общеучебное умение понимать и воспроизводить смысл прочитанного. Аналитические умения работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами. Библиографические умения. Овладение алгоритмом информационного поиска ( поиск информации из различных источников) Экранное чтение
Аналитические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой (стандарт второго поколения) Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, авторскую позицию. Умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль текста.
Библиографические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой (стандарт второго поколения) Умение правильно называть книгу - автора и заглавие произведения. Умение ориентироваться в учебной книге – пользоваться оглавлением, прикнижными словарями. Умение пользоваться методическим и справочным аппаратом учебника.
«ПНШ» СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА 13 Орфографический («Пиши правильно») Толковый («Толковый») Орфоэпический («Произноси правильно») Этимологический («Происхождения слов») Грамматический («Обратный») Фразеологический («Устойчивых выражений») (с 3-го класса) Словообразовательный (с 4-го класса)
Предшкольная ступень образования УУД Результаты развития УУД Значение для обучения Личностные –самоопределение и смыслообразование ВПШ (внутренняя позиция школьника) Мотивация УД Общепознавательные и коммуникативные Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии Предпосылки формирования понятия числа. Условие освоения математики Общепознавательные знаково-символические Дифференциация планов – знак-символ Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом Регулятивные УУД Произвольность поведения – действие по образцу и правилу Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий Коммуникативные УУД Коммуникация как общение, кооперация, условие осознания и усвоения Развитие учебного сотрудни-чества с учителем и сверст-никами. Осознание и усвоение учебного содержания
Начальное образование УУД Результаты развития УУД Значение для обучения Личностные УУД смыслообразование и самоопределение. Личностные и регулятивные УУД Адекватная школьная мотивация. Рефлексивная адек-ватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная постановка целей – Высокая самоэффективность Регулятивные, лично-стные, познаватель-ные, коммуникативные Сформированность учебной деятельности (УД). Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Предпосылка перехо-да к самообразованию Коммуникативные (речевые), регулятивные Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Коммуникативные, регулятивные Рефлексия Осознанность и критичность учебных действий
Все ли три головы Горыныча согласны, что новому содержанию нужны новые технологии проведения учебных занятий ? (20)
Новая технология – сущностная часть содержания образования (15) - изменение характера взаимодействия учителя с классом - личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения; внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения; репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ: Программно формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…) Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации ( оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).
Планируемые результаты (русский язык, литературное чтение) УУД Классифицировать, маркировать , обозначать, находить по оглавлению … Экспериментировать, выявлять, находить, выполнять, анализировать… Демонстрировать понимание/осознание, использовать… Слышать, артикулировать, интонировать … Распознавать, определять, пояснять… Оказывать и принимать помощь при затруднениях
Планируемые результаты (математика) УУД Находить решение, вычислять, измерять, моделировать Решать практические задачи Оказывать и принимать помощь при затруднениях Экспериментировать, исследовать, выявлять
Примеры заданий для оценки достижений требований к результатам освоения программы начального общего образования (31) Что оценивается: функциональная грамотность в области математики, чтения и русского языка, естествознания, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
«Эффективный» способ использования информативного источника знаний (32)
Математика, 4 класс Летом четвероклассники отдыхали в лагере. Для проведения соревнований понадобилось оборудовать спортивную площадку. Было решено расположить на ней яму для прыжков в длину, волейбольную площадку, мишень для стрельбы из лука и доску для записи результатов соревнований. План спортивной площадки
Задание 1 .) Вожатая дала четвероклассникам план спортивной площадки. Она попросила отметить на нём расположение мишени и доски, соблюдая следующие условия: – мишень надо расположить в пяти метрах от лестницы; – доску надо расположить более чем в шести метрах от лестницы, между флагом и елью, но ближе к ели. --Отметь на плане место расположения мишени знаком М , а доски для записи результатов Д.
4 . Творческие работы: сообщения, сочинения (устные и письменные), графические работы, разыгрывание воображаемых ситуаций Развитие речи . 4 класс УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ Открой первую часть своего учебника «Наш мир» на с. 70. Прочитай доклад Миши Иванова о животных Арктики. Понравился ли тебе Мишин доклад? Хочешь узнать, как Миша его подготовил? Мне помогал Костя Погодин, — признался Миша. — Сначала мы подобрали в библиотеке нужные книги. Потом я составил план своего доклада. Вот как он выглядел. Животные Арктики 1.Птицы Арктики. 2.Птичьи базары. 3.Как птицы и звери защищаются от холода? 4.Чем питаются животные Арктики?
3. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ РОССИИ ЛЕДЯНАЯ ЗОНА (Второе заседание клуба) Задание для всех присутствующих: подготовить доклад об Арктике. Можно воспользоваться планом: 1) местоположение ледяной зоны (на карте); 2) особенности природы (неживая природа, живая природа, взаимосвязи в природе); 3) значение Арктики для человека, её использование; 4) влияние человека на природу Арктики; 5) охрана Арктики. ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЕ! 1. Изобрази Солнце и орбиту вращения Земли! З арисуй Землю и её ось вращения. Какое время года в Северном полушарии на твоём рисунке? 2. Рассмотри рисунок. В первом случае Солнце ид ёт по низкой дуге, во втором — проходит по более высокой дуге. Наш мир. 4 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"
КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...
Профессия учителя в поколениях. (или трудно ли быть учителем, если родители – учителя?)
Легко ли быть учителем, если семья учительская?...
Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР
В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Конкурсное задание учителя английского языка Шахрай И. А. г. Горячий Ключ эссе "Я - учитель" муниципального этапа краевого конкурса "Учитель года Кубани" в 2017 году
Эссе "Я - учитель"...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...