Культуроведение англоговорящих стран.
элективный курс по английскому языку (9 класс) по теме
В связи с существенными изменениями, произошедшими в социокультурном контексте изучения иностранного языка, цели, задачи, содержание и технологии обучения иностранному языку были в значительной мере переосмыслены. Нередко отмечается недостаток культурного компонента, а именно, недостаточное количество материала и заданий, помогающих детям осознавать свою культурную идентичность. Данный курс призван восполнить этот пробел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс для 9 класса | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
В связи с существенными изменениями, произошедшими в социокультурном контексте изучения иностранного языка, цели, задачи, содержание и технологии обучения иностранному языку были в значительной мере переосмыслены. Нередко отмечается недостаток культурного компонента, а именно, недостаточное количество материала и заданий, помогающих детям осознавать свою культурную идентичность. Данный курс призван восполнить этот пробел.
I. Пояснительная записка
Модернизация школьного образования, которая проводится в нашей стране, подразумевает прежде всего обновление содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширению возможностей углубленного образования, в том числе языкового. Такие условия складываются в процессе обучения на билингвальной основе, что означает обучение предмету и овладение знанием в определенной области на основе взаимосвязанного использования родного и иностранного языков в качестве средства образовательной деятельности.
Предлагаемый школьный курс «Культуроведение англоязычных стран» относится к числу курсов, которые входят в состав гуманитарного профиля обучения.
Учащиеся школы приобретают определенные социокультурные знания на 1 и 2 ступенях обучения иностранному языку. В связи с этим целесообразно предложить для учащихся 9 классов курс «Культуроведение англоязычных стран», что позволит повысить качество подготовки учащихся в предметной области за счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого языка в общей образовательной сфере; достигнув образовательных целей за счет приобщения к истории, культуре, географии разных англоязычных стран и приобретения новых сведений о жизни народов за рубежом, расширить кругозор обучающихся, углубить их знания в области культуроведения, улучшить их компетенцию в иностранном языке, повысить мотивацию к овладению английским языком.
Программа предусматривает не только знакомство с социокультурными портретами англоговорящих стран, но и сравнение их с культурным наследием и реалиями нашей страны, выработку своего отношения к ним.
Курс нацелен на воспитание у учащихся чувства уважения к истории, культуре, традициям и обычаям других народов, готовности к достижению взаимоотношения, нахождению взаимных интересов в межкультурном общении.
Основная цель курса - формирование межкультурной компетенции, т. е. способности понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявлениях, что позволяет обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.
Курс «Культуроведение англоязычных стран» рассчитан на 35 часов , 1 час в неделю для учащихся 9 классв.
Задачи курса:
- развитие восприятия фактов культуры, явлений и событий изучаемых стран;
- комплексное поликультурное и билингвальное развитие обучаемых;
- развитие у учащихся социокультурной компетенции, помогающей ориентироваться:
а) в достижениях культуры и коммуникативных нормах общения англоязычных стран;
б) в выборе культурно приемлемых форм взаимодействия с людьми из англоязычных стран в условиях межкультурного общения;
- создание условий для культурного творчества при культуроведческом обогащении речевой практики старшеклассников;
- актуализация и обогащение знаний об англоязычных странах;
- актуализация межпредметных знаний и умений в условиях изучения курса «Культуроведение англоязычных стран»;
- формирование культуроведческой осведомленности об историческом прошлом англоязычных стран, социокультурных паспортах этих стран и их народах, традициях и культуре, стереотипах поведения, характерных для этих стран.
Программа курса для 9 классов включает тематику по культуроведению США, Канады, Австрии, Новой Зеландии:
•социокультурный портрет США, Канады, Австралии, Новой Зеландии;
•формы государственного управления;
•социокультурные особенности системы образования;
•искусство и культура англоязычных стран в сравнении с искусством и культурой России и т. д.
Программа курса предусматривает продолжение работы по социокультурному развитию школьников средствами иностранного языка с опорой на социокультурные знания и умения, которые учащиеся приобрели на более ранних этапах обучения.
Учебный материал, включенный в программу, не только дает основные сведения об изучаемых странах, но и обеспечивает углубление социокультурных знаний учащихся в этой области.
Реализация этой программы позволит повысить уровень знаний, умений и навыков учащихся, будет способствовать развитию их мировоззрения и повышению уровня учебной мотивации.
Данная программа позволяет осуществить более полный учет интересов, склонностей и способностей учащихся, предоставляет возможность реализации личностно- ориентированного развития в области филологических знаний.
Процесс обучения по данному курсу предусматривает использование разных типов уроков, приемов обучения, ТСО, наглядности, в том числе Интернета, большого количества дополнительной литературы, что сделает процесс обучения интересным и будет способствовать повышению уровня учебной мотивации у учащихся.
Ожидаемые результаты обучения
Изучение этого курса должно обеспечить развитие следующих умений и навыков у учащихся:
- делать устные сообщения по результатам обобщения прочитанного, прослушанного на английском языке;
собирать, обобщать и систематизировать культуроведческую информацию и представлять ее в виде рефератов, коллективных проектов, таблиц, схем, в форме вопросов и ответов в викторинах
- составлять план, тезисы прослушанного или прочитанного текста;
- выполнять индивидуальные и коллективные позновательнопоисковые задания на английском языке;
- дискутировать;
- излагать на английском языке результаты коллективной и индивидуальной познавательно-поисковой деятельности;
- интерпретировать схематическую (таблицы, диаграммы, графики) и образную (иллюстрации) культуроведческую информацию на английском языке;
- озвучивать «немые» видеофрагменты;
- обобщать информацию, полученную при чтении, аудировании и обсуждать ее на английском языке;
- опознавать социокультурные стереотипы в изученном материале;
- выделять основные историко-культурные вехи в развитии стран изучаемого языка;
- работать с основными типами справочной и учебно-справочной страноведческой литературы (словари, атласы, энциклопедии, справочники, информационные буклеты, учебно-справочные издания, включая сайты Интернета и электронную справочную литературу) и использовать их при выполнении культуроведческих проектов и для личнопознавательных целей;
- сравнивать, проводить аналогии, обобщения при сравнении фактов, явлений культуры, событий в культурной жизни соизучаемых стран и России.
II. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема и подтема | Кол-во часов | Формы организации деятельности учителя и учащихся | Формы контроля |
Второй год обучения 9 класс | ||||
I. | США. Аналитический взгляд на историю и географию страны | 3 | ||
1. | Путешествие по обширным просторам США. Географические достопримечательности | 1 | Аудирование. Работа с текстом, картой. Дискуссия. | Ответы на вопросы. Выбор правильного ответа. Обсуждение темы |
2. | Колониальный период в истории США Война за независимость | 1 | Работа с текстом. Мини-лекция. Дискуссия. | Выбор правильного ответа. Устные ответы по плану. Обсуждение проблемных вопросов. |
3 | Первый президент США Д. Вашингтон | 1 | Работа с текстом. | Поиск определенной информации, поиск ключевых предложений в тексте. Краткое изложение абзацев. |
II. | Форма государственного управления в США | 2 | ||
1 | Конституция США как составная часть американской модели демократии | 1 | Мини-лекция. | Устные ответы по плану. Обсуждение. |
2 | История президентства - отражение истории страны Авраам Линкольн - 16-й президент США, отменивший рабство в стране | 1 | Дискуссия. Мини-лекция. | Обсуждение. Выбор правильного ответа. |
III. | Социально-культурные особенности системы образования в США | 2 | ||
1. | Система среднего образования в США. Сходства и различия в системах среднего образования США и России | 1 | Работа над текстом. Дискуссия. | Обсуждение. Выбор правильного ответа. |
2. | Система высшего образования в США и России. Знаменитые университеты в США и России | 1 | Мини-лекция. Дискуссия. | Устные ответы по плану. Обсуждение. |
IV. | США и Россия сегодня | 2 | ||
1. | Социокультурные особенности современного американского общества. Сравнение с особенностями российского общества | 1 | Работа с текстом. Дискуссия. | Обсуждение. Выбор правильного ответа. Ответы на вопросы. |
2 | Города США. Культурные и промышленные центры: Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Сан-Франциско | 1 | Мини-лекция. Работа с картой. | Устные ответы по плану. |
V. | Национально-культурный фон традиций, обычаев, ценностей, стереотипов поведения в стилях жизни американцев и россиян | 2 | ||
1. | Социокультурный портрет американской семьи. Сходства и различия во взглядах на семейные ценности и традиции в США и России. | 1 | Работа с текстом. Дискуссия. | Обсуждение. Выбор правильного ответа. |
2 | Традиции в национальных культурах питания американцев и россиян. Сходства и различия. | 1 | Семинар. | Защита рефератов. Презентация эссе. |
VI. | Спорт в США и России | 1 | ||
1. | Популярные виды спорта в США и России. Спорт - одна из форм отдыха и рекреации в США | 1 | Работа с текстом. Дискуссия. | Обсуждение. Выбор правильного ответа. |
VII | Искусство и культура в США | 1 | ||
1. | Знаменитые театры. Искусство кино. Голливуд - символ американской киноиндустрии | 1 | Семинар. | Защита рефератов. |
VIII. | Выдающиеся люди США | 2 | ||
1. | Томас Эдисон знаменитый изобретатель. Нейл Армстронг - американский астронавт, первым спустившийся на поверхность Луны. | 1 | Работа с текстом. Семинар. | Устные презентации докладов. Ответы на вопросы. |
2 | Семья Кеннеди. | 1 | Изучение справочного материала. | .Обсуждение. |
IX. | Названия и прозвища штатов | 1 | ||
1. | Значение и происхождение названий штатов. Прозвища штатов | 1 | Изучение справочного материала. Дискуссия. | Ответы на вопросы. Обсуждение. Перевод. |
XII | Канада. Аналитический взгляд на социокультурный портрет страны | 5 | ||
1. | Путешествие по обширным просторам Канады. Географические достопримечательности | 1 | Аудирование. Работа с текстом, картой. | Ответы на вопросы. Составление плана текста. Устные ответы на вопросы. |
2. | Основные сведения из истории Канады. Форма государственного управления | 1 | Работа с текстом, картой. | Ответы на вопросы Устные ответы по теме. Составление таблицы к тексту. |
3. | Население. Языки. Системы образования в Канаде, англоязычных странах и России в сравнении | 1 | Мини-лекция. Дискуссия. | Устные ответы по плану. Обсуждение. |
4 | Города Канады. Культурные и промышленные центры: Оттава, Монреаль, Торонто, Ванкувер. | 1 | Семинар. Работа с картой. | Защита рефератов. |
5. | Канада | 1 | Викторина. | Проверочная работа по говорению. Ответы на вопросы. Викторины |
XIII. | Австралия. Аналитический взгляд на социокультурный портрет страны | 6 | ||
1. | Путешествие по обширным просторам Австралии. Географические достопримечательности | 1 | Аудирование. Работа с текстом, с картой. Дискуссия. | Ответы на вопросы. Ответы на вопросы. Обсуждение. |
2. | Основные сведения из истории Австралии. Связь истории современной Австралии с историей Британии | 1 | Работа с текстом. Дискуссия. | Ответы на вопросы. Обсуждение. Составление вопросов к тексту. |
3. | Форма государственного управления. Население. Языки | 1 | Мини-лекция. | Устные ответы по плану. |
4 | Культурные и промышленные центры: Канберра, Сидней | 1 | Работа с картой. | Монологические высказывания. |
5 | Города Австралии Мельбурн, Брисбейн | 1 | Семинар. Работа с картой. | Защита проектных работ. |
6 | Австралия | 1 | Обобщающий урок. Дискуссия. | Обсуждение темы по вопросам. |
XIV. | Новая Зеландия. Аналитический взгляд на социокультурный портрет страны | 5 | ||
1. | Путешествие по Новой Зеландии. Географические достопримечательности. Основные сведения из истории страны. Связь истории с современной с историей Британии. | 1 | Аудирование. Работа с текстом, с картой. Дискуссия. | Ответы на вопросы. Обсуждение |
2. | Форма государственного управления. Население. Языки | 1 | Мини-лекция. | Устные ответы по плану. |
3 | Города Новой Зеландии. Культурные и промышленные центры: Веллингтон, Окленд | 1 | Семинар. Работа с картой. | Устные презентации докладов. |
4 | Новая Зеландия | 1 | Обобщающий урок-дискуссия. | Обсуждение темы по вопросам. |
5. | Новая Зеландия - зеленая страна | 1 | Письменный контроль. | Проверочная работа. Эссе. |
XV. | Итоговые проверочные работы | 3 | ||
1. | По странам англоязычного мира. Сравнение социокультурных характеристик англоязычных стран и России | 1 | Дискуссия. | Проверочная работа по говорению. |
2. | Сходство и различия в традициях и обычаях англоязычных стран. | 1 | Конференция. | Проверочная работа по говорению. Презентация проектных работ. |
3. | Англоязычная страна, которую я хотел бы посетить более всего | 1 | Письменный контроль. | Проверочная работа по говорению. Сочинение |
1 | Итоговое занятие | 1 | Представление презентаций. | |
Итого | 35 часов |
III. Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
9класс.
I. США. Аналитический взгляд на историю и географию страны.
Путешествие по обширным просторам США. Географические достопримечательности. Колониальный период в истории США.
Война за независимость. Первый президент США Д. Вашингтон.
II. Форма государственного управления в США.
Законодательная, исполнительная и юридическая ветви власти. Конституция США как составная часть американской модели демократии. История президентства - отражение истории страны. Авраам Линкольн - 16-й президент США, отменивший рабство в стране.
III. Социально-культурные особенности системы образования в США.
Система среднего образования в США. Сходство и различия в системах среднего образования США и России.
Система высшего образования в США и России.
IV. США и Россия сегодня.
Социокультурные особенности современного американского общества, сравнение с особенностями российского общества. Динамика развития американского общества. Города США. Культурные и промышленные центры: Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Сан-Франциско.
V. Национально-культурный фон традиций, обычаев, ценностей, стереотипов поведения в стилях жизни американцев и россиян.
Социокультурный портрет американской семьи. Сходство и различия во взглядах на семейные ценности и традиции в США и России. Роль женщины в жизни общества в США и России. Традиции в национальных культурах питания американцев и россиян. Сходство и различия.
VI. Спорт в США и России.
Популярные виды спорта в США и России. Спорт - одна из форм отдыха и рекреации в США.
VII. Искусство и культура в США.
Знаменитые театры. Искусство кино. Голливуд - символ американской киноиндустрии. Знаменитые музеи и библиотеки.
VIII. Выдающиеся люди США.
Томас Эдисон - знаменитый изобретатель. Нейл Армстронг -американский астронавт, первым спустившийся на поверхность Луны. Семья Кеннеди.
IX. Названия и прозвища штатов.
Значение и происхождение названий штатов. Прозвища штатов.
X. Обобщающий урок по теме «США».
XI. Канада. Аналитический взгляд на социокультурный портрет страны.
Путешествие по обширным просторам Канады. Географические достопримечательности. Основные сведения из истории Канады. Форма государственного управления. Население. Языки. Системы образования в Канаде, англоязычных странах и России в сравнении. Экономика Канады. Культурные и промышленные центры: Оттава, Монреаль, Торонто, Ванкувер.
XII. Австралия. Аналитический взгляд на социокультурный портрет страны.
Путешествие по обширным просторам Австралии. Географические достопримечательности. Основные сведения из истории Австралии. Связь истории современной Австралии с историей Британии. Форма государственного управления. Население. Языки. Культурные и промышленные центры: Канберра, Сидней, Мельбурн, Брисбейн.
XIII. Новая Зеландия. Аналитический взгляд на социокультурный портрет страны.
Путешествие по Новой Зеландии. Географические достопримечательности. Основные сведения из истории страны. Связь истории современной с историей Британии.
Форма государственного управления. Население. Языки. Экономика Новой Зеландии. Города Новой Зеландии.
Культурные и промышленные центры: Веллингтон, Окленд, Крайстчерч.
XIV. Итоговые проверочные работы.
По странам англоязычного мира. Сравнение социокультурных характеристик англоязычных стран и России. Сходство и различия в традициях и обычаях англоязычных стран. Англоязычная страна, которую я хотел бы посетить более всего.
IV. Форма итогового контроля
Итоговое занятие проводится в виде презентации и защиты работ учащихся по изученным темам.
V. Литература
Для учителя:
1. Баграмова Н. В., Воронцова Т. И. The United. States of America (country and people): The Book for Reading in Area Studies. - СПб.: Союз, 1998.
- Нестерчук Г. В., Иванова В. М. The USA and the Americans. -Минск: Вышэйшая школа, 1998.
- Ощепкова В. В. Australia and New Zealand in Brief. - M.: Лист, 1998.
- Томахин Г. Д. Across the Countries of the English Language -M.: Просвещение. 1998.
- Хабенская А. Е. Discover Canada. - М.: Айрис пресс.Рольф,2001.
- Халилова Л. A. The USA: History and the Present. - M.: Айрис Пресс; Рольф, 2000.
Для учащихся:
- Oxford Guide to British and American Culture. –Oxford University Press, 2001.
- National Geographic. – Thomson Heinle, 2008.
- Вакс Э.П. Russia in Brief. – «Стаил»1998, Санкт-Петербург.
Интернет ресурсы:
http://www.internet-school.ru НП Телешкола Россия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс "английский язык и культуроведение англоговорящих стран"
Курс нацелен на воспитание у учащихся чувства уважения к истории, культуре, традициям и обычаям других народов, готовности к достижению взаимоотношения, нахождению взаимных интересов в межкультурном о...
Элективный курс "Английский язык и культуроведение англоговорящих стран"
Данный курс рассчитан на 2 года обучения : в 10 классе-1 час в неделю ив 11 классе-1,5 часа в неделю (всего 51 час) и направлен на восприятие фактов культуры, явлений и событий изучаемых стран....
Программа элективного курса "Культуроведение англоязычных стран"
Является пособием по страноведению Великобритании и США в аспекте межкультурной коммуникации.Для учащихся 10-11 классов....
Программа Спецкурса "Английский язык и культуроведение англоязычных стран" для 10 класса гуманитарного профиля
Помогает приобщить к истории, культуре, географии англоязычных стран. Повышает мотивацию к изучению иностранных языков....
Программа элективного курса "Культуроведение англоговорящих стран" 10-11 класс
Программа элективного курса "Культуроведение англоговорящих стран (Канада, Австралия, Новая Зеландия) для учащихся 10-11 класса школ с углубленным изучением английского языка....
Английский язык и культуроведение англоговорящих стран
Аннотация к рабочей программе эллективного курса "Английский язык и культуроведение англоговорях стран" Рабочая программа элективного курса разработана для учащихся 11 класса ...
Авторская программа "Культуроведение англоговорящих стран"
Авторская программа составлена к курсу "Культуроведение англоговорящих стран", основной целью которого является знакомство учащихся с культурой таких стран, как США, Австралия, Новая Зеланди...