Роль предметной области "Английский язык" в создании индивидуальной программы развития гимназиста
статья по английскому языку по теме
Статья написана в рамках работы экспериментальной площадки "Гимназия как центр гуманитарных антропопрактик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль предметной области «Английский язык» в создании индивидуальной программы развития гимназиста»
Общее назначение ФГОС основной образовательной программы основного общего образования – обеспечить новое содержание и принципы организации образовательного процесса. На мой взгляд, самое большое достижение этой программы – нацеленность на саморазвитие и самосовершенствование школьников. Ещё один немаловажный момент – Программа учитывает возрастные особенности подростков, давая ориентиры для построения индивидуальных образовательных маршрутов на двух этапах: в 5-7 и 8-9 классах. Особенно актуален вопрос создания индивидуальной программы развития на втором этапе, так как этот школьный период является временем самоопределения, «опробования» себя в разных видах деятельности, «проживания» личностно-значимых образовательных событий. Чем старше становится подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, их планированию и управлению своим образованием. В отличие от младшего школьника для ученика-подростка становится принципиальным его личная склонность к изучению того или иного предмета. В связи с этим возрастает роль отдельных предметов, изучаемых школьниками на основной ступени обучения, при создании программ индивидуального развития. Подростки, изучающие английский язык, ждут таких форм обучения, в которых будут реализованы их активность, деятельный характер мышления и тяга к самостоятельности.
В МБОУ «Гимназия» создаются условия, которые способствуют «выращиванию» образовательных потребностей и помогают формированию способностей школьников подросткового возраста. В каких же видах деятельности подросток проявляет себя, изучая английский язык? Во-первых, ученик основной школы активно включается как в индивидуальную, так и в совместно распределённую проектную деятельность, нацеленную на получение социально значимого результата. Во-вторых, ученики подростковой школы способны принять участие в культурно-образовательных проектах, направленных на выстраивание отношений с окружающими людьми и тактики собственного речевого и неречевого поведения. Особого внимания заслуживает социокультурная миссия предмета «Английский язык», которая предполагает формирование опыта социализации подростков в ходе значимых встреч в едином культурно-образовательном контексте. В-третьих, ученики основной школы, склонные к активному взаимодействию и разного рода экспериментам в мире социальных отношений, включаются в сетевое взаимодействие как со сверстниками, так и с учителями. И наконец, в подростковой школе претерпевает изменение деятельность подростка на уроке английского языка, в ходе которой ученик берёт на себя часть ответственности за достигаемый результат.
Какие возможности открывает подросткам индивидуальная программа развития? В сфере проектной деятельности предлагается «годовой» проект, в реализации которого необходимо применить на практике комплекс знаний и универсальных умений. Так, подростки могут включить в свою программу выполнение междисциплинарного проекта по темам «Разработка экологического туристического маршрута по Нижегородской области», «Родной город–часть большой России», «История моей семьи в истории Нижегородского края», «Духовная жизнь жителей российской провинции», «Мой будущий профессиональный портрет», «Я – пользователь всемирной сети Интернет» и многие другие. Важен собственный выбор школьника, его личная склонность к изучению учебных дисциплин и дополнительных курсов, условия для самооценки и самораскрытия, признание сверстниками и взрослыми, а также возможность применения результатов обучения в решении практических задач.
В культурно-образовательном контексте изучения английского языка значимым дополнением к индивидуальной программе развития становится учебный, культурный и проектный модули международных программ «Intensive Language Session» (Паргас, Финляндия) и «Школа межкультурного диалога» (Расеборг, Финлядния). Межличностное и межкультурное взаимодействие становится возможным благодаря сотрудничеству с Центром дополнительного образования «Альфа-Диалог» (г.Санкт-Петербург).
Сетевое взаимодействие подростков найдёт отражение в реализации творческого проекта «Родной город», инициированного МБОУ «Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина» в 2012 году, и «Сетевой площадки юных журналистов», стартовавшей в 2013 году.
Индивидуальная программа развития гимназиста предполагает изменение отношения ученика к деятельности на уроке и является ориентиром для выстраивания целей изучения каждой темы и определения личностно значимых видов урочной деятельности, участие в которых стимулирует стремление к самосовершенствованию. При этом ученик учится самостоятельно прогнозировать идеальный результат освоения темы, пользуясь формулировками «Я способен …», «Я умею …», «Я знаю …», «Я понимаю …», «Я стремлюсь …». Таким образом, в подростковой школе возникает новое отношение к учению, появляется тенденция к самостоятельности: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, а также потребность в оценке своих достижений.
Границы урока существенно расширяются за счёт включения в индивидуальную программу плана участия в олимпиадах. Это тот вид деятельности, в котором подростки применяют знания, умения и имеющийся у них социальный опыт. Гимназисты, планирующие продолжить обучение на старшей ступени, обязательно участвуют в олимпиадах по английскому языку из перечня, утверждённого Министерством образования и науки РФ. За несколько лет работы в гимназии сложился опыт подготовки к заочным и очным турам олимпиад «Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы», «Мир без границ» и «Учитель школы будущего». Выполнение заданий повышенной сложности ориентирует школьников на достижение уровня английского языка, необходимого для поступления в языковые вузы.
Оценка в подростковой школе многомерна, создаётся «эффект 3D» в оценивании достижений подростка:
- 1 измерение – универсальные умения, востребованные на метапредметном уровне;
- 2 измерение – качество предметных достижений, измеряемое при помощи КИМов;
- 3 измерение – позитивная динамика изменений в личности ученика, отмеченная не только им самим, но и общественностью (учителями, родителями, сверстниками, независимыми экспертами).
Итак, программа индивидуального развития гимназиста выполняет важную антропологическую миссию, а именно: формирует у подростков способность ориентироваться в многообразии целей и ресурсов, предназначенных для их достижения, учит школьников самостоятельно обучаться и общаться с разными людьми в процессе решения учебных задач. В подростковой школе возникает новое отношение к учению, появляется тенденция к самостоятельности: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе представлен опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате.Целенаправл...
Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.
В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

Создание индивидуальных маршрутов развития детей в рамках творческих объединений МБОУДОД «ДДТ №2»
Данным материалом могут воспользоваться педагоги дополнительного образования, методисты системы ДОД. В данной статье отражены аспекты работы с талантливыми и одаренными детьми....

«Опыт работы по созданию индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями»
«Опыт работы по созданию индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями» Теорией и практикой доказано, что раннее включение детей с интеллектуально...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО НА ДОМУ
СИПР обучающегося индивидуально на дому...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...