учебно-методический материал "Игровые технологии на уроках английского языка""
методическая разработка по английскому языку на тему

Шолом Наталья Сергеевна

выступление на семенаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе.

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.

Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.

Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.

В игровой форме можно провести и физминутку. Так при изучении темы «Глаголы движения» мы играем в игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе движение называет и показывает учитель, ученики повторяют и движения, и слова. Когда лексика освоена учитель, а позже ведущий из учеников только показывает действия, учащиеся же должны его повторить и назвать самостоятельно.

И, наконец, на обобщающем уроке в игру включается соревновательный момент: класс делится на команды, от каждой из команд выбирается ведущий. Каждому из них достается «список» из 5-10 глаголов движения. Не называя их ведущий показывает движение, команда соперников должна угадать, повторить и назвать нужный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл.

Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится физминутка.

С помощью этой же игры мы отрабатываем конструкцию «Let’s do smth». Элементы пантомимы используются и при изучении других лексических  тем: Спорт, Одежда, Внешность, Части тела и др.

Еще одна такая же «многофункциональная» - «The Chain of Letters». Ею можно заменить физминутку или же использовать в конце урока как элемент рефлексии. Ее основное место – второй класс – при изучении алфавита, но может использоваться в третьем и четвертом классе для актуализации знаний.

Все участники игры встают в круг (в неделящемся классе мы просто встаем в междурядье). Ученики по очереди называют по одной букве алфавита. Тот, кто ошибается или слишком долго вспоминает нужную букву, выбывает из игры, то есть занимает свое место. Побеждает тот, кто не допускает ни одной ошибки. Как правило, в первый раз остаются стоять 1-2 ученика. К концу года из игры выбывает только один-два человека.

В этой игре буквы можно заменить цифрами и числами, названиями времен года, месяцев, дней недели и т.п.

На уроках часто используются и различные вариации игры «Правда/Ложь». Учитель называет, например, звуки, показывая соответствующие транскрипционные значки, и иногда допускает ошибки. Учащиеся должны обнаружить ошибку. С помощью этой игры мы запоминали буквы, цифры и другую лексику, отрабатываем грамматические структуры типа «She is a nice girl».

Для совершенствования навыков аудирования используется игра «Поймай звук». Ученики хлопают в ладоши, когда они услышат в произносимых учителем словах заданный звук. Если ученик ошибается он встает. Остаются сидеть самые внимательные. Вариант этой игры используется при изучении темы множественное число существительных: учащиеся должны услышать и хлопнуть в ладоши на слово во множественном числе.

Для лучшего запоминания новых слов часто используются «договорки»:

У елки цвет всегда один,

Зимой и летом это – green.

Почему сосисок нет?

Утащил их рыжий cat.

Для Шарика, для друга,

Принес я сахар – sugar.

Ты не ленись а повтори

Семья иначе – family.

Ты мультики скорей включи,

Смотрю я телек – watch TV.   

Для объяснения грамматических символов используются приемы, предложенные Шоевой Е. Ю.: «Обучение грамматике также происходит через игру, так как дети ещё не знают по-русски названия частей речи и членов предложения. Поэтому слово “глагол” я заменяю словом “действие”, “местоимение” – “вместо имени” и отрабатываю их по картинкам».

Для объяснения спряжения глагола to be Шоева Е.Ю. предлагает рассказывать учащимся сказку: “Жил-был король to be и было у него трое верных слуг: am, is и are. Самым привилегированным был слуга am, он прислуживал лишь одному господину I. Is прислуживал трём господам: he, she, it. Are – тоже трём: you, we, they.” Если в том, о чём мы говорим, нет действия, то место занимает слуга короля to be. После этого уместно провести игру “Есть ли действие?” Я говорю по-русски ряд предложений и прошу хлопнуть тогда, когда действия нет».

Для отработки полученных знаний мы используем набор карточек символов: учитель называет слова, а учащиеся должны определить каким знаком символом они обозначаются.

Для индивидуальных заданий на уроке используются наборы карточек из пособия Е.А.Барашковой «Грамматика английского языка. Игры на уроках».

Это, конечно же, не полный перечень игр, используемых на уроках английского языка в начальной школе: его можно пополнять до бесконечности. Главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и  она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.

Список литературы:

  1. Английский язык. 2-3 классы: игровые технологии на уроке и на досуге/авт.-сост. Т. В. Пукина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Игры на уроке: 2-3 классы: к учебникам М.З.Биболетовой и др. «Enjoy English. 2 класс», «Enjoy English. 3 класс» - М.: Изд-во «Экзамен»,2008.
  3. Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работы. // Английский язык, №4, 2008 – с.36
  4. Магомедова Л.П. // Английский язык, №22, 2008 – с.5-7
  5. Петрова Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка// Английский язык, №11, 2008 – с.5-6
  6. Шоева Е.Ю. Занимательный английский для младших школьников // Английский язык, №11, 2008 – с.19-20

Игровые приемы вообще должны присутствовать на всех уроках в начальной школе. Это не означает, что на каждый урок придумываются какие-то сложные костюмы и прочие атрибуты. Порой достаточно небольших игровых приемов, чтобы активизировать работу на уроке, удержать или привлечь внимание учеников. Такими приемами могут стать:

  1. «Снежный ком». Игру можно проводить в двух вариантах. Вариант 1: первый ребенок называет слово, второй добавляет свое слово так, чтобы получилось словосочетание, третий добавляет еще одно и так пока не получится предложение. При достаточном уровне подготовки игру можно продолжать до составления текста. Пример: a bear - a brown bear – a brown bear lives – a brown bear lives in the forest. Вариант 2 способствует развитию памяти и запоминанию лексического материала: детям предлагается вспомнит слова по теме «N». При этом каждый ребенок должен повторить все слова, сказанные ребятами до него и прибавить свое. Пример:  слова по теме «Животные» a bear – a bear, a cat, - a bear, a cat, a dog и т.д.
  2. Игра с мячом позволяет провести отработку практически любого материала, необходимого учителю. Вариантов игровых приемов с мячом – великое множество! Несколько примеров из моей практики:
  1. «Переводчик». Дает хороший результат при изучении лексики. Учитель кидает мяч ученику и произносит слово по-английски, ученик, кидая мяч обратно, должен перевести слово на русский язык. Следующим этапом (это сложнее для ребят) учитель произносит слова по-русски, ученики – переводят на английский. В дальнейшем данную работу можно расширить до предложения. Пример: a cat – кошка, a dog – собака и наоборот.
  2. «Переделки». Использую для закрепления грамматических явлений. Учитель называет слово или словосочетание и кидает мяч ученику, ребёнок должен изменить слово в соответствии с требованиями задания и бросить мяч обратно. Примером таких заданий могут быть выбор артикля a/an: bear- a bear, owl – an owl, образование множественного числа имен существительных: a cat – cats, a fox – foxes или отработка образования Present Simple у глаголов в 3 лице единственного числа: read – reads, write – writes и многое другое.
  3. «Цепочка». Так же возможно использование различных вариантов. Передавая мяч друг другу по цепочке, учащиеся должны назвать слова по теме или задать соседу справа вопрос и ответить на вопрос соседа слева. Список игр с мячом можно продолжать до бесконечности. Такие игры не требуют особой подготовки, но ребята всегда с удовольствием участвуют в них.
  1. «Угадай предмет». Служит для активизации или отработки изученного лексического материала. Учитель на доске схематично рисует предмет, а учащиеся должны отгадать как можно раньше, что загадал учитель. Далее игру может вести ученик, первым отгадавший слово.
  2. «Черный ящик». Для данной игры можно использовать коробку или пакет с непрозрачными стенками. Вариант 1: служит для отработки вопросов. Ученик, задавая общие вопросы, должен угадать, что лежит в коробке (мешке). Вариант 2: помогает отработать описание предмета. Ученик ощупывает предмет, находящийся в мешке (коробке) и параллельно описывает его для класса: “It is small. It has a tail.” и т.д. В результате он должен отгадать, что же было в мешке.
  3. «Все слова на букву …». Данный игровой прием можно использовать в конце четверти или окончании изучении темы. Служит для отработки лексики. Для проведения игры необходим алфавит. Ученик с закрытыми словами показывает на плакате с алфавитом букву. Класс должен вспомнить как можно больше слов, начинающихся с этой буквы. Выигрывает тот, кто вспомнит таких слов больше, он же и выбирает следующую букву. Если такой вариант сложен для ваших учеников, можно называть слова, содержащие данную букву, независимо от её местоположения в слове. Подобным образом можно строить и работу со звуком, для такого вариант необходимо запастись печатным вариантом фонетических значков.

При обучении чтению так же можно использовать игровые приемы. Это могут быть различные шарады по теме текста, ребусы и путаницы. «Составить из слов предложение», «Составить из букв слова», - все эти задания способствуют развитию внимания и усидчивости учащихся, а так же позволяют закрепить звуко-буквенный состав слов,  порядок слов в предложении, на основе результатов выполнения данных заданий можно повторить правила чтения или грамматики.

Конечно, далеко не все аспекты освещены в данной статье. В заключение хочу дать несколько советов, которые пригодятся любому учителю, работающему в начальной школе.

  1. Обратите особое внимание на свою наглядность и, особенно, на презентации: если Ваши разработки обилуют анимацией и звуками, все яркое до ряби в глазах, то не удивляйтесь, что дети Вас не видят и не слышат, они просто стараются рассмотреть то, что Вы для них смастерили! Такой же эффект можно получить, придя на урок в новом платье, особенно с яркими и необычными аксессуарами – все внимание учеников будет направлено на восхищение Вами, про урок они даже не вспомнят!
  2. Обратный результат можно получить, предъявив ребятам наглядность «обогащенную» текстом: самые усердные будут стараться прочесть, что за надпись перед ними, а ученики послабее просто сразу потеряют интерес к уроку…
  3. Не ругайте ребёнка, даже если он вытворил что-то из ряда вон выходящее. Лучше удивитесь. Вместо того, чтобы кричать «Что ты натворил, негодник этакий?!» спросите «И как это ты умудрился?» Поверьте, в следующий раз малыш будет внимательнее.
  4. Никогда не обсуждайте отрицательные стороны или ошибки в работе в уничижительном для ученика тоне – он просто потеряет к Вам уважение. И забудьте фразы «Ну, собственно, как всегда, другого я и не ожидала». Вы должны ждать другого! Мысль о том, что учитель в него верит, придаст ребёнку уверенности и поможет справиться с трудностями.
  5. Ваши дети устали и уже не так внимательны, как хотелось бы? Проведите физминутку! В младших классах допускаются 2 разминки за урок, т.е. примерно через каждые 15 минут урока. И это время тоже можно провести с пользой: вспомнить стишок, песенку, лексику.
  6. Пообщайтесь с ребятами на переменке. Поверьте, Вы узнаете много интересного для себя, начиная с проблем самого ребенка и заканчивая информацией о том, что «Вы – самая лучшая!»

Удачи Вам и творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие"артикли имен существительных в английском языке"

пояснительна записка, правила, тренировочные упражнения, тесты...

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка. Выступление на РМО учителей английского языка 01.11.2012

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при об...

Учебно-методическое пособие "Культурологический подход к изучению английского языка"

В пособии представлен алгоритм работы по раскрытию культурологической составляющей на уроках иностранного языка ( формирование метапредметных действий, организация культуротворческого, учебно-познават...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Урок английского языка в 5-м классе «С днем рождения!». Кейс-технологии на уроках английского языка Фарафонова А.П., учитель английского языка

Цель: Развитие коммуникативных компетенций связанных с речевой деятельностью учащихся. Задачи: Научить составлять пожелания с днем рожденья в рамках иноязычной культуры письменной речи.Познакомить с ж...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...